Сегодня в 02:21 по московскому времени компания SpaceX выполнила первую успешную посадку прототипа сверхтяжёлой ракеты Starship. Хотя при посадке аппарат не получил заметных на видео повреждений, через девять минут он взорвался. Отработка посадки прототипа необходима для повторного использования ступеней будущей ракеты Starship.
29 января этого года прототип SN10 выкатили на тестовую площадку SpaceX в городе Бока-Чика в штате Техас. С того дня больше месяца ракета так и стояла в вертикальном положении.
3 февраля при посадке разбился SN9, предшественник запущенной сегодня SN10. Едва SpaceX закончила убирать обломки очередного взрыва, как из-за воздействия арктических потоков воздуха в Техасе воцарилась необычно холодная погода. Возросшие потребности отопления не выдерживала энергосеть штата. Команда SpaceX в Бока-Чике помогала спасением морских черепах, которые не перенесли бы холод.
Из-за сложившихся условий «в бою» протестировали резервные солнечные панели комплекса, благодаря которым даже при отключениях энергии работа не прерывалась. Персонал SpaceX расширил и усилил посадочную площадку новым слоем арматуры и бетона, а также продолжил сборку прототипов SN11 и SN15.
Постепенно температура воздуха выросла до приемлемой для испытаний. 21 февраля федеральное управление гражданской авиации США закончило расследование неудачных посадок SN8 и SN9. 22 февраля глава SpaceX Илон Маск выразил оптимизм: он заявил о шансе запуска в течение недели.
Однако огневые испытания 23 февраля выявили дефект одного из трёх двигателей, поэтому его экстренно заменили. Если у SN9 замена двигателя сильно затянула запуск, то в случае с SN10 на операцию ушло всего 2 суток. Уже 25 февраля огневые испытания прошли полностью успешно, без экстренных отключений.
26 февраля SpaceX утвердила необходимые ограничения полётов вокруг своего комплекса в Бока-Чике. 28 февраля рабочие установили на SN10 два небольших взрывных заряда системы самоуничтожения. Всё это давало ясный намёк о надвигающихся испытаниях.
Система самоуничтожения в полёте на SN10, Nicholas D’Alessandro / Spaceflight Insider
Исправления продолжались и за часы до полёта. 3 марта около 21:20 МСК обратный отсчёт до пуска прервали: при начале заправки прототипа топливом один из клапанов застрял в открытом состоянии. Заправку всё же начали, но лишь через час. В другом случае назначенное время сдвинули ещё на несколько часов из-за срабатывания системы прерывания запуска, сконфигурированной с излишне строгими допусками параметров.
4 марта в 02:15 МСК произошло зажигание всех трёх двигателей Raptor. За примерно три минуты они вынесли прототип SN10 на высоту 10 километров, один за одним отключаясь по мере достижения апогея. Затем ракета начала свободное падение к поверхности земли, в процессе которого легла на «брюшко», помогая рулению закрылками.
Двигатели Raptor заработали вновь. Они восстановили вертикальное положение ракеты и помогли ей совершить мягкую посадку примерно через шесть минут после взлёта.
Вскоре официальная трансляция на канале YouTube компании SpaceX завершилась. Зрители увидели лишь чуть наклонившийся при посадке прототип и услышали поздравления ведущего с первой мягкой посадкой прототипа Starship. Примерно через девять минут после посадки ракета взорвалась, что запечатлел видеоэфир NASA Spaceflight.
Илон Маск с юмором назвал потерю прототипа «почётным увольнением», но в первую очередь отметил успех посадки. Также глава SpaceX поблагодарил сотрудников компании за работу и пообещал, что когда-то мерой успеха станет обыденность полётов уже реальной ракеты Starship.
Ни Маск, ни любые другие официальные источники пока не называют причины взрыва. Как замечают в спекуляциях эксперты, на видео заметен взрыв бака с жидким кислородом ещё до начала горения остатков компонентов топлива.
Отработка посадки прототипа важна для повторного использования сверхтяжёлой ракеты Starship. В первой половине прошлого десятилетия подобные испытания SpaceX вела для аппарата Grasshopper, похожего по масштабу на ракету тяжёлого класса Falcon 9. Первую ступень этой ракеты SpaceX успешно посадила 22 декабря 2015 года, и с тех пор повторное использование ступеней Falcon 9 стало рутиной.
Инфографика Брендана Льюиса от 27 февраля выполнена до запуска SN10
Вероятно, что последующие тесты продолжатся в первую очередь с наиболее близкими к завершению сборки прототипами SN11 и SN15. А вот аппараты SN12, SN13 и SN14 сотрудники SpaceX наоборот разбирают, как это заметили наблюдатели.
GiperBober
Эм. А разве это не вторая ступень, отработка посадки которой — это возможность примарсения или прилунения вместе с капсулой экипажа, а затем повторный старт с планеты на ней же?
Или SuperHeavy не считается первой ступенью, а просто ракетой-носителем, который выводит StarShip как цельное изделие на орбиту?
Впрочем, главный вопрос не в этом. Будет ли при посадке на Марс StarShip разделяться на блоки, первая ступень отдельно приземляется, капсула с экипажем — отдельно, или же будет приземляться всё целиком, а потом — стартовать с планеты обратно? Или же марсианская миссия будет сделана по принципу — на орбите Марса остаётся корабль обратной доставки, на планету спускается обитаемый модуль, который способен потом подняться на орбиту, состыковаться с «кораблем обратной доставки», а потом, на орбите Земли, опять отстыковаться и приземлиться?
P.S. Глядя на то, как корабль в этот раз сумел мягко приземлиться, и вспоминая прошлые неудачи, в голове прозвучала фраза «Дорогу осилит идущий»
atomlib Автор
Поменял формулировку, спасибо.
thesun2003
AFAIK, SuperHeavy нужен только для преодоления колодца гравитации планеты Земля. Далее уже участвует только Starship. Второй Starship выводится на орбиту, полностью заправляет первый и тот начинает полет.