Олимпиада — это не просто соревнования. Это главное спортивное событие мира, неизменно привлекающее многомиллионную аудиторию. Трансляция Олимпиады — крайне сложный технический процесс, в который вовлечено множество ИТ-систем и решений: хронометраж, сбор и публикация результатов одновременно с нескольких соревнований в разном формате для различных потребителей — судей, комментаторов, информационных агентств, зрителей различных языковых аудиторий, прямая трансляция в онлайне и в ТВ-эфире, автоматический выбор «горячих» моментов, компоновка повторов.
Добавьте сюда необходимость поддерживать внутренние процедуры мероприятия: тысячи участников, сотни тысяч гостей, десятки тысяч волонтеров и постоянного персонала — их нужно встретить, проводить, разместить и проконтролировать. После анализа этой массы бизнес-задач становится очевидным, что проведение Олимпиады — технологически едва ли не самый сложный и трудоемкий процесс международного масштаба.
Под катом мы поговорим о ключевых ИТ-системах Игр, которые отвечают за проведение соревнований, подготовку персонала и ход других организационных процессов, а также пообщаемся со специалистами, которые поделятся с нами своим опытом организации технической стороны Олимпиады.
Фронт-офис
Система измерения результатов
Как следует из названия, этот комплекс систем предназначен для фиксирования и измерения показанных спортсменами результатов. Физически все эти системы размещены прямо на олимпийских объектах. Все соревновательные площадки (трассы, катки, бассейны и т.п.) оснащены датчиками. Их задача — измерить и переслать в базу данных информацию о ходе проведения соревнования. Зрители увидят результаты, повтор наиболее захватывающих моментов и другую полезную и интересную информацию как во время онлайн-трансляции, так и на табло, установленных на спортивном объекте. Рассмотрим некоторые подсистемы этого пула на примере зимних соревнований по скоростному спуску — это будет наиболее показательно.
Система стартовых часов служит для того, чтобы спортсмен знал, когда начинать выступления. С ней в паре работает система стартовых ворот: она посылает сигнал о необходимости начала отсчета времени, когда спортсмен отталкивается от стартовой позиции. Датчики, размещенные на дистанции и на финише, фиксируют время прохождения трассы. По их показаниям вычисляется скорость спортсмена.
В конце дистанции находится высокоточная камера фотофиниша. Она позволяет определить победителя в спорной ситуации. Данные со всех датчиков передаются в специальную систему хронометража, которая их обрабатывает и передает в систему для трансляции зрителям (в интернете, по ТВ и на табло) и в печатные СМИ в реальном времени. Исторически сложилось, что за работу этих систем с 1932 года неизменно отвечает официальный «хронометрист» Олимпийских игр — производитель швейцарских часов компания Омега.
Система распространения результатов
Посмотрим, как происходит распространение результатов.
Информация с датчиков передается на сервер обработки результатов, который в свою очередь отправляет их на табло, в систему телевизионной графики (для зрителей во всем мире), на CIS сервер и далее комментаторам на объектах. Центральный сервер системы распространения результатов, находящийся в центре обработки информации, транслирует данные в систему распространения печатных результатов, а он пересылает их в главный пресс-центр олимпийского объекта.
Принцип работы системы:
Система предоставляется технологическим партнером Олимпийских игр.
Блок интернет-систем
Блок представляет собой набор интернет-сайтов: официальный сайт текущих Олимпийских игр, сайт билетной программы, а также группа интранет и экстранет порталов, необходимых для организации взаимодействия сотрудников оргкомитета Игр между собой, а также с внешними организациями, частными лицами и волонтерами. Сайт билетной программы и официальный сайт Олимпийских игр — это в полном смысле high-load сервисы: только представьте объём трафика и количество запросов, которые приходится на данные системы, когда заинтересованные зрители со всего мира хотят приобрести билет на зрелищные соревнования финалов, полуфиналов или читают официальные публикации о ходе соревнований, общих зачётах, смотрят турнирные таблицы и новости Олимпиады.
Портал для волонтеров
Предназначен для приёма и обработки заявок на участие в Олимпийских Играх в качестве волонтёра. Портал позволяет взаимодействовать кандидатам и волонтерским центрам. Портал также содержит информационные разделы позволяющие решить вопросы, возникающие у желающих принять участие в организации и проведении Олимпиады в качестве волонтера. Специальный раздел помогает кандидатам в волонтеры определиться с будущим направлением деятельности.
Сайт эстафеты Олимпийского огня
Призван помочь всем, кто хочет узнать об эстафете Олимпийского огня, посмотреть записи, а также хотел бы поучаствовать в ней в качестве факелоносца.
Сайт о культурной составляющей Олимпиады
На этом сайте освещаются культурные события, приуроченные к проведению Олимпиады: театральные постановки, выставки, просмотры фильмов и т.п.
Сайт талисманов
Знакомит гостей с уникальными талисманами Игр и служит для того, чтобы привлечь как можно больше новых зрителей.
Внешний информационный портал
Необходим для обмена информацией между внешними контрагентами, такими как НОК, спортивные федерации и Оргкомитет.
Система дистанционного обучения
Специальная команда разрабатывает обучающие видеоматериалы и тесты, которые обязательны для прохождения — без них не допустят до Игр. Сюда входят как ролики о том, как вести себя на объектах, так и «заточенные» под специфику задач сотрудника. Все видео доступны на специальном портале, и у каждой команды на объекте формируется свой пул видеокурсов, которые нужно пройти.
Ключевые процессы
Основные системы управления Играми
За эти системы уже более 30 лет отвечает ИТ-партнер олимпийского движения, обеспечивающий цифровую поддержку и защиту Олимпийских игр и предоставляющий сервисы облачных вычислений, кибербезопасности, унифицированных коммуникаций и другие.
Система управления персоналом
В среднем Олимпийские игры собирают порядка 20 000 волонтеров по всему миру. Добавьте к этому количеству наемный персонал, сотрудников Оргкомитета, партнеров, подрядчиков и прочих причастных лиц — получится гигантский муравейник, которым необходимо грамотно управлять. Олимпийские объекты должны бесперебойно функционировать в течение всего срока проведения Игр. Это значит, что необходимо автоматизировать распределение дежурств, своевременно выдавать униформу и решать массу бытовых и организационных задач. Для этого служит система управления персоналом и ее многочисленные подсистемы.
Система аккредитации
Карточка аккредитации — едва ли не самый важный документ для всех гостей Игр. Применительно к заграничным посетителям она выполняет роль визы и удостоверения личности. Как правило, на всех карточках размещены фотография владельца, индивидуальный штрих-код и коды доступа, определяющие право посещения объектов и отдельных зон. Система аккредитации помогает службе безопасности проводить проверку анкетных данных. Вся информация о персонале и гостях хранится на серверах Олимпийских игр.
Система квалификации спортсменов
Как следует из названия, эта система требуется для контроля допуска спортсменов на Олимпийские игры. Каждый вид спорта предполагает наличие специфических критериев отбора на соревнования, поэтому спортсмены из каждой делегации проверяются на соответствие вводным данным — перед Играми, во время некоторых процедур и встреч с национальными организациями.
Система регистрации медицинских обращений
Данная информационная система используется в аналитических целях и внедряется по требованию международного Олимпийского Комитета. В ней фиксируются обращения за медицинской помощью именно во время проведения Олимпиады. Собранная в ходе проведения Игр статистика используется при планировании следующих Олимпийских игр и мероприятий Олимпийского комитета с целью повысить уровень безопасности на объектах и качество медицинской помощи.
Система размещения
В задачи этой системы входит работа с фондом номеров: учет свободных мест и распределение номеров между гостями.
Система протоколов
Позволяет в соответствии с данными о конкретном госте предоставить каждому соответствующий уровень встречи и обслуживания.
Система прибытия и отправления
Эта система хранит информацию о дате и времени прибытия делегаций, а также позволяет учесть объем багажа и количество единиц транспорта для встречи в аэропорту.
Система управления расписанием соревнований и тренировок
Требуется в первую очередь для того, чтобы спортсмены могли опробовать олимпийские объекты, не мешая друг другу. Система позволяет гибко настраивать расписание соревнований и тренировок и оповещать соответствующих лиц о произведенных изменениях.
Билетная система
Предназначена для распространения билетов на Олимпиаду по всему миру. Эту систему Оргкомитет обычно приобретает как сервис у подрядчиков. Например, в Сочи таким подрядчиком выступала компания Event Team: был создан портал, через который все желающие могли приобрести билеты на Игры.
Система передачи Олимпийского огня
Предназначена для проведения эстафеты Олимпийского огня, планирования её маршрута и отбора факелоносцев на каждом участке.
Система управления транспортом
Каждый зритель во время Игр, включая представителей национальных делегаций и высокопоставленных гостей, должен иметь возможность быстро попасть из точки А в точку Б. С помощью системы управления транспортом разрабатываются маршруты движения и учитываются заявки на индивидуальное транспортное обслуживание в соответствии с уровнем сервиса, положенным разным группам. Система внедряется транспортной дирекцией Игр в составе автоматизированной системы управления логистическим транспортным центром.
Система моделирования потоков транспорта
Используется для моделирования потоков движения транспорта и людей на территории Игр, внутри и между объектами.
Система управления инцидентами
Содержит информацию о типах возможных нештатных ситуаций и сценарии их разрешения. Если что-то случится, система позволит ввести план реагирования и оповестить ответственных лиц.
Система «Еда и напитки»
Предназначена для контроля качества пищевых продуктов и реагирования на инциденты, связанные с питанием.
Бэк-офис
ERP
Как и любое другое крупное мероприятие, Олимпиада насчитывает множество бизнес-процессов. Соответственно, требуются ИТ-системы для их автоматизации и сопровождения.
К ним относятся процедуры бюджетирования, цепочки по одобрению и проведению оплат и процессы, связанные с закупками. Проверяющие и контролирующие органы в любой момент могут получить от ответственных лиц всю необходимую финансовую информацию. Кроме того, блок ERP необходим для предоставления МОК отчетности по персоналу: кадровые документы по найму, увольнениям и повышениям.
Кроме базовых бизнес-процессов, в ERP-системе Олимпиады в том числе реализован ряд специфических процессов, связанных с движением и контролем ТМЦ, которые должны быть закуплены и распределены по объектам.
Система планирования и управления рисками
Это мощный бизнес-инструмент, позволяющий контролировать и координировать деятельность Организационного комитета в рамках подготовки и проведения ОИ. Помимо этого в системе ведется подсчет эффективности сотрудников, и в конце года они могут получить премию на основе коэффициента KPI.
Прочие сервисы
Стоит отметить ряд сопутствующих сервисов, отдельный обзор которых вряд ли имеет смысл, поскольку они практически лишены олимпиадной специфики. К ним относятся:
внутренний портал для хранения информации, обмена документами и совместной работы над ними;
электронная почта;
служба Active Directory;
сеть передачи данных;
приложения по защите информации;
антивирусное ПО.
Чтобы не раздувать временный «олимпиадный» штат Олимпийский комитет идет путем максимального аутсорсинга услуг. Внедрение и поддержка подобных систем осуществляется преимущественно внешними подрядчиками.
Размещаем системы в единой облачной инфраструктуре
Теперь, когда вы представляете себе наиболее полный стек систем и ИТ-сервисов, на которых базируется технологическая составляющая Олимпийских игр, можно попробовать представить, как они выглядели бы в формате облачной инсталляции.
Взгляните на схему ниже: на ней мы продемонстрировали собственное видение на оптимальное размещение «олимпийских» систем в облачной платформе #CloudMTS.
Критичные системы внесли в выделенный сегмент, поскольку они собирают, обрабатывают и передают большое количество данных. Частная инсталляция обеспечивает гарантированную производительность, позволяет не зависеть от «соседа» по облаку, дает больший уровень контроля и безопасности, а также возможность выдержать любые нагрузки. Ресурсы выделенного сегмента зарезервированы на 100%.
Систему управления персоналом, систему аккредитации, ERP и систему протоколов необходимо вынести в сегмент ФЗ-152. Эти сервисы работают с ПДн, которые надо хранить и обрабатывать в соответствующей требованиям регуляторов инфраструктуре.
В сегменте PCI DSS размещаем билетную систему — обработка данных платежных карт должна происходить в инфраструктуре, которая соответствует требованиям этого международного стандарта.
Публичный сегмент (Elastic Cloud) подойдет для сервисов, которым необходимо оперативное масштабирование (информационные сайты, внутренний и внешний порталы, систему прибытия и отправления, систему размещения и пр.) — это позволит обеспечить их бесперебойную работу даже при пиковых нагрузках и максимальную гибкость в соответствии с нагрузкой на инфраструктуру.
Technical Rehearsals, технические репетиции
Перед началом любой Олимпиады проводятся технические репетиции. Так было в Лондоне, Сочи, других городах-организаторах Игр, и Токио не исключение.
Первым делом необходимо убедиться в способности службы поддержки справиться с нештатными ситуациями и инцидентами, которые могут произойти во время Игр. Для этого проводятся так называемые Technical Rehearsals.
Эти репетиции (или, скорее, тренировки) состоят из множества операционных упражнений, призванных отработать стандартные сценарии.
При проведении тренировок применяется метод моделирования технологических операций, которые будут осуществляться во время Игр. Система репетиций позволяет оценить готовность систем, процессов и персонала для успешного проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.
Это достигается путем моделирования дня соревнований, обеспечения присутствия команд на соответствующих соревновательных/несоревновательных объектах и работы TOC (Technology Operation Center). Если спортивные объекты недоступны, используется специальная лаборатория комплексных испытаний.
Во время TR запускаются сценарии инцидентов, проблем и запросов, которые могут повлиять на ход соревнований. Предполагается, что служба поддержки заранее не знает, что случится в следующую минуту, и должна продемонстрировать максимальную готовность к форс-мажору, а также знание регламентов и процедур, которые будут использоваться во время Игр. Спортсмены и команды также участвуют в тренировках и помогают смоделировать условия, приближенные к реальным. Кроме того, к участию в репетициях привлекаются представители прессы и масс-медиа. В их задачи также входит реализация «проблемных» сценариев.
Сценарии тренировок основаны на реальных ситуациях прошлых лет и целиком синтетических инцидентах. Как правило, «репетируются» самые загруженные дни Игр. Основное внимание уделяется апробированию и оценке модели операционной поддержки, ролей, обязанностей, средств коммуникации и взаимодействия, регламентов и процедур.
Типовые ситуации, которые моделируются в процессе TR:
выход из строя системы резервного копирования;
выход из строя сегмента сети;
незапланированная задержка соревнований;
перебои в электроснабжении;
попытка взлома сети;
замена оборудования;
кража оборудования;
помехи радиосвязи;
выход из строя системы регистрации заявок (ITSM).
Таким образом, специалисты получают возможность отрепетировать и рутинные процессы, и работу в режиме нештатной ситуации.
Пример формы оценки:
Продолжительность каждой серии тренировок составляет 5 дней: 1 день на брифинг и инструктаж, 3 дня на саму тренировку и 1 день на обсуждение итогов.
Суммируя всё вышесказанное, перед TR стоят следующие ключевые задачи:
Тестирование корректности выполнения установленных политик и процедур.
Проверка достаточности политик и процедур.
Проверка процедур коммуникации между Технологическим операционным центром и объектами.
Оценка взаимодействия членов команды объекта.
Проверка правильности распределения ролей и обязанностей на время Игр.
Наработка опыта в обстановке, близкой к настоящей Олимпиаде.
Оценка эффективности обучающих материалов.
Под занавес поделимся с вами комментариями технических специалистов, которые прямо сейчас в Токио участвуют в обеспечении надежной работы ИТ-систем Олимпийских игр.
Даниэле Тальябу, Data & Timing Coordinator:
Сейчас я нахожусь в центре сбора цифровой, аудио- и видеоинформации. Все, что вы видите в онлайне и на ТВ, транслируется прямо отсюда. Помимо записи соревнований, это всевозможные графики и таблицы — очки, тайминги, имена спортсменов, промежуточная статистика. Вся поступающая информация концентрируется в продакшен-центре. Здесь мы комбинируем разные сигналы и выпускаем поток новостей, которые затем разлетаются по всему миру.
Разумеется, некоторые сервисы вынесены в облако. Однако многие системы Олимпиады работают во внутренней сети и в целях обеспечения максимальной безопасности недоступны из глобального интернета.
В прошлом году ИТ-департамент Игр был полностью готов к их проведению, но из-за пандемии всё сместилось на целый год. Мы получили дополнительное время на то, чтобы всё как следует проверить, скорректировать некоторые процедуры с учетом «ковидных» изменений. Все системы на текущей Олимпиаде отлажены и функционируют без каких-либо сбоев. Все кабели (поверьте, их чрезвычайно много!) отмечены специальными бирками.
Что касается инфраструктуры и дата-центров — все ресурсы распределены по нескольким площадкам. В Сочи, например, было три дата-центра: основной и два резервирующих.
Не знаю, бывали ли вы когда-то в Токио, лично я здесь впервые, и город действительно завораживает своей атмосферой: здания, люди, обилие источников света… У города бешеный потенциал, но, увы, ограничения не дают реализовать его в полной мере. Эти Олимпийские игры отличаются от тех, что проходили ранее. С точки зрения ИТ тут все еще масштабнее и надёжнее. А вот с точки зрения фана не хватает Олимпийской движухи. Впервые нет зрителей, очень странное ощущение.
Какой бы сложной и серьезной ни была подготовка к проведению Олимпийских игр, всегда есть место курьезам. Например, на одной из Олимпиад прошлых лет случилась забавная история. Нам нужно было развернуть локальный сервер: распаковать и установить оборудование, всё настроить. Из-за ряда условий машина с оборудованием не могла подъехать непосредственно к месту установки. К нам на помощь пришел один из местных менеджеров: он предложил вызвать кран и фактически переставить машину на нужное место. Это было очень рискованно и одновременно очень весело. В итоге оборудование было благополучно доставлено.
А теперь попросим поделиться человека с колоссальным опытом организации Олимпийских игр и других международных турниров. Ранее Чарльз работал в компании Omega, а сейчас принимает участие в организации Чемпионата Европы по летним видам спорта 2022 года.
Современные технологии обеспечивают очень высокий уровень надежности и качества. ИТ-процессы упростились, и теперь даже ходят разговоры о том, чтобы в целях экономии сократить резервные мощности Олимпиады, так как они почти всегда простаивают.
Чарльз Лоу, the Head of IT and Technology for the European Championships in Munich
Все результаты спортсменов — очки, тайминги, информация о дистанции, стекается в системы Atos и OBS. Именно здесь формируется поток данных для рейтинговых таблиц, телевизионной графики и инфосистемы Олимпиады. Для передачи данных мы используем оптоволоконные кабели. Все системы имеют как минимум двойное резервирование.
По сравнению с прошлыми годами произошло достаточно много качественных изменений, как минимум, в ключе технологии распространения данных. Компании, ответственные за коммуникации на объектах разработали систему, способную передавать массивы данных, таких как интерком, видео и аудио, по одной и той же оптоволоконной линии, а на конечном пункте группировать по определенным правилам.
Что касается инфраструктуры и дата-центров — все ресурсы распределены по нескольким площадкам. В Сочи, например, было три дата-центра: основной и два резервирующих.
Современные технологии обеспечивают очень высокий уровень надежности и качества. ИТ-процессы упростились, и теперь даже ходят разговоры о том, чтобы в целях экономии сократить резервные мощности Олимпиады, так как они почти всегда простаивают.
Хотите построить ИТ-инфраструктуру как на Олимпийских играх? Попробуй облачные сервисы #CloudMTS.
Комментарии (3)
gizer
30.07.2021 17:56+2TR - Отличная штука для тестов. Приехал представитель IT инфраструктуры на объект и начал накидывать нам "проблем". Искали взломы, несанкционированные wi-fi точки, меняли оргтехнику, компы, ноуты, серваки. Работал в Сочи Service Desk Supervisor. Всё оттестировали, смоделировали. Интересный опыт.
interestedit
06.09.2021 23:38Да, опыт действительно интересный. Работала в департаменте ИТ в Океане, а потом в TOC. Есть, что вспомнить )
fougasse
уже лет 10-15 минимум видео/аудио/интерком по оптике передают
Сейчас тренд - перевод броадкастинга в IP мир на замену SDI и проприетарным TDM