В конце 1950-х годов в СССР был разработан военный самолет третьего поколения, превосходивший по своим характеристикам многие американские машины (в том числе сверхзвуковой бомбардировщик B-58, XB-70 «Валькирия» разведчика SR-71.
Но также среди наших пилотов он стал известен как “гастроном” и “поилец”. И его выдающиеся, по тем временам, летные характеристики с успехом дополнялись несколькими литрами спирта...
Конструкция
МиГ-25 был реально крутым самолетом.
В корпусе использовалась нержавеющая сталь, алюминий и титан,
Два турбореактивных двигателя,
Цельносварной фюзеляж,
Трехопорные шасси.
Вооружение — 4 ракеты Р-40 класса “воздух-воздух”,
Дальность поражения — до 80 км,
Масса пустого самолета — 17410 кг, взлетная масса — 37500 кг,
Минимальный удельный расход топлива: 1,25 кг/(кгс·ч).
Вся эта “начинка” позволяла ему развивать скорость до 3000 км/ч (трехкратная скорость звука) и летать на высоте от 0 до 25000 м. Эти факты позволили стать этой машине лидером среди третьего поколения самолетов (так назывались самолеты, выпущенные в период между 1955 и 1980 годами).
Кстати, возможность летать на большой высоте выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения — то есть МиГ-25 опередил свое время.
Подробно о конструкции самолета можете почитать в Википедии.
Спирт...
Но самолет “сильно грелся” — и по слухам наши “гениальные” разработчики ничего не придумали ничего лучше, чем охлаждать машину спиртом:
— 60 литрами чистейшего медицинского спирта 96% и
— 350 литрами водноспиртового раствора, крепостью 60% (которая называлась “Массандра”, в честь главного конструктора Микояна Артема).
Зачем? Система кондиционирования МиГ-25 работала на спирту и система навигации (как я понял).
Целесообразно ли охлаждать самолет спиртом? Да — и несколько независимых источников подтверждают это. Спирт стоит применять при охлаждении лазерной трубки станка с ЧПУ — и для самолета, видимо, тоже пойдет.
А почему так много? Этого я не знаю — это так решили конструкторы...
А военные генералы этого тоже не понимали — поэтому обвинили Микояна в том, что он спаивает ВВС. Но в ответ на это конструктор сказал: “если понадобиться для летных характеристик, я и коньяком самолет буду заправлять, а моральный облик летчиков – это ваша забота”.
Является ли этот факт мифом? Не знаю, но вряд ли. Но я нашел публикацию журнала “Популярная Механика” со следующими словами.
“В ответ на вопрос, зачем в полете столько водки, пилоты перехватчиков, затянутые в противоперегрузочные высотные костюмы и сгибающиеся под тяжестью канистр с «Массандрой», загадочно хранили молчание.”
Отзыв летчика
Нашел отзыв летчика с форума авиаторов. Вот что он говорит.
“Из воспоминаний о МиГ-25.
При перелетах по учениям на др. аэродромы (особенно, где базировались Сухие) брала гордость за наших техников. Надо было видеть Директора авиагострономического Комплекса в окружении местных технарей в момент заправки от спиртовоза или слива в бассейн масандры. Короткие комментарии при этих процедурах типа:"Да у нас этого г..., хоть ж... пей".”
И, судя по всему, он был подобные истории повторялись многократно.
Другая история
Служил 39 лет назад, проблем с бухлом не было. Подходишь к правой стойке шасси Миг-25 и сливаешь спирта сколько тебе надо. Хоть каждый час. :)
один такой сливальщик держал ванну спирта в своё время ))) больше для показухи чем по надобности
На самом деле, сливали спирт с самолёта только отморозки.
Полная заправка Миг-25 420 литров спиртосодержащей жижи. При заправке берёшь сколько надо, разумеется в разумных пределах. Типа канистру в неделю. Пить спирт после года его "употребления" уже невозможно, - организм не принимает. Посему он идёт только в качестве жидкой валюты.
на той базе миг-29 в основном базировались. насчет жидкой валюты в точку, за пределами части им часто расплачивались. сам я спирт не пью, так что верю в остальном на слово. )
А чё не верить? :) Миг-25 это спиртовоз, аналогов нет. Я на нём срочку служил. Моя "пайка" грелка в день. После армии уже 40 лет авиатехником на заводе. Теперь спирт не вижу совсем. Миг-29 не щупал, но в Су-27 сидел. РУДы понравились, информативные. У нас хуже были.
Я срочку служил в 77-79 годах.
Спирт получали в армии разный (один раз был даже "хлебный").
Но такого, чтоб вовнутрь нельзя было принять никогда не было. Это же все потравятся! Не, серьёзно. В авиацию спирт попадал хороший. Ради справедливости скажу, что в то время я был больше по портвейнам. Но на спирт не жаловался никто.
Я из этой фразы спросил "Пить спирт после года его "употребления" уже невозможно, - организм не принимает." Несколько лет работал бок о бок с "химиками", писал здесь. Они клей разбивали миксером на токарном станке на составляющие "к употреблению" и "в осадок"
Нет, дело не в том.После систематического приёма спирта, нарушается координация, мгновенный понос (У меня был), и вообще выворачивает от одного запаха. Ты просто не представляешь как его пьют. После отбоя достаются грелки и вся казарма бухает. Каждую ночь. Про всю я конечно загнул, но утром перегар точно на всю.
"После систематического приёма спирта, нарушается координация, мгновенный понос" Во во "отпился Шарапушка"
Оно! Поскольку у солдат здоровье было ещё молодецкое, то на печёнки-селезёнки никто не жаловался. Но дно выбивало и пробку сносило))) Сейчас на работе часто спиртом пользуюсь, но избегаю понюхать- рвотный рефлекс за 40 лет не прошёл.
Далее — еще одна история про будни в армии.
Art of war и летающий гастроном
Гирченко Юрий Викторович в своем блоге рассказал историю.
Случай этот произошёл давно, уже более двадцати лет назад. Тогда существовала Бакинская армия Противовоздушной обороны. Позже, в середине восьмидесятых она была переименована в Авиацию Закавказского Военного округа. Но тогда, в 1981-м году ещё была Бакинская армия ПВО. Штаб армии находился в Баку, а три авиационных полка, входивших в ее состав, располагались на территории двух союзных республиках. Два полка дислоцировались на территории Туркменской ССР, в городах Красноводск и Небит-Даг. На вооружении этих полков были самолёты Су-15ТМ. Третий полк находился на территории Азербайджанской ССР, в посёлке Насосная. На вооружении в нём были перехватчики МиГ-25.
Все офицеры - летчики, инженеры и техники в шутку называли МиГ-25: ''летающий гастроном'', а техника самолёта: ''Директор гастронома''. Всё это не спроста. МиГ-25 самолёт весьма оригинальный. На час полёта в него заливается около сорока литров чистого 96-ти процентного спирта и двести пятьдесят литров ''Массандры'', ну, в смысле, спирта на половину разбавленного дистиллированной водой. Одним словом, напиток уже готовый к употреблению...
Однажды, из Насосной один МиГ-25 по служебным делам прилетел в Красноводск, приземлившись на аэродроме полка. Вылет обратно планировался на следующий день. Командир Красноводского полка не хуже других знал о ''летающем гастрономе'', и чтобы уберечь спиртовые запасы самолёта, на всякий случай, выставил возле самолёта охранение, предварительно опечатав своей печатью лючки доставки к кранам.
- Граница на замке! Враг не пройдёт! - подумал командир полка.
На следующее утро лётчик, сев в кабину самолета и включив приборы, обнаружил, что спирта в системе нет.
-- Как нет? - удивился командир полка.
-- Нет и всё. Взлететь не могу, - ответил лётчик.
Командир полка был в недоумении. Он, вместе с зампотехом проверил все печати, облазил весь самолёт... Всё в порядке, печати на месте, взломов нет. Что делать? Пришлось заправлять самолёт из своих полковых запасов.
После этого полковник построил личный состав полка и пообещал, что никто наказан, не будет, если честно признаётся, и самое главное, расскажет, как именно всё было сделано. Видно гнев командирский уже прошел, осталось только любопытство.
Строй не шелохнулся.
-- Никого не накажу, и спирт отбирать не буду, - произнес командир.
После этих слов лица военнослужащих повеселели, и из строя вышел один техник - старший лейтенант, высокого роста и весьма крепкого телосложения.
-- Ну, и как это ты сделал? - спросил командир полка.
Старлей, улыбнувшись, ответил:
-- Всё не так сложно, товарищ полковник. Дело в том, что при перепаде давления в полторы-две атмосферы жидкость из баков будет выдавливаться в дренажную систему. Ну, а дальше дело техники.
-- Дело техники, - задумчиво повторил командир, и добавил: - Но как практически всё это происходит?
-- Дайте ведро, и я покажу.
Принесли ведро. Старлей подошёл к МиГ-25, и показал, под какое именно дренажное отверстие под самолётом нужно его поставить.
-- Так, ведро стоит, - произнёс командир полка, и добавил: - А потом, ты насосом стал нагнетать воздух. Это понятно. Но где именно?
-- Так точно, товарищ полковник, я вдувал воздух. Только, зачем насос?
-- Не понял! - удивился командир.
-- Смотрите, - ответил старший лейтенант. Он залез на самолёт, и ртом стал дуть в горловину топливного бака. Через некоторое время из дренажного отверстия под самолётом полилась в ведро струйка спирта.
-- Во, блин! Ну и лёгкие! - изумился командир полка.
Старлей спрыгнул с самолета и подошёл к командиру:
-- Товарищ полковник, вы обещали никого не наказывать. Ну..., и часового тоже.
-- А..., ну да, ты же с ним тоже договорился, - прищурившись, произнес командир.
-- Но, ведь печати ваши все целы!
-- Логично! Обещание - дело чести! - улыбнулся полковник, и спросил: - А откуда ты так хорошо МиГ-25 знаешь, у нас, ведь, в полку только Су-15ТМ?
-- А я в военном училище ''МиГи'' изучал, а после выпуска на ''Сушки'' попал!
Командир полка посмотрел на строй офицеров и прапорщиков, и громко произнёс:
-- Вот, что значит хорошо знать материальную часть самолёта! В жизни пригодится!
Командир части слово своё сдержал. Никто наказан не был.
А на следующий день он, вместе с зампотехом, принимал зачеты у всех техников полка по знанию материальной части вверенной техники.
Армейские будни!
Хотя ради объективности картины стоит отметить следующее.
Справедливости ради
Но, как ни странно, море дармового спирта не приводило к пьянству. Нет, выпивать, конечно, выпивали, но в меру, по праздникам. Исключения были, но очень редкие.
Дело в том, что служба в ГСВГ была не только почетной, но и хорошо оплачиваемой. Помимо денежного довольствия в рублях, которые каждый месяц регулярно переводились на открытый в Союзе счет в госбанке, офицеры и прапорщики получали хорошие суммы в марках ГДР, на которые можно было купить, например, дефицитные в СССР сервизы или ковры.
Так что за службу держались и от выпивки воздерживались. А то ведь уронившему «честь и достоинство» легко можно было отправиться из ГСВГ, например, в Забайкалье. Да и политрабочие вместе с партийными и комсомольскими организациями не дремали. Как и особисты.
Резюме
Сам я не служил (к счастью или к сожалению — точно не знаю). Однако, судя по отзывам очевидцев, могу точно сказать — в армии интересно. Хотя, возможно, что это справедливо только для ВВС — и в других родах войск не так.
Но после узнанной информации я точно буду рассказывать своим знакомым о пользе службы в ВВС — возможно, отношение к военной службе в целом изменится в лучшую сторону.
ksbes
Причём здесь МиГ-25? Некоторые смертоносные изделия несли в спирта в разы больше. Да что там говорить — даже Ли-2 на котором мой дед летал имел пару сот литров спирта в проивообледенительной системе. Спирт и авиация неразделимы.
А алкашей о-о-чень быстро списывали. А они потом бегали и байки такие травили.
Были попытки заменять этиловый на метиловый. Но после многих плохих случаев вроде пошли на попятную. И дело не только и не столько в алкашах — просто надышаться паров от протечки в самолёте — уже минус зрение. А алкаши (опять-таки слышал от деда) сразу просекли, что чему является противоядием и догонялись после водки метиловым.
apapacy
Из рассказов техников-двухгодичников. Фонарь обливался раз в определенное время спиртом, чтобы не было обледенения. Спирт учитывался строго по длительности полета. На высоте летчики пропускали один облив и шли по приборам. Разницу сливали. Жутковато. А если не отмерзнет фонарь после этого.