Визуализация в шлеме пилота F-35 Joint Strike Fighter
F-35 — один из самых дорогих самолётов в истории авиации, его разработка сопровождалась перерасходом бюджетов и многими известными косяками. Но в конце концов проект завершили и выпустили самолёт в серию. Одно из главных конструктивных изменений F-35 заключается в удалении большого количества маленьких тумблеров, которые заполняли панель старого кокпита. Их заменили большим сенсорным экраном.
Ребята из авиационного журнала Husk-Kit попросили (анонимного) пилота F-35 дать откровенную оценку самолёту. И оказалось, что сенсорный экран вызывает серьёзные проблемы. Например, у этого конкретного пилота процент ошибок при попытке активировать функцию составляет 20%.
Вот что он говорит: «Остальной кокпит красив на вид — ничего аналогового, всё цифровое, в кабине осталось примерно 10 реальных физических переключателей. Заметьте, я говорю красив на вид, но это не обязательно значит, что с ним удобно взаимодействовать! Теоретически цельный дисплей великолепен. Это сенсорный экран, вы можете настроить его так, чтобы он показывал практически всё, что вы хотите, в любом виде. К примеру, топливный дисплей. Можно развернуть его на большое окно, которое показывает всё о топливной системе самолёта: содержимое каждого бака, какие насосы работают, температуру топлива, центр тяжести и т. д. Или свернуть его в маленькое меньшее окно только с основной информацией. Или не показывать его вообще, потому что на кнопках доступа к функциям (Function Access Buttons, FAB) в верхней части дисплея всегда есть небольшая секция топлива с необходимой информацией, которая видна в любое время. В этом вся прелесть дисплея — размер и настройка. Недостаток в полном отсутствии тактильной реакции. Бывает непросто нажать правильную «кнопку», когда самолёт в движении, так как временами неслабо трясёт. В настоящее время я ошибаюсь с кнопками примерно в 20% случаев во время полёта. Причина в неправильной идентификации или, чаще всего, палец не попадает из-за турбулентности или под действием ускорения. Один из самых больших недостатков в том, что вы ни к чему не можете прижать руку во время нажатия — подумайте, насколько проще печатать на смартфоне большими пальцами, когда держишь его в руках, чем пытаться попасть по виртуальной клавиатуре только указательным пальцем».
Для сравнения, так выглядел старый кокпит:
Это не первый раз, когда пилоты говорят о проблемах, возникающих при установке сенсорных экранов или мембранных переключателей вместо физических толстых кнопок и переключателей. По сравнению с ними сенсорные экраны лучше настраиваются и более универсальны, а мембранные переключатели дешевле. Но всё это не очень надёжно.
Когда дело доходит до кризисных ситуаций, возникают всевозможные проблемы. А сегодня эргономика сенсорного мира проникает практически повсюду.
namikiri
Вы ничего не понимаете, просто этот ваш пилот — старпёр, луддит и сопротивляется прогрессу.
panvartan
Пилот хороший, но лишний — в следующем поколении исправят.
lpssp
И будет ещё хуже?
panvartan
От самой технологичной машины для убийства? Лучше точно не будет.
vmkazakoff
В турецких байкатарах почти убрали (читай "на земле забыли") но пункт управления там нифига не на сенсорных мониторах.
eugene08
Bayraktar
igor-D
Надеюсь пока пилота не убирают, они додумаются, что надо приглашать тех людей, кто будет этим пользоваться, а не дизайнеров?)
vmkazakoff
Ждём теперь голосовое управление!
pulsatrix
vmkazakoff
Это или для отмены последнего действия или для ускорения/усиления выполнения текущей команды.
Am0ralist
Для ускорения отдачи приказа же! Сами посудите:
«Открывай огонь на поражение по тому неизвестному летательному аппарату»
и
«Фигарь по то фигне»
vmkazakoff
Или совмещения нескольких приказов в один: команда "хе%#ч!" одновременно приказывает открыть огонь по всем целям, поднять скорость до максимума и поменять направление движения. Три в одном.
В свою очередь "кудаб#%" останавливает выполнение последней команды.
А "да #%пта" рекурсивно перебирает варианты исполнения текущей команды (значений которых может быть много, как мы видели в первом примере).
swarggg
оно тоже есть в Ф-35 и тот же пилот про него тоже сказал, что «фу»
IGHOR
Вражеский рупор будет пытаться переубедить самолет стрелять.