Мы в проекте Embox некоторое время назад запустили Qt на платформе STM32. Примером было приложение moveblocks — анимация с четырьмя синими квадратами, которые перемещаются по экрану. Нам захотелось большего, например, добавить интерактивность, ведь на плате доступен тачскрин. Мы выбрали приложение animatedtiles просто потому, что оно и на компьютере круто смотрится. По нажатию виртуальных кнопок множество иконок плавно перемещаются по экрану, собираясь в различные фигуры. Причем выглядит это вполне как 3d анимация и у нас даже были сомнения, справится ли микроконтроллер с подобной задачей.

Сборка


Первым делом начинаем со сборки. Это проще всего делать на эмуляторе QEMU, т.к. там все точно влезает по памяти, и поэтому легко проверить всех ли компонентов хватает для сборки приложения. Проверив, что все animatedtiles успешно собралось, я легко перенес его в конфигурацию для нужной мне платы.

Первый запуск на плате


Размер экрана у STM32F746G-Discovery 480x272, при запуске приложение нарисовалось только в верхнюю часть экрана. Нам естественно захотелось выяснить в чем дело. Конечно можно уйти в отладку прямо на плате, но есть более простое решение. запустить приложение на Линукс с теми же самыми размерами 480x272 с виртуальным фреймбуфером QVFB.

Запускаем на Линукс


Для запуска на Linux нам потребуется три части QVFB, библиотека Qt, и само приложение.

QVFB это обычное приложение, которое предоставит нам виртуальный экран для работы Qt. Собираем его как написано в официальной документации.

Запускаем с нужным размером экрана:

./qvfb -width 480 -height 272 -nocursor

Далее, собираем библиотеку Qt как embedded, т.е. С указанием опции -embedded. Я еще отключил разные модули для ускорения сборки, в итоге конфигурация выглядела вот так:

./configure -opensource -confirm-license -debug     -embedded -qt-gfx-qvfb -qvfb     -no-javascript-jit -no-script -no-scripttools     -no-qt3support -no-webkit -nomake demos -nomake examples

Далее собираем приложение animatedtiles (qmake + make). И запускаем скомпилированное приложение, указав ему наш QVFB:

./examples/animation/animatedtiles/animatedtiles -qws -display QVFb:0

После запуска я увидел, что на Линуксе также рисуется только в часть экрана. Я немного доработал animatedtiles, добавив опцию “-fullscreen”, при указании которой приложение стартует в полноэкранном режиме.

Запуск на Embox


Модифицированный исходный код приложения будем использовать в Embox. Пересобираем и запускаем. Приложение не запустилось, при этом появились сообщения о нехватке памяти в Qt. Смотрим в конфигурацию Embox и находим что размер кучи установлен 2Мб и его явно не хватает. Опять же, можно попробовать выяснить этот момент с прямо на плате, но давайте сделаем это с удобствами в Линукс.

Для этого запускаем приложение следующим образом:

$ valgrind --tool=massif --massif-out-file=animatedtiles.massif ./examples/animation/animatedtiles/animatedtiles -qws -fullscreen
$ ms_print animatedtiles.massif > animatedtiles.out

В файле animatedtiles.out видим максимальное значение заполненности кучи порядка 2.7 Мб. Отлично, теперь можно не гадать, а вернуться в Embox и поставить размер кучи 3Мб.

Animatedtiles запустилось.

Запуск на STM32F769I-Discovery.


Давайте попробуем еще усложнить задачу, и запустим тот же пример на подобном микроконтроллере, но только с большим разрешением экрана — STM32F769I-Discovery (800x480). То есть теперь под фреймбуфер потребуется в 1.7 раз больше памяти (напомню, что у STM32F746G экран 480x272), но это компенсируется в два раза большим размером SDRAM (16 Мб против 8Мб доступной памяти SDRAM у STM32F746G).

Для оценки размера кучи, как и выше, сначала запускаем Qvfb и наше приложение на Линуксе:

$ ./qvfb -width 800 -height 480 -nocursor &
$ valgrind --tool=massif --massif-out-file=animatedtiles.massif ./examples/animation/animatedtiles/animatedtiles -qws -fullscreen
$ ms_print animatedtiles.massif > animatedtiles.out

Смотрим расход памяти в куче — около 6 МБ (почти в два раза больше, чем на STM32F746G).

Осталось выставить нужный размер кучи в mods.conf и пересобрать. Приложение запустилось сразу и без проблем, что и продемонстрировано этом коротком видео


Традиционно можно воспроизвести результаты самостоятельно. Как это сделать описано у нас на wiki.

Данная статья впервые была нами опубликована на английском языке на embedded.com.