В 2018 году в России отменили внутрисетевой роуминг, чтобы сделать жизнь абонентов проще. Теперь, если вы приезжаете в какой-то другой регион, то все ваши звонки на номера этого региона будут считаться «домашними» и тарифицироваться соответственно. И вроде бы всё просто. Но страна у нас большая, областей много, и ряд сложностей возникает именно на границах этих областей из-за специфики работы базовых станций.
Представьте себе ситуацию. Вам надо съездить в командировку в Москву из Ростова-на-Дону. Пока вы в Москве или Московской области, все ваши звонки на номера этого региона будут локальными, тут всё ясно и проблем нет. Ваши звонки будут междугородними только тогда, когда вы позвоните из Москвы домой, в Ростов-на-Дону. Здесь тоже пока всё понятно.
А вот когда вы окажетесь на границе с Тверской областью, возможны нюансы. Вы знаете, что вы именно на границе с Тверской областью, причем всё ещё на стороне Московской области. А ваш смартфон уже коварно прицепился к базовой станции Тверской области. Поэтому при таком звонке в Москву система будет уверена, что совершается междугородный звонок, из Тверской области в Москву, и денег за него снимут больше, чем планировалось.
Но вы-то понимаете, что физически вы не пересекали границу Тверской области, и происходящее — вообще не ваши проблемы. Более того, такие ситуации часто возникали у людей, которые постоянно живут на границе областей с разными БС.
Мы исправили это. Теперь у людей, который живут в подобных местах вблизи границ областей, а также туристов и путешественников не будет проблем с неправильным определением региона и, как следствие, никаких лишних списаний за совершенные звонки. О том, как мы это сделали — под катом.
В ноябре 2020 наши эксперты запустили масштабный проект по выделению граничных сот в отдельную тарификационную зону — шириной в 15 км, чтобы захватывать границы соседних областей. Соседние регионы это:
регионы, в которых установлены базовые станции
соседние с ними регионы, на которые идёт засветка от этих базовых станций. Именно поэтому телефоны и могут подключаться к БС, которая де-факто стоит в другой области.
Часто таких регионов всего два, но из-за особенностей географии, рельефа и административного деления подобных граничных регионов может быть и 3, и 4. Особенно это характерно для Южного региона, где очень близко расположены небольшие республики, и при этом вокруг много лесов, гор, озёр — всё это создаёт помехи для волн.
Чтобы понимать масштаб — в России существуют 72 тарифных зоны, благодаря которым и рассчитывается тарификация звонков. Для решения проблемы с граничными сотами наши коллеги создали 480 новых тарифных зон. Ввести даже одну новую тарифную зону — та ещё задача.
В итоге сделали так, чтобы все звонки человека, который находится в новой тарификационной зоне ( она же — пограничная), считались локальными для обеих соседних областей. В описанном до ката случае это будет выглядеть так. Вы находитесь в 15-километровой зоне между Московской и Тверской областями. Пока вы в ней, ваши звонки в Тверскую область и Московскую область считаются локальными.
Для этого мы разработали специальный программный комплекс, рассчитывающий вероятность работы секторов каждой базовой станции в «чужой» тарифной зоне, чтобы определить — является эта БС граничной или нет.
Нам очень помогали эксперты из службы планирования сетей радиодоступа — именно они готовили список граничных сот.
Мы провели анализ работы программного комплекса на примере свежих инцидентов по ошибкам в тарификации и решили изменить критерии, по которым работает методика расчета вероятности работы базовой станции в соседней тарифной зоне. Сектор засветки был увеличен с 120 до 150 градусов, дальность анализа — до 15 км. Таким образом, мы учитываем возможные отражения сигнала и сложный рельеф местности. Последующие проверки на свежих инцидентах показали корректность расчетов. Данные по граничным сотам были собраны и переданы технологам для настройки на PPS Comverse.
Программный комплекс автоматизированного определения списков граничных сот мы дополнили новым модулем ручного добавления секторов по подтвержденным данным инцидентов. Это уникальный инструмент, который позволит довести актуальность списков граничных сот до 100% и исключить саму причину возникновения инцидентов по ошибкам в тарификации на границе тарифных зон
Андрей Пахомов, ведущий менеджер по планированию сети радиодоступа.
Объем данных составил больше 30 тысяч граничных сот. Для сравнения текущая схема определения местоположения абонентов базируется на LAC/TAC и содержит всего около 3 тысяч идентификаторов. Для граничных сот это цифра в 10 раз больше.
Дмитрий Попов, начальник отдела реализации инициатив в сегменте массового рынка.
Что в итоге
Вот какие цифры у нас на февраль 2021:
Количество уникальных абонентов, которые попадают в зону обслуживания граничных сот и совершают голосовые звонки — 5 млн человек (приблизительно 10% нашей активной абонентской базы);
Общее количество голосовых звонков из граничных сот — 300 млн;
Общее количество минут разговоров из граничных сот — 800 млн;
Распределение трафика в граничных сотах: 80% — локальные звонки, 20% — междугородние.
Важно понимать, что подобная модернизация граничных сот — это не разовая активность, а новый постоянный процесс. Теперь мы каждые 2 недели запускаем алгоритм, чтобы найти новые граничные соты, которые могли появиться — ведь сеть постоянно развивается и мы устанавливаем новые базовые станции. Плюс есть возможность добавить граничную соту вручную, если по какой-то причине алгоритм не отметил её как таковую.
Последние настройки были сделаны в марте этого года. За время проекта была проведена огромная аналитическая работа: создали программный комплекс и сделали новые настройки на PPS Comverse. Получив список граничных сот от коллег из Службы планирования сети радиодоступа, мы собрали статистику за месяц и были сильно удивлены цифрам
эксперт по аналитике Светлана Сундина
Хотим сказать спасибо рабочей группе проекта, вот эти люди: Светлана Суднина, Константин Бабинцев, Надежда Толмачева, Анатолий Козловцев, Гульшат Надеждина, Михаил Козловцев, Станислав Медвецкий, Андрей Пахомов, Евгений Князьков, Дмитрий Попов, Николай Желтов и коллеги из PPS Comverse Manage Services Amdocs.
kkirsanov2
А какова природа ценообразования — почему в соседний регион дороже звонить чем в домашний?
amarao
Ну, смотрите, по-первых есть интерконнект между Ж и А. Потом у нас отдельный линк между Д о Н (плюс линк между Ж-А и Д-Н). Аналогичная ситуация с интерконнектом между О и С, а так же между Т и Ь. Получившийся линк Ж-А-Д-Н-О-С-Т-Ь получается дорогим, приходится выжимать последнюю копеечку.