Журналист Bloomberg Джейсон Шрайер (автор книг “Кровь, пот и пиксели” и “Press Reset”) опубликовал расследование, посвященное проблемам игрового подразделения Sony. Согласно материалу, корпорация стала придерживаться консервативного подхода, делает ставку на широко известные франшизы и игры-блокбастеры, избегая рисков, связанных с поддержкой небольших проектов. Результатом этого становится не только сокращение числа студий-разработчиков и проектов, но и туманное будущее всей экосистемы PlayStation. Мы выбрали из публикации главное.
Курс на укрупнение
Главная проблема Sony — это консервативный подход к созданию игр, ставший нормой в последние годы. Хотя Sony принадлежат свыше десятка студий по всему миру, корпорация стала фокусироваться на небольшом количестве “крупных игр” — блокбастеров, которые будут тащить за собой продажи консолей. Студии Santa Monica, Naughty Dog и Guerilla Games получают от Sony восьмизначные бюджеты с тем расчетом, что продукты многократно окупятся, — как это произошло с God of War или The Last of Us 2, благодаря которым поставки PlayStation 4 превысили 114 млн штук. Интересно, что у главного конкурента Sony политика совсем другая: закупая игры для своего подписочного сервиса, Microsoft опирается на широкий спектр студий самого разного калибра,
Gravity Rush
Из-за одержимости Sony хитами сократилось не только число выпускаемых игр: многие команды, которые работали над нишевыми проектами, были расформированы. Это случилось, например, с Japan Studio, работавшей над популярными в Японии тайтлами Gravity Rush и Everybody’s Golf: корпорация сообщила разработчику, что больше не намерена выпускать небольшие игры для локальной аудитории.
Иллюстрация к игре Days Gone
Другой пример — ситуация с продолжением экшена Days Gone. Оригинал, выпущенный студией Bend, хоть и окупился, но вызвал смешанные отзывы со стороны критиков и игрового сообщества. Сотрудники студии попыталась предложить Sony создание сиквела своей игры, но вместо этого их отправили помогать другой студии и работать над продолжением Uncharted. Чтобы всё это не привело к распаду и поглощению команды, в Bend добились, чтобы Sony перебросила их на совершенно новый проект. К декабрю 2020 г. основатели Bend покинули компанию.
Как создателей ремейка The Last of Us выдавили из проекта
Наиболее яркой иллюстрацией расследования стала история Visual Arts Service Group (VASG), — так называлась студия из Сан-Диего. “Неизвестный герой”, VASG в качестве подрядчика-помощника участвовала в разработке многих популярных игровых проектов Sony, включая “Человек-Паук” и Uncharted. Коллектив собрался опытный. К середине 2010-ых руководитель студии Майкл Мумбауэр понял, что команда вполне созрела для работы над сольным проектом. В этом качестве был выбран ремейк The Last of Us (TLOU). Решение выглядело удачным: с одной стороны, это безопасно — не нужно рисковать, выводя на рынок непроверенную идею, плюс есть опора на уже сформированную фан-базу. С другой же, как раз в это время Naughty Dog начала работать над продолжением оригинальной TLOU (которое выйдет в 2020 г. и станет одной из самых обсуждаемых игр). И глава VASG рассудил, что уместно будет в качестве дополнения к новой игре дать игрокам технически улучшенный ремейк первой части для будущей PlayStation 5.
The Last of Us
С этим питчем Мумбаэр и пошел к руководству Sony, — и получил одобрение. Работа над ремейком стартовала, проект получил кодовое название T1X. Уже тогда настораживало, что проект держался в тайне и не получал средств на расширение команды, но тем не менее небольшая команда продолжала работать. Весной 2019 г. была представлена демонстрационная версия игры.
Герман Хульст
Но, увы, на этом оптимистичная часть истории завершилась. Новый руководитель PlayStation’s Worldwide Studios Герман Хульст, по словам инсайдеров, посчитал бюджет на разработку непомерно большим для ремейка. И его не убедили аргументы, что создание графики для нового движка PlayStation 5 (а также переработка игровых механик) требует дополнительных ресурсов и сотрудников.
Хульст дал указание VASG приостановить работу над ремейком, а команду проекта (на тот момент около 200 сотрудников) отправил на помощь Naughty Dog, которая не успевала в срок отшлифовать вторую The Last of Us. Затем роли поменялись: когда TLOU 2 была готова, часть сотрудников Naughty Dog отправили на разработку проекта T1X. Разумеется, поскольку это были авторы оригинальной игры, авторитета и репутационного веса у них было больше. В итоге кончилось всё тем, что T1X передали в руки Naughty Dog, а работавшая над ним 5 лет VASG вновь вернулась к тому статусу, от которого хотела уйти — вспомогательной студии без собственного проекта…
Для креативного ядра студии это было поражением. Студия фактически растворилась, ключевые сотрудники покинули ее, даже внутри корпорации VASG стали называть уже просто Naughty Dog South.
Что дальше?..
Как полагает Шрайер, фокус на блокбастерах может сыграть с Sony плохую шутку. Ведь часто именно, как казалось, небольшие и нишевые проекты и студии могут привести к ошеломительному успеху. Совсем недавно это произошло с игровой платформой Roblox, капитализация которой достигла $45 млрд., — в то время как Sony, наоборот, не стала вкладывать сколько-нибудь серьезных средств в продвижение и развитие собственного аналога, игры Dreams от студии Media Molecule. Не исключено, что амбиции корпорации в сочетании с консервативным подходом могут создать для Sony слишком рискованные перспективы.
tmplts
Если сравнить экосистему PlayStation сегодня и в период первых приставок — разница колоссальная. Эксклюзивов стало на порядок меньше, но они супер-качества.
Еще бы приставки продавались нормально, а то дождаться поставок PS5 — это уже из разряда фантастики.
granit1986
Они качественны с визуальной точки зрения, но все как один — экшен приключения от 3 лица в открытом мире/больших локациях. Плюс они выходят так редко, что можно просто купить под конец цикла консоль, поиграть во все экзы и забить. Не вижу ни одной причины сейчас покупать ПС5
DaneSoul
1) The Last of Us и Uncharted не в открытом мире,
2) Until Dawn, Detroit Become Human — даже близко не экшн, а интерактиное кино
3) Horizon Zero Dawn — это RPG, a не чистый экшн
4) The Last Guardian — 3Д платформер
granit1986
Всё так. Но…
1. Я специально уточнил, про большие локации, кроме открытого мира.
2. Это не внутренняя студия Сони и не эксклюзив.
3. Тоже не эксклюзив. От РПГ тут такие огрызки, что стыдно её так называть.
4. Эта игра делалась со времён начала ПС3, так что она совсем не современная, а речь именно про современные игры.
Повторю ещё раз — нынешний курс студий Сони — экшен-приключения от 3 лица в открытом мире с киношной постановкой, либо с большими локациями.
creker
3) Это в первую очередь экшен, в который добавили рпг элементы. Ближайшие родственники серия ассасинов, современная трилогия томб райдеров, последний год оф вор и, внезапно, ласт оф аз, который тоже пытается в прокачку.
Современный экз сони это таки под копирку сделанный экшен блокбастер. Они давно многим уже набили оскомину. Хорайзон так вообще бросил в самом начале игры. Скукота смертная.
4) А вот это именно то, за что сони и ценят. О чем собственно сабж. Под угрозой именно такой тип игр, которые не приносят много денег, возможно убыточны, но создают имидж компании. Именно на таких играх вырос бренд, а не на анчиках. Текущий курс наметился давно, когда началась американизация игрового подразделения в целом. Здесь очень кстати люди вспомнили слова предыдущего CEO
twitter.com/manfightdragon/status/1333259098180046855
DaneSoul
creker
Конечно не настолько в самом начале. Некоторую часть кампании я прошел, но че-то ничего особенно не заинтересовало, чтобы продолжать и тратить десятки часов на нее.
essome
Так и есть, купил пс5 перед новым годом, прошел в The Last of Us 2 части и продал, в кооперативе удобнее на пк, а остальные игры не зашли.
Axeleron42
Я как довольно предвзятый игрок, не вижу качества в новых проектах сони. Честно, надоело играть в техно-демки без смелых решений и инноваций в игровом процессе. Поэтому для меня инди сегмент куда интереснее, например факторио, казалось бы, что интересного в построение завода, а затягивает на сотни часов
dialog_vp
Недавно видел публикацию, что вокруг поиска поставок ПС5 уже сложилась своя культура — много сообществ, пабликов, групп, свой язык и т.д.