Давайте начнём с азов, если брать определение из всем известной и всеми любимой Википедии, то L-система (или же система Линденмайера) — это параллельная система переписывания и вид формальной грамматики.
Если говорить простым языком, то L-система состоит из алфавита символов, которые могут быть использованы для создания строк, набора порождающих правил, которые задают правила подстановки вместо каждого символа, начальной строки ( “аксиомы” ), с которой начинается построение, и механизм перевода образованной строки в геометрические структуры. Самым простым примером L-системы может служить задача построения дерева.
Вводные данные:
Строка (далее Аксиома): A B
Переменные (которые мы можем задействовать в построении дерева): A B C
Правило (правило по которому каждая переменная на последующие строке меняется):
A - > AB
B - > AC
C - > A
Получаются такие преобразования:
Поколение | Состояние |
---|---|
1 | A B |
2 | AB AC |
3 | AB AC AB A |
4 | AB AC AB A AB AC AB |
5 | AB AC AB A AB AC AB AB AC AB A AB AC |
6 | и так далее… |
Основным направлением, в котором применяются L-системы, это моделирование процессов роста как живых организмов, так и неживых объектов (кристаллов, раковин моллюсков или пчелиных сот).
Пример:
Для моделирования подобных процессов, мы с вами будем использовать такой язык программирования как Python, в нём есть встроенная библиотека “turtle”.
Итак, приступим:
Здесь мы импортируем библиотеку Turtle в наш проект:
import turtle
Далее мы подключаем все необходимые конфигурации для нашей черепашки:
turtle.hideturtle()
turtle.tracer(1)
turtle.penup()
turtle.setposition(-300,340)
turtle.pendown()
turtle.pensize(1)
Далее мы задаём значение непосредственно самой аксиомы и сопутствующих параметров, необходимых для задания последовательности:
axiom = "F+F+F+F"
tempAx = ""
itr = 3
(itr- значения итераций цикла, оно нам понадобится в следующем шаге при написании нашей программы)
В данном цикле, где как раз нам и понадобится переменная itr-, мы занимаемся обработкой и "выращиванием" непосредственно генома нашего фрактала/растения:
for k in range(itr):
for ch in axiom:
if ch == "+":
tempAx = tempAx + "+"
elif ch == "-":
tempAx = tempAx + "-"
elif ch == "F": #F
tempAx = tempAx + "F+F-f-F+F"
else:
tempAx = tempAx + "f"
axiom = tempAx
tempAx = " "
print(axiom)
Если мы с вами пробежимся по циклу, то сразу же в первом условии мы увидим фильтр на символ "+":
if ch == "+":
tempAx = tempAx + "+"
Здесь мы ищем в аксиоме (изначальной строке) знак “+” и при его появлении мы добавляем символ “+” в последующую строчку. Так же происходит и с символом “-” и “f”, мы просто добавляем в последующую строчку символы “-” и “f” соответственно. Но при появлении в нашей аксиоме символа “F”, мы поступим немного иначе и добавим в последующую строчку уже последовательность символов “F + F – f – F + F”, для увеличения длины каждой последующей строки. Данное действие в принципе не принципиально, но для быстроты генерации “генома”, я решил поступить именно так. В конце мы обязательно приравниваем аксиому к нашему геному и обнуляем его:
axiom = tempAx
tempAx = " "
Результат (значение аксиомы):
Ну что, вроде по генерации генома всё понятно, давайте уже приступим непосредственно к визуализации. Для этого нам понадобиться простенький цикл, который будет переводить встречающиеся в геноме символы в движения черепашки:
for ch in axiom:
if ch == "+":
turtle.right(45)
turtle.forward(10)
turtle.right(45)
elif ch == "-":
turtle.left(45)
turtle.forward(10)
turtle.left(45)
else:
turtle.forward(20)
Сразу можно заметить, что по аналогии с предыдущим пунктом, мы детектируем символы "+", "-", "F" и "f". Только теперь в момент, когда мы встречаем символ "+":
if ch == "+":
turtle.right(45)
turtle.forward(10)
turtle.right(45)
Мы поворачиваем сначала на право, на 45 градусов, потом проезжаем расстояние, равное 10, и потом мы снова поворачиваем на право, на 45 градусов. Когда же мы встречаем символ "-":
elif ch == "-":
turtle.left(45)
turtle.forward(10)
turtle.left(45)
Мы делаем все те же самые действия, что и при символе "+", только на этот раз поворачиваем уже не вправо, а уже влево. Но если же мы встретим символы "F" или "f", то мы просто буем проезжать вперёд на 20 пикселей:
else:
turtle.forward(20)
В итоге мы получаем вот такой фрактал-снежинку:
Если же мы захотим раскрасить наш фрактал-снежинку, то нам понадобиться перед циклом из предыдущего пункта добавить строчки:
turtle.fillcolor("#99BBFF")
turtle.begin_fill()
Где #99BBFF - это кодировка цвета (RGB: 153, 187, 255), а begin_fill() это начало заполнения цветом. И в конце, уже после цикла, добавить строчки:
turtle.end_fill()
turtle.update()
turtle.done()
А end_fill() означает конец заполнения. Далее мы обновляем и выключаем нашу "черепашку". И на выходе мы получаем вот такой фрактал-снежинку:
Вы так же можете посмотреть, "потыкать" код, изменяя параметры и данные в нём.
В конце, хочу также добавить, что мне очень понравилось работать и писать по данной тематике, возможно, в будущем, я напишу ещё ряд статей по теме "L-системы", но а пока, хочу представить вам результаты моего тыканья творчества:
shuhray
Есть целая школа рисующих ботаников, у них свой софт
algorithmicbotany.org/virtual_laboratory
algorithmicbotany.org/lstudio
Вот здесь в начале пара книжек про системы Линденмайера
algorithmicbotany.org/papers
VolinNilov Автор
Спасибо большое, обязательно изучу)