Невысокого роста, седые волосы, усы, склонность к облысению, клетчатая рубашка с короткими рукавами. В его офисе (без окон) стоит книга O’Reilly про XSLT с цаплей на обложке. Пусть его зовут Гордон (мужчину в клетчатой рубашке, не цаплю).
Некоторые факты о Гордоне:
- Он любит, чтобы в файлах VBScript были комментарии. А если вы не оставляете комментарии в нужном формате, скрипт будет удалён.
- Нельзя писать код, пока вы не знаете о принципах работы сетей. И пакетах установщика Microsoft. И Configuration Manager. Он начнёт с обучения вас Windows NT 4.0, несмотря на то, что её выпустили в 1996 году.
- Или делай, как он тебе сказал, или убирайся. «Сисадмин дал, сисадмин взял». У него есть такой магнитик на холодильнике. Вы можете класть свой обед в холодильник, но после трёх часов дня пятницы его обязательно выкинут. Он обращается с холодильником точно так же, как и с папками temp на своих серверах.
- Вам не дадут прав администратора на вашем компьютере.
"
Гордон — не разработчик, хоть и пишет скрипты, а также код веб-сайтов компании. Он обращается с ним очень строго. Текст обязан быть размером 10pt, Times New Roman, чёрного цвета. Эти веб-сайты — не для развлечения, это инструменты бизнеса, и с ними нужно обращаться соответствующим образом.
Я пишу веб-сайты уже больше двадцати лет. Но профессионально я занимаюсь этим только тринадцать лет. Под «профессионально» я подразумеваю, что прихожу в офис, где работают другие люди (а в наши дни это означает, что я вхожу в систему с компьютера в своей комнате), и занимаюсь чем-то, связанным с разработкой ПО, в обмен на деньги.
Хождение в офис меняет саму природу этой работы. Это означает, что существует масштаб и взаимодействие с другими людьми, в этом-то и проблема. Писать код или заставлять выполнять его свои приказы легко, когда есть только ты и один компьютер. Это честный бой. На работе перевес оказывается не в твою сторону. В отделе ИТ ты можешь взаимодействовать с тысячами или десятками тысяч компьютеров. Если ты работаешь с публичным приложением, то оно может быть запущено на миллионах компьютеров. За годы работы сотни людей будут читать или редактировать написанный тобой код. Эти люди будут добавлять или удалять строки и ворчать о том, что ты использовал табуляции или пробелы. Кто-то должен создавать правила, по которым должны играть все.
Когда мне впервые начали платить за работу, связанную с компьютерами, веб-сайты создавались с помощью jQuery (даже если требовалось динамическое поведение). Гордон пренебрежительно относится к jQuery, да и к любым другим попыткам добавления интерактивности в веб-страницы. Он называет это «показухой». Он работал здесь, ещё когда в компании впервые появились компьютеры, он прокладывал первые сети и знает все технологии, от кабеля Ethernet до самого верха абстракций. У него не было времени на этих новичков, игравшихся с технологиями на самой верхушке стека. Особенно когда эти игры приводят к повышению нагрузки на канал и передаче по кабелям Ethernet информации, никак не улучшающей страницу. Это неправильные информационные технологии.
Немного best practices jQuery.
ИТ — это знания и правила. Обязательно нужны правила, ведь без правил тщательно выстроенная система развалится. Поэтому у Гордона есть список приложений, которым разрешено работать в сети. Если ты хочешь использовать приложение, которого нет в списке Гордона, то нужно будет отправить ему письмо с объяснением, зачем ты хочешь его использовать. Он купит копию приложения, оценит его безопасность, и если проверка будет пройдена, установит его на твою машину. И да, так нужно делать с каждой версией приложения. Нет, неважно, что Photoshop 6 разрешили, нужно отправить отдельный запрос на Photoshop 7. Ну и что, что он был создан огромной компанией? Гордону всё равно нужно выполнить проверку, чтобы убедиться, что из-за Photoshop 7 в сети не появится вирусов. Это его сеть и его правила. «Сисадмин дал, сисадмин взял».
Но начинает происходить нечто странное.
Есть некий отдел медиа. Гордон не обращает на него особого внимания, но теперь этот отдел отвечает за веб-сайт компании и хочет, чтобы появилось много серверов и ПО. Эти ребята хотят поставить ПО, которое Гордон не одобрял. Очевидно, что Гордон противится, но у руководства есть своё мнение.
Этот отдел медиа только и занимается созданием показушных веб-сайтов, которые, если честно, грузятся намного медленнее написанных Гордоном и обладают гораздо меньшей плотностью информации. На веб-сайте Гордона со шрифтом Times New Roman и размером 10pt можно уместить без скроллинга четыре-пять сотен слов. Эти новые сайты состоят из одних полей, отступов и пробелов. А уж как работает команда этого отдела! Они развешивают стикеры с заметками, а каждое утро встают в круг и передают друг другу игрушечную мягкую обезьяну. Обезьяну!
Пользователи говорят, что некоторыми из созданных Гордоном инструментов (инструментов, чёрт возьми, не приложений) сложно пользоваться, но ведь это инструменты бизнеса. Пользователи должны учиться пользоваться ими, прочитав руководство или пройдя обучающий курс, если нужно. Это их работа. Если ты считаешь, что самолётом сложно управлять, то тебе не стоит лезть в кабину. Людям платят за то, чтобы они учились этому. Им платят не за то, чтобы они скроллили страницы с красивыми шрифтами и огромными отступами.
Я видел, как эти изменения происходили постепенно, а потом внезапно. Любопытно, насколько сильно всё менялось. Люди уходили, приходили новые, менялось руководство, а бюджеты перераспределялись. Мы живём в гибридном мире. В некоторых его частях есть строгие правила, ограничения и процедуры. Запросы на внесение изменений, ревью и утверждения. И ещё есть мир разработки. Мир scrum, kanban, agile и UX. Нельзя сказать, что у этого нового мира нет процедур — они передают друг другу обезьянку не ради веселья — но это другой тип процедур. Менее бюрократичный. Больше напоминающий секту.
Даже сегодня эти два мира сосуществуют в вынужденном полуперемирии. Было бы неправдой, если бы я заявил, что мы перешли из мира больших мэйнфреймов и ИТ-систем в новый дружественный к пользователям цифровой мир. Достаточно просто посетить любую крупную компанию и увидеть SAP, Oracle Business Suite и любые другие «бизнес»-приложения, которыми они до сих пор пользуются.
Говорят, через год-полтора выйдет обновление, меняющее интерфейс.
Раньше ИТ-системам требовались хорошо обученные операторы. Это было дорогое оборудование для специалистов, управлять которым нельзя было поставить любого человека. Чтобы быть оператором ИТ, требовался набор навыков. Это была специальная работа, а не одна из задач, которые ты выполняешь на своей обычной работе.
Сегодня программное обеспечение стало продуктом. Способность пользоваться компьютером больше не является специализированным техническим навыком, как способность управлять самолётом, а является стандартным требованием к любому работнику, как умение читать и писать. Когда-то существовал пул секретарей, которые являлись профессиональными машинистками. С одной стороны, эта профессия вымерла: больше машинисток нет. С другой стороны, мы все теперь машинистки.
Даже если у вас есть правила ИТ, маловероятно, что вы можете принуждать их исполнять. Пользователи устанавливают приложения без прав администратора. Скорее всего, вам не удастся создать списки сайтов, которые безопасны и небезопасны (хотя некоторые компании пытаются). Правила о том, на какие страницы можно заходить с компьютера или смартфона, столь же странны, как и правила, запрещающие писать некоторые слова взятой на работе ручкой. И это ещё не говоря о том, что люди используют для работы свои домашние компьютеры и личные адреса электронной почты. Причём это не только какие-то старики. Известны истории о том, как люди с доступом к самой секретной информации в стране получали доступ к ней через личные серверы электронной почты и Whatsapp.
Именно так теперь всё работает.
Но теперь ransomware-атака ударяет по тысячам компьютеров и стоит миллионы фунтов. Все эти user stories и стикеры больше вас не спасут, каким бы простым в использовании ни был ваш сайт.
Смысл не в том, что Гордон ошибается и он динозавр из давно ушедшей эпохи. И не в том, что он прав, и script kiddies захватили сети. Я хочу сказать, что изменились ИТ. Настолько, что теперь это другой мир со своим набором проблем. Кот выбрался из мешка, и если вас нанимали для того, чтобы держать мешок и не дать выбраться из него коту, то ваши навыки не готовили вас к уходу за котом.
Его больше не запихнёшь в мешок. И теперь он спрашивает: «I Can Has Cheezburger?»
Дефицит кода превратился в избыток. И это требует других навыков. У меня есть теория, что люди не очень хорошо справляются с избытком. Возможно, это остатки доисторических инстинктов охотников и собирателей, такова моя псевдоантропологичекая гипотеза. В условиях дефицита мы охотимся, чтобы добыть больше, экономим пищу, придумываем инновации и оптимизации. Но когда возникает сверхизбыток, то мы… Что? Набрасываемся? Паникуем? Тратим его впустую? Думаю, решение проблемы слишком большого количества чего бы то ни было менее инстинктивно понятно для нас. Не знаю, приведёт ли моя теория к чему-нибудь, но забавно, что она обобщённо объясняет ожирение, проблему изменения климата и модули Node.
Я испытываю симпатию к Гордону. В его подходе есть чистота, пусть сотрудничество с ним иногда чрезвычайно раздражает. Он устарел, как торговец, пытающийся продать требюше солдатам Второй мировой.
Когда он пришёл в отрасль, запреты на всё были логичны и жизненно необходимы. И все остальные в этой отрасли были такими же. Сегодня если веб-сайт вашей компании выглядит так, как будто его создавали в 1998 году, вы не только будете казаться старомодным, вы попросту не сможете вести бизнес. Серые рубашки вышли из моды, им на смену пришли столы для бильярда и слайды.
Когда эти миры сталкиваются, это становится стрессом для всех, кого это коснулось. Две группы людей говорят на разных языках, и каждая из них может найти оправдание своему подходу к решению проблем. В журналах для CIO (как оказалось, они существуют) эту ситуацию называют двуликим ИТ. Долгое время я считал, что всё постепенно перейдёт к новому, современному блестящему миру ИТ облачных сервисов, но теперь начинаю склоняться к мысли, что этого никогда не произойдёт. Технологии затратны, по-настоящему дороги. Они сложны, рискованны и неэффективны. На каждый успешный продукт приходится десять провалившихся и в какой-то момент финансовый директор перестанет давать вам деньги.
Поэтому сосуществование систем сохранится. Гордон с его страницами, заполненными Times New Roman, 10pt, и аллергией на React-приложения, выживет. И на самом деле, это здорово. Технологии изменились и продолжают меняться. Вероятно, мы обречены всегда существовать в переходном состоянии, некоторые из наших систем останутся в старом мире, другие будут в новом.
Как ни ужасны страницы Гордона, в одном он прав: они по-прежнему работают (более-менее). И очень быстро загружаются по нашему новому быстрому Интернету. Даже если они проектировались для экранов разрешением 640x480, а в безукоризненно отформатированном комментарии к исходнику указано, что в последний раз они обновлялись в 2008 году.
На правах рекламы
Закажи и сразу работай! Создание VDS любой конфигурации и с любой операционной системой в течение минуты. Максимальная конфигурация позволит оторваться на полную — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe. Эпичненько :)
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram.
dmitrymaximov750546
«Пользователи устанавливают приложения без прав администратора.» Ага, щаз. SRP/ACP никто не отменял, знаете ли.
lz961
Со стороны это выглядит как установка надстройки над операционной системой с функциями, которые, по идее, должна выполнять операционная система.
VitalKoshalew
AppLocker — часть ОС Windows.