Любому, кто занимается ИТ-услугами и стремится развиваться в ITSM, нужно регулярно освежать профильные знания и навыки. Отрасль быстро меняется: появляются новые технологии, инструменты и лучшие практики. Оптимальный способ усвоить всё это системно и закрепить — пройти обучение и сертификацию у организаций, которые находятся в авангарде ITSM. Сертификат не будет лишним и для тех, кто хочет сделать успешную карьеру в области управления ИТ-услугами.

В этом посте расскажем о сертификациях ITIL, CompTIA, COBIT, VeriSM и IT4IT; о том, какие они дают знания и для какого направления ITSM больше всего подходят.



ITIL


ITIL (IT Infrastructure Library) — библиотека лучших практик по управлению ИТ-услугами. Свежая версия библиотеки вышла в 2019 году. Сертификация ITIL — одна из самых распространённых кросс-платформенных сертификаций по ITSM. По правилам компании Axelos, создателя библиотеки ITIL, проводить обучение и выдавать сертификаты могут только аккредитованные Axelos организации. В России есть несколько таких компаний, например Cleverics и IT Expert.

Сертификаты ITIL признаются во всём мире. Они пригодятся специалистам вне зависимости от того, какое ПО используется в процессе работы. Сама схема сертификации подразумевает модульный подход. Вы можете выбрать различные варианты (уровни) сертификации. Каждый из них предназначен для определённого направления ИТ-сервис-менеджмента и рассчитан на определённую позицию ИТ-специалиста. В любом случае обучение лучше выбирать с учётом реальных профессиональных интересов.

В схеме ITIL 4 четыре уровня сертификации: Foundation (основы), ITIL 4 Managing Professional (управленец-профессионал), ITIL 4 Strategic Leader (стратегический лидер), Master (мастер). Разберём каждый из них.

Foundation


Сертификация Foundation нужна для базового знакомства с ITIL. Она подойдёт всем, кто вовлечён в процесс управления услугами: аналитикам, проджект-менеджерам, руководителям отделов и инженерам.

ITIL 4 Managing Professional


Знания, инструменты и методики, которые осваивает обладатель сертификата, помогают успешно выстроить работу ИТ-службы, команды поддержки и сервисные процессы. Обучение охватывает основные виды деятельности по управлению услугами и фокусируется на всех типах взаимодействия между сервис-провайдером (или ИТ-отделом) и его клиентами, пользователями, поставщиками и партнёрами.

Сертификация включает широкую область знаний. Вы познакомитесь с лучшими практиками предоставления ИТ-услуг, с теорией ИТ-сервис-менеджмента и популярными методологиями типа Agile, освоите инструменты для автоматизации и улучшения процессов сервисных процессов и не только.

ITIL 4 Strategic Leader


Сертификат выдаётся тем, кто подтвердил своё понимание связи ИТ и всех бизнес-процессов компании. ITIL 4 Strategic Leader предназначен для действующих и начинающих ИТ-руководителей.

Вместе с сертификатом вы получаете знания о том, как управлять ИТ-командами, используя разные стратегии, в зависимости от типа команды; вы умеете согласовать бизнес- и ИТ-стратегии компании; понимаете, как новые технологии могут влиять на организации из разных отраслей.

Master


Сертификация подтверждает, что вы способны применять принципы, методы и методики ITIL в реальной работе. Этот сертификат вроде дипломного проекта: чтобы его получить, нужно иметь практические кейсы реализации принципов ITIL, с понятными, измеримыми результатами. Сертификация уровня Master подходит для опытных специалистов в области управления ИТ-услугами.

CompTIA


CompTIA — американская некоммерческая торговая ассоциация, которая обучает различным ИТ-дисциплинам и выдаёт профессиональные сертификаты. Сертификаты CompTIA признаны во всём мире и устанавливают отраслевые стандарты. Среди российских организаций, аккредитованных CompTIA, — учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана и компания Softline.

Сертификация CompTIA в большей степени ориентирована на инженеров, администраторов и других технических специалистов, в том числе специалистов техподдержки. Приведём пару примеров.

CompTIA A +


Сертификация CompTIA A + — отраслевой стандарт для тех, кто только начинает карьеру в ИТ. Сертификация подтверждает, что кандидат знаком с основными ИТ-направлениями и может в них работать. К ним относятся, например, информационная безопасность, облачные сервисы, управление данными.

Обладатель CompTIA A + умеет обращаться с различными типами ИТ-оборудования и их компонентами, сетевыми протоколами; способен устранять неполадки ПК и мобильных устройств, устанавливать различные ОС и работать с командной строкой.

CompTIA Network+


Этот вид сертификации для тех, кто хочет сделать карьеру специалиста по ИТ-инфраструктуре с акцентом на сетевые технологии. Сертификация CompTIA Network+ гарантирует, что кандидат может строить стабильные сети, используя нужные устройства, стандарты, протоколы и настройки безопасности.

Сертификат среди прочего подтверждает знание лучших практик по проектированию и управлению сетью; знание различных сетевых топологий и умение их реализовывать; владение методиками и инструментами для устранения неполадок сети, обеспечения стабильного соединения и производительности.

COBIT Foundation Certification


COBIT — ещё одна распространённая методология управления ИТ. Расшифровывается как Control Objectives for Information and Related Technologies — «Задачи управления для информационных и смежных технологий». COBIT разработана некоммерческой организацией ISACA. Организация предлагает пять типов сертификации COBIT, в том числе базовый — COBIT Foundation.

В России сертификацию COBIT Foundation проводят «Мегаполис Профи» и IT Expert. COBIT Foundation гарантирует, что ИТ-специалист знаком с инструментами управления организацией и применяемыми технологиями. Сертификат также подтверждает знание пяти основных принципов COBIT:

  • удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;
  • полный охват процессов организации;
  • применение единой интегрированной структуры;
  • обеспечение целостного подхода;
  • разграничение контроля и управления.

Обладатель сертификата понимает преимущества, которые даёт COBIT (в качестве основы управления ИТ), знаком с ключевыми атрибутами фреймворка и способен разработать собственную систему управления ИТ на базе COBIT.

VeriSM


VeriSM — относительно новый подход к управлению услугами, разработанный Международным фондом цифровых компетенций (IFDC) и представленный в 2017 году. VeriSM помогает создать гибкую модель управления услугами, которая теоретически подойдёт любой компании. Модель можно адаптировать под конкретные виды бизнеса, типы продуктов и клиентов (потребителей). Для этого в VeriSM используется комбинация лучших практик ITSM, Agile, DevOps, Scrum, Business Management и пр.

Сертификация VeriSM включает четыре уровня: Foundation, Essential, Plus, Professional. В России сертификацию проводит компания Softline. Расскажем немного о сертификатах Foundation и Professional.

VeriSM Foundation


Базовая сертификация VeriSM фокусируется на ценностях, целях организации и результатах. VeriSM Foundation подходит для специалистов, которые только начинают знакомиться с управлением услугами, и для профессионалов, которые хотели бы посмотреть на ITSM под новым углом.

Вы научитесь преодолевать проблемы разрозненности команд, оценивать влияние цифровой трансформации на управление услугами, будете знать, когда нужно применять Agile, DevOps и Lean в качестве управленческих практик, а также разберётесь в преимуществах облаков, виртуализации, автоматизации и передовых технологий, таких как бессерверные вычисления, IoT, RPA.

VeriSM Professional


Обладатель сертификата может управлять продуктом или услугой на всех этапах его производства, от создания прототипа до реагирования на отзывы клиентов. Он умеет создавать и применять матрицу управления (Management Mesh), которая использует ресурсы, окружающую среду, новые технологии и необходимые методы управления.

Основные направления, которые вы осваиваете в рамках VeriSM Professional, — цифровой мир, цифровое лидерство и структура, управление и стратегии, применение VeriSM.

IT4IT


«Стандарт эталонной ИТ-архитектуры» IT4IT разработал промышленный консорциум The Open Group в 2015 году. Основные задачи, на которых фокусируется IT4IT, — определение, обеспечение, потребление и управление ИТ-услугами. По словам авторов стандарта, IT4IT дополняет и усиливает такие методологии и подходы, как ITIL, CMMI, COBIT, Agile, TOGAF, стандарты ISO.

IT4IT предлагает практические методы решения проблем ИТ-отделов и компаний, в том числе правильную организацию жизненного цикла ИТ-продуктов и цепочки создания ценности. Эталонная модель IT4IT помогает создать целостную картину проблемных областей и работать с ними.

Сертификация включает основные понятия, структуру и ключевые концепции стандарта эталонной архитектуры IT4IT. Также вы углублённо изучаете четыре потока создания ценности:

  • Strategy to Portfolio («От стратегии к портфелю» продуктов, услуг и т. д.).
  • Requirement to Deploy («От требований к развёртыванию»).
  • Request to Fulfill («От запроса к обслуживанию»).
  • Detect to Correct («От обнаружения к исправлению»).

Среди российских компаний, которые проводят сертификацию IT4IT, — «Интерфейс» и Softline.

Заключение


Если вы вовлечены в управление ИТ-услугами, вам важно знать принципы ITIL, COBIT, Agile и других методологий. Они помогают выстраивать сервисные процессы и работу специалистов ИТ-службы с учётом требований и стратегических задач бизнеса. Сертификация в области ITSM — не формальность. Это набор знаний и навыков, которые пригодятся в работе.