Сегодня 1 марта. Если посмотреть на календарь можно найти не только первый день весны, но и Всемирный день комплимента. Поэтому именно сегодня воплощаю в жизнь давнюю задумку – написать пару слов о том, как работается с программистами тем, кто программистом не является. Спойлер, в тексте не будет много технических подробностей, так как это прочитают некоторые коллеги и выскажут экспертное мнение в «телеге» или на кофебрейке. Здесь только пару рабочих наблюдений и 4 СПАСИБО за них.
Рабочее взаимодействие
Я являюсь работником коммерческого отдела и в списке обязанностей находится пару пунктов, по которым необходимо взаимодействовать с программистами. Как правило, всё рабочее общение включает в себя обсуждение потенциальных проектов для Заказчиков. Такие запросы можно поделить на 3 категории:
Есть конкретные требования к разработке (скорее всего увиденные в другом месте), но бюджет небольшой и нужно оптимизировать, найти решение
Большой запрос (чаще тендер), где получается очень интересный проект, в списке требований разве что на голове программист стоять не должен, а вот всё остальное «уж будьте добры».
Есть идея, что должно выглядеть примерно вот так, только мы специалисты в другой области, поэтому сложно составить бюджет и ответить на некоторое количество технических вопросов.
Перед тем, как пойти дальше, стоит сделать важное уточнение. У меня высшее образование с техническим уклоном и даже красным дипломом (УРА, хоть в тексте он пригодился). Это даёт понимание некоторых базисов в IT.
Вернёмся к рабочему взаимодействию. После первого общения с потенциальным Заказчиком, коммерческий отдел всегда идёт к программистам и выдаёт что-то на подобие «Заказчик хочет 7 перпендикулярных красных линий, где 2 зелёных и 3 прозрачных. Ещё было бы здорово, если одна будет форме котёнка, преподнесём, как киллер-фичу!». Такие задачи преподносятся с чувством выполненного долга, так как есть Заказчик и задача, а дальше «ты ж программист».
Здесь появляется Первое СПАСИБО программистам.
Они доходчиво объяснили, что запрос очень классный, но давайте отталкиваться от реальных возможностей и задач, а не обещать невыполнимое и потом краснеть всей ответственной командой. Конечно, первое время в ход используется аргумент в стиле «ты ж программист», но даже после такого коллеги терпеливо объясняют, что будет киллер-фичей, а что блок-фактором. Благодаря этому есть понимание, каким образом общаться с Заказчиком, чтобы детально погружаться в задачи и совместно разрабатывать рабочие решения.
Погружение в рабочие процессы
Частенько можно встретить людей, которые будут говорить, что программисты очень закрытые люди в своём мире, поэтому не принимают участие в любых других вопросах компании, кроме «их компьютеров». Возможно, обладатели таких высказываний не так много взаимодействуют с коллегами из технических отделов или не совсем верно доносят необходимые задачи. Исключительно исходя из опыта (может быть чистая удача) могу сказать, что программисты готовы принимать участие во многих процессах компании, которые направлены на улучшении работы в целом. Важно точно донести конечную задачу и общую направленность новых действий. Например, написать пару статей для Хабра, которые будут доступны чуть позже. Здесь второе СПАСИБО.
Личное общение
У нас в компании есть такая вещь, как кофебрейк. Происходит следующим образом. Каждый день в назначенное время (10:00) за большим столом собирается 10-12 человек, где они минут 15 пьют кофе и общаются на общие темы. Придумано это было для программистов, но и причастных к проектам тоже пускают J.
За 15 минут кофебрейка может пролететь практически любая тема: вчерашние дела, интересные новости (скорее всего прочитал/а на Хабре), развлечения, история, политика, география и тд. Но самое большое откровение для меня, когда проскальзывают диалоги о работе. Здесь ты абсолютно выключаешься из диалога, делаешь умное лицо и пытаешься понять хотя бы примерно о чём речь. Да, ещё можешь взять телефон и параллельно что-то гуглить, чтобы задать вопрос в тему, оправдывающий твой вдумчивый взгляд. Вот пример восприятие информации:
Первый говорящий: «Слушай, по поводу того проекта, где у нас … в качестве …! Будем использовать … и … в …, верно?»
Второй говорящий: «Только в … лучше …»
Вот пропущенные слова: Backend, CMS, Java, IBM Domino, Node.JS, Express. Попробуйте вставить, чтобы просто собрать 2 полноценные фразы.
После пары непопаданий приходит простое принятие ситуации и вместо того, что спрашивать у Гугла, осмеливаешься спрашивать у самих объектов диалога. Третье СПАСИБО программистам за то, что много объясняют и со временем «умное лицо» становится обычным и ты становишься почти также включенным в диалог, как и в темах кино, истории, географии и тд. Благодаря этому, ты можешь собрать 2 фразы и понять их смысл.
Первый говорящий: «Слушай, по поводу того проекта, где у нас IBM Domino в качестве CMS! Будем использовать Node.JS и Express в backend, верно?»
Второй говорящий: «Только в backend лучше Java»
Интересная особенность
Программист почти всегда ищет решение той «слишком интересной» задачки, которую ты ему подкинул. Сначала будет обязательное отрицание с восклицанием. Возможно, ты услышишь что-то новое про автора такой идеи или гонца, который пришёл к нему с таким вопросом. Но через пару дней к тебе могут подойти и сказать: «Помнишь ты говорил про 7 перпендикулярных красных линий с тремя прозрачными, двумя зелеными и одной в форме котёнка? Я тут кое-что придумал, давай соберем собрашку и обсудим».
Четвертое СПАСИБО за то, что находите решение и ответы, которые другие найти не могут
Nialpe
Мне с ПМ тоже повезло, прислушивается к разработчикам, понимает, что наобещать легче, чем исполнить. Но и мы его не водим за нос.