image

В декабре 2020 мы провели Sbergile Talks (да, давно это было), нашу первую онлайн-конференцию про Agile в Сбере. Три потока, 31 доклад, спикеры из крупнейших отечественных и иностранных компаний, которые так или иначе связаны с Agile. Нас слушало порядка 10 тысяч человек. Я хочу пробежаться по основным моментам и рассказать, что же там было.

Давно не секрет, что Сбер провёл одно из самых масштабных Agile-преобразований в мире. Об этом неоднократно рассказывали топ-менеджеры в различных СМИ. Итак, что важного в Сбере произошло за эти четыре года? Мы радикально ускорились. А скорость — это один из ключевых факторов развития для Сбера. И он жизненно необходим технологическим компаниям для успешного достижения поставленных целей. Особенно таким крупным компаниям, как наша. И да, Agile действительно ускоряет разработку продукта и даёт возможность компании быть в целом гибче. Поэтому многие так или иначе пытаются внедрить похожие практики у себя, но не у всех получается успешно. Мы и другие игроки рынка каждый год открыто рассказываем о возможных ошибках, накопленном опыте и практических примерах изменений.

Так почему же Agile так интересен российскому рынку?

Agile в России


Ещё пять-семь лет назад в России следовали ценностям, озвученным в Agile-манифесте, в основном ИТ-компании. Перестраивать mindset, тем более в крупных организациях, как наша, никто не спешил.

Тогда решения в Сбербанке принимались медленно, а ИТ-архитектура была монолитной. Это абсолютно нормально для компаний такого размера. И это не российский подход или какие-то особенности менталитета: плюс-минус так выглядят крупные игроки в большинстве отраслей экономики во всём мире. При этом Сбербанк был коммерчески успешным банком.

Но, чтобы стать успешным ИТ-игроком и конкурировать не только с банками, но и с международными технологическими гигантами, необходимо было ускориться. Поиск инструментов и подходов, которые бы помогли достичь столь амбициозной цели, привёл нас к Agile.

По нашему мнению, Agile — это работающие практики, которые способны запустить процесс изменений в компании. А в бизнесе успешны те компании, которые готовы меняться и подстраиваться под запросы рынка.

Где смотреть доклады?



Какие доклады стоит посмотреть и почему?


В направлении «Организация» — взгляд бизнеса на управление в целом.

  • В докладе «Agile-трансформация Сбера» Ксения Яшина рассказывает, как изменился подход в целом. Вы узнаете, как менялся Sbergile от версии 1.0 к 4.0, каких результатов удалось достичь и какие у планы на будущее.
  • «Насколько эффективен процесс производства и поможет ли восьмирукий разработчик» — это как раз про полностью новый автоматизированный производственный процесс и единую среду разработки.
  • «Agile #каквСбере для вашей компании» — про то, как можно внедрить такой же подход с нашей помощью.
  • «Стандартизируй это! Как провести трансформацию и не стать новой Вавилонской башней» — главное помнить, любой стандарт — это гипотеза и должен проверяться как гипотеза. Подробно рассказывается, как выглядит жизненный цикл стандарта — от его разработки рабочей группой до утверждения. На выходе — сокращение издержек в коммуникациях, отчётности, прозрачность и управляемость.
  • «Трансформация розничного взыскания. От революции к эволюции» — Денис Кузнецов, директор дивизиона из Департамента по работе с проблемными активами, рассказывает, как их команда стала пионерами рынка. Свои слова подкрепляет крутыми кейсами. Например, ребята запустили продукты вроде электронного взаимодействия с ФССП, робота-коллектора, исполнительную надпись нотариуса. И стали первыми по бенчмаркам во взыскании в стране.
  • «Shiftup Business Agility — жизненный цикл бизнес-модели» — доклад Agile-коуча Янины Лашкевич основан на материалах последней работы Jurgen Appelo и более чем 15-летнем опыте в разработке продуктов и проектов в разных бизнес-моделях.
  • «Мотивация внутри каждого из нас или как выпустить внутреннего профи» — здесь не будет ничего про пирамиду Маслоу, сложных терминов из психологии. Здесь подробный алгоритм, как повысить внутреннюю мотивацию и определение уровня выполнения потребностей. С отличными примерами.
  • «Как стать вовлекающим лидером» — тут речь идёт про фасилитирующее лидерство. Про то, как правильно формировать и поддерживать группы, чтобы они эффективно шли к одной общей цели, как взаимодействовать друг с другом, распределять задачи, отслеживать прогресс и действовать по общим принципам.
  • «Как не потерять контроль, когда в периметре 3000+ команд?» — точно не делать шаг назад в мир документов и согласований. Выход — структурировать данные из систем, сделать понятные разрезы на всех уровнях. Понять, что контроль даёт свободу — убедить в этом команду, дальше — никакой ручной отчётности, только данные из систем.
  • «PI Planning в условиях пандемии» — это история про модель планирования для больших компаний в период очень сложных изменений. Рассматривается методология, которая довольно редко используется на отечественном рынке.

Выступления в направлении «Продукт» будут наиболее интересны всем тем, кто хочет узнать, как создаются продукты в Agile-командах.

  • «Продуктовый офис. Как запустить конвейер проверки гипотез» — рассказывает Илья Забелин, управляющий директор, руководитель Продуктового офиса Сбера. Он более десяти лет (из них пять лет в Яндексе) занимается созданием, запуском и развитием своих и корпоративных продуктов в eНealth, ЕdТech, FinТech, E-СОМ. Илья показывает и рассказывает, как очень быстро проверять множество гипотез и как выстроить процессы в компании, способствующие этому.
  • «Выстраивание системы управления клиентским опытом» — на примере корпоративных клиентов рассказывается о том, как искали причины возможного недовольства, потребительские инсайты и вообще оценивали качество.
  • И очень практически-полезный доклад «Встраивание CX-исследований в жизненный цикл продукта» — если у вас ещё такого нет, то стоит присмотреться, это практический опыт.
  • «Обучение Agile для лидеров» — если у вас в планах создать эффективную команду и управлять ею, а времени совсем в обрез. Денис Тучин, Agile-коуч, который вместе со своей командой обучил более 500 руководителей разного уровня, в деталях рассказывает, как организовать процесс, следить за ним по целям в Jira, как снизить time-to-market, не снижая или даже повышая качество продуктов.
  • «Детство. Отрочество. Юность Agile-команды» — полезный доклад для молодых команд, неофитов Agile, джуниор-продактов. Ребята рассказывают, как разбирались с операционным процессом. По ходу можно сравнить реальный опыт с теорией, избежать ошибок, подсмотрев чужие, узнать, что всё, происходящее с вами, уже кто-то пережил. И выдохнуть.
  • «4 шага к эффективности команд» — никакой воды, только чистая польза. Рассказывается, как эффективно провести Agile-трансформацию в компании. С чего начать и как довести до конца. Если коротко — ускорить поставку, добавить гибкости, выстроить приоритизацию через оценку, мониторить метрики.
  • «СберБизнес. Как мы поменяли управление командами и сократили энтропию» — тут подробно говорится о «капитанской» модели изменений Коттера, а самое главное — как её применять на практике. И ещё про то, как увеличить эффективность и результативность системы и дать ей возможность масштабироваться.
  • «B2B Digital. Лицом к клиенту» — здесь можно найти ответ на вопрос «Как пройти путь от продукта к клиенту?», начиная с фич, вывода в ПРОМ и заканчивая метрическим целеполаганием и влиянием на клиентский опыт.
  • «Взлетают метрики, команда растёт втрое. Всё это — за один год. Как не сойти с ума продакту?» — о том, как перестать работать без чёткой организации производственного процесса и научиться делегировать. Будут нужны дежурный спринта и дежурный релиза.
  • «С ресурсами любой может: запуск продукта без необходимых средств, времени и плана» — история про правильную аналитику и оптимизацию приоритетов, ведущую в итоге к максимально быстрому выходу на MVP и его тестированию.

В направлении «Команда» собраны практики управления командами и повышения эффективности разработки. Практически каждый доклад показывает какой-то конкретный аспект работы команд.

  • «Школа Scrum-мастеров как элемент матрицы развития Scrum-мастера» — про то, как создавать внутри компании специалистов, которые «подружат» разработку и бизнес. Как разрешать конфликт, когда бизнес хочет продукт здесь и сейчас, а разработка хочет делать это правильно. И те же самые Scrum-мастера выступают не только посредниками между командами и заказчиками, но и помогают командам быть эффективнее.
  • «Как команда «Критические заболевания» тестирование в два раза ускорила» — история изменений в процессе релиза, которые позволили за одну итерацию проходиться по основным болевым точкам.
  • «Перезагрузка сознания legacy-команд» — это боль почти каждого в финансовой сфере, тем более с долгой историей.
  • «Будни Scrum-мастера или как зажечь сердце команды без жертв» — Дарья Михеинко, лидер направления, Scrum-мастер, аналитик, рассказывает, про то, как важно настроить свой энергетический баланс, чтобы замотивировать команду. Как избежать рутины и максимально эффективно помогать команде, не выгорая.
  • «Разделяй и властвуй. Опыт создания продуктов в малых группах разработки» — на своем примере ребята доказывают, как за два года можно пройти от двух поставок в ПРОМ до 47, выполнения более 100 задач и ускорения Т2М в 1,5 раза.
  • «Развитие Scrum-мастеров после Школы Scrum-мастеров» — история о том, как вдвоём можно развивать 50 Scrum-мастеров и что из этого получается. Для Scrum-мастеров есть школа СМ, профессиональное сообщество СМ, гильдии СМ, конференция СМ, чаты для СМ. Так что без помощи не останетесь.
  • «Как Scrum-мастер перевернул тестирование в команде с ног на голову» — реальные ситуации и новые командные практики.
  • «Ускоряем процесс разработки по максимуму» — ребята научились выпускать больше релизов — от 32 до 55 за год, сократили время от завершения тестирования до внедрения в ПРОМ.
  • «Пройти путь Scrum-мастера без ошибок. Лайфхаки» — о вопросах, которые себе должен задавать хороший Scrum-мастер. «Давайте спросим команду» — один из ключевых.
  • «Результативность продуктовой команды. Есть ли прогресс?» — roadmap от усовершенствования системы оценки задач и планирования спринтов до количественного представления результативности участников команды. Путь от оформления описания и пошаговой инструкции с примерами в Confluence до оптимизации и усовершенствования.

Итог


Интерес к конференции в целом и поток вопросов к каждому спикеру подтвердили, что рынок готов к изменениям. Мы уверены, что профильному сообществу необходимо иметь возможность общаться и обмениваться опытом, дискутировать и отстаивать свою точку зрения. 16 марта команда трансформации Сбера запускает новый проект — Agile-дебаты. На первой встрече «диванные» эксперты обсудят, что лучше: выделенный Scrum-мастер или совмещающий? Должен ли владелец продукта руководить командой? Эволюция в Agile-трансформации лучше революции? Присоединяйся и выбери свою сторону. Да пребудет с нами истина!