О работе в стартапах ходит огромное количество слухов. Среди них чаще встречаются: «вам не будут платить вовремя», «вы будете работать круглыми сутками», «вы должны делать то, что не входит в ваши обязанности», «компания может обанкротиться». Но стоит отметить, что каждое из этих утверждений в чем-то верно.
Однако, это всего лишь слухи, и они не показывают всей картины. Да, в них есть доля правды, но если погрузиться в тему чуть глубже, то можно заметить не только минусы, но и плюсы. Не обязательно у компании должны быть проблемы, просто потому что она новая и маленькая. Справедливости ради, даже у крупных корпораций есть свои недостатки (и часто — они абсолютно те же, что и у стартапов). Точно так же, у вас могут быть нелюбимые коллеги, или вам будет приходится работать и днем и ночью.
Итак, проблемы стартапов не являются уникальными. Это проблемы, с которыми сталкиваются все компании. Просто в других масштабах.
Где бы вы не решили работать — если место вам подходит и вам комфортно — вы будете хорошо проводить время. Если место не для вас, то это не значит, что компания плохая. Просто она вам не по душе. (Хотя стоит отметить, что есть и объективно плохие работодатели).
Как же выбрать хорошее место для себя? Об этом и поговорим в этой статье.
- Познакомьтесь с вашим CEO.
В силу своей структуры, в стартапе CEO, скорее всего, будет вашим непосредственным начальником.
Во время работы в стартапе, вы будете тратить много времени на обсуждение и разговоры с директором. Если вам не удастся наладить личный контакт, то ваша работа будет достаточно нервной и полной стрессов. Более того, вам даже будет некуда выплеснуть свое разочарование и не с кем обсудить свои проблемы.
Поэтому, прежде чем приступить к работе — понаблюдайте за вашим будущим боссом.
Ознакомьтесь с его (или её) прошлыми интервью, посмотрите страницы в социальных сетях. Даже если они не дадут вам полной картины, они позволяют составить первое мнение и примерно понять стиль управления бизнесом. - Проверьте финансовое состояние компании.
Я не говорю вам о том, что нужно просить финансовые документы компании. Но обязательно обратите внимание на сайт (особенно если есть страница для инвесторов). Постарайтесь определить, сколько инвестиций компания уже получила и может ли она позволить себе платить вам вовремя. Уровень комфорта и довольства рабочим местом не имеет значения, если вам не платят.
Кроме этого, посмотрите на какой стадии находится компания. Они только начинают накапливать капитал? Уже есть готовая модель прибыли? Не стоит слепо верить всему, что пишут в вакансии, особенно зарплате. Как правило — чем моложе бизнес, тем тяжелее вам будет работать первое время, и тем меньше шансов на своевременную оплату. - Узнайте об истории компании и ее достижениях.
Взгляните на историю компании на её веб-сайте и в новостных статьях. Сразу обратите внимание на «возраст» компании. Вообще, если компании меньше трёх лет, я бы счел её супер-рискованной для работы. Аналогичным образом — если компания существует уже достаточно долгое время, но никакого результата работы нет (а это участие в конференциях, демонстрация продуктов, инвестиции) — держитесь от такой фирмы подальше. Это похоже на место без мотивации к развитию (или даже без жизнеспособной бизнес модели). Скорее всего, скоро предприятие потерпит неудачу. - Определите, будет ли компания расти.
Или, по крайней мере, не закроется ли в ближайшее время.
Этот пункт статьи достаточно сомнителен, ибо истории известны примеры того, как уверенные в своем предсказании люди полностью ошибались. Тем не менее, стартапов которые прогорели гораздо больше, чем известных AirBnB и Apple.
Лично я предполагаю, что любой стартап имеет неограниченный потенциал (если отдельно не указано иное). Следовательно — постарайтесь определить, есть ли у этого стартапа потенциал для роста. Постоянно читайте о тенденциях рынка, связанных технологиях и изучайте интересы людей (потребителей).
Если говорить более конкретно — изучите, какие технологии использует стартап в своей работе и в чем его ценность для клиентов и/или общества. И опять же — внимательно изучите веб-сайт. Если компания сама не может внятно и конкретно описать что она делает — это сразу огромное «нет», на вопрос о работе там. - Не доверяйте сайтам со списком вакансий.
Сайты, такие как Glassdoor и Monster.com – отличные ресурсы. Однако у стартапов, обычно, слишком мало сотрудников, чтобы вы смогли найти действительно ценную информацию. И если даже вы найдете какой-то отзыв о работе, то скорее всего он был написан бывшим сотрудником, и там не будет никаких положительных вещей о компании.
Кроме того, как уже было сказано выше, разные люди по разному относятся к одним и тем же вещам. Если место оказалось неподходящим для кого-то, далеко не факт, что оно не подойдет вам. Поэтому — почитайте подобные сайты, но не воспринимайте их слишком серьезно. - Обратите внимание на команду во время собеседования.
В стартапе может быть всего 10 сотрудников. Для вас это означает, что вместо четкого разделения команд (например — отдельно разработчики, отдельно дизайнеры), все сотрудники будут решать все возникающие проблемы. Значит, крайне необходимо знать, что за люди будут работать с вами.
Чаще и чаще стартапы предлагают присоединиться к интервью уже действующих сотрудников, для того чтобы создать более комфортную атмосферу. Возникает диалог.
Если ваше собеседование будет проходить в таком формате — подготовьте вопросы, которые позволят вам понять культуру и атмосферу в коллективе. Например спросите, как часто они работают сверхурочно, что едят на обед и в какое время уходят домой.
Общение с сотрудниками может стать отличным началом знакомства с компанией в целом.
Вывод: Поскольку стартапы (особенно технологические) становятся всё более популярными, то и рабочие места в подобных компаниях начинают пользоваться большим спросом. Но стоит помнить, что работа в стартапе может быть как крайне увлекательной, так и очень утомительной. Главное, потратьте время, и найдите место, которое точно будет вам по душе.
Как экономить стартапам?
У многих стартапов бюджет жестко ограничен. Специально для молодых и амбициозных компаний мы предлагаем множество SaaS продуктов бесплатно или почти бесплатно:
- Бесплатные АТС и CRM
- Телефонные номера в 100 странах мира, включая городские, мобильные и номера 8-800
- Распознавание речи на 50+языков и речевая аналитика для контроля продаж и сотрудников
- Коллтрекинг для анализа эффективности рекламных каналов
- Интеграция с популярными CRM, ERP, Helpdesk-системами
P.S. Эта статья является переводом, она основана на личном опыте автора и может показаться чрезвычайно субъективной. Цель этого материала — поделиться мнением и дать небольшой совет и пищу для размышлений.
le1ic
> Лично я предполагаю, что любой стартап имеет неограниченный потенциал
Это как? Любая компания работает на рынке. Любой рынок ограничен. И надо адекватно оценивать размер вашего рынка, чтобы иметь реальные оценки размера вашего бизнеса. Победитель обычно занимает 20-40% всего рынка. Преследователи не более 10%. И если объем всего рынка 10млн рублей в год, вы уверены, что нужно тратить несколько бессонных лет для его завоевания? Кроме того, нужно смотреть на динамику рынка. Одно дело работать на рынке облачных систем, который расширяется, другое дело – выходить сейчас на рынок десктопных приложений, например, который сужается.
> В силу своей структуры, в стартапе CEO, скорее всего, будет вашим непосредственным начальником.
> Сразу обратите внимание на «возраст» компании. Вообще, если компании меньше трёх лет, я бы счел её супер-рискованной для работы
Эти два пункта противоречат друг другу. Либо компания совсем молодая с 10-20 сотрудниками и вы можете поговорить с CEO, либо компании уже несколько лет, у нее есть достижения, и соответственно более внушительный штат.
Возраст стартапа, это такая шкала, где в одну сторону увеличивается (причем колоссально) объем опционов и их потенциальная выгодность, а в другу сторону увеличивается стабильность и базовый уровень зарплаты. Нет никакой оптимальной точки, каждый должен выбрать сам. Если вы супер-крутой разработчик, легко получающий офферы с большой зарплатой, то самым лучшим вариантом будет идти в стартап на самой ранней стадии, быть одним из первых сотрудников. Если взлетит — вы будете в шоколаде и профессионально, и финансово. Если не взлетит – легко найдете работу.
Но вообще, хотелось бы сказать о другом: идя в стартап смотреть на команду (и CEO как ее часть) нужно не в шестую очередь, а в первую. Эта команда будет определять успех или провал стартапа. Смотрите на компетенции, на опыт, на понимание ими рынка, и что они делают, как они между собой общаются и как связаны друг с другом. Если общаетесь с кофаундерами, спросите откуда они узнали друг друга. Какой у них опыт общения с инвесторами, кого они считают идеальным инвестором (но конечно, такие разговоры возможны только в ранней стадии).
Ну и напоследок, как обычно в статье про стартапы, не пишут главного: кому вообще имеет смысл идти работать в стартапы? Многим это просто противопоказано. Многие люди любят размеренный образ жизни, линейные долгосрочные планы, работу без сверхурочных.
IgorDimitrov
Специально на этот случай добавили PS в статье. И насчет смотреть на команду, вам часто на собеседовании показывают команду? Обычно 1-3 человека, а про СЕО было в первом пункте.
JordanoBruno
Так может думать только человек, который никогда не занимался бизнесом. Для стартапа это губительно, как Вы верно заметили. Именно слайд с исследованием рынка является стандартным для всех питчей стартаперов, это то, что заинтересует инвесторов, которые хотят умножить свои вложения.