Во время полёта к МКС транспортного корабля «Прогресс МС-17» специалисты «Роскосмоса» отработали элементы одновитковой схемы полёта, разработанной для ускоренной доставки грузов и экипажа на космическую станцию. По этой схеме космические корабли должны добираться до МКС всего за полтора—два часа.
Время полёта до МКС — важный показатель, от которого зависит длительность пребывания экипажа в тесном корабле, расход ресурсов и сохранность доставляемого груза. С 1986 года на космическую станцию добирались по двухсуточной системе, при которой стыковка с МКС проходила на 33 витке вокруг Земли. В 2012 году была введена четырёхвитковая система с длительностью полёта около шести часов. Через шесть лет прошёл первый полёт корабля «Прогресс МС-09» по двухвитковой системе. Он добрался до МКС за 3 часа 41 минуту.
В 2019 году специалисты компании «Энергия» заявили, что уже работают над одновитковой схемой. Она предполагает сокращение времени полёта до полутора—двух часов. В заявлении указано, что реализовать новую систему можно будет уже через два—три года. В апреле этого года Рогозин пообещал, что одновитковая система будет опробована в следующем году. Сперва по ней полетят грузовые корабли «Прогресс», потом систему испытают на пилотируемых кораблях. Все ближайшие пилотируемые миссии, включая октябрьский полёт на МКС съёмочной группы фильма «Вызов», должны пройти по двухвитковой системе.
30 июня этого года к космической станции отправился транспортный корабль «Прогресс МС-17». 2 июля он состыковался с модулем «Поиск» российского сегмента МКС. Как указала «Роскосмос», в процессе полёта специалисты отработали элементы одновитковой схемы автономного сближения с космической станцией. В частности, на этапе ближнего наведения «Прогресс МС-17» перешёл на коэллиптическую орбиту, где находился около полувитка до выполнения оптимального импульса при переходе на траекторию перехвата станции. Этот же метод специалисты планируют использовать в одновитковой схеме сближения с применением квазикомпланарного выведения на опорную орбиту.
«Роскосмос» планирует использовать одновитковую схему не только для полётов на МКС, но и для проведения оперативных спасательных операций в космосе. Кроме того, корпорация собирается включить систему в будущую двухпусковую схему полёта к Луне.
wtigga
Интересно, почему так много времени прошло между 33- и 4-витковыми схемами? Сложность вычислений или какая-то логистика?
kisaa
Согласен, в статье не хватает небольшого пояснения, как вообще выбирается «трасса» до МКС, что влияет на количество витков, и т.д.
JdocJ
Копипаст статья