Танкер e5
В следующем году судостроительный завод Kawasaki Heavy Industries спустит на воду первый в своём классе танкер, работающий только на литий-ионных батареях. Контракт на установку аккумуляторов получила компания Corvus Energy.
Судно e5 будет принадлежать компании Asahi Tanker и по иронии займётся перевозкой дизельного топлива для заправки других грузовых судов в Токийском заливе.
Танкер оборудуют аккумуляторами на 3,5 мегаватт-часа, что примерно в 40 раз больше, чем у Tesla Model S. Это достаточно для движения судна в течение «многих часов», как сказано в пресс-релизе. Зарядная станция расположена на берегу.
Компания Corvus Energy с офисами в Канаде, Норвегии и Канаде, уже установила батареи почти на 400 судах, примерно четверть из которых полностью электрические. Большинство из них — пассажирские и автомобильные паромы, курсирующие по норвежским фьордам, где судовладельцы сталкиваются с жёсткими ограничениями на выбросы CO2 и токсичных газов, таких как диоксид серы и оксиды азота.
Японский танкер — это первый полностью электрический прибрежный грузовой корабль Corvus, но есть много других типов прибрежных грузовых судов, которые похожи по размеру и потребности в энергии.
Число кораблей на батареях, выросло практически с нуля десять лет назад до сотен по всему миру. Батарея танкера e5 относительно велика для современных электрических судов, хотя в разработке также находится несколько более крупных проектов. Так, в 80-метровый контейнеровоз Yara Birkeland поставят аккумуляторы на 9 МВтч для всех двигателей, спуск на воду запланирован в конце 2021 года. Corvus также оборудует батареи на 10 МВтч для круизного лайнера AIDAPerla, рассчитанного на 330 пассажиров.
Благодаря буму электромобилей на суше аккумуляторы стали значительно дешевле. Средние цены на батарейные блоки составляли около 140 долларов за киловатт-час в 2020 году по сравнению с 670 долларами в 2013 году. Ожидается, что к 2023 году цены упадут примерно до 100 долларов за киловатт-час, говорится в отчёте исследовательской консалтинговой фирмы BloombergNEF.
С другой стороны, на судоходные компании давят регуляторы. По данным Международной морской организации при ООН, на грузовые суда приходится почти 3% ежегодных выбросов парниковых газов. В 2018 году она согласилась сократить к 2050 году выбросы на 50% по сравнению с уровнем 2008 года — эта цель стимулирует инвестиции не только в аккумуляторы, но и в более чистое топливо, такое как водород.
Проекты первопроходцев необходимы для разработки технологий и инфраструктуры, которые в конечном итоге могут быть масштабированы для более крупных судов дальнего плавания.
1 февраля 2021 года Corvus Energy объявила о начале разработки «крупномасштабных» систем водородных топливных элементов для кораблей, которые она объединит с литий-ионными батареями. Компания планирует продемонстрировать свою первую комбинированную систему к 2023 году.
Сокращение парниковых выбросов крайне необходимо для борьбы с парниковым эффектом и глобальным потеплением климата, который угрожает человечеству катастрофическими последствиями. Недавно Илон Маск пожертвовал 100 миллионов долларов в призовой фонд нового конкурса X Prize Foundation на самую эффективную технологию связывания углекислого газа из воздуха. Конкурс объявлен сегодня утром, он продлится четыре года и открыт для команд по всему миру.
AntonSor
Интересно, сколько времени будет заряжаться аккумулятор у такого танкера. Успеет ли за время погрузки-разгрузки? И какая мощность сети нужна?
ClearAirTurbulence
Танкер на аккумуляторах — будет перевозить электричество :)
Gordon01
Это можно продать как побочную фичу.
В случае чрезвычайных ситуаций в прибрежной зоне приплывает такой аккумулятор и питает какую-то важную инфраструктуру. 3,5 МВт*ч не так уж и много, но хватит, чтобы запитать охлаждение какого-нибудь ядерного реактора.
DrPass
Мне сдаётся, традиционный корабль с двигателем на мазуте/дизеле в этом плане куда более практичный источник резервного электричества.
Gordon01
Пока у вас есть мазут/дизель.
Хотя, конечно, вряд ли электрические танкеры и спасение инфраструктуры актуальны в деградирующих странах.
gsaw
> Танкер оборудуют аккумуляторами на 3,5 мегаватт-часа, что примерно в 40 раз больше, чем у Tesla Model S
Тесла на 75квч заряжается 4 часа. Если они танкер от розетки 220 вольт заряжать будут, то неделю будет заряжаться. Если от сорока (16А х 40) параллельных розеток, то 4 часа.
DrPass
Есть небольшие сомнения, что Тесла на 75кВтч заряжается 4 часа от 16-амперной розетки :)
Пытаюсь поделить 75000 / 4 / 220, никак не получается 16
qyix7z
И не получится. Тесла может заряжаться от 220, но за 21 час:
Gordon01
Никто не будет заряжать танкер от розетки 220 вольт, просто потому что люди, которые проектируют танкер на аккумуляторах разбираются в физике и в состоянии решить эту проблему.
Зачем 40 параллельных розеток, если можно поднять напряжение?
https://insideevs.com/news/338620/china-is-developing-new-gb-t-fast-charging-standard-at-900-kw/
gsaw
Ну это сарказм был, если сравнивать с теслой. Я только ошибся с длительностью зарядки. Тесла от обычной разметки сутки заряжается. Я почему-то думал, что четыре часа от обычной розетки, а от специальной быстрее.
Естественно, что танкер будет заряжаться от индустриальной "розетки", а не от розетки в офисе директора дока.
vladkorotnev
Ещё интереснее тот факт, особенно после массовой истерии с ядерной энергии вследствие Фукусимских событий десятилетней давности, что в Японии большинство электростанций работают на 97-99% нагрузки — откуда брать энергию для зарядки таких махин за вменяемое время, особенно если их со временем будет целый парк?
Aquahawk
А это зелёных не волнует.
dagen
Зелёных это как раз волнует, так как Япония строит угольные и СПГ вместо ядерных: www.nytimes.com/2020/02/03/climate/japan-coal-fukushima.html. Ну и отвечая на первый комментарий: они же и старые ядерные энергоблоки запускают постепенно.
edogs
Интересно, возможно ли сделать зарядку танкера от встроенной волновой электростанции? Кончились батарейки — постоял чутка и дальше попёр.
kinall
Чутка — это дней пять) У волновых электростанций эффективность околонулевая.
А вообще были когда-то проекты судов на волновом двигателе. То есть то же самое, только без посредника в виде электричества. Отказались из-за низкой эффективности и конструктивной сложности.
edogs
5 дней на полную зарядку? Имхо — отличный результат был бы.
Elmot
"постоял" — не вариант вообще. На корабле тормозов нет, корабль ВСЕГДА двигается, если не в доке и не пришвартован. И в океане на якоре тоже постоять не выйдет.
Gordon01
На кораблях бывает два якоря, на которых можно растянуться так, что судно будет полностью неподвижно.
Elmot
Во-первых в океане не постоять на якоре не из-за количества якорей, а из-за глубин.
Во-вторых на двух якорях тоже неподвижно не выйдет, в третьих на двух якорях с носа и с кормы стоят крайне редко, ибо плюсов от такого стояния куда меньше чем проблем.
edogs
Постоял это условно, имеется ввиду выключил двигатели и не дергаешься.
Движение воды вокруг корабля всё равно при этом будет — и вдоль и вверх-вниз.
kinall
Судно будет двигаться вместе с водой) И вдоль, и вверх-вниз. Единственная возможность (я про неё писал чуть выше) — это использовать энергию волн. Для этого делают корпус из двух частей, соединённых шарниром. Шарнир на гребне волны — судно «выгнуто» в одну сторону, шарнир между волнами — в другую. Ставим на шарнире некий «съём вращательного момента» и получаем энергию.
Elmot
Судно при этом ставит бортом к волне(так всегда происходит), начинает нещадно болтать и сносить ветром и течением в произвольном направлении. Кошмар любого моряка.
Можно, конечно, из болтанки энергию вырабатывать, но больно мохнато выйдет в смысле ощущений экипажа и повреждений на борту.
drWhy
Вспоминается анекдот про груз говорящих кукол.
zahmTOD
Зачем стоять? Поднял паруса, и дальше почелтыхал )
Areso
Вот-вот, и главное гораздо более «зеленая» технология.
0 выбросов, паруса, веревки из натуральной конопли отлично перерабатываются.
Elmot
Гниют ваши конопляные веревки преотлично, а не перерабатываются. Лет 30 уже растительные веревки применяют только как швартовые канаты, которые и так и эдак недолго служат.
Areso
Гумус и гниль вполне себе вариант переработки. Биоразлогаемые материалы, всё такое.
SanchYESS
А если паруса ещё какими-нибудь супергибкими солнечными батареями обшить…
Bedal
вряд ли зарядка может быть совмещена с погрузкой, груз не тот.
stepmex
Делаем батареи съёмными. Пришёл в порт, заменил батареи и готов в обратный путь. А батареи ты потом до посинения можешь заряжать.
shogunkub
Сомневаюсь, что замена будет быстрее просто зарядки на месте.
DrPass
Только там батарейка на 3.5 мегаватт-часа, она тонн 50 весит. Для её замены кран нужен и железнодорожная платформа. И ещё один кран там, где зарядное устройство :)
stepmex
Батарея может быть блоком из нескольких батарей. А всё что вы описали в порту есть из коробки. Да и краны в порту поднимают намного больше 50т. ;)
DrPass
Блок из N батарей в таком случае увеличивает время работы крана в N раз. Я понимаю, что всё это есть в порту (кроме зарядки и склада для литиевых батарей), но разгрузка/погрузка корабля — дело и не быстрое, и отнюдь не бесплатное.