Привет, Хабр! Я работаю CMO в проекте XSUD и решил поделиться аналитическим материалом о том, как карантин, переход на дистанционку и в онлайн повлияли на работу тех, кто занимается юридическими вопросами в крупных компаниях. В том числе тех, с которыми мы работаем.

Фото: Bruno Emmanuelle / Unsplash.com
Фото: Bruno Emmanuelle / Unsplash.com

Сдулся пафос

В прошлом году юристы и их помощники были вынуждены покинуть обустроенные кабинеты и наладить работу из дома. Переезжали на «удаленку» целыми подразделениями и в достаточно спешном порядке — карантинные меры ввели быстро, поэтому многие не успевали подготовить для себя отдельное рабочее место, а у большинства просто не было такой возможности — вместе с ними надомниками временно становились и их близкие. Первое и достаточно продолжительное время юристы выходили на связь с дивана в гостиной, кухни или даже из спальни, либо выбирали из однообразных бэкграундов в Зуме.

Такие условия общения моментально выровняли визуальную иерархию — начальники юридических отделов уже не восседали за большими столами в просторных кабинетах, а были рядом с подчиненными — в точно таком же «прямоугольнике» приложения для видеозвонков. Степень их влияния, уровень зарплаты и бонусов были теперь плохо различимы, поэтому и общение во многом стало проще. Фактическая иерархия в крупных юридических фирмах и департаментах стала на порядок более плоской — коллег ценили исключительно за то, как и какую работу они проделывают на дистанционке, насколько удачно им удается совмещать обязанности, а также за способность перехватить задачи и подставить плечо партнеру в нужный момент.

Фото: Sigmund / Unsplash.com
Фото: Sigmund / Unsplash.com

Обратный путь вряд ли возможен. Юристы продолжают трудиться в домашних условиях, и многих из них такое положение дел устраивает. Поэтому стоит ждать, что вместе с продолжающейся дефляцией пирамидальной орг. структуры юридических отделов поменяются как наименования должностей, так и их наполнение. Старшие юристы скорее всего предпочтут подтянуть помощников хотя бы до уровня младших специалистов, а компании — сплотят ряды проверенных временем сотрудников и реже будут брать новичков. Как минимум, такой подход может сохраниться до конца этого и в начале следующего года.

Из преимуществ для корпоративных и внешних клиентов — более вдумчивое и доброжелательное отношение со стороны тех юристов, кому удалось удержать позиции в кризис и по достоинству оценить степень значимости контрагентов, с которым они имеют дело. Одним словом — общаться со специалистами будет чуточку проще, причем даже тем, кто взаимодействует не с «живыми» людьми, а с legal-сервисами. Сегодня они аналогичным образом преображают штат своих экспертов, становятся более отзывчивыми на просьбы заказчиков и по-настоящему клиентоориентированными.

Понадобились медиа

По мере перехода коммуникаций в онлайн, юр отделы и инхаус-специалисты стали уделять больше внимания тому, как они представлены в сети. Время на это нашлось, как только юристы освоились в домашней обстановке и привыкли к дистанционке. Вместе с новыми микрофонами для видеозвонков в этой среде вырос интерес к вебинарам, подкастингу, видеостримам и производству роликов для Ютуба. В онлайне начали проводить даже конференции и, как следствие, больше писать об этом рынке в СМИ.

Публикации в медиа стали своего рода перекличкой тех, кто смог выдержать первые удары кризиса и хотел продемонстрировать готовность помогать клиентам и коллегам в решении как локальных проблем здесь и сейчас, так и стратегических задач «на длинной дистанции».

Фото: Rome Wilkerson / Unsplash.com
Фото: Rome Wilkerson / Unsplash.com

Не молчали даже те legaltech-команды, которые испытывали сложности, однако таких материалов было, конечно же, меньше. Относительно тихо себя вели команды, которым и так было, чем заняться. Наши специалисты большую часть прошлого года занимались автоматизацией крупнейшего юридического подразделения в стране — правового департамента Министерства обороны, где работает более двух с половиной сотен юристов. По нашим оценкам, столь масштабного проекта не было ни у одного из конкурентов. Работа с такими структурами может быть весьма нестандартной — например, нам нужно было развернуть систему на нескольких контурах, чтобы обеспечить требования к каждому из них с точки зрения информационной безопасности. Подобный опыт еще предстоит детально проанализировать, но одно ясно точно — делиться экспертизой на его основе мы будем в онлайне.

Сервисы — уже не «игрушка»

Скорость развития технологических решений только выросла в кризис. Как минимум, крупные игроки в области legaltech представили обновления своих продуктов. Нам тоже пришлось расширить штат и поработать над привлечением в команду XSUD разработчиков и аналитиков с существенным опытом на рынке — без них было бы сложно удерживать темпы развития и отвечать требованиям клиентов. Удивительно, но и их отношение к сервисам изменилось.

Госсектор во всем его многообразии наконец-то перешел к массовой цифровизации. Три четверти наших клиентов — это те или иные государственные структуры. Их руководство нацелено на автоматизацию большей части процессов, включая работу юридических отделов, поэтому общий уровень спроса на наши услуги и ПО даже в некоторой степени вырос на фоне спада в экономике.

Вместе с этим изменился и привычный образ госзаказчика. Сегодня он, как и любой другой клиент, в первую очередь думает об удобстве: о том, как выглядят сервисы и насколько доступны заявленные для них функциональные возможности. Это — главное, на что он обращает внимание, помимо стоимости внедрения решений. Еще — смотрит на версии корпоративных приложений для основных мобильных платформ. Поэтому с точки зрения обновлений мы делаем ставку именно на юзабилити, качество интерфейсных решений, поддержку корпоративной мобильности и функциональные возможности для дистанционной работы.

Для сравнения приведу пример того, что обычно видят юристы. Это — куча окон, вкладок, папок, разных программ и сервисов (в левой части изображения) и с нашим продуктом XSUD (в правой части) — чистый интерфейс и возможность ставить задачи, планировать события и вести все дела в одной программе.

При этом в нашем случае речь не идет о продажах, ради продаж. Даже демо-доступ мы предоставляем только после онлайн-встречи с клиентом. Нам важно вместе с ним убедиться в том, что его задачи получится решить и действительно сделать работу эффективнее. Когда находим общий язык, открываем продукт на неделю или на две-три — в зависимости от сложности организации пробного процесса на стороне клиента и его точечных пожеланий. С точки зрения последующего внедрения и работы с XSUD, такой подход позволяет сократить подготовительный этап до минимума и сформировать ожидания каждой из сторон.

Это относится не только к государственным заказчикам, но и распространяется на вторую половину нашего портфеля — частный бизнес. В основном это — крупные организации, чья специфика подразумевает существенный объем судебных дел и наличие целых отделов, состоящих из десятка и более юристов и их помощников. Подобным подразделениям мы помогаем справиться с управлением делами, их учетом, отчетностью и другими задачами. Однако такие отделы часто не обеспечивают современным инструментарием и автоматизированными решениями, и они годами работают с устаревшим ПО, от которого уже невозможно отказаться в один момент. Поэтому зачастую нам приходится дорабатывать систему, чтобы интегрировать ее с тем, что уже есть и функционирует на месте. Отсюда и требование к пониманию всех исходных данных на этапе тестирования пробной версии и детальному обсуждению задач клиента — сегодня этот процесс превращается в отдельную и кропотливую процедуру.


Что еще у нас есть на Хабре: