Привет, Хабр! В конце каждого года принято подводить различные итоги и Хабр не стал исключением. Лента наполняется темами типа «топ ЯП по итогам 2020», «топ 10 технологий», «топ 20 работодателей», тысячи их. Но чего нет — так это списка зашкваров года, которые подарили нам IT-компании и которые вызывают чувство испанского стыда. Надо сделать, подумал я и составил такой топ сам. Почему, зачем и собственно сами герои — под катом. И прошу не судить строго, это мой первый, чисто развлекательный и субъективный пост.

«Каин после убийства своего брата Авеля взгляда на российское айти в 2020» — коллаж автора

Это уже было в «Симпсонах»


К моему удивлению, я не обнаружил такого подобного «позорного списка» ни на одном из более-менее известных ресурсов. А такого, чтобы кто-то делал это на регулярной основе каждый год — и вовсе нет. В 2007 были жалкие попытки в виде создания «Антипремии Рунета», которая задумывалась как поощрение тех, кому на небезызвестной и мусорной «Премии Рунета» не хватило места. Продержалась Антипремия 7 лет, после чего цирк сгорел, а клоуны оргкомитет разбежался. Впрочем, даже к лучшему. С тех пор никаких попыток не делалось.

Вечно ниша свободной быть не может, так почему бы не попытаться занять её с этим небольшим постом, не претендующим на пафосный статус «премии». Тем более премия как бы подразумевает какое-никакое, но всё же награждение, а участников этого топа награждать никак не хочется.

Если пост зайдёт общественности — каждый год буду его актуализировать. Более чем уверен, что на данную тему компании натравят сочувствующих гребцов и заминусят в хлам, а некоторые и без указки придут отстаивать родную галеру, но на такие жертвы придётся пойти, ради всеобщего блага (и я ни капли не шучу, когда так говорю), как говорится «чтобы помнили». Подлости забывать нельзя, покуда они не искуплены равноценными делами. Так мы подошли к пояснению, зачем я это делаю.

Зачем


Все просто — у нашего общества крайне «короткая» память. В мире, где каждый день генерируются терабайты информации, где между информационными сервисами идёт битва за внимание людей — такая память становится спасительным для нашего мозга способом не «перегореть». В этих условиях значительные скандалы быстро забываются, а компании их учинившие — продолжают пиариться (в том числе и на Хабре), успешно хантить людей, засылать гонцов на конфы с рассказами о крутости компании. На мой скромный взгляд такого быть не должно и за всё нужно платить репутацией и понимать, что совершать подлости плохо не только, с точки зрения этики, но и вредно для бизнеса.

Сразу оговорюсь, что некоторые инциденты из перечисленных начались ещё в 2019, но основное развитие получили в 2020, что и позволяет зачислить их в этот перечень. Вся информация взята из публичных источников, а вольная трактовка событий являет собой набор оценочных суждений автора. Посмотрим же, какой стыд нам подарил уходящий год.

Копирасты года — Wargaming


Ещё 17 декабря 2019 года картофельная танковая фабрика оскандалилась тем, что начала юридически преследовать своих бывших сотрудников в судах Беларуси, Кипра и США за работу над опенсорс проектом движка Framework/DAVA Engine, который она официально развивала до весны 2018 года. Поддержка проекта в качестве опенсорс официально декларировалась Wargaming на многих конференциях, в статьях, интервью и других источниках. Но потом, пять незадачливых выходцев из Wargaming, которые на данный момент работают в белорусской компании «БлицТим», получили персональные иски и требование компенсации в виде $1 690 000.

Вышеупомянутые сотрудники ранее работали в минском центре разработки кипрской группы компаний Wargaming и принимали непосредственное участие в разработке игры World of Tanks Blitz и движка DAVA Framework/DAVA Engine, который потом использовали в собственном проекте Battle Prime. Когда проект (выглядящий, между прочим, очень годно) был представлен, картофельная фабрика золотых снарядов его тоже оценила и захотела поиметь свой гешефт.

Сейчас сутяги из Wargaming делают вид, что ничего криминального не происходит, не комментируют ситуацию и всё также клепают посты в своем бложике про то, какие они молодцы. В Верховном суде Беларуси танкофилы уже проиграли. Пожелаю парням из «БлицТим» удачи, а киприотам-золотоснарядникам из Wargaming дарю своё презрение. Кто хочет следить за процессом — может делать это тут.

Работники года — ДИТ


Или Департамент информационных технологий города Москвы (чувствуете, как повеяло номенклатурой?). Про дела этих ребят вы наверняка слышали, ведь 2020 для них выдался ну очень продуктивный. Если пандемия застала вас в Москве, то, возможно, вы даже были вынуждены пользоваться их говносервисами (под угрозой штрафа).


Криво работающие «Цифровые пропуска» получающие разрешение на отправку рекламы на следующие 10 лет, забагованный «Социальный мониторинг», наспех собранный из кода трекера мусоровозов и обязывающий людей раз в 3 часа делать селфи и отсылать на проверку, откровенно шпионское «Госуслуги СТОП Коронавирус» (это реальное название от богов нейминга) — все это поделки этих ребят. При этом их бюджет в 2020 составил 80 млрд руб. Как говорится, делайте выводы господа. Что забавно, по собственной оценке бракоделов из ДИТ — все это позволило Москве избежать самого опасного сценария, который был в Италии и других европейских странах. Ага, конечно, особенно если отчётность по заболевшим можно подкручивать.

Бурление говн от этих сервисов было такое, что владыка ДИТ, амбассадор Бенгальского залива Эдик Лысенко, при поддержке своих миньонов даже снизошел до «диалога» с сообществом, в котором ничего толком и не сказал, а возможность уличить дитовцев во лжи была бездарно слита, ввиду нежелания Хабра «вставать ни на какую позицию, а предоставить площадку и быть рупором». Ну вот это «мы вне политики», ага. Дошло до того, что пообещали даже второй эпизод диалога, но уже с приглашённым экспертом, который будет притягивать дитовцев за слова, но разговоры так и остались разговорами, а ДИТ прекратили активность на Хабре. Действительно, чего этим холопам пояснять, господам некогда, нужно бюджеты осваивать.

Перевозчики года — Яндекс.Такси


В рамках освещения ситуации по делу Ивана Голунова издание Медиазона получило комментарий пресс-секретаря ЯТ Наташи Рожковой о том, что сервис передаёт силовикам данные о поездках своих клиентов по первому же запросу, даже если он прислан с почты на мейлру, а не в официальном виде. Именно от ЯТ один из экс-полицейских, сейчас проходящий обвиняемым по делу Голунова, узнал его домашний адрес.

Как рассказала Рожкова, сервис обязан предоставлять данные по официальным запросам правоохранительных органов. «Как правило, правоохранительные органы в запросах не сообщают деталей дела, является ли человек подозреваемым или, наоборот, потерпевшим. Из практики мы знаем, что предоставление информации важно для раскрытия преступлений и подчас помогает спасти чью-то жизнь». Вот уж точно, благими намерениями вымощена дорога в ад.


Впрочем я не удивлен такими речами Наташи. До того, как стать прессеком Я.Такси, Наташа подвизалась на госслужбе начальницей специально для нее созданного, отдела информационной политики администрации Орловской области, прославившись там тем, что написала заявление в прокуратуру на учредителя одной из орловских газет и пыталась «строить» главреда другой (не были лояльны губеру), в перерывах радуя людей инструкциями в своем FB, как процедить воду через лифчик, если вы вдруг оказались в тайге. Пост был удален, но чиновница успела попасть в очередной скандал и втянуть туда своего бывшего начальника, врио губернатора Андрея Клычкова. В Яндекс берут только лучших, да? Вскоре после всего этого Наташа из Яги перескочила в Сбер. К чему тут такая большая вставка про эту даму, спросите вы? А к тому, чтобы вы знали, какие персонажи занимаются отмыванием имиджа.

Чуть позже, главарь пресс-службы ЯТ Вова Исаев заявил, что бумажный запрос таки был. Но в виду аффиляции Яши с госами — я лично склонен думать, что им никто не мешает выдать данные хоть по свистку, не то что по запросу с личной почты на мейлру, а бумажный запрос можно и задним числом сделать. Тем более, что бумагу эту можно никому не показывать, ведь раскрывать содержание таких запросов запрещает, например, статья 161 УПК.

Яндекс.Такси нет в реестре организаторов распространения информации, то есть сервис «имеет право не предоставлять правоохранителям никаких данных», но всё равно делает это, видимо, по дружбе. Отмечу, что отдельного блога на Хабре у компании нет, может, даже и к лучшему.

Клиентоориентированность года — Яндекс.Go


В 2020 году сервис Я.Такси сменил название на Яндекс.Go, вобрав в себя еще несколько желтопузых сервисов. Поменялась оклейка машин, реклама, но не главное — люди и процессы. А ведь не зря говорят, когда в борделе плохо идут дела — менять нужно девочек, а не кровати. Именно потому, что люди и процессы остались теми же, зашквар ЯГи не заставил себя долго ждать.

25 декабря появилась статья от клиента сервиса, который обнаружил, что цена за поездки на такси, для клиентов имеющих подписку Яндекс.Плюс (своеобразная программа лояльности) выше на 10%, чем цена для клиентов без Плюса. Что примечательно — именно эти 10% хитрецы из ЯГи обещали своим клиентам в виде «кэшбека» баллами, которые можно потратить на желтые сервисы. По сути клиент сам переводит свои деньги в баллы, а ЯГой это подается как офигенный бонус.

От такого маневра, общественность натурально начала превращаться в нефритовый стержень и ринулась сравнивать цену на такси с Плюсом и без оного — все сходилось с показаниями топикстартера. Так как топикстартер выбрал наиболее благоприятную дату и время публикации (вечер пятницы, время когда пиарщики ЯГи спокойно квасят в барах) то тема осталась без должного ответа со стороны сервиса. Впрочем, ответить было по факту нечего.

В этот же день, после публикации статьи (напомню, вечер пятницы) — сервис оперативно поправил пользовательское соглашение и пытался вяло отвечать, а в понедельник начал «нативно» отрабатывать негатив, публикуя через сочувствующие телеграм-каналы и неподкупных журналистов «объясняющие статьи» (с мутнейшими схемами) согласно которым, клиенты с плюсом платят не дороже, а просто часть суммы переводятся в баллы. Крайним в этой системе остается водитель, но всем пофигу. В итоге осадочек, как говорится, остался даже у некогда лояльных клиентов, а градус народной любви к компании на букву Я — еще больше снизился. Будьте аккуратны со всякими там программами лояльности.

Связисты года — Yota



Можно как угодно относиться к деятельности ФБК и их фюреру-блогеру (мне, например, нравится их развлекательный бложик на YouTube), но в 2020 с их подачи в этом посте можно упомянуть компанию Yota, которая незаконно отключила связь одному из самых известных сотрудников ФБК Руслану Шаведдинову в момент, когда силовики ломали дверь в его квартиру, чтобы не дать ему возможности оповестить родных или адвоката о происходящем, и спустя несколько дней даже не удосужилась прокомментировать эту постыдную историю.

Позже стало известно, что Yota ещё и установила особый режим для номера Шаведдинова, при звонке, на который сообщается, что абонент находится не в сети. Также к номеру прикреплена плашка с пометкой «обо всех действиях по номеру сообщать в PR».


Конечно, скорее всего, почти любой оператор выполнил бы такое незаконное требование про отключение связи. Но, как правило, в каждой подобной ситуации находится один смелый, который не стал бы это делать, но какой именно в конкретный раз окажется смелым — заранее никогда не знаешь.

Телеком вообще не жалует Хабр, вот и у голубых телефонистов нет блога, один их аккаунт уже 2 года молчит, а второй аккаунт используется исключительно для ответов.

Карьерная возможность года — ?Wildberries


Случай, который на Хабре не был освещен вообще. В конце сентября в Дикой Ягоде закрыли крупный (по их меркам) проект с командой из 30 человек, а от руководства поступило указание сократить на некоторых проектах 30% штата. Такое случается, конечно, но это было лишь начало.


29 ноября руководительница группы мобильной разработки в Wildberries Татьяна Аверьянова рассказала о массовых сокращениях в компании. По её словам, маркетплейс выпинывал на мороз увольнял сотрудников «целыми командами по «собственному желанию»», не выплачивая компенсации. А уже 30 ноября в офисе увольнялось столько людей, что отдел кадров и бухгалтерия не справлялись с обработкой и выдачей документов, часть попросили прийти за доками позже.

Так же она рассказала о том, что Wildberries задерживает зарплату, технику для работы выдаёт сотрудникам только «в аренду» за плату. Компания приостановила набор новых сотрудников и иногда отзывает уже отправленные кандидатам предложения. В Wildberries, конечно же, все отрицают. Но рейтинг и отзывы об этом корейском онлайн-базаре на Хабр.Карьере как бы намекают на истинное положение дел.

Стыд и срам года — ?Рамблер


В этой номинации и не могло быть другой компании, ведь инциденты подобные этому происходят чуть ли не раз в несколько лет. Данная история была широко освещена на самом Хабре и за его пределами, поэтому я не буду детально ее пересказывать. Кратко напомню, что в декабре 2019 Рамблер спустя 18 лет начал судебное преследование своих бывших сотрудников Игоря Сысоева и Максима Коновалова, пытаясь отжать у них права на самый популярный в мире веб-сервер Nginx, который был создан в 2002, когда Сысоев работал в Рамблере сисадмином. Незадолго до этого Nginx был куплен американской корпорацией F5 Networks за $670 млн. Узнав об этом, в Рамблере жутко возбудились, и посчитав что Nginx был создан в служебное время, и заявили о своих правах на проект. Немедленно было возбуждено уголовное дело, а в офисе у Сысоева и Коновалова даже прошли обыски. Претензии предъявила компания Рамблер, хотя формально обвинителем стала Lynwood Investments CY Ltd, которой передали на это права. Последняя связана с совладельцем группировки Rambler Сашей Мамутом.

Реакция общественности не заставила себя долго ждать и IT-аудитория облила Рамблер таким потоком говна, что долетело даже до самого Германа Грефа, который был вынужден вмешаться в ситуацию через своего зампреда Льва Хасиса, который на тот момент был председателем совета директоров Рамблера. В итоге в 2020 Рамблер попросил прекратить уголовное дело о правах на Nginx, исключив себя из числа потерпевших. Правда теперь истцом станет кипрская Lynwood, продолжив разбирательство уже в международном суде.

На Хабре у этой группировки клоунов есть аккаунт и блог, который они в последнее время начали оживлять и практически никто уже не припоминает компании этот стыд.

Что забавно, сам Хабр показал себя в этой истории довольно неоднозначно. Ситуация с Nginx сподвигла написать осуждающий пост самого Денискина, редакция вела хронологию инцидента, а на главной была даже специальная ссылка, позволяющая держать руку на пульсе ситуации. Но это всё не помешало пригласить Рамблер в «марафон удалёнки». Как говорится, вы не понимаете, это другое. В целом понятно желание быть «IT-Швейцарией», но тут либо крестик снимите, или трусы наденьте.



Заключение


Надеюсь, в 2021 будет меньше стыда за наше родное айти, а все провинившиеся реабилитируются выпуском крутых опенсорс продуктов (например). Учитывать ли инфу из этого поста при устройстве на работу в такие компании, при одобрении их активности на Хабре или конфах? — Каждый решает сам.

Спасибо, что прочитали этот пост и увидимся в следующем году. Если я упустил кого-то, за кого тоже в 2020 было стыдно — пишите о них в комментариях. Также буду рад почитать вашу объективную критику, с ней получится делать Хабрастыд-2021 менее стыдным. Всех с Новым Годом и Рождеством!

Минутка заботы от НЛО


Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Как написать комментарий и выжить
  • Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
  • Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
  • Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.

Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт
> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта

Суточный UPD


Я немного в шоке, какой эффект произвел пост. Опубликовал сегодня его на Пикабу и VC. Он показывает, что тема, которая будет бичевать корпоратов за их косяки просто необходима, поэтому Хабрастыду 2021 — быть! Спасибо всем кто не боится поддерживать, тем кто помогает править мою ужасную пунктуацию (извините) и тем кто критикует и ругает. Я все прочел и обещаю намотать на ус (если останусь в 2021 жив, конечно).