Group-IB в шестой раз оценила рынок интернет-пиратства в России — в 2020 году он составил $59 млн, что на 7% ниже показателей 2019 года. Пираты так и не смогли восстановить базу видеоконтента после ликвидации «Большой тройки» CDN, потеряли на рекламе и вступили в борьбу за зрителя с легальными онлайн-кинотеатрами, нарастившими аудиторию в условиях пандемии.
И сервер гнется и скрипит
В «ковидный» 2020 год общая аудитория легальных видеосервисов, по данным «ТМТ Консалтинг», по сравнению с предыдущим годом выросла на 17%, до 63 млн зрителей, а сам рынок официальных онлайн-кинотеатров увеличился на 66% до 27,8 млрд руб.
Росло и желание россиян посмотреть «пиратку» — количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 12% и составило 11,8 млрд (в 2019 году было 10,5 млрд). Апрель 2020 года и вовсе поставил абсолютный исторический рекорд по числу намерений бесплатно посмотреть пиратские фильмы — 1,4 млрд. Из-за большого наплыва зрителей серверы пиратов даже не выдерживали нагрузок.
Несмотря на рост интереса к «пиратке», теневой рынок видео-контента в прошлом году продолжил сжиматься, потеряв 7%: с $63,5 млн. в 2019 году он достиг отметки $59 млн в 2020 году. Летом Group-IB выпустила исследование «С блэкджеком и шлюпками», в котором назвала основными бенефициарами рынка интернет-пиратства онлайн-казино и букмейкерские конторы. Именно они спонсируют нелегальное копирование кинопремьер и сериалов, переводы на несколько языков студиями озвучивания, а после публикации ворованного контента размещают в пиратских онлайн-кинотеатрах рекламные баннеры, промокоды и ссылки для привлечение новых игроков. Пристальное внимание правоохранительных органов, финансовых учреждений и регуляторов к теневым финансовым потокам привело к тому, что интерес рекламодателей к пиратке начал падать: средний CPM ( Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) за год снизился примерно на 16% c $6 до $5 по сравнению с показателями 2019 года.
Впервые специалисты направления Group-IB Anti-Piracy оценили объем российского рынка видео-пиратства в 2015 году: тогда он составил $32 млн, в 2016 году он вырос практически вдвое до $62 млн, в 2017 году — $85 млн (рост +21%), в 2018 году — $87 млн (рост +2,3%). Однако в 2019 году впервые за последние пять лет произошел резкий обвал: заработок интернет-пиратов за год сократился на 27% и в 2020 году продолжил сжиматься.
CDN «второй волны»
К середине 2020 года на смену трем крупнеи?шим пиратским видеобалансерам (CDN) — Moonwalk, HDGO и Kodik, ликвидированным в 2019 году, пришли CDN “второй волны”: Collaps, HDVB, VideoCDN, Videoframe, Bazon, Ustore, Alloha, Protonvideo. Однако даже сейчас база нелегального видеоконтента этих восьми крупнейших CDN содержит лишь 50% от объемов «Большой тройки», снабжавших 75 000 фильмами и сериалами до 90% пиратских онлайн-кинотеатров России и СНГ.
Очередной технологической новинкой, взятой на вооружение пиратами, стала интеграция видеобалансеров с полностью автоматизированными онлайн-кинотеатрами. Первым массовым прототипом стал скрипт Cinemapress, на базе которого в 2018-2019 гг появилось около 400 пиратских онлайн-кинотеатров. В апреле 2020 года на смену устаревшему проекту Cinemapress пришел Yobobox c 250 доменами, который в отличие от предшественника полностью интегрирован с одним из крупнейших CDN — Collapse, и предлагает бесплатный доступ ко всей базе видеоконтента.
Поисковик «Яндекс» по-прежнему остается главным источником для пиратских онлайн-кинотеатров, на него приходится в среднем до 90% трафика, хотя по состоянию на начало ноября 2020 г этот показатель снизился на 5 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2019 г. Оставшиеся 10% обеспечивают другие поисковики (на Google приходится до 2%), соцсети, мессенджеры, надстройки в браузерах и прямые переходы. Кроме того, тенденция ускорения индексирования новых ссылок поисковым ботом «Яндекса» и методы автоматизации, которые используют пираты, могут нивелировать эффект удаления из поисковой выдачи без применения систем высокочастотного мониторинга.
Особую тревогу у экспертов вызывает тот факт, что в 2020 году пираты научились оперативно отслеживать удалённые при помощи антипиратского меморандума ссылки и в автоматическом режиме генерировать новые дубли (с другим URL), что значительно снижает эффективность борьбы. Напомним, что подписанный в 2018 году антипиратский меморандум, с участием «Яндекса», Mail.Ru, Rambler, «Первого канала», ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-медиа», обязывал поисковики удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей, и до недавнего времени являлся эффективным средством противодействия интернет-пиратству.
«В 2020 году пираты, как и легальные онлайн-кинотеатры существенно увеличили аудиторию, но не смогли извлечь из этого максимальной выгоды, — замечает Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков — Мы видим, как пережив падение «большой тройки» CDN, пираты восстанавливают свои технические мощности и усиливают противодействие правообладателям. Некоторые из злоумышленников, используя «мутирующие ссылки-дубли», смену домена и децентрализованные CDN, нашли способы, как обойти антипиратский меморандум, полностью обесценив попытки ручного регулирования и методы борьбы с пиратством, актуальные еще несколько лет назад»
Эксперты Group-IB уверены, что классического мониторинга и блокировки уже недостаточно — необходимо выявлять и блокировать инфраструктуру преступных групп, используя автоматизированную систему для поиска и устранения цифровых рисков, база знаний которой ежедневно дополняется данными об инфраструктуре, тактике, инструментах и новых схемах пиратов.
nin-jin
Сделать дешёвый и удобный легальный сервис? Не, мы будем бить море палками.
Coolmax
Посмотри на бюджеты фильмов. Легально и дёшево — не получится. Основные расходы легальных онлайн-кинотеатров — это покупка прав.
Но я бы с удовольствием подписался на какой-нибудь легальный Кинопаб. Но в ближайшее время это маловероятно…
dead_undead
Ну я всё еще считаю что пираты нам, как потребителям, полезны, поскольку создают дополнительную конкуренцию и заставляют снижать цену. Сомневаюсь что сейчас стоимости подписок на границе рентабельности.
Получилось же всех приучить к подпискам на музыку? Не в последнюю очередь потому, что они дают практически всё, и в одном месте.
В рознице все понимают, что если хотите чтобы вам покупатель дал денег, надо для него процесс отдачи денег сделать максимально приятным и удобным. В текущих условиях, когда постоянно какие-то вещи могут то исчезать, то появляться в каталоге — это потребителю неудобно. Особенно когда нужно иметь вместо одной N разных подписок.
Ok_Lenar
Из всех моих знакомых по моему только два человека купило подписку Яндекса, остальные как использовали бесплатные или взломанные источники так и используют. Это конечно не показатель но тем не менее.
nin-jin
Тут больше дело в самом Яндексе, который использует не слишком добросовестные средства продвижения. Нет никакого желания поддерживать такую политику рублём.
buldezir
это все еще проблема держателей прав и их жадности/дальновидности.
я готов платить больше чем за вышеупомянутый прекрасный (но пиратский) сервис, но чтобы там было так же ВСЁ.
а пока половины контента тупо нет, а другая разбросана по 5 сервисам — пусть идут в пень со своей упущенной выгодой. если прикроют прям 100% пиратских сервисов, я все равно не буду платить за неудобные для меня сервисы, просто перестану смотреть.
uzverkms
Да пускай легальные спиратят интерфейс Кинопаба — удобнее системы фильтров и списоков Кинопаба я не видел ни у кого из легальных.
Djeux
Можно и не дешево. Достаточно чтобы было удобно и самое главное доступно. Я был бы не против покупать просмотр фильмов поштучно (по цене билета в кино), если бы они выходили в сервисе в момент выхода в прокат в максимальном качестве.
Аля видео-Steam
Daddy_Cool
Есть подозрение, что это невозможно в принципе. Легально — значит есть ограничения — в этом суть легальности. Пирату потому и хорошо, что ему не надо ни с кем договариваться, а значит у пользователя есть всё, до чего благородный пират сумел дотянуться.
Djeux
Почему это не будет работать для фильмов, когда работает для игр? Я сам в юности был еще тем варезьником, но подсел на steam и с тех пор на торренты хожу только за сериалами недоступными в моем регионе.
С той же музыкой, скопивши за годы сотни гигабайт музыки, 99% времени теперь слушаю через стриминговые сервисы.
Ущерб от пиратства сильно преувеличен
gizmodo.com/the-eu-suppressed-a-300-page-study-that-found-piracy-do-1818629537
Daddy_Cool
Я так понимаю, что Стим обеспечивает некую защиту — а исполняемый файл легче защитить чем видео. Ну и в играх интересны новинки. А вот помнится на БК-001 я играл в одну игру в 1989 году… интересно — если ли она в Стиме? )
Стриминговые сервисы — это плохо для музыкантов, там сложилась ситуация, что по сути денег не получает никто.
Чем отличается кино… пока студиям и так хорошо. А вот если будет ситуация, что если вашего фильма нет в условном allmoviestore.com — то ваш фильм никто никогда не увидит, вот тогда… Т.е. кино сейчас не чисто сетевой продукт — оффлайн кинотеатры живы, кстати как и музыка — концерты есть, поэтому музыканты еще живы и что-то сочиняют.
nin-jin
Стим ничего такого не обеспечивает. А интересная вам игра возможно есть на гоге, который принципиально продаёт игры без защиты.
Кстати, музыка жила, живёт и будет жить даже без монетизации, ибо это продукт прежде всего творчества, а не продакшена.
Daddy_Cool
Ну а как быть без монетизации?
Сочинили вы песню, а там нужен струнный оркестр — вот вынь да положь. Музыканты оркестра говорят — без проблем, сыграем… за умеренную денежку. Нас десять человек. Ну и репетнуть надо, за студию заплатить, звукооператору, и т.п…
Иначе придется ограничиться только бардовской песней.
nin-jin
Никакой песне не нужен оркестр.
Daddy_Cool
Мы с Фредди с вами не согласны! )
www.youtube.com/watch?v=JATb7e8zgyo
www.youtube.com/watch?v=L1wOu5gFrZ0
С другой стороны есть музыка такого типа — которая мне тоже часто нравится, где даже вторая гитара уже перебор.
www.youtube.com/watch?v=V7jL1x4ZyKw
nin-jin
Хорошая песня и без оркестра хороша. Впрочем, 21 век на дворе, все инструменты прекрасно синтезируются.
Daddy_Cool
Эта тема регулярно обсуждается.
www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-61898.html
«зачем нужна „естественная“ музыка с живым симф. оркестром,
когда можно сделать синтетическую практически бесплатно.
2. Здесь примерно такая же разница как если сравнивать секс с резиновой бабой и с настоящей, румяной, полной желания женщиной. У вас, конечно, вряд ли есть такая возможность, но если бы вы послушали в кинотеатре для сравнения „синтетическую“ музыку и потом то же произведение записанное с оркестром — вопрос бы отпал сам собой. Живая музыка — вся такая объемная, насыщенная и… живая. Она залезает вам под кожу и пробирает до костей :) А музыка из Pro tools или из чего там еще — мертвый картон, который годится только для того, чтобы делать макеты композиций. Pro tools может только сгодиться как хороший инструмент для того, чтобы дать оркестру представление чего от них хотят».
nin-jin
Аудиофилы вам и не такое расскажут. А на слепых тестах не могут отличить одно от другого.
Daddy_Cool
Ну ладно. Тогда разгоняем оркестры.
tmin10
В стиме тоже есть не всё, у меня игры от 6 разных магазинах есть (стим, гог, эпики, ориджин, юплей, близзард), хотя стим основной.