У двух самых богатых людей на планете почти двадцать лет идёт скрытая (а иногда и довольно публичная) борьба за космос. У обоих — почти неограниченные миллиарды и компании, желающие развивать космический туризм, посылать грузы на орбиту, удешевлять полеты и постепенно колонизировать другие планеты.
Джефф Безос начал на два года раньше, и тратит на это ежегодно по $1-$2 млрд своих личных денег. У него тоже есть многоразовая ракета, а ещё — луноход, посадочные модули, спутники. Но всю славу космического инноватора забирает себе Илон Маск. Недавно Безос даже ушел с поста главы Amazon, отчасти чтобы сосредоточиться на развитии своей Blue Origin. Но пока что эту космическую борьбу многие сравнивают с гонкой зайца и черепахи.
В конце января у них начался очередной спор, на этот раз по поводу того, кому должна принадлежать орбита. Когда сцепились топ-1 и топ-2 в списке Forbes, за этим любопытно наблюдать.
Безос — справа
Оба миллиардера с детства мечтали о космосе. Они выросли на книгах Фрэнка Герберта и Айзека Азимова, научно-фантастических фильмах («Звездные войны») и сериалах вроде «Звездного пути». У Безоса в последнем даже есть эпизодическая роль. А ещё он лично волевым решением два года назад спас «Экспансию», разрешив ей перебраться на Amazon Video. Маск тоже, как может, распространяет в народе идеи о космосе — в том числе своими хайп-проектами, вроде отправки автомобиля в ракете на солнечную орбиту.
На обоих сильно повлиял фильм-антиутопия «Зелёный сойлент» о катастрофически перенаселенной Земле. Во время учебы в средней школе в Майами Безос решил, что хочет отправиться в космос, когда вырастет. Но его мечтой не было стать астронавтом, как у большинства сверстников. Вместо этого маленький Джефф хотел колонизировать космос.
Он был лучшим выпускником своей школы, и после прощальной речи в 1982 году газета Miami Herald попросила у него первое в его жизни интервью. Журналист спросил, что талантливый ученик планирует делать дальше, и 18-летний Джефф Безос заявил газете, что хочет «построить космические отели, парки развлечений и колонии для 2-3 миллионов человек, которые будут находиться на орбите».
«Вся идея состоит в том, чтобы сохранить Землю», — сказал он газете. — «Цель заключается в том, чтобы эвакуировать людей. Планета станет парком».
Илон Маск на сцене конференции SXSW в 2018-м говорил что-то похожее, цитируя Циолковского: «Земля — колыбель человечества. Но вы не можете всю жизнь оставаться в колыбели».
Безос основал свою ракетную компанию Blue Origin в 2000 году. В 2002-м Маск создает SpaceX. Два года спустя, в 2004-м, предприниматели встречаются за ужином, но уже тогда их общение идёт наперекосяк. Маск сказал после встречи:
Я делал все возможное, чтобы дать ему хороший совет. Но он в основном его проигнорировал.
Холодная война
Дальше почти десять лет компании занимались тем, что переманивали друг у друга сотрудников. Илон Маск не раз выступал об этом в Твиттере, обвиняя Безоса в «браконьерстве».
Противостояние достигло пика в 2013-м, когда предприниматели (к тому времени уже миллиардеры) соревновались за получение у NASA прав на использование стартовой площадки 39A в Kennedy Space Center. Это место было крайне важным для обоих. Именно оттуда в 1969-м отправилась первая миссия космического корабля «Аполлон» на Луну.
Тогда в 2013-м эксклюзивное право получил Илон Маск, и Blue Origin вместе с United Launch Allience официально подали общую петицию протеста к правительству. Маск назвал это «унылой тактикой блокировки», но позже SpaceX сказала, что готова поделиться местом запусков с другими компаниями, если у тех «каким-то образом появится корабль, соответствующий стандартам NASA, насколько бы маловероятным это не казалось».
Патент Blue Origin
Через два месяца компании вступили в битву патентов — за дистанционно управляемые платформы в океане, способные запускать ракеты в орбиту и служить посадочными площадками для огромных ракетных ускорителей. Blue Origin подала патент в 2009 году, и в 2014-м его одобрили. Маск был категорически против — такие автономные корабли были ключевой частью плана SpaceX. Правда, тогда Маск ещё не начал их строить, не подумал их запатентовать, и ему пришлось бы платить Безосу за использование такой технологии.
Кадр из фильма «Небо зовёт» (простите за качество, вырезал из Ютуба)
SpaceX подала прошение о признании патента Blue Origin недействительным, заявив, что «ракетостроение, заявленное здесь, было древней историей» к 2009 году. Мол, похожая система была видна даже в советском фильме «Небо зовёт» 1959 года. Судья вынес решение в основном в пользу SpaceX, и Blue Origin отозвала 13 элементов патента из 15. В октябре 2014-го Илон Маск объявил, что верфь Луизианы будет строить для него такой корабль. И уже в декабре у SpaceX появилась первая автономная плавучая платформа, точно как из фильма. Потом, после первого неудачного теста, Маск назвал её «Просто прочтите инструкцию».
Космическая гонка XXI века
То, как миллиардеры относятся друг к другу, легко заметить по их сообщениям.
В ноябре 2015-го Blue Origin посадила свою первую многоразовую ракету, New Shepard. «Самый редкий из зверей — использованная ракета!», написал гордый Безос в Твиттере, приложив видео.
Маск не мог не вмешаться. Он написал под этим сообщением:
Не такой уж и редкий. Ракета SpaceX Grasshopper 3 года назад совершила 6 суборбитальных полетов и все еще с нами.
На этом он не остановился. И дальше пошел расписывать, что для запуска чего-то на геостационарную орбиту (около 42 000 км) требуется в 100 раз больше энергии, чем для полета в суборбитальное пространство (100 км), куда отправлялся New Shepard.
В декабре 2015-го настала очередь Безоса. SpaceX Маска впервые успешно приземлила свой первый ракетный ускоритель орбитального класса на лодку. Безос похвалил компанию в твите, но не смог удержаться от колкостей и отсылок к успехам Blue Origin:
Поздравляю SpaceX с посадкой суборбитального ускорителя Falcon. Добро пожаловать в клуб!
Когда в 2016-м BBC спросила Маска о Джеффе Безосе как о его главном конкуренте, он ответил «Джефф кто?» А глава Amazon, в свою очередь, не называя имён, начал регулярно критиковать идею скорой колонизации Марса, говоря, что он находит эту идею «несбыточной» и «демотивирующей».
В мае 2019-го Amazon объявила о плане запустить 3236 спутников, чтобы обеспечить покрытие планеты интернетом. Компания инвестировала в это больше $10 млрд. Проект получил название Kuiper Systems. Маск сразу же пошел троллить Джеффа Безоса, называя его подражателем. А когда в 2020-м Amazon купила стартап самоуправляемых такси Zoox за $1,3 млрд, Маск опять намекнул, что знает, у кого Джефф списывает с листочка.
Техмагнаты полтора года спорили о прибыльном контракте с ВВС США. SpaceX подала в суд на правительственное агентство после того, как оно выделило Blue Origin контракт в $2,3 млрд на разработку ракеты. В итоге несколько недель назад контракт был официально отменен, и партнером снова стала SpaceX. За предыдущие 7 лет SpaceX вместе с ULA получили военных контрактов на $18 млрд, и ещё будут получать как минимум по $1 млрд в год. Разработку ракет Blue Origin по прежнему будет спонсировать Джефф Безос из собственного кармана.
В июле 2020 года Маск снова раскритиковал космические амбиции Безоса. В интервью New York Times он намекнул, что Безос слишком стар, а его Blue Origin слишком медлительна, чтобы когда-нибудь добиться значимых результатов:
Темпы прогресса у них слишком низкие, и оставшихся ему лет не хватит. Но я все-таки рад, что он делает то, что делает. Я знаю, ему это нравится.
Соперничество Безоса и Маска эксперты действительно сравнивают с забегом между черепахой и зайцем. Пока Безос готовит новую отправку людей на Луну в 2024-м, Маск планирует в том же году начинать колонизировать Марс.
Но медленная стратегия развития Безоса ещё не подводила. Сначала он хочет создать основательную и устойчивую платформу, а потом начинать идти вверх по гиперболе. Луну планирует использовать как стартовую площадку: сначала плотно обосноваться там, а потом оттуда эффективно запускать ракеты по всей Солнечной системе за счет в 6 раз более слабой гравитации. Правда, как признает сам Джефф Безос, его план развития, скорее всего, займет несколько поколений. А о том, чтобы отправиться на Марс, он говорит:
Сделайте мне одолжение, снарядите сперва экспедицию, поживите на вершине Эвереста сначала хотя бы месяц. Потом говорите что-то о Марсе. Потому что Эверест — это рай по сравнению с тем, что вас там будет ждать.
Выход на орбиту
Недавно у спутникового интернета Starlink набралось 10 тысяч пользователей. Каждый из них платит по $99 в месяц, и за это получает пропускную способность 100/20 Мбит, плюс задержку не больше 31 мс. Компания говорит, что только в США сервисом интересуются 700 тыс. человек. По всем меркам это будет крайне успешный проект, на котором компания ожидает в будущем зарабатывать $30 млрд в год — в 10 раз больше, чем со своими запусками ракет.
Помешать этому может разве что Безос со своим Kuiper Systems. Компания Маска больше года работает над тем, чтобы убедить чиновников Федеральной комиссии по связи (FCC) позволить SpaceX переместить часть спутников Starlink на более низкие высоты, чем планировалось изначально.
Amazon Джеффа Безоса была среди компаний, которые оспаривали запрос SpaceX на том основании, что изменение орбиты будет мешать работе других спутников. И именно они просили ограничить спутники SpaceX альтитудой 580 километров. Спутники Маска могут летать выше, так почему бы и нет?
26 января Маск написал в Твиттер:
Людям не будет лучше от того, что вы замедлите развитие Starlink ради спутниковой системы Amazon, которая заработает в лучшем случае через несколько лет.
Amazon ответила на комментарий Маска в заявлении CNBC:
Факты просты. Мы разработали систему Койпера, чтобы избежать помех со Starlink. А теперь SpaceX хочет изменить конструкцию своей системы. Эти изменения не только создают более опасную среду для столкновений в космосе, но также увеличивают помехи связи для клиентов. Несмотря на то, что SpaceX публикует в Твиттере, именно предлагаемые SpaceX изменения ослабят конкуренцию среди спутниковых систем. Очевидно, что SpaceX хочет задушить конкуренцию в колыбели, пока у них есть такая возможность. Но это определенно не в интересах общества.
В презентации для FCC Девид Голдман, директор SpaceX, подчеркнул, что представители Amazon провели «30 встреч, выступающих против SpaceX», но «ни одной встречи для авторизации собственной системы». Сейчас ожидается, что компания Безоса разместит свои спутники на низкой околоземной орбите, на расстоянии 590 км, 610 км и 630 км от поверхности Земли. Запуск первой партии ожидается не раньше 2022 года.
Многие считают символическим завершением предыдущей космической гонки 1975-й год. Когда СССР, несмотря на все противоречия, объединилась с США для проекта «Аполлон — Союз», стыковки двух кораблей и совместного полёта в космосе.
Чего можно было бы достичь, если бы сейчас противоборствующие стороны тоже объединили свои финансовые и технические ресурсы?
Mike_soft
Диалектика. Если соревноваться — то ресурсов мало, но каждый из соперников пытается вырваться вперед, и эффективно использует ресурсы. объединив ресурсы и усилия — получаем больше ресурсов и меньше стимулов, потерю темпов развития и «проедание всех доступных ресурсов» с минимальным эффектом.
У буржуев характерный пример объединения — юла, а соперничества — тот же спейсикс.
Отечественные грустные примеры «объединения всего и вся» в роскосмосе даже приводить не хочется.
poyarkovvlad
Согласен, конкуренция, все-таки стимулирует к эффективности. Да и таким людям как Безос и Макс было бы мне кажется, сложно объединиться)
Mike_soft
Да, лидеры (а и Маск, и Безос, безусловно, харизматичные лидеры) не объединяются. «Две птицы в одной берлоге не уживутся.»(ц)генерал Лебедь.
Можно даже вспомнить из ракетной отечественной истории «малую гражданскую войну»