Привет, Хабр! Герои сегодняшних опытов — твёрдые, тяжёлые и ценные породы дерева, в основном семейства бобовые. Иными словами, акации. Сравним по паре образцов одного и того же дерева.

Изучим чистый сигнал пьезозвукоснимателя в инструментальный вход аудиоинтерфейса, а также эмуляцию усилителей и кабинетов миниатюрным цифровым процессором Valeton Coral Amp. Винтажное усиление на тему Фендера мы уже рассмотрели, настал черёд модернового, — в стиле Mesa Boogie и Peavey.

Влияет ли материал накладки на прорезание микса, и в каких случаях древесина деки и грифа мало заметна в звучании электрогитары?

Valeton и Hotone — бренды китайской компании Sonicake. Педаль довольно редкая, надо будет найти время и сделать обзор. Ценность её уже в том, что при таком размере (Snickers size), она умеет эмулировать 16 разных усилителей: 8 чистых и 8 грязных каналов. Причём можно выбрать любой чистый канал и любой хайгейновый (то есть, с высоким усилением), и для каждого из двух переключаемых ножной кнопкой каналов педаль запоминает настройки: какой усилитель выбрали, в какое положение установили пять ручек, — трёхполосный эквалайзер, громкость выходного сигнала и гейн — усиление входного.

Паспортный потребляемый ток 200 миллиампер 9 вольт, сама не измеряла. При работе педалька немного нагревается. Ещё бы, такая цифровая мощь. USB здесь нет, MIDI тем более, загружать пресеты нельзя, зато такая компактность. Просто кладём в карман вместе с медиаторами и тюнером, и имеем с собой могучий преамп. Короткое нажатие переключает между чистым зелёным и грязным красным каналом, длинное уводит в байпасс. Когда активен кабсим (имитация гитарного громкоговорителя), светодиод мигает. Когда отключён, он светит постоянно.

Весит это чудо цифровой обработки сигналов меньше 150 граммов. Спина скажет спасибо. Понятно, что это не замена полноценному гитарному усилению, но 150-граммовый сникерс, 16 усилителей, кабсимы, причём разные для разных усилителей, память пресетов и удобное переключение! Это нечто.

Сегодня рассмотрим 12 новых пород гитаростроительной древесины, но для начала постучим в старые знакомые базовые, послушаем и посмотрим, как воспроизведёт их обертона преамп (предусилитель) с кабсимом и без. На зелёном clean/drive канале у нас номер 6, Mesa/Boogie F-100, на красном хайгейновом 7 — Peavey 5150. Усиление обоих каналов включим на максимум.

▍ Липа




Спектр отклика липы мы помним: у дощечек используемого в этих опытах формата 130x50x10 мм главный пик в районе 400 Гц. Его назовём для краткости липовым.



Модель усилителя F100 привносит второй пик около 2 кГц, который характерен для ольхи. Тем не менее, звук липовой дощечки остаётся узнаваемым.



Кабсим, то есть, модель гитарного громкоговорителя, «уплотняет» частотный спектр в гитарный диапазон, и «корректирует» АЧХ — амплитудно-частотную характеристику усилителя так, что звук вновь становится ближе к оригинальному. Липа более различима.

Слово «корректирует» заключено в кавычки, потому что на самом деле наоборот: АЧХ усилителя сделана такой, чтобы соответствовать гитарному кабинету.



Модель Peavey 5150 добавляет плотный ряд из множества гармоник в верхней области диапазона. Несмотря на это, липовая дощечка звучит узнаваемо.



Кабсим делает то же самое, что и с сигналом усилителя F100.

▍ Ольха




Вот и он, тот самый вышеупомянутый ольховый горб. Перед ним имеется провал.



Модель F100 этот провал акцентирует, как и горб.



С кабсимом (как и должно быть, ведь выход гитарного усилителя предназначен для работы с кабинетом или его эмуляцией, а не в линейный вход), ольха звучит ещё ярче.



Но с моделью 5150 звук внезапно стал мало отличимым от липы.



Кабсим несколько исправил положение, но липовая окраска осталась.

▍ Клён




Во многом похож на ольху, но гораздо более звонок.




В F100 клён прекрасно узнаваем и с кабсимом, и без него.



Про 5150 без кабсима этого сказать нельзя. Попробуйте отличить от липы.



Кабсим в значительной мере возвращает различимость отклика клёна.

▍ Абачи




Самая лёгкая и глухая древесина из числа тех, что можно отнести к гитарным.




F100 сильно поднимает и басы, и верха. Звук становится менее ватным и более махагонным, за что, в частности, и ценят породистые усилители и их модели.




Этот эффект у модели 5150 выражен ещё сильнее. Породы дерева практически неразличимы, особенно без кабсима.

Ясень и модели двух усилителей. Та же самая картина.






Настал черёд новых пород древесины. Начнём с измерения образцов, взвешивания и расчёта плотности.



▍ Мовингу, Movingui, или Айан


Африканское атласное дерево. Его называют «жёлтый сатин». Семейство бобовые. Плотность 620. Используется в нижних деках и обечайках акустических гитар, например, Ibanez и McKnight Guitars.




Отклики двух образцов несколько различаются, но не радикально. Спектр аудиосигнала похож на клён.

Звучание в модель F100 сохраняет и подчёркивает узнаваемый характер обертонов.





А здесь более узнаваема модель 5150, нежели дерево, хотя некоторые акациевые черты уже заметны, особенно с кабсимом.






▍ Ованкол, амазаку, шедуа, гвибурция Эхие, копалфера


Родина — Африка, семейство бобовые. Плотность 653. Близкий родственник бубинги, но древесина менее плотная. Во многом подобна палисандру (rosewood). Примеров использования множество: акустические гитары Taylor и Cort, укулеле Fender, басы Cort Artisan C4 Plus и Harley Benton HBZ.



Здесь выражен преобладающий пик около 2 кГц, и имеется, как и у мовингу, средний пик на 1 кГц, характерный для палисандров.

Пик на 2 кГц заметен в звучании даже 5150.






▍ Грецкий или кавказский орех, Walnut


Семейство ореховые. Плотность сильно варьируется, у рассматриваемых образцов 713 и 756. Используется в акустических гитарах, например, PRS и Taylor. Дерево с очень красивой текстурой.





От «липового махагони» абачи отличается подъёмом в области высоких и яркими резонансами.

Модель F100 + кабсим


Модель 5150
<




▍ Гледичия, или американская акация, honey locust


Растёт и в Крыму. Семейство бобовые. Плотность 726 — 740. Содержит много алкалоидов и плохо склеивается клеем ПВА. Сильно усыхающая порода древесины. Иногда используется в кастомных гитарах.




Уникальный спектр, представляющий собой почти равномерный подъём к единственному главному пику возле 2 кГц. Далее мощные верхние частоты.

Этот острый пик резко пробивается через оба усилителя.










▍ Венге, он же африканский или конголезский палесандр, faux ebony


Семейство бобовые. Плотность 822. Родственный вид панга-панга сходен по внешнему облику и свойствам. Широко используется для грифов и накладок: Пол Рид Смит, Рикенбакер, Майонез и многие другие.



Выражен липовый пик, а также палисандровый 1 кГц.

Палисандровый пик прорезает сигнал обоих усилителей.






▍ Сукупира, или бразильский каштан


Семейство бобовые, произрастает в Южной Америке. Плотность 875. Используется в ксилофонах.



Спектр сигнала после моделей усилителей






▍ Палисандр сантос, он же пау ферро, жакаранда, морадо, кавиуна


Семейство бобовые. Плотность 867 — 884. Тяжёлая, маслянистая древесина, используется на накладки грифа множества марок и моделей электрогитар.




Экстремально прорезающий звук.










▍ Эбен макассар, он же пламенный


Род хурма, семейство эбеновые. Плотность исследуемых образцов 921 и 935. В гитаростроении используется на накладки грифа. Прекрасно звучащая и очень износостойкая древесина.





Отклик прорезающий не так резко, как пау ферро, но более широкополосный.









▍ Амарант, purple heart, пурпурное сердце


Семейство бобовые, растёт в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Плотность образцов 918 и 957. Сразу после среза цвет серо-коричневый, однако под действием воздуха скоро становится насыщенно-фиолетовым. Под воздействием ультрафиолета темнеет и становится коричневым с лёгким фиолетовым оттенком. В гитаростроении используется на грифы, их накладки, топы и украшения. Примеры — гитары Keith Roscoe, Harley-Benton.




Звучит как типичная акация.












▍ Мербау, интсия, intsia


Семейство бобовые, родина — Южная Азия и острова юго-запада Тихого океана. Плотность 954. Высота до 30 метров. По такому бобовому стеблю Джек вполне мог бы вскарабкаться куда-нибудь, если бы мербау мог вырастать за одну ночь. У дерева интересная фактура, смотрится и ощущается дорого и благородно. Применяется в накладках грифа акустических гитар Cort.


Звук в модели усилителей.






▍ Бубинго, ещё одна гвибурция


Часто называется Африканским палисандром, African rosewood. Семейство бобовые. Плотность образцов 1 и 1.03. Тяжелее воды. Используется на накладки грифов, нижние деки и обечайки акустических гитар.




Спектр сигнала, обработанного моделями усилителей.












▍ Ятоба, южноамериканская акация, бразильская вишня, гуапинол, хутай, альгарробо


Это всё же не вишня, а акация, семейство бобовые. В отличие от нашей акации, из крохотных стручков которой дети делают свистульки, плоды акации ятоба огромные, размером с ладонь. А ещё, именно смола деревьев ятоба миллионы лет назад заключила в себе доисторических насекомых и превратилась в янтарь, чем весьма удружила учёным.

Плотность образца 1001 грамм на кубический сантиметр, то есть, на одну тысячную тяжелее воды. 85 граммов — самая тяжёлая из плашек в этой маленькой коллекции чудесных пород древесины. Фактура ятобы волшебная, можно осязать, смотреть и медитировать. Из ятобы делают фретборды, — накладки на гриф, такие бренды, как G&L, Ibanez, ESP LTD, Cort, Harley-Benton, в общем, многие.



Частотный спектр после обработки




▍ Выводы


Итак, различаются ли обертона разных пород древесины? — Да, и очень. Это слышно и видно на графиках частотного спектра. Различимы ли они в усилитель с гейном и кабинет или комбик, то есть, в звуке подключенной электрогитары? — Как выяснилось, не всегда.
В аналоговой симуляции разных усилителей Fender из прошлого опыта характерные древесные форманты сохранялись, если не крутить эквалайзер слишком экстремально. В цифровой симуляции Mesa/Boogie F-100 сегодня они сохранились также, древесина была узнаваема.

А вот симуляция Peavey 5150 упорно окрашивает звук в свои тона. Потому при демонстрации разных гитар на подобном усилителе они могут звучать одинаково, и на графиках спектра одинаково выглядеть. Вплоть до того, что сингл от хамбакера будет отличаться только уровнем гейна.

И те, кто эту демонстрацию слышат в записи, посчитают доказанным тот факт, что все породы дерева, и вообще все электрогитары, лесполы и стратокастеры, дешёвые и дорогие, деревянные и силуминовые, звучат одинаково.
Но это будет факт только для того самого усилителя, с тем кабинетом и теми настройками. В другой усилитель, и с другими настройками, разница пород древесины и конструктивных особенностей гитар будет весьма заметна.
И разница не в уровне гейна, а в особенности тембра, формируемого фильтрами усилительного тракта, включая кабинет. Что интересно, усилители Peavey 5150 и Эдди ван Хален EVH 5150 от компании Фендер звучат с весьма заметной разницей. EVH выигрывает в разборчивости.

Конечно же, я не приравниваю настоящую ламповую голову 5150 к карманной китайской цифровой педальке. Более того, текущие опыты, с сопутствующим изучением различных усилителей и их моделей, привели меня к окончательному решению приобрести усилитель 5150, причём, не Пиранью, и вообще не Peavey, а именно Fender EVH III, 15-ваттный, с синим и красным каналами. Сегодня как раз поеду за ней в пункт выдачи. Потому что на этом этапе жизни ищу определённый тон и саунд.

А китайцы из Valeton-Sonicake не всё многообразие тонкостей, но уж амплитудно-частотные характеристики эпохальных усилителей смоделировали. Этого достаточно, чтобы сделать обертона дерева читаемыми или нечитаемыми, или слабо читаемыми.

Итак, если у вас Peavey 5150, или подобный ему усилитель, или его симулятор, тогда всё равно, из какой древесины и какого качества ваша электрогитара? А если она не очень играбельна, просто учитесь лучше играть и вкладывайте деньги не в гитары, а в занятия с топовым преподавателем?

Не всё так просто. Овердрайв (перегруз), дисторшн (искажение), фуз (распыление) добавляют в сигнал гармоники, а активные фильтры их усиливают. Но фильтру всё равно, что усиливать: звук вашей гитары, с теми нюансами звукоизвлечения, которые вы вкладываете в свою игру, тем богатством красок, что создают дерево, форма и конструкция инструмента, струны, порожки, звукосниматели, даже медиатор, и способ высекания с глубиной погружения, или помехи, шумы, внешние и собственные шумы ламп и транзисторов усилителя.

Чем лучше гитара, причём именно для музыканта и его музыки, которую он сейчас исполняет, тем больше в её исходном сигнале, и в итоговом звучании, в миксе будет именно музыканта и его музыки. И тем меньше шумов, помех и нежелательных призвуков.

И наоборот, чем менее гитара подходит данной исполнительской ситуации, и чем более приходится извращать её сигнал обработкой, тем меньше в звучании будет души музыканта, и больше чего угодно.

Скоро дойдём и до струн с электромагнитным звукоснимателем. В том числе, включая в реальные ламповые усилители и кабинеты, со съёмом инструментальным микрофоном. А пока и без струн полно информации о десятках пород древесины и десятках усилителей, в которые они звучат по-разному. Я намеренно ставлю опыты шаг за шагом, подробно изучая разные элементы электрогитарного звука в отдельности. Спасибо за внимание!

Комментарии (25)


  1. doozza
    20.08.2021 19:50
    +4

    Влияет ли материал накладки на прорезание микса, и в каких случаях древесина деки и грифа мало заметна в звучании электрогитары?

    Ведь ваша статья не отвечает на поставленный вопрос. Для озвучания электрогитары сигнал снимается магнитными датчиками с вибрирующих струн, а не пьезо-датчиком с накладки от ударов молоточка.
    Поразительно масштабный и одновременно бесполезный труд, если только вы не собираетесь клеить все эти накладки поочерёдно на один и тот же гриф одной и той же гитары. Если таки собираетесь - вот тогда вы ответите на поставленный в статье вопрос, и это будет действительно показательный эксперимент.


    1. TubeAmpCat Автор
      20.08.2021 20:51
      +1

      Я собираюсь натягивать струны на все эти дощечки поочерёдно, и ставить электромагнитный датчик.


      1. Oz_Alex
        21.08.2021 04:52
        +3

        Основываясь на имеющихся статьях я легко могу предсказать как будет выглядеть следующий «опыт»:

        — Какое отношение размеры дощечек имеют к размерам гитары? Никакого.
        — Они хотя бы повторяют форму накладки, грифа или деки? Нет конечно.
        — Лады в них будут? Нет.
        — Что насчёт анкера? Ничего.
        — Какой будет длина струны, натянутой на эти дощечки? Каждый раз разной.
        — Какой будет строй, порожек, бридж, тремоло/тюноматик? ¯\_(ツ)_/¯.
        — «Электромагнитный датчик» — это заводской звукосниматель и он будет установлен так же, как на гитаре, в углубление дощечки с пружинным подвесом? Нет конечно.
        — Сколько будет фраз в духе «Звук становится менее ватным и более махагонным»? Ещё больше.
        — Что покажет этот опыт? Погоду на Марсе, как и все предыдущие.

        Кстати, дайте пожалуйста определение термину «ватный звук». А то я, к своему стыду, за скромные 10 с половиной лет музыкальной активности так и не выяснил что это такое.


        1. TubeAmpCat Автор
          21.08.2021 05:31
          +1

          Можно будет соорудить и мензуру порядка 500 мм, (исходя из ходовых форматов пиломатериалов ценных пород), с настоящей фурнитурой и нормальным креплением заводского звукоснимателя. Надо будет подумать. И переставной порожек с ладом, чтобы целый фретборд не делать.


          1. Oz_Alex
            21.08.2021 08:22
            +1

            И переставной порожек с ладом, чтобы целый фретборд не делать.
            То есть опять эта конструкция не будет иметь ничего общего с устройством гитары и вы опять будете измерять что-то, далёкое от реальности. Понятно.

            Так что там насчёт «ватного» звука? Определение будет?
            Заодно, чтобы дважды не вставать, можете и для «махагонного» звука дать определение.


            1. TubeAmpCat Автор
              21.08.2021 22:31
              -1

              Ватный - бедный гармониками. Махагонный звук - сильный сустейн на гитарной середине.

              Стратовское седло - тот же переставной порожек, он не запрессован в деку, как втулки ножек тюноматика, а прижимается к бриджу струной и зафиксирован винтом регулировки мензуры с пружинкой. Бридж прикручен шурупами к деке.


        1. Refridgerator
          30.08.2021 20:14

          А ещё корпус гитары обычно нормальным таким слоем лака покрывают. Наверняка он тоже на звук влияет — возможно даже, что сильнее дерева. Жду анализ сортов лака.


  1. MasterOgon
    20.08.2021 20:21

    Эх, вспомнились электрогитары из дсп с самодельными звукоснимателями и примочками из кассетных магнитофонов, которые ловят радио, дребезюащие стекла и первый записанный на диктофон альбом. Вот это было звучание)


    1. TubeAmpCat Автор
      20.08.2021 20:54

      Это к Ваганычу.


      1. MasterOgon
        20.08.2021 21:51
        +1

        Акустику тоже ценю, не подумайте. Правда мой единственный эксперимент был в том что я покрасил гитару и она перестала звучать))


  1. dmitrytheman
    20.08.2021 20:31
    +4

    пусть меня занминусят, кто не в теме. Терять мне нечего. Но снимать с пьезо, с эмуляцией кабинетов и эффектов? Вы серьезно? Жду сравнения сверления клёна свёрлами разных типов и диаметров.


    1. TubeAmpCat Автор
      20.08.2021 20:53

      Опыт отвечает на вопрос, что делается с формантами древесины при прохождении через гитарное усиление. Струна - это уже следующий элемент, усложняющий систему.


      1. dmitrytheman
        22.08.2021 10:00
        +1

        так пост про электрогитары. Звук снимается с датчика (электричество, магия, вся фигня), влияние дерева может услышать, только "эксперт" по слушанию влияния дерева. Если они есть. Так, для примера, линк на страт из картона


        1. TubeAmpCat Автор
          22.08.2021 13:54

          Концы натянутого и колеблющегося участка струны закреплены не магией, а между седлом бриджа и верхним порожком или ладом, если струна прижата. Гриф и дека - тоже "струна", резонансные характеристики которой влияют на колебания.


  1. 1234rfvb
    20.08.2021 21:32
    +2

    А провода прогревались одинаковое время? Не было внесено таких искажений в эксперимент?

    Чуть было не проглотил текст, но первый коммент заострил внимание на доске с ЭМ датчиками. Вы серьёзно рассматриваете влияние покрытия доски на звук??? Ладно бы речь шла о материале всей доски, тем более- акустического резонатора. Эресь.


    1. TubeAmpCat Автор
      20.08.2021 22:01

      О покрытии доски с электромагнитными датчиками я ничего не писала. Речь в данном случае о накладке грифа - деревянной пластине, в которой установлены лады. А не о пикгарде, на котором у многих электрогитар смонтированы звукосниматели.


  1. 1234rfvb
    20.08.2021 23:38
    +1

    В качестве примера предложу начало фильма It Might Get Loud (2008) и условно гитариста SeaSick Steve. Их точно не морочит нюанс накладки на гриф, при этом они умеют извлекать вкусный звук.

    Но, в оправдание стараний: всяко лучше, чем бухать.


  1. razielvamp
    23.08.2021 14:49

    Интересно как повлияет на звук древесины если пролить на неё вискаря или затушить об неё бычок. Изменится ли звук древесины если долбануть об другую деревяшку из дуба (или из чего там пол сцены делают?). В каком случае ярче гармоники - рядом с мониторами Behringer или Eurosound?

    Очень актуальные моменты для гастролирующих рок музыкантов

    Ах да! А ещё обязательно подтвердите, что чОрные гитары звучат злее всех остальных


  1. dlinyj
    24.08.2021 11:48

    Примерно так же язвительно встречали многие научные открытия современники, не останавливайтесь. Очень интересно. А то что так встречают, ещё не показатель что ваши опыты бессмысленны. Да и потом, даже если результат будет отрицательный — это тоже результат!


    1. Rukis
      29.08.2021 11:24

      Причина язвительности, в том, что в результате выяснится: влияние материала можно зафиксировать приборами, но слышат его два с половиной человека, если хорошенько постараются, а в плотном миксе не слышит никто. Какого другого результата (или открытия) можно ещё ожидать?


      1. dlinyj
        03.09.2021 12:04
        +1

        Это совершенно не имеет значения, можно исследовать всё что угодно. Когда-то посмеивались над людьми, которые исследовали теорию хаоса. А сейчас чуть ли не основная теория в математике и статистике. Так что, любые исследования полезны, даже если вам кажутся они глупыми.


        1. Rukis
          03.09.2021 15:49
          +1

          Да конечно всё можно и глупыми исследования чего угодно лично мне не кажутся. Дело то в другом. Изначальная постановка вопроса серии экспериментов некорректна, ведь известно, что материал в какой то мере влияет на звук, вечный спор идёт о том насколько это влияние слышно, особенно если хайегейн и в миксе.

          Само же по себе исследование АЧХ дощечек вопросов не вызывает (не в плане дизайна, а в целом).


          1. dlinyj
            03.09.2021 16:03
            +1

            Ну вот автор и доказывает или опровергает это с помощью исследований.

            Тем более, тут же не говорится, что надо этому слепо верить, человек просто делится своим хобби, что достойно уважения.


            1. Rukis
              03.09.2021 16:39
              +1

              Проблема в том, что не доказывает и не опровергает. Ещё раз, у разных материалов разный звук - да, можно замерить - да, но что нам это говорит по изначально поставленному вопросу? Ничего.

              Скажем если цель такого исследования была бы - выяснить можно ли вообще определить дерево по звуку, чтоб софтину для этого, скажем, написать - ок. Но просто в том практическом плане, о котором спорят музыканты, никому не интересна разница, которая есть, но её не слышно.


              1. TubeAmpCat Автор
                03.09.2021 22:43

                Электронное моделирование формант древесины - один из следующих запланированных этапов эксперимента.