В январе компания Kolesa Group опубликовала еще одно исследование Kolesa Zerttey. В этот раз посвящённое менеджменту в IT.
Ранее подобные исследования публиковались по направлениям "Data Science-специалисты и аналитики" и "Разработчики" Из него можно узнать о:
зарплатах, обязанностях и мотивации специалистов;
популярных на рынке методологиях и фреймворках;
размере и составе продуктовых команд;
об источниках знаний и компетенциях в профессии.
Откуда данные?
Данные собрали путем анкетирования. Анкету заполнили 320 респондентов. Респондентов собирали из внутренней базы HR, профессиональных чатов и профильных Telegram-каналов. Для получения более репрезентативных данных базу очищали от выбросов и пропусков, оперировали частотами ответов, рассчитывали метрики центральной тенденции, анализировали разброс показателей и квантили различных уровней.
Чтобы исследование было более независимым, организаторы пригласили экспертов из других локальных IT-компаний: Kaspi.kz, Arbuz.kz, Wooppay. Эксперты участвовали на всех этапах исследования, начиная с составления опросника, заканчивая проверкой выводов и комментированием полученных данных.
1. Разные названиях должностей
С неймингом в профессии пока сложно. Чаще всего управленцев казахстанских IT-продуктов называют product-менеджерами. Реже — product-оунерами, project-менеджерами, бизнес-аналитиками и скрам-мастерами. При этом набор обязанностей у них часто бывает схожим.
Есть и неожиданные результаты. К примеру, «общение с пользователями» в близкой степени есть у всех, включая скрам-мастеров, для которых эта функция не характерна. В то же время product-менеджеры мало занимаются качественными и количественными исследованиями, что для них нетипично.
Один из экспертов, Александр Нагорный из Kolesa Group, считает, что нейминг должности управленца вытекает из методологии, которую исповедуют в компании, в то время как другой эксперт, Мадина Мазина из Arbuz.kz, связывает путаницу в обязанностях и должностях с молодостью профессии на рынке и с небольшим размером компаний, в которых работают менеджеры.
2. Популярные на рынке методологии и фреймворки
Согласно исследованию, чем ближе компания к формату стартапа, тем вероятнее она следует гибким методологиям. Наиболее популярен среди казахстанских компаний Agile или его смесь с другими методологиями, а наименее популярен Waterfall.
Если рассматривать популярность методологий в связке с индустриями, в которых работают респонденты исследования, получается, что меньше других в гибкие методологии верит ретейл. А 10% респондентов, преимущественно в банковской среде, просто выполняют поручения вышестоящего руководства.
Эти данные коррелируют с оценкой респондентов уровня менеджмента в компаниях, где они работают. В исследовании данные структурированы по индустриям.
В общем по рынку распределение такое:
3. Зарплаты и работодатели
Женщины, согласно медиане исследования, зарабатывают 400К тенге (950$ на момент публикации текста) в месяц на руки, мужчины — на 100К больше (1188$). Размер зарплаты зависит от индустрии, размера компании и навыков.
*В ноябре 2020-го, согласно данным Бюро национальной статистики, средняя зарплата в Казахстане составляла 211 033 тенге, или 500$.
Больше всех платят банки, а самый низкий оклад по рынку предлагают веб-студии. В остальных индустриях уровень зарплат не сильно отличается.
В компаниях, практикующих систему грейдов, медианные значения зарплат у интернов и джунов начинаются от 200К и 350К тенге в месяц (474$ и 830$ соответственно). Чтобы вознаграждение выросло до 600К (1422$), как у senior-специалиста, нужно проработать от четырех до семи лет.
Системы грейдов нет в большинстве компаний с начальным и средним уровнем менеджмента, также ее используют далеко не все компании продвинутого уровня.
42 % менеджеров, которые оценивают себя на уровень senior, работают в компаниях без грейдов. Несмотря на их отсутствие, около половины менеджеров причисляют себе этот грейд неформально.
4. Где менеджеры берут новые знания
Топ источников знаний респондентов исследования выглядит так:
Go Practice
Coursera
Product stars
Программы Яндекса
Если анализировать векторы развития менеджеров в связке с опытом, становится понятно, что в начале карьеры спецы нарабатывают T-shape-навыки и проходят курсы по темам от разработки до продаж. Позже — интересуются аналитикой, а после семи лет работы самый большой интерес проявляют к финансам и управлению.
5. Как нанимать и удерживать менеджеров в компании
Менеджеры выбирают работодателя по зарплате и соцпакету, продукту и возможностям развиваться. В таблице ниже — более подробная раскладка факторов, которые влияют на желание поменять работу в зависимости от стажа самого менеджера.
Процентные выражения на графике выше отражают количество людей, указавших тот или иной пункт и не равняются 100 %, потому что респонденты могли выбрать больше одного пункта.
Однако после того как выбор работодателя уже сделан, приоритеты менеджеров меняются. В работе их больше всего мотивируют:
Прочитать исследование целиком можно здесь.
Если вы хотите узнать больше о product-менеджменте в Казахстане, послушайте эпизод подкаста "Код и Кофе" с двумя экспертами Kolesa Zerttey — Дмитрием Ботановым и Мадиной Мазиной.
faiwer
mig.kz пишет что курс 421? за 1$. У вас в таблице 700K = 1160$, а не 1662$. Не очень понял математику. Плюс хочу уточнить - суммы до или после налогов?
kristinanikulina Автор
Спасибо, что заметили опечатку. Мы уже все исправили)
+ цифры были месячной давности, а курс уже успел поменяться
Мв просили респондентов указывать, сколько они получают на руки, после вычета налогов.