Привет! Меня зовут Катя, я руководитель команды технических писателей в Ozon. Сейчас нас 11 человек на три платформы: пользовательскую доку, описание API и внутренние весьма технические штуки.

Как раз когда разбирала внутренние доки, разговаривала с лидами других команд и кандидатами на наши вакансии, поняла, что есть некоторая путаница в головах: не всегда понятно, какие документы нужны и кто должен их составлять.

Поэтому рассказываю, какие документы мы используем в Ozon и как мы их создаём.

Маленький хинт на старте:

при работе над любым документом важно в самом начале понять, кто и при каких условиях будет его читать. Если ответить на эти вопросы, станет понятно, что и как надо описывать. А иногда и не описывать вовсе, а показывать :)


в каждом документе за скобки вынесены технические писатели — они должны помогать делать текст полезным и понятным, следить за консистентностью терминов и оформления.

Регламенты и политики

Аудитория: все сотрудники компании.

Цель: обеспечить совместимость процессов разных команд, уменьшить время на разработку велосипедов.

Участники: верхнеуровневые лиды, внутренний аудит.

В личном раю каждого перфекциониста все всё делают одинаково и правильно с первой попытки. Но в суровой реальности люди иногда проводят десятки встреч для выяснения, что правильнее использовать: camelCase или snake_case. Поэтому компании придумали (или поддержали) писать такие документы, в которых собраны общие рекомендации по ведению вообще всего.

Политики в общем описывают, что такое хорошо, а чего следует избегать. Как правило, они располагаются около онбордингов, чтобы новые сотрудники сразу пропитывались именно теми подходами, которые приняты в компании. Такие документы обязательно верифицируются топ-менеджментом: CTO, CPO, CEO и другими chief'ами.

Например, политика безопасности может рассказывать, почему в компании не принято использовать инструменты с открытым кодом, или почему нельзя использовать корпоративную сеть для скачивания торрентов.

Регламенты — дополнения к политикам с конкретными описаниями каких-то процессов, направленных на выполнение политик. Они пишутся руководителями направлений, часто всеми вместе, и живут рядом с политиками.

Это, например, описание выкатки фичи в прод, получения учётной записи для тестирования на контуре или любого другого процесса, единого внутри компании.

Важно не перестараться и не пытаться составить регламент настройки высоты стула, если это никак не влияет на цели и метрики продукта.

При написании регламентов и политик помните, что люди а) должны понимать, зачем они вообще написаны, и б) иметь возможность легко им следовать. Избегайте сложных конструкций вроде «Данная политика распространяется на лица, предполагающие наличие доступа к информационным системам...»

В моей первой команде техписателей мы иногда устраивали соревнование: надо было максимально усложнить предложение. Рекомендую, полезное упражнение на умение распознавать сложные конструкции. Но следите внимательно за местом практики, чтобы никто не подумал о реальном использовании соревновательных вариантов.


Архитектуры

Аудитория: лиды, разработчики.

Цель: уменьшить количество встреч с объяснениями, как это всё устроено, ускорить онбординг, выявить и ликвидировать проектные костыли.

Участники: лиды, руководители направлений.

Это та документация, где очень много схем с названиями модулей. Частая практика — перестать понимать как устроен проект, нанять техписателя или аналитика и посадить его описывать происходящее. Частая проблема при этом: не все держатели знаний готовы помогать документатору и отвечать на его вопросы.

Большинство проблем в процессах можно отловить, если внимательно слушать, о чём спрашивают сотрудники в первую неделю работы. И популярный вопрос для почесывания затылка — «А откуда мы берём эти данные?». В ответ на него хорошо бы подсунуть схему с большим заголовком «Как всё тут между собой работает», но обычно она существует только в коллективном разуме — и приходится писать в чаты, организовывать встречи или даже регулярные мероприятия на овермного специалистов.

Составление архитектурных документов любят поручать аналитикам, потому что надеются, что в процессе описания такой специалист выдаст море рекомендаций — и в компании наступит счастье. Но наступаются почему-то только грабли.

Продолжу рекомендовать нанять опытного техписателя — он, возможно, и не выдаст полный анализ системы с планом развития на годы вперёд, но точно найдёт слабые места, пока будет проводить интервью с держателями знаний. Дальше уже можете отправить его на курсы аналитиков и развивать себе архитектора, а для поддержания документации взять стажера или младшего специалиста. Но очень прошу не смешивать роли: люди-оркесты в компаниях, бесспорно, могут быть полезными кадрами, но в целом на рынке это создаёт путаницу и огромную отдельную боль.


Интеграции

Аудитория: внешние пользователи.

Цель: уменьшить время на настройку системы, увеличить количество пользователей.

Участники: разработчики, тестировщики.

Внешними пользователями могут быть и внутренние разработчики, если они ещё не изучили ваш модуль.

Под интеграционными документами понимаются вещи, которые объясняют как и зачем настраивать взаимодействие с продуктом.

Не самый обязательный документ, потому что часто информацию об интеграции можно достать из описания проекта, или же интеграция может быть дополненной архитектурой — дописываем требования к модулям и получаем интеграцию.

В обще виде для интеграционных документов характерны разделы:

  • что это вообще такое и какие профиты от интеграции,

  • какие требования есть у системы и какие нюансы стоит предусмотреть,

  • сама инструкция вида «установите этот пакет, проверьте эти зависомости, наслаждайтесь нашим модулем»,

  • типичные ошибки и раздел частых вопросов.

Не очень люблю частые вопросы, потому что это свалка вещей, которые не влезли в основные разделы и приучают пользователя не читать всё, а пробежаться только по ним. Это неплохо с точки зрения решения проблем документацией, но это воспитывает очередное «зачем читать доку, если можно потыкаться и потом почитать ошибки».


Онбординги

Аудитория: новые сотрудники, сотрудники после ротации или упустившие какие-то нюансы.

Цель: снизить нагрузку с наставника и поднять у новеньких уровень понимания происходящего.

Участники: конкретная команда.

Здесь важнее, мне кажется, рассказать о самом процессе.

Соберите всю документацию, которая есть у команды. Про то, какая это должна быть документация и как её лучше собирать тема для отдельной статьи :) Обратите внимание на тип документов: что они описывают, а какие темы не покрывают вообще. Специально не говорю какие это должны быть темы, чтобы у вас включался процесс мозгоштурма и анализ специфики конкретной команды.

После первого анализа отправляйтесь на встречу с лидом — пусть он расскажет о команде и процессах. Записывайте, задавайте вопросы и записывайте свои вопросы — именно они должны стать основой нового онбординга.

Найдите последнего пришедшего в команду человека, попросите написать те вопросы, которые он задавал в свои первые недели, и сверьте со своими. Вы восхитительны — теперь у вас есть рыба и можно начинать готовить онбординг.

Но ваша работа закончится только после первого обученного по вашему онбордингу сотрудника. Вам нужно будет переговорить с новеньким и сказать, мол, это свежая дока, мне очень важно твоё мнение — запиши, пожалуйста, все вопросы, которые у тебя возникнут в первые дни, укажи на места (в документе и в процессах), где ты что-то не понял.

Важно помнить, что и у вас, и у лидов уже есть опыт работы в компании и понимание общих терминов, процессов, жаргонизмов. И, скорее всего, вы их никак не отловите, потому что уже к ним привыкли. Поэтому ваш главный помощник при написании онбордингов — новый человек.

Из своего опыта — даю писать онбординги либо новым техписателям, либо тем, кто не пересекался ещё с командой-заказчиком. Так получается найти действительно самые основные вопросы.


Свалки полезностей

Аудитория: все сотрудники.

Цель: давать точечные ответы, формировать основную базу знаний.

Участники: все сотрудники, часто и без техписателей.

Оно же «Архив», «Нечто», «Чёрная книжечка» и можете продолжить ряд в комментариях.

Велик соблазн просто закинуть эти статьи куда подальше и иногда кидать на них ссылку. Но, по мнению археологов, свалки — одни из ценнейших находок, потому что дают полную картину образа жизни исследуемого времени и народа. Противоречий не вижу, поэтому любую структуризацию, шаблоны и типовые документы рекомендую искать именно здесь.

Призываю воспринимать хаос и бардак в документе как возможность для его организации.

Важно только учитывать, что, если свалка появилась, значит, она решала какие-то проблемы — не забудьте эти проблемы найти и предусмотреть в новой структуре. Иначе новым, красивым и понятным, не будут пользоваться.


Резюме

Да, это не полный список. Я не рассказала про документации для API, SDK и про внешние пользовательские Помощи разных калибров. Но основные нужды внутри компании этот набор должен покрыть.

Чтобы организовать документацию внутри компании, учитывайте:

  • существующие документы — в них зарыты актуальные проблемы и процессы,

  • вопросы новых сотрудников — они помогут сформировать полную картину необходимых знаний,

  • межкомандные договорённости и процессы — они упрощают работу, но не всегда очевидны, поэтому их важно донести до всех заинтересованных,

  • людей, процессы и отношения внутри компании — простое навязывание и запреты никогда не работает, поэтому

не пытайтесь слепо использовать чужой опыт, анализируйте и внедряйте именно то, что актуально для решения именно ваших запросов — никто лучше вас не знает ваши условия и цели.

А чтобы повышать насмотренность и иметь возможность выбрать из множества подходов — подписывайтесь на Блог компании Ozon Tech :) Мы уже готовим новые статьи про документацию и не только!

Комментарии (3)


  1. Prrr
    15.08.2021 14:43
    +1

    Политики в общем описывают, что такое хорошо, а чего следует избегать. Как правило, они располагаются около онбордингов, чтобы новые сотрудники сразу пропитывались именно теми подходами, которые приняты в компании.

    Вот только чаще всего на онбордингах вам выносят стопку регламентов, политик и пр., (на моей текущей работе это было около 40 документов, каждый не меньше 20-30 страниц) за которые вам надо расписаться в течение получаса. В этом случае мне жаль время специалистов, которые занимались написанием этих текстов и жаль время new hires.

    Безусловно, если возникнет необходимость сотрудник залезет в политику и прочитает все ньюансы, но на онбординге было бы эффективнее выдавать summary, или даже ограничиться презентацией.

    Но другой вопрос, должен ли технический писатель заниматься составлением summary или визуала по своим текстам, или это уже работа hr? (применимо к онбордингам и общим политкам, не говорю про специфические вещи).


    1. hrizantemush Автор
      16.08.2021 12:46

      Да, юридические политики и регламенты, обязательные к подписанию — это вотчина всё же юристов. Задача техписателей (в моём мире) всё же переводить на язык читателя. При этом юристу будет понятен и привычен полный текст, скорее всего, а вот для других аудиторий, как правильно отмечено, может хватить и презентации)

      Главное, чтобы политики в итоге выполнялись, для этого надо объяснять как и почему их надо выполнять тем форматом, который наиболее понятен читателю. Считаю, что это задача для техписателей. HR, конечно, будут частью процесса составления, но тексты я бы отдала техписам)


  1. hrizantemush Автор
    16.08.2021 12:45

    В целом о том, что "должен" делать техписатель можно тоже долго спорить — всё очень сильно зависит от компании