19 апреля 2021 года специалисты лаборатории реактивного движения NASA (Jet Propulsion Laboratory, JPL) сообщили, что марсианский вертолет «Индженьюити» успешно совершил свой первый тестовый полет. Аппарат поднялся на три метра, завис в атмосфере планеты, а потом мягко опустился на поверхность. Данная операция от начала раскручивания лопастей до их остановки заняла менее 1 минуты (около 40 секунд), к ней вертолет готовился 15 суток в автономном режиме после высадки с марсохода. НАСА подтвердило, что вертолет после полета находится в штатном состоянии.
Вертолет «Индженьюити» над поверхностью Марса.
Вертолет «Индженьюити» после посадки на поверхность Марса.
Картинки с бортовой камеры вертолета во время первого полета.
Фактически «Индженьюити» сегодня реализовал такие достижения: первый самостоятельный отрыв от поверхности, первый автономный полет без управления или прерывания со стороны оператора с Земли, первую посадку БПЛА на Марсе. Стоимость этого научного проекта составила $80 млн.
НАСА разместило на вертолете кусок ткани размером с почтовую марку с первого самолета братьев Райт. Этот кусок ткани находился на крыле самолета Flyer во время его первого полета в Китти Хок, Северная Каролина, 17 декабря 1903 года.
Видео момента получения телеметрии в ЦУП JPL.
18 апреля специалисты НАСА передали команды для тестового полета на «Индженьюити». После их выполнения в ЦУП на Земле получили данные о полете только спустя три часа. Сигнал шел через марсоход и орбитальную группировку над планетой. Причем сегодня НАСА получило первые изображения полета с черно-белой навигационной камеры вертолета. Сейчас аппарат перешел в режим сна и подзаряжает свои батареи, потом он сможет передать цветные изображения со своей второй камеры.
Вертолет «Индженьюити» готовится ко взлету на ровной площадке на поверхности Марса в 470 миллионах километрах от Земли.
Вертолет «Индженьюити» после первого полета.
В текущую программу первого полета вертолета входили такие вехи: активация полетного режима (за 12 секунд скорость вращения двух лопастей достигла 2 537 оборотов в минуту), набор высоты со скоростью 1 метр в секунду до потолка в 3 метра, 30-ти секундное зависание на высоте 3 метра с небольшим вращением на месте, плавный спуск на поверхность.
Специально разработанные НАСА опоры вертолета могут скомпенсировать жесткую посадку или вертикальное падение с небольшой высоты, они гнутся и не дают вертолету разбить свои бортовые элементы. Лопасти вертолета могут серьезно пострадать при грубом аварийном приземлении на неровную поверхность.
Вертолет «Индженьюити» на поверхности Марса. Источник фото: бортовая камера на марсоходе «Персеверанс».
Защитный кожух от вертолета «Индженьюити» на поверхности Марса. Он был сброшен с марсохода перед отделением вертолета с его борта. Теперь это технический мусор на планете.
За день до старта НАСА оценило шанс успешного взлета в 85 %. Специалисты JPL тогда пояснили, что готовы пойти на такой риск и почти уверены, что аппарат перейдет в режим полета и начнет выполнять все нужные команды для взлета и посадки.
Марсоход «Персеверанс» наблюдал за первым полетом вертолета на удалении 65 метров от места его взлета. Он был установлен специалистами НАСА на ранее выбранную смотровую площадку, а его бортовые камеры были направлены на место размещение вертолета «Индженьюити» и проводили съемку процесса полета.
Марсоход «Персеверанс» следит за вертолетом «Индженьюити».
Элементы марсианского вертолета.
Аппаратные системы «Индженьюити» основаны на плате SoC Snapdragon 801. В нем установлен Linux и открытое ПО. Вертолет будет летать самостоятельно, без участия оператора. Он должен взлетать, делать несколько маневров и приземляться, ориентируясь на местности автономно, задействуя лишь минимум команд с Земли, отправленных заранее.
Заявленное НАСА время автономной работы дрона на поверхности Марса — 30 солов (31 земные сутки). За это время он должен был подготовить свои бортовые системы, совершить первый тестовый полет, состоящий из тридцатисекундного подъема на три метра, а также четыре-пять запланированных полетов на дальние расстояния, в которых он будет подниматься на высоту до 5 метров и отлетать от марсохода на расстояние до 100 метров. Фактически пятая часть этого времени уже прошла, а вертолет еще не взлетел даже один раз. Вероятно, что количество его полетов НАСА сократит из-за деградации батарей и проблем с незащищенной аппаратной частью, которая не сможет работать дольше расчетного срока.
Цель использования первого БПЛА на Марсе — разведка, исследование труднодоступных мест и сбор данных для создания более совершенных дронов, способных работать в разреженной атмосфере планеты в будущем.
«Марс труден не только тогда, когда вы приземляетесь, но и когда вы пытаетесь оторваться от него и летать вокруг над планетой», — пояснила вчера руководитель проекта «Индженьюити» МиМи Аунг (MiMi Aung). О том, какие трудности возникли при реализации этого проекта, можно почитать в этой публикации на Хабре.
Следующая миссия вертолета — управляемый полет на высоте около 5 метров с удалением от места взлета на 50-100 метров и возвращение обратно.
4 апреля вертолет «Индженьюити» отделился от марсохода и десантировался с высоты 10 см от его брюха на поверхность планеты.
5 апреля НАСА вертолет успешно пережил первую марсианскую ночь в автономном режиме.
7 апреля появилось селфи марсохода «Персеверанс» с вертолетом «Индженьюити».
9 апреля «Индженьюити» успешно разблокировал роторы двигателей и протестировал запуск лопастей на низких оборотах.
10 апреля во время теста лопастей марсианского вертолета на высоких оборотах произошла нештатная ситуация. Аппарат не пострадал, возникли неполадки в программном обеспечении.
12 апреля специалисты JPL нашли проблему в софте марсианского вертолета и начали ее устранять.
16 апреля вертолет успешно протестировал запуск лопастей на высоких оборотах со второй попытки.
Google добавила в поисковую выдачу полет вертолета «Индженьюити». Нужно нажать справа на вертолетик.
vassabi
… мне кажестся или на графике телеметрии виден дрейф нуля? (примерно в 10-20 см)
Или это его снесло в сторону (например на холмик\возвышение)?
Xobotun
Определённо ноль в начале графика и в конце не совпадают. Но я не думаю, что это сразу "дрейф нуля".
Мне кажется, что начальный ноль был, когда альтиметр был выключен, поскольку дрон не находился в режиме полёта. Затем шум в районе будущего нуля – раскрутка лопастей, потом сам "прыжок с зависанием". После приземления опять шум из-за сдвига воздуха лопастями, а потом снова экономия электроэнергии.
Я ни в коем случае не специалист, только энтузиаст. И это очень круто. Так круто, что вынужден написать неопытный комментарий. :)
vassabi