38,4сек F6,3 ISO200 16мм

Здравствуйте, уважаемые читатели ресурса Geektimes!
Сразу отмету все необычные версии использования фотокамеры, которые могли сгенериться при прочтении заголовка. Также, я не предлагаю подглядывать за соседями, нацепив телевик на тушку. Все остальные версии будут представлены ниже. Скорее всего, я что-нибудь пропустил, поэтому добавляйте ваши варианты в комментариях.

Часть 1. Приспособления для ночной съемки

1. Кроме тушки и объектива (я предпочитаю широкоугольный), в фоторюкзак запихиваю штатив. Изначально купил дешевый, но после того, как при -15 треснул один из барашков, решил разориться на нормальный. Купил нынешний со штатной головой, но она глючила зимой при морозах (скрипела и нормально не затягивалась, приходилось буквально виснуть на барашке, чтобы нормально затянуть). После этого разорился еще раз, но купил нормальную голову, которая стоила дороже штатива в сборе со штатной башкой. Теперь, уже который сезон, проблем с компонентами штатива не испытываю. Таскаю его везде, он побывал в огне, под землей и в воде. Всегда нормально раскладывается и затягивается без усилий. Единственный его минус — размер. Часто нет возможности взять с собой такой габаритный девайс. Поэтому купил еще один, миниатюрный. Его максимальная высота 50 см. При этом, выдерживает тушку с большим телевиком. Идеальный вариант для путешествий. Кисточка и груша всегда лежат в фоторюкзаке, я их даже не вынимаю оттуда. Д\у пульт. С ним очень удобно делать серии фотографий для стека пути звезд. Более ни для чего его не использую, т.к. стандартных 30 секунд вполне хватает. На крайний случай, всегда можно задрать ISO. Ну и фонари, куда уж без них. Особенно в те места, где нет внешних источников освещения. Использую ручной и налобник. Налобник чисто для утилитарных целей: подсветка камеры, окружения и т.д.



Могу сказать, что ни одно из вышеперечисленных приспособлений не обязательно, т.к. без любого из них можно легко обойтись или заменить чем-либо подножным.

2. Для того, чтобы заняться фризлайтом, будет нужно что-нибудь светящееся. Преимущество отдается разноцветному и светодиодному. Все можно заказать у дядюшки Ляо. Вы не представляете всю широту его фантазии на тему светящихся девайсов. Гарантирую, что глаза у вас разбегутся. Несколько примеров того, что я использую:



Часть 2. Примеры ночной съемки

Конечно, первое, что приходит в голову, это съемка неба и звезд. Ведь тем мы и отличаемся от животных, что поднимаем голову вверх.

3. Стандартный путь звезд. Для получения подобной фотографии может понадобиться пульт. На нем выставляется длительность экспозиции каждого снимка, пауза между ними и общееих количество. Я выставляю 25 секунд, 1 секунду паузы и 120-180 кадров. На большее у меня не хватает терпения. Потом все снимки сшиваются в подобную красоту. Можно в Фотошопе, можно в специализированной программе, например Startrails.


Каждый кадр: 25сек F5,6 ISO100 17мм

4. Теперь более сложный вариант. Да-да, это считается более сложным. Чтобы получить звезды в их первозданном виде, а не в качестве дуги, нужна достаточно короткая выдержка (Число 600 или лучше 500 поделить на фокусное расстояние объектива. При этом, ФР необходимо умножить на кроп-фактор камеры. Получается выдержка, при которой треков еще нет). Предпочитаю диафрагму открывать на максимум.


30сек F4 ISO1250 17мм

5. Для иллюстрации короткой и длинной выдержки посмотрите эти две фотографии. Здесь выдержка 1/5с:


1/5сек F5 ISO2500 16мм

6. Здесь выдержка 25с:


25сек F7,1 ISO400 16мм

Следующее, что может придти в голову — рисование светом. Для этого можно использовать различные светодиодные источники света и их комбинации. Все зависит от вашей фантазии.

7. Чтобы сделать эту фотографию, крутил разноцветные светодиоды на проводе:


30сек F6,3 ISO320 16мм

8. Просто рисовал фонарем:


30сек F4,5 ISO320 17мм

9. Обводил контур световодными волокнами. Ни одного фотошопа при получении этого кадра не пострадало:


51,4сек F6,3 ISO200 16мм

10. Приклеил на палку шесть светодиодов и провел ею по контуру машины:


30сек F7,1 ISO250 16мм

11. Использование железной ваты. Ее комок поджигается и крутится на веревке или проволоке:


30сек F6,3 ISO320 16мм

12. Только не забывайте, что она имеет высокую температуру горения и запросто можно получить ожог при попадании ее раскаленного кусочка на кожу.


30сек F5,5 ISO250 16мм

13. Использование в качестве источников освещения свечей хорошо смотрится в естественных подземельях:


30сек F5,5 ISO250 19мм

14. Использование окружающих источников освещения. Экспозицию (совокупность значений диафрагмы, выдержки и ISO) необходимо корректировать в зависимости от интенсивности источников. В реальности этот кадр был сделан глубокой ночью и на чердаке вообще ничего не было видно:


30сек F3,2 ISO2500 17мм

15.



16. Один, но очень сильный естественный источник:


30сек F4,5 ISO500 17мм

17. Здесь мне не хватало мощности моего фонаря и я подогнал машину, осветив ее фарами всем известное сооружение для получения фотографии в контровом свете:


30сек F5 ISO800 16мм

18. Туман помогает визуализировать луч, особенно если фонарь не очень сильный:


10сек F5,6 ISO200 16мм

19. Можно сфотографировать одно и то же место в разное время года, разное время суток, а потом совместить их. Будет неплохое финальное изображение:



20.



21. Куда уж без штатива при «производстве» селфи:



22. Пример отсутствия мощного фонаря — рядом все освещено нормально, а ниже, куда не добивает луч, все получилось темным:


6сек F6,3 ISO200 16мм

23. А еще ночью можно забраться куда-нибудь повыше, чтобы получить ночные виды:


120сек F8 ISO400 16мм

24. Если вы хотите запечатлеть последние отблески заката, экспозицию нужно уменьшать, иначе вся закатная красота окажется пересвеченной:


30сек F7,1 ISO500 210мм

25. Ранним утром штатив тоже будет полезен, т.к. света на восходе недостаточно:



26. Можно залезть под землю, там тоже есть что пофотографировать. Здесь комбинация естественного освещения (слева) и фонарей (спереди и сзади):



27. Использовалось два фонаря и выдержка 30 секунд:



29. А чтобы запечатлеть игру отраженного света на потолке, выдержка должна быть короткой (примерно 1/15с) и высокое ISO:



30. Пример использования мощного фонаря — выдержка понадобилась настолько короткая, что снимать можно было с рук:



31. Использование контрового света также позволяет разнообразить фотографию:


20сек F6,3 ISO200 16мм

32. Zoom-эффект. Чтобы его получить, нужно выставить выдержку 1-5 сек и во время съёмки повернуть кольцо трансфокатора:



32. Хорошо вписывается в концепцию ночьной съемки фотографирование различной атрибутики для световых и огненных шоу: пои, стаффы и т.п. Как огненные так и светодиодные:



33.



34. И отдельно хотел бы коснуться концертной съемки. Часто света бывает недостаточно. При этом, исполнитель имеет обыкновение двигаться, соответственно, выдержку надо ставить достаточно короткую (в среднем, 1/60), компенсируя экспозицию повышением ISO и открытием диафрагмы:


1/250сек F5 ISO2000 150мм

Комментарии (162)


  1. wrewolf
    14.04.2015 09:33
    +2

    16. Манихино ночью :)

    А ан первом кадре контровый свет светодиодная лента + ультразвуковые парогенераторы + рисование?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 09:56
      +2

      Оно самое )

      На первом кадре обведение контура лампой со световодами (как изображена на фото №2), рисование рожек и хвоста фонарем и все.


  1. KriMs
    14.04.2015 09:35

    На что снимали?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 09:58

      Если тушки, то сборная солянка никонов: D40, D300s, D700, D610. По объективам все — широкий угол: 18-55, 17-50, 16-35.


      1. dyadyaSerezha
        14.04.2015 15:35

        На некоторых фотках уж очень сильные искажения от широкого угла. Лучше было бы в Фотошопе выровнять слегка.


        1. fdv
          15.04.2015 15:02

          Иногда это художественный замысел.


  1. pesbarbos
    14.04.2015 09:42
    +4

    Респект!
    Много идей и задумок. Автор — молодец!


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 09:58
      +2

      Спасибо большое!


  1. Mixalych
    14.04.2015 10:17

    Нифига не понимаю в фотографии — экспозиция, iso, освещение и пр. Могу только в авторежиме что-нибудь сфоткать.

    Каждый должен заниматься тем, в чем он разбирается. У вас шедевральные и нестандартные фотки, круто! Некоторые и на заставку можно поставить…


    1. Nidaylokn
      14.04.2015 10:37
      +5

      А по вашей логике как тогда человеку начать в чем-то разбираться, если чтобы начать этим заниматься нужно уже в этом разбираться?


      1. Mixalych
        14.04.2015 10:52

        Не хочу разводить демагогию, но смысл был в том, что если руки под это не заточены, то и заниматься не стоит, даже если и в теории знаешь, что да как. Видел я таких чудо-фотографов, как правило, на свадьбах. А тут сразу видно, что человек с душей подходит к данному делу, пусть даже если это и хобби. У меня хобби — это попаять, собрать что-то своими руками из дерева и пр. И сколько меня не «приобщали» к созданию толковых фото — все бесполезно, ибо не интересно. В данном контексте я хотел донести мысль — каждому свое.


    1. Alexeyslav
      14.04.2015 11:58
      +1

      Эксперимент. Или его еще называют метод научного тыка. Автомат часто ошибается, поэтому приоритет должен быть в ручном режиме. Не понимаю почему до сих пор не придумали кнопку «автоподбор» для ручного режима, когда он срабатывает как автомат только однократно и с возможностью немедленной коррекции того что аппарат накрутил.

      Да там собственно и понимать ничего не надо, достаточно нескольких экспериментов чтобы уловить тенденцию и выставлять параметры интуитивно по принципу «больше-меньше» до достижения поставленной цели. А потом с опытом будешь выставлять все на уровне рефлексов.
      Физика фотографии проста: больше света — светлее фотография. А вот количество света зарегистрированное матрицей зависит от выдержки, чувствительности(ISO) и диафрагмы.
      Но в разных условиях съемки появляются ограничения на некоторые из параметров.
      Например, фотография с рук чтобы не смазать выдержка должна быть не больше 1/100 сек, количество света приходится компенсировать другими параметрами.
      Чтобы получить снимок без шума, нужно уменьшать чувствительность матрицы — ограничить максимальное значение ISO… и так далее.
      очень много ньюансов когда автомат не справится, выберет выдержку 1/10 и фотография получится смазаной но яркой. Его же не интересует качество снимка…


      1. Vufer
        14.04.2015 14:30
        +1

        Эксперимент. Или его еще называют метод научного тыка. Автомат часто ошибается, поэтому приоритет должен быть в ручном режиме. Не понимаю почему до сих пор не придумали кнопку «автоподбор» для ручного режима, когда он срабатывает как автомат только однократно и с возможностью немедленной коррекции того что аппарат накрутил.

        Pentax K-r, как основные стекла советские игрушки, потому… очень даже есть такая кнопка, зеленая. При нажатии аппарат выставляет выдержку при текущей чувствительности и диафрагме (диафрагма не регулируется с аппарата, только руками). Вроде на полуавтомат-режимах тоже можно задействовать.
        Наверняка на других системах есть аналогичный функционал.


        1. fdv
          15.04.2015 15:06

          Как вариант — снять на автомате, подсмотреть настройки и выставить ручками всё, что надо. За пару снимков поправить.


          1. Alexeyslav
            15.04.2015 17:00

            Когда объект съемки никуда не уходит, то это отличный вариант… можно успеть еще и HDR сделать, и со вспышкой попробовать.


    1. Vedomir
      14.04.2015 12:13
      +1

      На самом деле это очень быстро осваивается методом экспериментаторского тыка. Просто берете камеру и начинаете экспериментировать с разными настройками — очень быстро (несколько месяцев) приходит понимание что параметры можно пересчитать по пальцам одной руки и легко запомнить примерно оптимальные комбинации для наиболее часто используемых условий, от которых уже можно делать тонкую подстройку.

      Другое дело что для таких фоток как в посте кроме правильных параметров еще потребуется дофига работы и фантазия — чтобы их выставить надо сначала доехать до нужного места в нужное время (а перед этим найти такое место и время, плюс ракурс и модели и технические средства), вместо уютного сидения за компом в домашнем тепле.


  1. GenkaOk
    14.04.2015 10:51
    +1

    Отличные работы, 4 напомнила обои IOS.
    У вас есть аккаунт в Flickr?

    Обои
    image


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:13

      Спасибо большое!
      До обоев IOS мне далеко :)
      Аккаунт есть, но я его завел только месяц назад. Предпочитаю выкладывать фотографии в ЖЖ. Если интересно, то ссылка есть в профиле.


  1. norlin
    14.04.2015 11:10

    Супер, спасибо за такие примеры!
    Скажите, а какое ISO было на фото 4 («естественные звёзды»)?


    1. zlde
      14.04.2015 11:40
      +1

      По 4 фото есть еще какая-то нелогичность в описании. Чтобы не было треков нужно примерно следовать правилу «600», т.е. 600 поделить на ЭФР и получим выдержку, на которой еще не будет видно треков. По факту лучше чуть короче делать. Для 14мм это около 40 секунд. А ISO уже под условия и доступную диафрагму, но, как правило, от 1600 и выше. На D700 можно и 6400 смело, на моей А850 выше 1600 уже грустно.


      1. Dack9 Автор
        14.04.2015 12:16

        Спасибо за поправку, исправил! Еще используют и правило 500 :) Вы не поверите, но на 700-ке после 1600 тоже уже не очень. А 6400 я старался не ставить :)


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:15

      Благодарю!
      Вечером подпишу основные параметры для каждой фотографии в посте.


    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 00:22

      Написал параметры большинства фотографий. У этой ISO 1250.


      1. norlin
        15.04.2015 09:40

        Спасибо!


  1. olekl
    14.04.2015 11:14

    Классный эффект со световодами, спасибо за идею!


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:20

      Рад, что пост оказался полезным )


  1. AndreyDmitriev
    14.04.2015 11:44
    +1

    Эх, было бы здорово, если бы вы полные данные EXIF оставили. Я впрочем не уверен — habrastorage сохраняет заголовки или нет. Если нет — то ссылка на архив, где их можно глянуть была бы очень кстати.


    1. Vedomir
      14.04.2015 12:08
      +1

      Кстати да, учитывая содержания статьи стоило бы добавить в описания фото базовый exif для каждого снимка.


      1. Dack9 Автор
        14.04.2015 12:23

        Вечером допишу.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:20

      Не вопрос, вечером подпишу основные параметры у каждой фотографии.


  1. kimich
    14.04.2015 11:44

    Спасибо за мотивационный пост! Пообещал себе достать с полки 6D и отправиться на съемку таких экспериментов при первой же возможности.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:21

      Рад, что пост оказался вам полезным!


  1. ivansychev
    14.04.2015 11:49

    Я почему-то сразу подумал об этом.


  1. PapaTramp
    14.04.2015 12:06

    А подскажите, пожалуйста, марку и модель маленького крепкого штатива?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:22

      Fotopro M5 Mini


      1. PapaTramp
        14.04.2015 13:50

        На нем тушка с чем-то наподобие 70-200 хорошо стоит? Нет смаза на длинном конце?
        А то большой и крепкий есть штатив, но часто бывает нужен такой же хорошо стоящий, но маленький.


        1. Dack9 Автор
          14.04.2015 14:24

          У меня он нормально держит 80-400 :)


          1. PapaTramp
            14.04.2015 14:29

            Спасибо! Надо поискать такой же :)


            1. Dack9 Автор
              14.04.2015 14:36

              Не за что! По причине «недержания» тогда отверг гориллапод и остановился на этом варианте. Не жалею )


              1. PapaTramp
                14.04.2015 16:41

                На данном этапе пока остановился на Benro 650FHD3, тяжеловат, но зато голова удобная и камера стоит как влитая.
                Маленький есть, но легкий, больше чем беззеркалку на него лучше не ставить, зато высокий, удобно было на него мишень крепить для проверки фронт-бэк фокуса :)


  1. Vedomir
    14.04.2015 12:07
    +9

    Отличная статья. Наглядно показывает зачем на самом деле нужна дорогая фототехника с большими матрицами и хорошей оптикой и в чем именно она превосходит смартфоны и мыльницы невзирая на все ухищрения с электронной обработкой.

    Что не менее важно, одновременно с этим наглядно показывает, что без воображения, труда и желания экспериментировать дорогая фототехника все равно не поможет.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 12:23

      Спасибо вам на добром слове, оч. приятно!


    1. DjOnline
      14.04.2015 15:14

      Открою секрет — много можно сделать и на мыльницу, поэтому как в анекдоте, дорогая кастрюля не означает вкусные блюда.
      Нет фулфрейма? Не хватает ДД? Для этого придумали HDR, которые позволяет даже с совсем хреновых фотоаппаратах с малеленьким ДД сделать такой же шедевр (если там есть ручная выдержка).
      Просто надо не лениться, да.


      1. norlin
        14.04.2015 15:55

        Что делать, если не хватает света? (та же ночная съёмка, например)


        1. Vedomir
          14.04.2015 16:07

          Если снимаете неподвижные объекты можно использовать штатив. С относительно подвижными будет печаль.


          1. norlin
            14.04.2015 17:39

            А если подвижные? ;)


        1. DjOnline
          14.04.2015 17:38

          То же самое, что и с зеркалкой.
          Штатив, ставить большую выдержку, делать серию кадров и затем объединять.
          Днём расширить ДД можно даже с рук с помощью Exposure Fusion в PTGui или десятках других HDR средств.


          1. norlin
            14.04.2015 17:44

            Каким образом всё это поможет при съёмке движущихся объектов?

            Причём тут вообще зеркалка/не зеркалка – я говорю лишь о том, что чувствительность матрицы важна и на дешёвой технике вы это ничем не сможете обойти (возможно только избирательно, для некоторых ситуаций).
            А так – есть и беззеркалки отличные, равно как и паршивые зеркалки. Только вот нет хорошей и при этом дешёвой техники.


            1. DjOnline
              14.04.2015 18:05

              Причём тут движущиеся объекты? На фото приведены примеры ночных пейзажей, о них и речь.
              Никто не говорит о репортаже, тем более ночном.


              1. norlin
                14.04.2015 18:14

                На фото приведены примеры: движущихся звёзд, концертной съёмки, отражений воды – всё это движущееся и требует короткой выдержки.


                1. DjOnline
                  14.04.2015 23:31

                  Само собой.
                  Мой комментарий был о фото с длинной выдержкой.
                  Ключевое слово «многое».


              1. encyclopedist
                14.04.2015 21:42

                Вы невнимательно фото смотрели :-) Два раза одинаково помахать светодиодами невыйдет.


                1. Fandir
                  15.04.2015 16:36

                  Светодиодами нормально можно махать и на ISO100 и даже лучше будет, т.к. времени больше будет!


              1. int03e
                15.04.2015 16:19

                Интересно, а как снимать движение вообще при недостатке света, там же выдержку выше 1/30 не поставишь. Только светосильная оптика за 100500$, и то до определенного предела? Или там уже люди смотрят на какой-нибудь средний формат?


                1. Alexeyslav
                  15.04.2015 17:01

                  используют вспышку…


                  1. int03e
                    15.04.2015 17:32

                    Я пробовал, получается ужасно — прямой свет убивает все тени. Можно конечно использовать отдельную вспышку, направлять ее в потолок ради не такого жесткого света, или даже несколько вспышек с зонтиками. Но это уже больше студия, я имел ввиду уличную сьемку.


                    1. Alexeyslav
                      15.04.2015 20:19

                      Волшебства не бывает. Есть, правда, фотоэлектронные умножители но они принципиально не совместимы с цветом. Их используют в ПНВ.


                1. DjOnline
                  15.04.2015 18:25
                  -1

                  Почти на любой мыльнице с ручным управлением можно ставить выдержку до 8 или до 30 секунд.


                  1. int03e
                    15.04.2015 18:41

                    К чему ваш комментарий? Я говорил про движущиеся объекты.


                    1. DjOnline
                      15.04.2015 18:58
                      +1

                      Движущиеся без вспышки никак.


                      1. Alexeyslav
                        15.04.2015 20:26

                        Есть еще вариант, через фотоэлектронный умножитель но фото будет Ч/Б. такие используют в ПНВ. для фотоаппаратов таких не видел, ибо они на выходе дают крупное зерно и тем самым делают бесполезными мегапиксели.
                        Еще можно пробовать охлаждать матрицу и повышать её чувствительность без увеличения шума, но это не очень удобно и не экономично.


                1. Vedomir
                  16.04.2015 09:15
                  +1

                  Современные полнокадровые матрицы позволяют спокойно снимать в районе ISO 3200-6400. А для любительской съемки можно пожертвовать качеством и поднять еще выше (для полукадровых это означает 3200)

                  В сочетании с диафрагмой хотя бы 2.8 (или 1.8 для фиксированных объективов) это уже позволяет снимать при очень плохом освещении, хотя и не в полной темноте.

                  Ну вот например любительское фото с полукадровой камеры (Pentax K-5) — снято с рук на прогулке (т.е. никто не стоял и не позировал, просто снимал гуляющих на ходу), вечером на берегу залива. Для профессиональных целей качества не хватит, но для себя вполне.

                  Москвичи в Питере 2012

                  А вот здесь уже возможностей полукадра не хватило — на ISO 6400 качество плывет

                  Москвичи в Питере 2012

                  Само собой со штатива я бы это снять просто не успел — момент спонтанный, тем и ценен. Возможно и настройки можно было бы поточней подобрать — но при репортажной съемке на это просто нет времени.


        1. Fandir
          15.04.2015 16:19

          Абсолютно всё, что есть в статье можно снять на нормальную мыльницу! Самый классный эффект, который доступен на зеркалке автор забыл! Или не знал.


          1. massimus
            15.04.2015 17:42

            > Самый классный эффект
            Расскажете?


            1. Fandir
              15.04.2015 17:51
              +1

              Ой, забыл название эффекта написать Zoom-эффект. Приведу пример (фото из интернета):

              image

              Что бы снять подобное, нужно выставить выдержку 1-5 сек и во время съёмки повернуть кольцо трансфокатора. Требует определёных навыков.


              1. Dack9 Автор
                15.04.2015 23:12

                Спасибо, добавил этот эффект в пост. Знаю про него, но никогда не использовал.


              1. massimus
                16.04.2015 05:40

                Более чем наглядно, спасибо! Эффект действительно обалденный!


      1. Vedomir
        14.04.2015 16:06

        И что делать если нужна короткая выдержка и высокая чувствительность? Или низкая глубина резкости?

        В некоторых условиях и при дополнительных усилиях на мыльнице действительно можно сделать кадры, не сильно уступающие дорогой технике (хотя с хорошей оптикой и матрицей в принципе и четкость будет другой и цветопередача без коррекции как минимум), но далеко не во всех.


        1. fdv
          15.04.2015 15:51

          Однажды я имел неосторожность используя Casio Exilim EX-500 снять подсвеченный в тумане ночной Минск, пока ждал троллейбус. Тогда для меня зеркалка была равна звездолёту. Гуру с зеркалками спросили чем я снял и пытались мне не верить. А я просто поставил фотик с длинной выдержкой на мраморный парапет выхода из метро и…
          Сильно жалею, что утерял тот снимок.


          1. Vedomir
            16.04.2015 08:57

            Вы так и не ответили на комментарий сутью которого был вопрос «И что делать если нужна короткая выдержка и высокая чувствительность?».

            В реальности это огромное количество сценариев в том числе и для любительской съемки — на которых мыльница и смартфон будут просто бесполезны.

            Ну и не говоря уже о банальном удобстве — во многих случаях большая матрица позволяет снимать с рук там, где для маленькой нужен штатив или изощрения с поиском подходящих поверхностей.


    1. Fandir
      15.04.2015 16:17

      Вот фото снятое на мыльницу Canon A630:

      Фото
      image

      image

      image

      image


  1. DjOnline
    14.04.2015 12:43

    За Наргиз спасибо.
    Что за известное всем место на 17?
    HDR использовался на 23 и 15, или эти ДД этих зеркалок позволили всё вытащить из RAW?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 14:41

      Всегда пожалуйста!
      Это деревня Никола-Ленивец в Калужской области.
      HDR вообще не использую, всегда фотографирую в RAW, а потом тяну. Это матрица D300s позволила вытянуть.


  1. sindrom
    14.04.2015 12:43

    Фотографии в этом посте подвергались обработке/коррекции в Photoshop или других граф. редакторах?
    Если снимали в RAW, то в чем проявляли и какие настройки использовались?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 14:47

      Да, конечно подвергались. Всегда снимаю в RAW. Проявляю в Lightroom. В Photoshop провожу небольшую посткоррекцию (в основном, «заштампить» дефекты) и уменьшаю размер. Про настройки сказать не готов, т.к. даже в одной серии практичеки у каждой фотографии выставляю разные параметры, просто как понравится. В основном, добавляю насыщенности, контраста. Плюс к этому, чаще не сохраняю профили проявленных фотографий и если потом понадобится ее обработать еще раз, сделаю это заново и уже по-другому. Укажите номера интересующих вас фотографий, если их настройки проявки сохранялись, то выложу.


  1. iago
    14.04.2015 13:24
    +1

    Вот, сразу видно что у человека руки откуда надо! А то купил зеркалку — стал фотографом — уже так надоело, слов нет. А потом только одна еда и малой как растет в инстаграме, как будто айфона для этого не хватает…


  1. DISaccount
    14.04.2015 13:24

    Про 24:

    Если вы хотите запечатлеть последние отблески заката, экспозицию нужно уменьшать, иначе вся закатная красота окажется пересвеченной:

    Для некоторых фотоаппаратов, лучше переэкспонировать, т.к. вытащить тени бывает сложнее. А как только «вытаскиваешь» тени в редакторе, сразу лезут и шумы, даже на ISO 100. С Canon, например, именно такая история. То есть свой инструмент нужно знать.

    Про 32:
    выдержку надо ставить достаточно короткую (в среднем, 1/60)

    Чтобы снимок был резким, удобно ставить в приоритет выдержки с максимальным допустимым значением обратно-пропорциональным фокусному расстоянию объектива (1/f), а диафрагму или ISO в автомат.
    Но если у Вас стальные руки и дыхание как у биатлониста, то можно и больше.

    Фризлайт с девушкой радует глаз.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 15:24

      Полностью с вами согласен по всем пунктам. Уточню по деталям:

      Для некоторых фотоаппаратов, лучше переэкспонировать, т.к. вытащить тени бывает сложнее. А как только «вытаскиваешь» тени в редакторе, сразу лезут и шумы, даже на ISO 100. С Canon, например, именно такая история. То есть свой инструмент нужно знать


      У Никона наоборот, легче вытащить тени :)

      Чтобы снимок был резким, удобно ставить в приоритет выдержки с максимальным допустимым значением обратно-пропорциональным фокусному расстоянию объектива (1/f), а диафрагму или ISO в автомат.
      Но если у Вас стальные руки и дыхание как у биатлониста, то можно и больше.


      Для матриц с большим количеством пикселов (примерно, от 20Мп и выше) правило 1/f неактуально. Реально, нужно использовать 1/(2*f). Столкнулся с этим и был неприятно удивлен :)
      У Никона я могу доверять только режиму приоритета диафрагмы. АвтоISOработает настолько отвратительно, что его использовать невозможно.

      Спасибо!


      1. fdv
        15.04.2015 14:58

        У Никона я могу доверять только режиму приоритета диафрагмы. АвтоISOработает настолько отвратительно, что его использовать невозможно.


        А зачем вам автоисо?! И где именно оно плохо работает? Я как-то не испытывал потребности в автоисо, но эксперименты показали вполне предсказуемы результаты.


        1. Dack9 Автор
          15.04.2015 15:18

          На том же концерте, когда освещение меняется от полностью темного до практически дневного. С нормально работающей функцией было бы удобнее и быстрее, чем вручную ркутить ISO под каждый кадр. Других ситуаций использования этой функции не возникало.


          1. fdv
            15.04.2015 15:32

            Не знаю, возможно просто потому, что я сам инженер по автоматическому управлению и сисадмин с многолетним стажем, я не могу полноценно доверять сложной автоматике. Разве что в тех случаях, где она очевидно превосходит мой опыт, знания, реакцию или требуется изматывающая повторяемость действий. Вы же никонист, насколько я понял. Экспокоррекцю в минус и потом из теней можно что-то достать, если будет нужно. Даже в бюджетных аппаратах от Nikon (не ниже определённой планки то точно) это вполне реально. Ну вот же снято на D5000 + 50mm f/1,4:

            image

            или + 18-55

            image

            А это снято вообще на презренный Sony a230 c рук, который сложил моё мнение о фотоаппаратах Sony и стабилизации матрицей:

            image


            1. Dack9 Автор
              15.04.2015 15:56

              Да, я знаю, что это вполне возможно )
              Автоматике я не доверяю вообще. Тот концерт был первый и последний раз, когда я попытался воспользоваться функцией автоISO )


        1. Dack9 Автор
          15.04.2015 15:23

          Плохо работает в той же ситуации: там, где я руками выставлял 1000, автоисо выставляло 4000 и более…


          1. fdv
            15.04.2015 15:35

            Значит ему темно и он не полагается на то, что вы используете штатив или стаб. Решается светлой оптикой и гвоздями прибитыми настройками. Ну или длинной выдержкой. Автоматика тупа. Она не знает ничего о вашей задумке, а лишь подтягивает параметры к идеальным условиям.


  1. qlkvg
    14.04.2015 13:33

    Идея с ротондой из Николо-Ленивца страсть какая крутая.
    На длинной выдержке, к слову, очень удобно рисовать лазерной указкой при отсутствии других источников света. Главное на котов не нарваться.


    1. Alexeyslav
      14.04.2015 13:38

      даже интересней, будут призрачные тени.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 15:25

      О, кстати, не пробовал лазерную указку, нужно будет наверстать этот момент :)
      А почему на котов не нужно нарываться?


      1. Firsto
        14.04.2015 17:06

        А почему на котов не нужно нарываться?
        У нас вот например кошка в бешеном темпе бегает за точкой от указки. Может у всех так. :)

        P.S.:
        Пробовал лазером рисовать — понял, что художником мне не быть.
        image


  1. vettspace
    14.04.2015 14:06

    По 4-му пункту

    Число 600 или лучше 500 поделить на фокусное расстояние объектива

    Нужно добавить, что ФР необходимо умножить на корп-фактор камеры.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 15:28

      Спасибо, добавил.


  1. DimonSmart
    14.04.2015 14:19

    Спасибо за интересную статью.
    Я тоже увлекаюсь фотографией и недавно даже сделал презентацию с подборкой необычных способов фотографирования
    Мне особенно понравились слит-фотографии. Возможно, в комбинации слит + ночные можно получить что-нибудь интересное.


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 15:28

      Рад, что понравилось!
      Спасибо, посмотрел вашу презентацию, есть очень любопытные примеры.


  1. mtp
    14.04.2015 14:52

    Автор невероятно крут и как фотограф тоже.


  1. geovas333
    14.04.2015 18:28

    13-я вообще ад! В целом очень понравилось! Есть повод достать зеркуалку из ящика!


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 19:13

      Это хорошо, что появился повод )


  1. Keyten
    14.04.2015 22:43

    Поделитесь, как вы делаете 2 снимка в разные времена года так точно, без каких-либо заметных смещений?


    1. Dack9 Автор
      14.04.2015 23:08
      +1

      Так невозможно сделать. Все никогда не сойдется. Просто более-менее запоминаю точку съемки. Потом фотографирую с нее. Потом кадрирую оба снимка так, чтобы осталось пространство, более-менее совпадающее. Потом один снимок принимаю за основу, на него накладываю второй и изменяю его геометрию, чтобы совместить в фотошопе.


      1. Keyten
        17.04.2015 17:45

        Ну невозможно-то — возможно, если очень надо. Например, оставить камеру на полгода на том же месте, прикрыв каким-нибудь колпаком от погоды, людей и поездов :)

        Понятно, в общем, спасибо. Когда-то пытался подобное сделать, не получилось.


    1. Al_Azif
      15.04.2015 02:28

      Там шпалы разъезжаются. Но идея хорошая.


  1. fdv
    15.04.2015 12:23

  1. viperet
    15.04.2015 13:08

    Кстати владельцы фотоаппаратов Canon могут заменить пульт с таймером прошивкой Magic Lantern, она позволяет делать и периодическую фотосъемку (timelapse) и в режиме BULB устанавливать большое время экспозиции (до 8 часов). И еще там есть иммитация пульта ДУ — махаешь рукой перед сенсором приближения LCD экрана — фотоаппарат снимает кадр (чтоб не трясти аппарат нажатием кнопки). Эти функции здорово помагают при ночной съемке.


    1. dittohead
      15.04.2015 13:15

      там еще звуковой триггер есть.
      но на моем втором пятаке МЛ не взлетел, пришлось покупать цейтраферный пульт)


      1. viperet
        15.04.2015 13:24

        Я сначала для съемки таймлапсов соорудил девайс из Arduino и LCD дисплея, но его таскать было неудобно, поэтому был приятно удивлен возможностям Magic Lantern.


        1. dittohead
          15.04.2015 13:29

          есть еще такая штука photoduino.com


      1. fdv
        15.04.2015 13:53

        У бюджетного Nikon D5000 уже всё встроено. Может стоит поменять платформу?


        1. dittohead
          15.04.2015 14:17

          В прошлом году ушел с никона, тк не дождался замены 700ки.
          Перепрыгивать каждый год-затратненько:)


          1. fdv
            15.04.2015 14:35

            Можно узнать что ждали после 700-ки? Может и мне пора…


            1. dittohead
              15.04.2015 15:48

              5мк3 с байонетом никон )


              1. fdv
                15.04.2015 15:56

                Зачем!? Когда Кэнон был лучше Никона, при условии что это не параметры на бумаге, а работа в деле и при условии, что у фотографа руки и голова вполне дружны? Даже топовая современная их тушка покрывается предпоследней никоновской и остаётся в запасе D4s, у которого просто уже нет соперника в классе.
                Зря это вы… Очень зря…
                Хотя если вам снимать видео… Фотоаппратом… То почему бы и нет. Тут у кэнона какой-то сдвиг наблюдается. По фазе. Ибо не понятно, куда теперь пришпандорить их подразделение по производству видеокамер…
                :)


                1. dittohead
                  15.04.2015 16:26

                  д4 мне не сильно нужен ) равно как и 1дх
                  собственно как и видео

                  нужна быстрая репортажная коробка, с адекватным аф. и высоким рабочим исо
                  12и мегапиксельный д700 — не хватает запаса, 16 мегапикселей-еще терпимо (+высокие рабочие исо у современных коробок)
                  крутил д810-не проникся, 36 мегапикселей в репортажке совсем не нужны+криво сделанный маленький рав (привет маркетинг)
                  +оптика, тормознутые аф-с фиксы у никона, против шустрых элек
                  новый 24-70 у кенона уже так же хорош как и никоновский 24-70
                  ну и божественная 135/2 у кенона. никон досихпор клепает 135/2дс, сказать что плохая не могу, но ничего выдающегося в ней нет.
                  проблемы с цветом у никона.

                  ну и говорить что кто то хуже-не совсем корректно, просто кенон и никон-диаметрально разные вещи. говорю как человек снимавший никоном 5 лет:)


                  1. fdv
                    15.04.2015 16:38

                    Я улыбаюсь, когда вас читаю, но да ладно.
                    Если вы о скинтонах, то готовые скинтоны у кэнона мне нравятся, да. Всё, больше я не вижу у него преимуществ. Такие же я сделаю на любом аппарате.
                    Скорость оптики? Ну давайте ещё сравним аж 3 поколения 18-55 у кэнона и всего 2 у никона (последнее вышло едва ли не дни назад). У никона на D5000 посредством 18-55 я снимал прекрасное боке, а моя жена — псевдомакро, пока не было денег купить что-то иное. Это при том, что я держал свою первую зеркалку в руках всего несколько дней. Все эти кадры есть на хостингах. И я никак не мог втемяшить, почему кэнонисты так ругают 18-55 и так яростно бряцают эльками. Пока не понял, что эта проблема сугубо кэнона. Медленные фиксы… Шустрые эльки… Ну вы и даёте… Мне нет нужды убеждать вас менять платформу, но я твёрдо убеждён на основании личного опыта — вы не правы.
                    Хотите кучу доводов в пользу никона и против кэнона? В раз настрогаю и будет холивар. :) А холиварить мне лень.

                    P.S. Эх, всё равно разлился тут мыслями по древу… :)


                    1. dittohead
                      15.04.2015 16:48

                      18-55 самое дешевое стекло в линейке ) какое может быть сравнение?)


                      1. fdv
                        15.04.2015 17:02

                        А вот такое! У Никона оно снимает отлично, а у кэнона — вам виднее, но по слухам кэнонисты его сильно не любят.
                        И в этом философия прозводителей, их отношение к потребителю.


                        1. dittohead
                          15.04.2015 17:15

                          Никогда не пользовался-ничего сказать не могу)


                1. dittohead
                  15.04.2015 16:26

                  А кинокамеры кенона-это уже другой рынок, RED и ими же.


  1. OverQuantum
    15.04.2015 13:51

    Фото при свете Луны
    image
    ISO6400, F2.8, 30 секунд

    Ещё пара снимков у меня в блоге: overquantum.livejournal.com/24299.html


    1. Alexeyslav
      15.04.2015 13:56

      Так вот значит как ночные животные видят мир ночью…


    1. DjOnline
      15.04.2015 18:38

      Аналогично, Крым при свете луны, древний Panasonic TZ3, 30 секунд img-fotki.yandex.ru/get/5508/2698013.b/0_ab68b_c3ea6dd7_orig


      1. OverQuantum
        15.04.2015 18:49

        Мне вот интересно, можно ли добиться без фотошопа чтобы и серп было видно без пересвета и светло было как днём.


        1. DjOnline
          15.04.2015 19:14

          Там вообще-то полнолуние было :)


          1. OverQuantum
            15.04.2015 19:19

            А у меня — нет :)
            У меня половина, но при выдержке «чтобы светло как днём» пересвет вокруг самой луны слишком сильный.


        1. encyclopedist
          15.04.2015 19:25

          Вряд ли. Обычно делают 2 снимка с разными экпозициями и саму луну подменяют.


        1. Alexeyslav
          15.04.2015 20:32

          HDR это называется, фотоаппарат делает две фотографии с разными выдержками потом объединяет их. Можно сделать вручную несколько фотографий с разными выдержками, потом их попиксельно сложить с увеличением битности а дальше можно относительно безболезненно применить процедуру компрессии динамического диапазона.
          не знаю правда, сработает ли HDR на конкретном аппарате на больших выдержках, может быть ограничено программно.


  1. DYm00n
    15.04.2015 14:43

    Интересуют два вопроса:
    1. какие настройки камеры применялись для получения 25 фото
    2. в 19 и 20 — как удалось абсолютно точно встать на то же самое место и камеру направить совершенно точно в ту же сторону?


    1. Alexeyslav
      15.04.2015 14:48

      По предыдущей фотографии, а небольшие несоответствия исправляются при обработке. Обрезать по краям так чтобы после совмещения не было видно лишних обрезков и т.д. Кадр получается меньше оригинального, но при огромном количестве пикселей это незаметно.


      1. Dack9 Автор
        15.04.2015 23:08

        1\200сек F7,1 ISO200 80мм


    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 14:50

      1. Точные настройки напишу вечером, когда найду оригинал с экзифом.
      2. Встать на ту же самую точку невозможно. Становился более-менее туда же по памяти. Потом кадрировал оба снимка так, чтобы осталось только то пространство, которое совпадало на обоих снимках. После этого один снимок принимал за основу, на него накладывал второй и изменял его геометрию так, чтобы они совместились. Огрехи убирал штампиком.


    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 23:08

      1\200сек F7,1 ISO200 80мм


  1. fdv
    15.04.2015 15:20

    А можно и вот так:
    image

    :)


    1. fdv
      15.04.2015 15:21
      +1

      … или так:

      image


      1. Dack9 Автор
        15.04.2015 15:24

        Подскажите, на что фотографировали эту красоту?


        1. fdv
          15.04.2015 15:41
          +1

          Tamron 150-600
          Nikon D800e

          С рук, днём. Далее был квест в официально купленном за кровные Lightroom 5.х.

          Тут можно посмотреть ещё что-нить


          1. Dack9 Автор
            15.04.2015 16:03

            600 мм — это очень круто! :)


            1. fdv
              15.04.2015 16:07

              Очень! :)
              Там на 500px есть самолёт на высоте 10 км.


              1. Dack9 Автор
                15.04.2015 16:12

                Да, увидел. Высокое разрешение + такое фокусное творят хорошие вещи )


        1. norlin
          15.04.2015 15:46

          Жду время, когда ответ «на телефон» будет реальным для такой фотографии…


          1. fdv
            15.04.2015 15:58

            Купите Nokia. =)
            Может жизни не хватить на ожидание.


            1. norlin
              15.04.2015 16:33

              Nokia даст 600мм фокус? ;)


              1. fdv
                15.04.2015 17:00

                Даст как бы 40 мегапикселей.
                А к ней клипсы с линзочками продаются. Может и 600 получится.


              1. Alexeyslav
                15.04.2015 17:14

                Через насадку на телескоп. Какой-нибудь из линзовых компактных с линзой барлоу.


          1. fdv
            15.04.2015 16:05

            Olympus Camedia 1000-L

            image

            Это была первая цифровая камера, которая попалась мне в руки. У неё разрешение было меньше мегапикселя (всего 850 тысяч точек). Снимки скачивались ещё через COM-порт. Но она давала изумительно чистое и приятное изображение 640x480. Уверяю вас, ни один современный мегасмартфон с бешеными мегапикселями так не снимает, как снимала она.
            То есть вы никогда не получите мобилу с таким же качеством. =)


            1. Vedomir
              16.04.2015 09:20

              Это кстати можно измерить таким параметром как размер пикселя. Правда маркетологи его очень не любят так как он тесно связан с реальным качеством снимков. Плюс оптика конечно, в смартфон ее физически не впихнешь.


            1. Alexeyslav
              16.04.2015 10:28

              А вы попробуйте картинку со смартфона сжать до указанных размеров, сразу и качество повысится ведь тогда на 1 пиксель будет приходится 4 или 9 пикселей матрицы, по которым можно усреднить и уменьшить шум.
              В смартфоне оптика как правило проще, поэтому светлее. Там же искажения практически не стараются исправить.


  1. Psychosynthesis
    15.04.2015 16:01

    9. Обводил контур световодными волокнами.
    Даа… контур хорош…

    13 — Сьяны?


    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 16:05

      Спасибо :)

      13 — Нет, Тверская область, пещера Ледяная.


  1. atarity
    15.04.2015 16:12
    +1

    Делал для друзей в прошлом году:

    image

    В альбоме чуть больше и с коротким описанием железяки.


    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 16:17

      Очень круто!
      А есть описание, а то я нашел только его окончание и тестирование. Может, плохо искал?


      1. atarity
        15.04.2015 16:21

        Описания нет. Могу, наверное, где-то в мае запилить на Хабр. Просто мы обычно такие проекты на стадии «изолента и канцелярские скрепки» не показываем — слишком уж они страшненькие.)


      1. Alexeyslav
        15.04.2015 17:21

        Да собственно… на велосипеды такие цепляют по функциональности. В этом только развертка медленней. Линейка RGB-светодиодов которая воспроизводит заранее записанный(или по блютузу со смартфона?) графический файл.
        Фишка конкретно этой конструкции я так понял в рассеивателе каждого пикселя, чтобы картинка получилась без разрывов между линиями и соседние не подсвечивались.


        1. Dack9 Автор
          15.04.2015 17:31

          А как происходит перемещение? Ведь оно должно быть плавным и на определенное расстояние?


          1. Alexeyslav
            15.04.2015 20:34

            Судя по кривизне базовой линии это делалось вручную и оооочеень аккуратно. Просто попрактиковаться надо.


            1. atarity
              15.04.2015 21:37

              Да, почти всё верно. Делалось вручную. Настройки софта подбираются под скорость за 3-5 тестовых кадров. Выдерживать постоянную высоту важнее чем выдерживать идеальную скорость. Например, на этой фотке можно даже количество сделанных мной шагов посчитать:

              image

              Уголок использован для того чтобы в два раза увеличить плотность пикселей. Его использование дало неожиданный и, на мой взгляд, приятный эффект чересстрочной развёртки. В качестве рассеивателя у нас простой малярный скотч.) Правильный рассеиватель можно сделать поместив каждый пиксель в отдельный рефлектор, но это не укладывалось в нашу концепцию «сделать за выходные».

              Можно наколхозить акселерометр, который будет компенсировать сдвигом картинки неравномерную скорость и высоту, но мне кажется всё станет слишком плоским и «машиновыполненным».


  1. NektoDev
    15.04.2015 17:28

    В список инструментов для фото ночью можно добавить атрибутику для световых и огненных шоу: пои, стаффы и т.п. как огненные так и светодиодные.

    Примеры фото
    Это лучшая на мой взгляд =)














    1. Dack9 Автор
      15.04.2015 17:32
      +1

      Первая фотография очень классная )
      С огненной темой ни разу не сталкивался, поэтому не внес.


      1. NektoDev
        15.04.2015 18:05

        Спасибо за оценку, уж очень редко у меня хорошие снимки получаются. =)

        Если вдруг возникнет желание столкнуться — пишите, контакты в профиле есть. У меня жена крутит с командой, так что можно будет что-нибудь придумать =)


    1. Dack9 Автор
      16.04.2015 23:06

      Внес вашу информацию в пост :)


  1. Mulin
    16.04.2015 21:43

    "… всем известное сооружение для получения фотографии в контровом свете"
    Видимо я не «все»


    1. Dack9 Автор
      16.04.2015 22:22

      В таком случае, погуглите «деревня Никола-Ленивец» :)


  1. xHellKern
    22.04.2015 15:14

    Узнал УНК на фотках 30-31, а что, если не секрет, изображено на фотографии 22?


    1. Dack9 Автор
      22.04.2015 16:09

      Внутренности памятника Гагарину )


  1. R6MF49T2
    22.04.2015 17:32

    Не слишком понимаю в фотографии, и поэтому такой вопрос: Для фотографий типа №9 необходимо чтоб на протяжении всей выдержки (почти минута!) девушка абсолютно не шевелилась? Дома валяется зеркалка с хорошим светлым фиксом, но при фотографировании в сумерках или при свете фонарей на большой выдержке как не пытался уговорить девушку не шевелится — один фиг получал сильный смаз. в чём секрет?


    1. Dack9 Автор
      22.04.2015 17:41

      Никакого секрета. Вы правы — нужно, чтобы все это время девушка не шевелилась. В чем у вас причина смаза, сказать не могу. Может, вы сами не ставите на штатив? Если же вообще никак не получается, то можно попробовать разбить всю картину на несколько кадров, секунд по 20 каждый и подсвечивать в каждом кадре разные части. После этого в фотошопе их объединить. Но это уже будет с привлечением программных средств :) Хотя какая разница, важен конечный результат