В 2014 году Павел Пушкин создал первую частную российскую компанию, которая планирует развивать космический туризм. Ниша интересная, перспективная ну и пока, вроде как, еще не слишком занятая. По крайней мере в Virgin Galactic откладывают начало туристических полетов на 2022 год, а вот Blue Origin планирует запустить свой New Shepard уже в апреле 2021. Но планировать – не значит полететь, ведь мало-ли что может пойти не так.
Имея впереди таких конкурентов, сможет ли российский “КосмоКурс” соперничать с ними или хотя бы повторить опыт?
Основание и идея проекта
Павел Пушкин – выпускник Московского авиационного института. После работал в Центре Хруневича, который знаменит ракетами семейства “Протон” и разработкой “Ангары”. В этой структуре Пушкин занимал должность заместителем руководителя проектно-исследовательского центра.
По словам основателя “КосмоКурса”, сама идея космического туризма возникла когда на глаза попался проект Virgin Galactic по суборбитальному полету в космос. Американцы вели разработку многоразового космического корабля, который доставляется на пусковую высоту (20 км) самолетом и далее выполняет самостоятельный полет.
Чтобы удешевить проект, в “КосмоКурсе” сделали ставку не на суборбитальный самолет, а на использование многоразовых ракет-носителей и капсул для пассажиров. Такую же технологию начала разрабатывать в 2006 году компания Blue Origin.
Какого-то громкого названия проект “КосмоКурса” не получил и пока именуется Многоразовым суборбитальным космическим комплексом или МСКК. Состоит он из многоразовых суборбитальных ракеты-носителя и космического аппарата – МСРН и МСКА соответственно.
После вертикального взлета МСКК на высоте около 66 км разделяется. МСРН снижается и совершает посадку с помощью маршевых двигателей. МСКА продолжает полет по инерции и, после достижения максимальной высоты, идет на посадку с помощью парашютов и реактивных двигателей.
Весь полет займет около 15 минут, из которых порядка 6 минут придется на состояние невесомости. МСКА рассчитан на шестерых туристов и инструктора. Планируемая высота полета 180-220 км при цене за одно место на борту 200-250 тыс. долларов.
Будущие туристы должны пройти медицинское обследование на предмет обнаружения серьезных заболеваний, которые могут угрожать жизни при полете. Если со здоровьем все в порядке, далее предстоит трехдневная подготовка, а после – старт к космическим высотам. При благоприятном стечении обстоятельств, первый полет состоится в 2025 году.
Частный прецедент и деньги
После основания, “КосмоКурс” пошел на штурм “Роскосмоса” и в 2016 году техническое задание на постройку космического корабля было согласовано. Компания Пушкина стала первой частной организации в России, которую допустили к подготовке космических туристов.
Еще одним знаковым событием можно назвать участие “КосмоКурса” в тендере 2020 года на постройку ракеты с возвращаемой первой ступенью. Среди претендентов кроме компании Пушкина были Центр Хруничева и РКЦ «Прогресс». Конкуренции с такими организациями “КосмоКурс” не выдержал – тендер остался за “Прогрессом”. Причем компания Пушкина предложила реализовать проект за 203 млн. рублей. Цена же РКЦ составила вдвое больше – 407 млн. рублей.
Возможно целью “КосмоКурса” здесь и не была победа в тендере. Скорее участие рассматривалось как возможность заявить о себе и получить дополнительное внимание в СМИ, по крайней мере, отечественных.
Но едем дальше. На одном энтузиазме далеко не улетишь и все упрется в деньги. По словам Павла, у проекта один инвестор, который полностью готов его профинансировать. Пока затраты от проектирования до полета первого туриста оцениваются в 150-200 млн. долларов.
С инвестором Пушкина познакомили коллеги из Сколково. По их словам предприниматель хочет вложиться во что-то “ракетное”. На встрече Павел объяснил, что ввязываться в гонку тяжелых ракет практически на 100% утопия. Но можно повернуться передом к легким ракета-носителям и суборбитальном полетам. Договоренность была достигнута, но имя инвестора не раскрывается.
Кто-то считает, что “КосмоКурс” финансируется Искандером Махмудовым. Это генеральный директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК), занимающий 16 строчку в российском списке Forbes. Его состояние на 2018 год оценивалось в 7,3 млрд. долларов. Но связь с компанией Пушкина здесь только косвенная: Александр Тукацинский, бывший член совета директоров УГМК, владеет 70% уставного капитала “КосмоКурса”. По вопросам инвестирования Махмудов никаких комментариев не давал.
Космодром: быть или не быть?
В 2019 году в интервью “Коммерсанту” Пушкин обрисовал проблемы выбора космодрома. По его словам, в начале для испытаний рассматривались классические полигоны типа “Капустин Яр”. Но на таких объектах плотно работают военные – скорее всего получилась бы лишние проблемы с согласованием, разрешениями и т. д. Такой гигант как “Байконур” отметается в виду далекого расположения – организовывай доставку туристов, трать дополнительные средства, ну и всё-таки другая страна.
И здесь вырисовывается, вроде бы, логичное решение: если тебе что-то нужно, но этого нигде нет, то сделай это сам. “КосмоКурс” берется за строительство своего космодрома – первой частной стартовой площадки в России. Разместить ее решили в Нижегородской области.
Выбор обосновывался в основном подходящим расположением – недалеко от Москвы. В 2019 году было подписано соглашение с правительством Нижегородской области и Корпорацией развития Нижегородской области. “КосмоКурс” приступил к выбору места для стройки. Объем инвестиций оценили в 2,6 млрд. рублей. Предположительное место строительства на видео ниже. Оригинал - по ссылке.
Далее последовал длительный этап согласования, на котором, по словам Пушкина, все и завязло:
Чего же у нас нового по проекту космодрома? А практически ничего. Мы завязли в разработке обоснований для прохождения различных процедур. Какая тут роль Нижегородской области и их правительства? А практически никакая. Мы всё делаем в соответствии с законодательством. Многие вопросы вообще федерального уровня и область получит только заключения на руки. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что им большое спасибо. Значит тут велика роль Роскосмоса? Да её вообще нет. Нормативку они нам выдать не могут. Часть нормативки им не принадлежит, остальной как оказалось не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сами умеют только работать в рамках постановления Президента или Премьер-министра. И вообще они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы, типа бросить это дело и не париться. Короче обосновываем мы выхлоп каждого дизель-генератора на космодроме, канализацию и прочие штуки. Сами планы космодрома давно готовы. По подсказке Нижегородской области готовим проект санитарно-защитных зон на местности. То есть для каждого участка местности определяется вид и объёмы воздействия, вероятность воздействия, время воздействия и т.п. Это позволит более подробно зонировать местность. Кстати штука полезная очень. Но всё это очень трудоёмко и совершенно не связано с ракетами, космосом и т.п.
Павел Пушкин, 7 июня 2020 года. Читать в источнике.
По имеющейся информации на начало марта, дело пока что с мертвой точки не сдвинулось. Поэтому станет ли Нижегородская область космическим регионом – большой вопрос.
Вместо заключения
Борьба с бумажками и кабинетами, видимо, отнимает много сил: на официальном сайте компании не так много информации о продвижениях в разработке. Последняя новость датируется 4 декабря 2020 года. Ребята сообщают, что проведены первые огневые испытания многоразовой электрической системы зажигания жидкостного ракетного двигателя собственной разработки.
Получается, какое-то движение все же есть, и пока проект не стал мертвым грузом. Но что будет дальше, остается только гадать. Здравый смысл подсказывает, что в российских реалиях воплотить такую идею в жизнь шансов не много, но попробовать стоит. Пусть даже если пуск состоится с опозданием, а не в 2025, путь даже если это будет повторением успеха Безоса, который планирует полет уже в апреле, для российской частной космонавтики это станет знаковым событием. Но до этого момента еще минимум 4 года.
Bedal
Охох. Чертовски мне нравится это начинание — и чертовски мало верится в успех.
Чтобы это заработало — нужен хоть какой-то потребитель. Суборбитальные «туристические» проекты уже сколько, лет двадцать, ведут? Вся эта история с Virgin, плюс Безос. Virgin (точнее, те, кто сейчас там оживить пытается) просто очередной раз в трубу вылетит. Безос скорее Гленна запустит, чем катать на Шепарде будет.
Рынок мелкоспутников тоже не благоприятствует. И конкуренция уже есть, и наших внутренних заказов не хватит, а на западный рынок другая цена билета.
sshikov
Павел Пушкин? Он же тут на хабре. Может позвать и спросить?
zaq1xsw2cde3vfr4
Не будет делов.
Все радетели за успех частного космосопокорителя Маска как-то забывают что он то НАСО'вскими космодромами пользуется, то ихними же инженерами и вообще имеет всяческую поддержку со стороны государства.
Bedal
Отчасти так, но вообще-то у Вас очень примитивное описание, до неверности. Например, именно SpaceX получало изо всех (троих, то ли четверых?) космопрограмм меньше всех. Причём раза в два и более.