Иногда хочется бросить все, чем ты занимаешься, и просто заработать много денег… при этом не нарушая закон.  Если у вас есть идеи, как это сделать — поделитесь. Лично я ставлю на стартап в сфере EdTech. В этом посте я объясню почему и расскажу о нескольких интересных идеях на рынке образования, которые можно попробовать превратить в прибыльные компании. Я активно занимался вопросами образования более 17 лет, пройдя путь от инструктора до директора учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ». Тем не менее, я не претендую на полноту обзора, поскольку в EdTech чуть ли не каждый день появляется что-то новое.

Источник

Почему именно EdTech?


В третьем квартале 2020 года HolonIQ, одна из главных платформ по анализу мирового рынка образования, выпустила развёрнутый обзор крупнейших венчурных сделок в EdTech (+ перевод исследования). Авторы доклада рассказывают о мега-раундах (инвестиции объемом свыше $100 млн) на этом рынке. По данным издания, за последние десять лет 42 образовательные компании собрали 58 мега-раундов и получили финансирование от инвесторов почти на $16 млрд.

Динамика финансирования 42 образовательных компаний по версии HolonIQ

Вынужденная самоизоляция, бесконечное дистанционное обучение и самообразование дали дополнительный стимул для развития EdTech и ускорили внедрение инноваций в этой сфере. А это в свою очередь увеличило интерес со стороны инвесторов, причем не только крупных.

Прогноз роста технологических ниш в образовании от HolonIQ — источник

Известное деловое издание так охарактеризовало сложившуюся ситуацию: «Российский рынок EdTech — технологических образовательных проектов — достиг 30 млрд руб. в год. Треть этих денег — 9,625 млрд руб. — заработали 35 крупнейших компаний».  

Нетворкинг мечты


Современный рынок EdTech предлагает несколько ключевых форматов.  Наверное, самый известный — это Massive open online course (MOOC). Самая популярная платформа в этой нише — Coursera. Своей популярностью она, в том числе, обязана нескольким мощным идеям, которые могут показаться вполне очевидными, особенно для тех, кто привык учиться на подобных курсах, но для классического рынка обучения эти идеи по-настоящему прорывные. Например, отличная идея peer review — домашнюю работу проверяет не преподаватель, а сами студенты. Это позволяет каждому почувствовать себя в роли преподавателя (»пока ищешь чужие ошибки, поймешь, где сам ошибся») и получить отзыв о своей работе сразу от 5-6 человек, то есть взгляд на твою работу с 5-6 точек зрения. Вряд ли где-то еще будут так пристально и с пристрастием изучать твои труды. А для платформы такая схема снижает операционные затраты. Другая ключевая особенность MOOC-платформ — на курсе могут одновременно учиться тысячи и десятки тысяч человек. Получается, что приходя на курс, ты одновременно попадаешь в нетворкинг мечты: знакомишься с людьми из любой точки мира (круто!), которые интересуются той же темой, что и ты (ещё круче!), и понимаешь, на что способны профессионалы из других стран (круче некуда!). Уверен, что многие студенты готовы платить не только за сами знания, но и за эти дополнительные преимущества. 

У подобных платформ с большим количеством слушателей есть и еще одна возможность заработать. Колоссальный объем обучающихся даёт широкие возможности для исследований преподавателям и социологам. Вот интересный график ниже, на котором показано то, как в течение осени изменяется число пользователей, изучающих один предмет. Как вы думаете, пики на графике — это что?


Угадали? Это ночь перед Рождеством экзаменом или точнее промежуточными тестами. Так, Coursera смогла научно доказать, что прокрастинация присуща всем учащимся, вне зависимости от цвета кожи, страны, культуры и менталитета. Не знаю, можно ли монетизировать подобное исследование, но другие большие данные — совершенно точно да. 

По полочкам


Думаю, многие и до пандемии пробовали заниматься спортом дома. Действительно, зачем покупать дорогой абонемент, если Интернет битком набит бесплатными уроками йоги, капоэйры и восточных танцев? Занимайся хоть круглые сутки. Но нет — не занимается как-то: то времени нет, то настроения, то сериал интересный попался. Но даже те, кто сжав волю в кулак, умудрялись продержаться пару месяцев, видели — результата нет или он минимальный.  А знаете почему? Нет системы, мотивации и контроля. Именно на этих трех китах успешного обучения и решили сыграть такие производители, как, например, World Mastery. Они предлагают занятия по узким направлениям: йога, гольф, приготовление суши, стрижки бород и т. д. Любой курс запаян в очень чёткий формат. Детально расписано из чего состоит программа: сколько придётся смотреть видео, сколько делать самому, как и сколько учащийся будет контактировать с преподавателем, как платформа будет проверять то, что он делает и насколько хорошо у него получается. В общем, не курс, а строгая няня для взрослых. Звучит смешно, но результаты дает прекрасные — люди умудряются дистанционно научиться чему угодно. А значит, готовы платить за это. 

По этой же схеме работают еще несколько порталов. Например, CreativeLive — он сосредоточен на творческих хобби: фото, видео, рисование, дизайн, гончарное ремесло, музыка. А на Knewton учат не только классическим школьным дисциплинам, а еще и финансовой грамотности.

Уроки французского


Это усовершенствованный вариант онлайн-репетиторства: платформа сводит репетитора и ученика, агрегатор получает процент с каждого занятия. Идея не новая, конечно, такие уроки были и раньше, как правило, по Скайпу и искать репетитора нужно было самостоятельно. Сейчас для этого существуют специальные площадки. Из международных, например, Voxy, а одна из самых известных компаний в России — Skyeng. В такой бизнес-модели существует очевидная проблема — не договорится ли клиент с преподавателем заниматься вне платформы на более выгодных друг для друга условиях? Чтобы предотвратить утечку мозгов и кадров, компании-агрегаторы делают акцент на контенте. Они создают яркий, интересный курс, по которому ты сам идёшь и получаешь знания, а преподаватель фактически просто помогает тебе в твоём пути. То есть ученик привязывается к платформе через её формат подачи материала, а не только и не столько к преподавателю. А если ученик и учитель уйдут заниматься за пределы платформы, они лишаться обучающего контента, им придётся самим тратить время и ресурсы на его создание. 

Я б в дизайнеры пошел…


Другая идея — концентрироваться на определенной профессии, а точнее на её смене.

Например, Skillbox и GeekBrains ориентируются на то, чтобы дать учащимся новую профессию. Сервисы привлекают людей, которым всё надоело и им хочется сменить сферу деятельности, хочется стать другими, а таких людей очень много. Понятно, эти платформы дают учащимся знания не очень глубокие, но зато они вводят в профессию. В курсе содержатся не только теория, но и много практики. Так, у человека есть возможность во время обучения наработать собственное портфолио. А это строчка в резюме не только в разделе «Образование», а значит и реальный шанс устроиться по новой специальности.  

Двое в комнате: я и… Нолан


«Привет! Нам не нужны тонкости в формате обучения, peer review и автоматизация. Мы пишем очень красивые видео с лучшими спикерами в своём деле» — думаю, примерно так рассуждают создатели MasterClass. Уверен, вы уже видели их продукцию в одной из соцсетей. Их курсы создаются не для детального и глубокого образования, они делают ставку на естественное желание людей «стать, как…. (нужное имя подставьте сами)». Заплативший получает инсайт от мэтра — лучшего режиссёра, крутейшего фотографа, моднейшего дизайнера и т. д. В качестве бонуса море вдохновения, ведь с экрана с тобой говорит твой кумир.

Такой подход можно назвать одноразовыми вложениями в очень крутых людей. И он отлично работает.

Дистанционная заказуха


До сих пор мы говорили о массовых и общедоступных платформах и ресурсах, но есть бизнес, который ориентирован на работу с другим бизнесом, т.н. B2B. И в сфере дистанционного обучения он появился задолго до пандемии, но в ее период, конечно, тоже пошел вверх. Есть компании, которые уже не первый год готовят обучающие курсы на заказ. Им можно заказать дистанционный курс на любую тему и консалтинг. Это уже не стартапы, а серьезный большой бизнес. Российский пример — E-learningcenter. Кстати, помимо разработки классических дистанционных программ, компания предлагает создание контента для микробучения — маленьких учебных фрагментов, отлично подходящих под нынешнее «клиповое сознание» аудитории. Ключевой принцип здесь: курс настолько короток, что ученику будет сложно бросить обучение — оно просто не успеет ему наскучить. А в результате он получит и знания и удовлетворение от доведённого до конца дела.

Адаптируй это


Этот метод берет свое начало в движении за искусственный интеллект и начало набирать популярность в 1970-х годах. В то время было принято считать, что компьютеры в конечном итоге достигнут человеческой способности к адаптации. В адаптивном обучении основная предпосылка заключается в том, что инструмент или система смогут адаптироваться к конкретному студенту / пользователю, что приведет к лучшему и более эффективному обучению. Но без компьютеров в 70-е годы создание такого контента было чрезвычайно трудным и затратным, что делало широкое применение адаптивного обучения непрактичным.

На эту тему уже писали статью на Хабре мои коллеги из «ЛАНИТ-Терком». Приведу фрагмент из того текста здесь.

«Адаптивное обучение в современном виде — это автоматизированная платформа, которая в реальном времени адаптируется к потребностям каждого учащегося.  Это тот самый старший сотрудник, который «водит за ручку» новичка, учитывая его пробелы в знаниях, правильно мотивируя его и воплощая в жизнь персональный, личный подход. Учась с применением адаптивных алгоритмов, вы не тратите время на повторение или освоение того, что вы уже знаете. Адаптивность системы состоит в том, чтобы определять слабые места в ваших знаниях и навыках, и тренировать именно эти области, а также постоянно отслеживать вовлеченность учащегося в процесс.

Прекрасным примером может служить платформа Rhapsode. Отправной точкой идеи ее разработки была медицина, а студенты-медики должны не только наизусть знать теорию, но и поддерживать свою квалификацию. Все мы помним, насколько быстро стиралась информация, освоенная в ночь перед экзаменом в университете. По результатам исследований, на выветрившиеся новые знания приходится 70% по прошествии 24 часов. Студентам-медикам, да и вообще всем студентам, не стоит так учиться. В США же выявили еще более интересный факт: уровень неосознанной некомпетентности сотрудников составляет от 20 до 40%. То есть доктор уверен, что он точно знает, что делать, но на самом деле это не так. Платформа адаптивного обучения Rhapsode успешно справляется с этой критической проблемой не только для медиков, но и специалистов многих других отраслей, где также важно принимать правильные и осознанные решения». 

Развитие систем адаптивного обучения или контента, созданного на таких системах — еще одна возможность для EdTech стартапа.

Поле не паханное


Если в процессе чтения этого обзора у вас сложилось впечатление, что абсолютно все места в поезде, уходящем в светлое образовательное будущее, уже заняты, то это совершенно не так. Могу (по секрету) назвать еще несколько ниш на рынке EdTech, где есть чем заняться. 

Мобильные приложения


Хорошее дистанционное обучение на компьютере и курсы такого же качества в мобильном приложении — такого почти нет, это два разных мира. Правда, есть компании, которые выбирают только приложения, и делают из них качественные и интересные ресурсы для учёбы. Например, речь о Duolingo (и мемах с навязчивой совой). 

AR и VR 


Впрочем, все чаще можно увидеть прогнозы, что скоро и мобильные приложения могут стать вчерашним днем. Влияние AR и VR в дистанционном обучении будет очень популярно. Однако сейчас эта ниша практически пуста. Во-первых, из-за стоимости разработки, плюс не до конца понятен образовательный результат. Но есть ощущение, что вот-вот здесь случится прорыв.

Big data


Есть компании, которые делают бизнес исключительно на анализе данных из сферы образования. Они предлагают обработать массу данных, например, из колледжей или университетов, чтобы потом выдать учебным заведениям рекомендации по оптимизации или развитию. На такой работе специализируются, например, Civitas Learning и Watermark

Профессионализм в образовании и в работе с данными — очень разные вещи. Найти вуз с сильной командой data scientists внутри — почти невозможно. Поэтому такому бизнесу есть где зарабатывать. 

Сопровождение обучения


Хорошо, скажете вы, но ведь в Интернете и так огромное количество бесплатных ресурсов. Может быть бизнес на образовании в скором времени просто отомрет, все будут учиться «за так». Как ни странно, на этом тоже можно заработать. Если человек не хочет покупать готовые курсы, а предпочитает учиться на бесплатных ресурсах в интернет — это его право. Но собрать всю нужную информацию по теме и выстроить ее в логической последовательности, особенно, если ты в ней не разбираешься — серьезная задача. Всю эту работу могут сделать отдельные компании. Они организуют комплексное сопровождение обучения персонала, в том числе, на бесплатных образовательных ресурсах. А компании платят им за эту услугу.  

И, конечно, список направлений в EdTech можно продолжать…

Не знаю, как для вас, а для меня обучение и преподавание — всегда были захватывающими занятиями. Как вы видите, это еще и самый интересный и быстро растущий рынок. Пожалуй, самое время придумать какой-нибудь образовательный стартап. Вот, например…