Недавно мы провели первое онлайн IT-шоу, где совместили знания и юмор. Почему всё так странно? Да потому что нам не хотелось делать очередную конференцию с докладами и ответами на вопросы в стиле zoom-звонка.

Если в двух слова, собрали 20 спикеров из разных сфер IT-тусовки в большом доме в Иннополисе и устроили пятичасовой прямой эфир. Зритель мог перемещаться из комнаты в комнату, влиять на происходящее, бить током спикера, а иногда даже срывать доклады (об этом отдельно). По горячим следам безумного проекта IT Nights попробуем сформулировать, почему мы верим в онлайн и расскажем, что осталось за кадром.



Как всё начиналось и что было дальше


У нас было предположение, что IT-сообщество зациклено на знаниях и прокачке скилов. Поэтому конференции культивируют пользу и заряженные на просветление доклады. Культ продуктивности ощущается везде. Негласные правила настоящего айтишника гласят, что лучше начать очередной курс на Курсере или почитать Хабр, чем тратить время на тренды Ютуба. Так что мы решили нарушить правила и приняли челлендж: совместить образование и развлечение.

Вдохновение


В начале лета стало понятно, что бесполезно рассчитывать на большие офлайн-события. В июне мы уже провели первый в мире День города в онлайне — немного прокачались в организации стрима и смогли заинтересовать зрителей. Сейчас понимаем, что по сравнению с IT Nights это были цветочки.

В итоге получили много вдохновляющих отзывов от жителей — это придало нам азарта сделать что-то глобальное. Тогда и решили замахнуться на пятичасовой прямой эфир. Хотелось доказать, что в IT есть место для экспериментальных форматов — рискнуть и сделать не как у всех, не оглядываясь на правила игры.

Получилось? Думаем, что да. Почти взяли планку в 2000 зрителей (самими же заданную) — нас смотрело 1880 человек со всего мира. Ещё один аргумент в пользу «получилось» — это фидбэк зрителей. После завершения трансляции в чате проекта бурлила жизнь ещё неделю точно.


Результаты опроса участников

Команда


Спустя месяц обдумывания идеи оперативная память организаторов оказалась перегружена вопросами механики шоу, локаций, организации трансляции, поиском спикеров и партнёров. Масштаб уже не укладывался в голове, а бэклог скрылся за горизонтом.

Когда первые наброски проекта пошли в продакшн, команда начала расти в геометрической прогрессии. Нужно было закрыть минимум семь направлений:

  • Креатив и идея. Сюда вошли креаторы и сценаристы, которые вели проект от визуала и до — нашептать во время эфира ведущему в ухо шутки или инфу о форс-мажоре.
  • Спикеры. Несмотря на то, что спикеров было немного, работа тут кипела: от подбора релевантных спикеров/тем до организации трансферов и координации на проекте. 
  • Продвижение. Сложнейший и важнейший блок. Продавать то, чего раньше не было оказалось слишком сложно. Нужно было зацепить/объяснить/догнать лид и сопроводить его до момента Х.
  • Дизайн. Визуальных элементов оказалось очень много. Арт-директор, моушн-дизайнеры, художник-постановщик создали огромное количество макетов и реализовали всё в единый месседж. 
  • Спонсоры. Блок, отнимающий много человеко-ресурс: отдел продаж, документооборот (у корпораций сложная история с договорами), менеджмент, работа с креативными интеграциями, сопровождение.
  • Съёмочная группа. Режиссёры и операторы, от которых в моменте зависел почти весь результат проекта.
  • Технический блок. Техдир и команда отвечали за звук, свет, выдачу трансляции в эфир. В очередной раз заставили поверить в то, что они волшебники.


Трансляция


Пять часов подряд удерживать внимание зрителя, избалованного контентом — задача почти нереальная. Поэтому решили действовать радикально и составили максимально безумные рубрики. Если новости, то ASMR, если кейсы от спикеров, то в игре было/не было с шотами, если лекция, то эксперт в костюме лобстера. Если в докладе не хватает искры — надеваем на запястье электрошокеры и бьём током спикера, потом ведущего, потом опять спикера и так далее.


Так выглядела трансляция с десктопа

К счастью, сценарные крючки сработали хорошо. Проблемка случилась с платформой для стрима. Ну как платформа, мы просто прикрутили готовый фреймворк к сайту, спойлер — больше так делать не будем. Почему-то платформа оказалась красной тряпкой для участников. Аккурат после шутки ведущих про хакеров в чат полетело подозрительно много сообщений. Проверку на нагрузочное тестирование сервис провалил. Оказалось, что сообщения автоматически отправлял бот.

Пока мы фиксили чат и тихо паниковали (громко на съёмочной площадке было нельзя), участники продолжали издеваться над уже контуженной платформой. В этот момент мы поняли, что для больших онлайнов сложно найти универсальное стороннее решение и нужно думать в сторону собственных разработок. Об этом расскажем дальше.


Барух Садогурский на связи из Калифорнии

Вы не в прямом эфире


Оказалось, что со стороны переходы между рубриками выглядят как заранее записанные куски видео. На деле короткие анимированные заставки не для красоты, а для того, чтобы ведущие успели добежать с одной локации до другой (а находились они иногда на разных этажах). Надо сказать, делали ребята это филигранно, иногда перепрыгивая через съёмочную группу на последних секундах. И когда зрители начали обвинять нас в записи, а не заявленном прямом эфире, мы смутились от такой похвалы.

Режиссёрам удавалось бесшовно переходить между рубриками. Действительно, могло показаться, что всё выглядит, как на записи. Когда ведущий увидел сомнения зрителей в чате — он внезапно, прямо по середине лекции, ворвался к спикеру в кадр и доказал реальность происходящего.


Это самая просторная локация, где во время съёмок появлялось ещё человек 15

Технические моменты


На съемочной площадке в день Х работали две большие команды. Операторы и режиссёр, перемещались по локациям, как флеши, а техническая команда со вторым режиссёром выпускала картинку в эфир. Рулил процессом режиссёр из ПТС (передвижная телевизионная станция). В ней же сидели технические специалисты, которые отвечали за бэк эфира. Команда в ПТСке (крошечная комната в доме забитая техникой) управляла всем, что происходило на сёмочной площадке. Народу в комнате было столько, что можно было позавидовать плотности населения Китая.

Когда съёмочную площадку (двухэтажный домик 260 м?) заполнили оборудованием, декорациями, техническими специалистами, организаторами и участниками — стало буквально негде дышать. Несмотря на небольшую площадь дома к концу генерального прогона шагомер на руке показывал тревожную цифру 12 километров.


В ПТСке не продохнуть

Все переходы операторов/световиков/звуковиков между комнатами репетировали до мелочей, чтобы зритель не отвлекался на заминки и ожидание следующей рубрики. Каждый на площадке знал свою точку, чтобы никому не мешать и не попадать в кадр. Среди съёмочной группы появились герои Тарантино мистер Белый, Синий, Оранжевый — у каждого был свой цвет скотча и отметки на полу, чтобы не забыть, кто где стоит.

Организовывали эфир по принципу трансляции спортивных матчей: непрерывно переключались между локациями и рубриками, как на футбольном поле. Даже команду операторов взяли с опытом съёмок спортивных событий (но ребята потом сказали, что спорт снимать как-то попроще)

Самое сложное


  • Начинать. Что появилось раньше: курица или яйцо? Звать спикеров без программы или наоборот составлять программу без спикеров? Правильный ответ — надо начинать делать всё и как можно раньше.
  • Продавать то, что никто не продавал. Фактически мы заявили о продаже ролика с ютуба (во времена бесплатного ютуба)
  • Когда не с кем посоветоваться. Никто до тебя подобного не делал и нет возможности спросить «а как вот тут лучше?»
  • Не паниковать, когда билеты не продаются. Это онлайн, люди придут в последнюю неделю, а точнее — час.


5 выводов после проекта


  • Бояться нужно, страх —  важное качество самоконтроля, но не давайте этому чувству побеждать.
  • Шутить сегодня от имени бренда — вверх смелости. Ведь пошутить и не нарушить правила толерантности нового мира практически невозможно.
  • Развлекательный формат интересен даже суровым инженерам — ребята умеют шутить и готовы к самоиронии. 
  • Факапы будут всегда сколько ни готовься — интернет отрубится, микрофон сядет, а световику придётся исполнить сальто, чтобы уйти из кадра за секунду до эфира.
  • В онлайне нет возможности всё продумать — и это придаёт изюминку.



Управляющий партнер и сооснователь Skyeng Александр Ларьяновский

Онлайн, что дальше?


Онлайн уже никуда не уйдёт из нашей жизни — это факт. Как бы сегодня мы не скучали по массовым мероприятиям в оффлайне, когда все запреты относительно ивентов снимут, останется спрос на диджитал-версию — в домашних тапочках и с котом. Так было с мессенджерами и видеозвонками, которые стали конкурентами личным встречам. Онлайн же начнёт развиваться, пробовать новые форматы, искать оптимальные.

Очевидно, что онлайн понесёт в сторону крутой картинки и вовлечения — что-то на стыке компьютерных игр и дополненной реальности.

Партнёрам придётся стать изобретательнее


Сегодня нет идеальной механики взаимодействия партнёра с аудиторией и тут весь карт-бланш будет у ребят, которые окажутся посмелее и изобретательнее. На ссылку «о компании» вряд ли обратят внимание, ведь все мы уже давно испытываем баннерную слепоту. Партнёрам придётся перерождаться в ниндзя-маркетологов/HR и привлекать аудиторию с клиповым мышлением новыми инструментами.


Антон Черноусов и Паша Финкельштейн готовят бутеры

Свой технический отдел


Чтобы организовывать качественные конференции, необходимо наращивать экспертизу в разработке. Именитых спикеров и сильных докладов уже недостаточно, такой набор отлично работал в офлайне, но онлайн диктует свои правила. Организаторам пора задумываться (в идеале уже реализовать) о собственных технических решениях. 

Повышать уровень технического обеспечения необходимо как минимум для безопасности. Кто-нибудь может зло пошутить и устроить DDoS-аттракцион. Делегирование ключевых функций сторонним сервисам может плохо кончиться. Мы убедились в этом и больше не хотим танцевать на граблях.


Алексей АйтиБорода, Дмитрий IT-KAMASUTRA, Дарья Пушкарская и Максим Михеенко в рубрике «Кто хочет стать айтишником»

Что останется неизменным – всё всегда будет в последний момент


Самое большое напряжение в первые минуты после начала трансляции — зрители по привычке заходят минуту в минуту. Самый большой поток сообщений в поддержку именно в этот момент: кто-то не нашёл кнопку, кто-то перепутал букву в номере билета или вообще только начал покупать билет.

Прогнозы


Не будем загадывать, но в следующем году очень хочется попробовать совместить офлайн и онлайн. Тут уже найдётся место предметным докладам и альтернативным рубрикам. В этом случаем удобно делать параллельные программы, как на музыкальных фестивалях, кто-то идёт слушать про работу с серверными хранилищами, другие выбирают лекцию-стендап. 

Возможно, офлайн станет неотделим от онлайна. К офлайн-событиям может добавиться новое требование — продуманная трансляция, а не просто видеопоток докладов.

Увидимся в следующем году. Не забывайте, что будущее не спит! Кстати, на новогодних праздниках опубликуем записи шоу на нашем Ютуб-канале.


Команда IT Nights (это лишь те, кто работали на площадке, нас было чуть больше)

Кто дочитал, тому вот:


  • Самые первые крики после окончания стрима: «Ура!». Но более громкие «УРА! Наконец-то можно сходить в туалет!» (это мысли почти всех, кто был на съёмочной площадке).
  • На ASMR-новости мы отобрали акёра, который не смог прочитать текст шёпотом из-за вставной челюсти. Да, бывает.
  • У нас было всего 20 спикеров, но двое из них умудрились потерять паспорта в Иннополисе.
  • Проект начали реализовывать только за 2,5 месяца, хотя идея появилась чуть раньше (были внутренние траблы).
  • Одному боженьке известно, как мы всё успели.