В конце 1950-х годов в СССР был разработан военный самолет третьего поколения, превосходивший по своим характеристикам многие американские машины (в том числе сверхзвуковой бомбардировщик B-58, XB-70 «Валькирия» разведчика SR-71. 

Но также среди наших пилотов он стал известен как “гастроном” и “поилец”. И его выдающиеся, по тем временам, летные характеристики с успехом дополнялись несколькими литрами спирта...

Конструкция

МиГ-25 был реально крутым самолетом.

  • В корпусе использовалась нержавеющая сталь, алюминий и титан,

  • Два турбореактивных двигателя,

  • Цельносварной фюзеляж,

  • Трехопорные шасси.

  • Вооружение — 4 ракеты Р-40 класса “воздух-воздух”,

  • Дальность поражения — до 80 км,

  • Масса пустого самолета — 17410 кг, взлетная масса — 37500 кг,

  • Минимальный удельный расход топлива: 1,25 кг/(кгс·ч).

Вся эта “начинка” позволяла ему развивать скорость до 3000 км/ч (трехкратная скорость звука) и летать на высоте от 0 до 25000 м. Эти факты позволили стать этой машине лидером среди третьего поколения самолетов (так назывались самолеты, выпущенные в период между 1955 и 1980 годами). 

Кстати, возможность летать на большой высоте выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения — то есть МиГ-25 опередил свое время.

Подробно о конструкции самолета можете почитать в Википедии.  

Спирт...

Но самолет “сильно грелся” — и по слухам наши “гениальные” разработчики ничего не придумали ничего лучше, чем охлаждать машину спиртом:

— 60 литрами чистейшего медицинского спирта 96% и

— 350 литрами водноспиртового раствора, крепостью 60% (которая называлась “Массандра”, в честь главного конструктора Микояна Артема). 

Зачем? Система кондиционирования МиГ-25 работала на спирту и система навигации (как я понял). 

Целесообразно ли охлаждать самолет спиртом? Да — и несколько независимых источников подтверждают это. Спирт стоит применять при охлаждении лазерной трубки станка с ЧПУ — и для самолета, видимо, тоже пойдет. 

А почему так много? Этого я не знаю — это так решили конструкторы...

А военные генералы этого тоже не понимали — поэтому обвинили Микояна в том, что он спаивает ВВС. Но в ответ на это конструктор сказал: “если понадобиться для летных характеристик, я и коньяком самолет буду заправлять, а моральный облик летчиков – это ваша забота”.

Является ли этот факт мифом? Не знаю, но вряд ли. Но я нашел публикацию журнала “Популярная Механика” со следующими словами.

“В ответ на вопрос, зачем в полете столько водки, пилоты перехватчиков, затянутые в противоперегрузочные высотные костюмы и сгибающиеся под тяжестью канистр с «Массандрой», загадочно хранили молчание.”

Отзыв летчика

Нашел отзыв летчика с форума авиаторов. Вот что он говорит.

“Из воспоминаний о МиГ-25.

При перелетах по учениям на др. аэродромы (особенно, где базировались Сухие) брала гордость за наших техников. Надо было видеть Директора авиагострономического Комплекса в окружении местных технарей в момент заправки от спиртовоза или слива в бассейн масандры. Короткие комментарии при этих процедурах типа:"Да у нас этого г..., хоть ж... пей".”

И, судя по всему, он был подобные истории повторялись многократно.

Другая история

  • Служил 39 лет назад, проблем с бухлом не было. Подходишь к правой стойке шасси Миг-25 и сливаешь спирта сколько тебе надо. Хоть каждый час. :)

  • один такой сливальщик держал ванну спирта в своё время ))) больше для показухи чем по надобности

  • На самом деле, сливали спирт с самолёта только отморозки.

  • Полная заправка Миг-25 420 литров спиртосодержащей жижи. При заправке берёшь сколько надо, разумеется в разумных пределах. Типа канистру в неделю. Пить спирт после года его "употребления" уже невозможно, - организм не принимает. Посему он идёт только в качестве жидкой валюты.

  • на той базе миг-29 в основном базировались. насчет жидкой валюты в точку, за пределами части им часто расплачивались. сам я спирт не пью, так что верю в остальном на слово. )

  • А чё не верить? :) Миг-25 это спиртовоз, аналогов нет. Я на нём срочку служил. Моя "пайка" грелка в день. После армии уже 40 лет авиатехником на заводе. Теперь спирт не вижу совсем. Миг-29 не щупал, но в Су-27 сидел. РУДы понравились, информативные. У нас хуже были.

  • Я срочку служил в 77-79 годах.

  • Спирт получали в армии разный (один раз был даже "хлебный").

  • Но такого, чтоб вовнутрь нельзя было принять никогда не было. Это же все потравятся! Не, серьёзно. В авиацию спирт попадал хороший. Ради справедливости скажу, что в то время я был больше по портвейнам. Но на спирт не жаловался никто.

  • Я из этой фразы спросил "Пить спирт после года его "употребления" уже невозможно, - организм не принимает." Несколько лет работал бок о бок с "химиками", писал здесь. Они клей разбивали миксером на токарном станке на составляющие "к употреблению" и "в осадок"

  • Нет, дело не в том.После систематического приёма спирта, нарушается координация, мгновенный понос (У меня был), и вообще выворачивает от одного запаха. Ты просто не представляешь как его пьют. После отбоя достаются грелки и вся казарма бухает. Каждую ночь. Про всю я конечно загнул, но утром перегар точно на всю.

  • "После систематического приёма спирта, нарушается координация, мгновенный понос" Во во "отпился Шарапушка"

  • Оно! Поскольку у солдат здоровье было ещё молодецкое, то на печёнки-селезёнки никто не жаловался. Но дно выбивало и пробку сносило))) Сейчас на работе часто спиртом пользуюсь, но избегаю понюхать- рвотный рефлекс за 40 лет не прошёл.

Далее — еще одна история про будни в армии.

Art of war и летающий гастроном

Гирченко Юрий Викторович в своем блоге рассказал историю.

 Случай этот произошёл давно, уже более двадцати лет назад. Тогда существовала Бакинская армия Противовоздушной обороны. Позже, в середине восьмидесятых она была переименована в Авиацию Закавказского Военного округа. Но тогда, в 1981-м году ещё была Бакинская армия ПВО. Штаб армии находился в Баку, а три авиационных полка, входивших в ее состав, располагались на территории двух союзных республиках. Два полка дислоцировались на территории Туркменской ССР, в городах Красноводск и Небит-Даг. На вооружении этих полков были самолёты Су-15ТМ. Третий полк находился на территории Азербайджанской ССР, в посёлке Насосная. На вооружении в нём были перехватчики МиГ-25.

Юрий Викторович, летчик в отставке
Юрий Викторович, летчик в отставке

   Все офицеры - летчики, инженеры и техники в шутку называли МиГ-25: ''летающий гастроном'', а техника самолёта: ''Директор гастронома''. Всё это не спроста. МиГ-25 самолёт весьма оригинальный. На час полёта в него заливается около сорока литров чистого 96-ти процентного спирта и двести пятьдесят литров ''Массандры'', ну, в смысле, спирта на половину разбавленного дистиллированной водой. Одним словом, напиток уже готовый к употреблению...

   Однажды, из Насосной один МиГ-25 по служебным делам прилетел в Красноводск, приземлившись на аэродроме полка. Вылет обратно планировался на следующий день. Командир Красноводского полка не хуже других знал о ''летающем гастрономе'', и чтобы уберечь спиртовые запасы самолёта, на всякий случай, выставил возле самолёта охранение, предварительно опечатав своей печатью лючки доставки к кранам.

   - Граница на замке! Враг не пройдёт! - подумал командир полка.

   На следующее утро лётчик, сев в кабину самолета и включив приборы, обнаружил, что спирта в системе нет.

  -- Как нет? - удивился командир полка.

  -- Нет и всё. Взлететь не могу, - ответил лётчик.

   Командир полка был в недоумении. Он, вместе с зампотехом проверил все печати, облазил весь самолёт... Всё в порядке, печати на месте, взломов нет. Что делать? Пришлось заправлять самолёт из своих полковых запасов.

   После этого полковник построил личный состав полка и пообещал, что никто наказан, не будет, если честно признаётся, и самое главное, расскажет, как именно всё было сделано. Видно гнев командирский уже прошел, осталось только любопытство.

   Строй не шелохнулся.

  -- Никого не накажу, и спирт отбирать не буду, - произнес командир.

   После этих слов лица военнослужащих повеселели, и из строя вышел один техник - старший лейтенант, высокого роста и весьма крепкого телосложения.

  -- Ну, и как это ты сделал? - спросил командир полка.

   Старлей, улыбнувшись, ответил:

  -- Всё не так сложно, товарищ полковник. Дело в том, что при перепаде давления в полторы-две атмосферы жидкость из баков будет выдавливаться в дренажную систему. Ну, а дальше дело техники.

  -- Дело техники, - задумчиво повторил командир, и добавил: - Но как практически всё это происходит?

  -- Дайте ведро, и я покажу.

   Принесли ведро. Старлей подошёл к МиГ-25, и показал, под какое именно дренажное отверстие под самолётом нужно его поставить.

  -- Так, ведро стоит, - произнёс командир полка, и добавил: - А потом, ты насосом стал нагнетать воздух. Это понятно. Но где именно?

  -- Так точно, товарищ полковник, я вдувал воздух. Только, зачем насос?

  -- Не понял! - удивился командир.

  -- Смотрите, - ответил старший лейтенант. Он залез на самолёт, и ртом стал дуть в горловину топливного бака. Через некоторое время из дренажного отверстия под самолётом полилась в ведро струйка спирта.

  -- Во, блин! Ну и лёгкие! - изумился командир полка.

   Старлей спрыгнул с самолета и подошёл к командиру:

  -- Товарищ полковник, вы обещали никого не наказывать. Ну..., и часового тоже.

  -- А..., ну да, ты же с ним тоже договорился, - прищурившись, произнес командир.

  -- Но, ведь печати ваши все целы!

  -- Логично! Обещание - дело чести! - улыбнулся полковник, и спросил: - А откуда ты так хорошо МиГ-25 знаешь, у нас, ведь, в полку только Су-15ТМ?

  -- А я в военном училище ''МиГи'' изучал, а после выпуска на ''Сушки'' попал!

   Командир полка посмотрел на строй офицеров и прапорщиков, и громко произнёс:

  -- Вот, что значит хорошо знать материальную часть самолёта! В жизни пригодится!

   Командир части слово своё сдержал. Никто наказан не был.

   А на следующий день он, вместе с зампотехом, принимал зачеты у всех техников полка по знанию материальной части вверенной техники.

Армейские будни!

Хотя ради объективности картины стоит отметить следующее.

Справедливости ради

Но, как ни странно, море дармового спирта не приводило к пьянству. Нет, выпивать, конечно, выпивали, но в меру, по праздникам. Исключения были, но очень редкие. 

Дело в том, что служба в ГСВГ была не только почетной, но и хорошо оплачиваемой. Помимо денежного довольствия в рублях, которые каждый месяц регулярно переводились на открытый в Союзе счет в госбанке, офицеры и прапорщики получали хорошие суммы в марках ГДР, на которые можно было купить, например, дефицитные в СССР сервизы или ковры.

Так что за службу держались и от выпивки воздерживались. А то ведь уронившему «честь и достоинство» легко можно было отправиться из ГСВГ, например, в Забайкалье. Да и политрабочие вместе с партийными и комсомольскими организациями не дремали. Как и особисты.

Резюме

Сам я не служил (к счастью или к сожалению — точно не знаю). Однако, судя по отзывам очевидцев, могу точно сказать — в армии интересно. Хотя, возможно, что это справедливо только для ВВС — и в других родах войск не так.

Но после узнанной информации я точно буду рассказывать своим знакомым о пользе службы в ВВС — возможно, отношение к военной службе в целом изменится в лучшую сторону.