Привет, Хабр! В предыдущем опыте мы выяснили, что дерево почти не влияет на звук... не то что электрогитары, но даже самого дерева, если сигнал пьезозвукоснимателя обрабатывается моделью усилителя Peavey 5150 с определёнными настройками. Тогда как в модели усилителей Fender и Mesa Boogie F100 звучания пород древесины прекрасно различимы, и на слух, и по показаниям анализатора частотного спектра на быстром преобразовании Фурье.

Сегодня посмотрим и послушаем звук ещё десяти пород дерева с моделями двух других гитарных усилителей: Marshall JTM45 и Diezel VH4. Дополнительно подключим на выход пьезодатчика осциллограф, чтобы увидеть амплитуду сигнала и её динамику, то есть, время затухания, сустейн, зависящий от добротности, или Q — quality-фактора образца.

Чем может объясняться невозможность различить звучание разных гитар во многих миксах и треках, в том числе некоторых видео, которые якобы доказывают несостоятельность понятия тонвуда или так называемой деревянной теории звука?

Сегодня проверим, зависит ли эта различимость от уровня гейна, или от чего-то другого. Ведь красный канал педальки Valeton Coral Amp хайгейновый, а зелёный с малым усилением. Сегодня настроим эти каналы на моделирование других усилителей, и узнаем, что будет.

В прошлый раз мы услышали и увидели на графике спектра, что определённые форманты пород древесины, которые принято использовать для накладок грифа, ярко и даже яростно прорезаются через частотный спектр сигнала, даже модели хайгейн канала Peavey 5150. Наиболее резкими оказались пау ферро, они же проявили максимальный микрофонный эффект. Видимо, неспроста знатоки говорят, что накладка грифа влияет на то, как звук электрогитары прорежет микс, то есть, будет читаться среди всего частотного спектра.

Почему до сих пор стучу в деревяшки без струн и электромагнитного датчика? — Потому что и без струн узнаём много нового о музыкальном дереве и гитарном усилении. Струны, возможно даже, с «волчками», (неприятными воющими модуляциями колебаний), будут скоро, но не сегодня. Сегодня будут 10 новых пород древесины и как всегда, несколько старых, для референса.

На зелёном «чистом» канале сегодня у нас модель винтажного Marshall JTM45, на красном хайгейновом модель модернового, митольного Diezel VH4. Предусиление установим на максимум, громкость на такой уровень, чтобы не сильно отличаться от чистого сигнала пьезодатчика, все регуляторы тембра на середину.

В качестве осциллографа воспользуемся карманным FNIRSI-5012H, полюбившимся многим за доступность и полосу пропускания 100 МГц, (хотя для спектра аудиосигнала она не так актуальна). Установим ждущую развёртку с перезаписью экрана по каждому триггеру, цену делений 100 мВ и 1 мс.

▍ Ольха


Амплитуда сигнала 676 милливольт. Это вполне достаточно для гитарного усилителя. Время затухания 6 миллисекунд, далее идёт послезвучание около 2 кГц.

Видно по числу полных периодов в клетке 1 мс





Спектр ольхи мы хорошо помним, и модель JTM45 его не искажает. Все пики остались, только немного сдвинулись влево.
Так взаимодействуют резонансные контуры, и потому регуляторы тембра считаются интерактивными, то есть, взаимодействующими: они не только поднимают или снижают уровень той или иной частотной полосы, но и смещают её. Материалы инструмента, звукосниматели, шнур, педали, усилитель, кабинет, микрофон, — это последовательность фильтров, через которые проходит гитарный сигнал.



Кабинет «фокусирует» звук в гитарном диапазоне.



Модель VH4 внезапно делает то же самое, что и кабинет.



Кабинет снижает подъём басов и сильно режет высокие.

▍ Липа


У липы преобладает послезвучание вчетверо более низких частот (около 500 Гц), чем у ольхи.

Уровень сигнала такой же.






На графиках хорошо видно, как усилитель и кабинет последовательно «фокусируют» звучание, сохраняя его особенности.




То же самое делает и модель VH4 с её кабсимом, только более акцентированно.

▍ Ясень


Уровень сигнала и время затухания зашкаливают. Напомню, что это не мягкий болотный, а твёрдый ясень.

Больше всего сустейна на 650 Гц.




Характер прохождения сигнала через инструментальный звукоусилительный тракт такой же, как и у предыдущих пород древесины.





▍ Обече (абачи, вава)


Сигнал глуше, чем у других пород древесины.

Сустейн 650 Гц хорош, хоть и не запределен.




Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Сукупира


Видим мощный сигнал и долгий сустейн во всех областях спектра.





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Макоре, вишнёвое махагони




Вот это поворот! Уровень сигнала и сустейн буквально зашкаливают по сравнению с предыдущими образцами. Неспроста разные махагони ценятся как материал грифов и корпусов электрогитар. И это не просто какие-то неуловимые интуитивные чувства при прослушивании записи, а фиксируется показаниями приборов и может быть выражено в цифрах. К махагони надо будет потом вернуться, а пока идём дальше.



Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Клён


Мощный сигнал и очень широкополосный сустейн.





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Явор


Ещё один клён, сикомора или сикомор. Этим словом называют как минимум три разных дерева: смоковницу на Ближнем Востоке, платан в США, и европейский белый клён явор, он же псевдоплатановый, или ложноплатановый, или немецкий клён семейства сапиндовых, который как раз представлен этим образцом. Плотность 545. Согласно словарю Фасмера, не путать с драконом Фафниром из Дневного Дозора, именно из явора делались русские гусли. Этот клён очень свилеватый, годичные кольца образуют сложный, красивый рисунок c трёхмерным эффектом, который так и просится на что-нибудь музыкальное.



В сравнении с предыдущим клёном, более акцентирован липовый пик.

Меньше сустейна.


Частотные спектры сигналов с моделями усилителей




Нет, мы не забыли измерить и взвесить образцы, и рассчитать плотность. Просто захотелось поставить два клёна рядом.



▍ Вишня


Семейство розовые. Плотность 485. В гитаростроении встречается редко. В музыке применяется чаще всего в язычковых духовых инструментах, например, турецких. Вспомнилось, саксофон по классификации — это деревянный инструмент, потому что создающая исходные звуковые колебания трость деревянная. Влияет ли она на звук? Уж наверное, коль скоро саксофонисты, кларнетисты и так далее уделяют столько внимания тростям.





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Берёза


Семейство берёзовые. Плотность 581. Растёт в России повсюду, применяется везде, изредка и в гитаростроении. Например, верхние деки некоторых классических гитар производителя Saga. Зато очень ценится как материал корпусов кабинетов, то есть, акустического оформления громкоговорителей, из-за природного резонанса на низких и высоких частотах, которые динамикам воспроизводить особенно трудно. Потому берёзу называют «натуральным эквалайзером».





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Ироко


Африканский дуб, нигерийский тик, он же ороко, осан, мвуле, одум, камбала, руле морейра. Слова из какого-то вуду. Произнося это, как бы не вызвать ничего лишнего. Семейство тутовые. Плотность 621. Благодаря звонкости, используется в музыкальном инструменте чалапарта, название которого, хоть и звучит как бы по-индийски, но принадлежит баскам северной Испании и юго-западной Франции. В гитаростроении ироко применяется, например, мастерами Анатолием Прохорчуком и Евгением Кудрявцевым из Санкт-Петербурга.

Сигнал сильный, в послезвучании образца преобладают гармоники около 500 и 2500 Гц.




Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Карагач, или каргач, вяз мелколистный


Семейство вязовые. Плотность 662. Произрастает в юго-восточной Азии, на Кавказе, в средней полосе России. У древесины очень эффектный рисунок с трёхмерным эффектом, можно просто засматриваться. Фактура рельефная. Применяется в гитарах Khmelevsky.

Сигнал умеренной силы, зато имеется долгий, богатый гармониками сустейн.




Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Тик, teak, тектона


Название намекает на то, что из этого дерева можно построить многое. Произрастает в Юго-Восточной Азии, семейство яснотковые. Древесина бархатистая, имеет благородный матовый блеск и терпкий аромат старой кожи. Судя по плотности 707, мой образец из старого дерева, а не с плантации.

Кроме штурвала крейсера Аврора, по неподтверждённой легенде, искажающего звучание тонвуда струнных инструментов в некотором радиусе вокруг себя, (видимо, потому Ленин предпочитал играть на терменвоксе,) из тика сделаны акустическая тревел гитара FLIGHT TR-1000 и мост Убэйн в Мьянме длиной более километра, построенный примерно в 1850 году. Это самый длинный и старый деревянный мост в мире. Можно купить такую гитару, поехать туристом на этот мост и сыграть на нём что-нибудь, сделать замечательные фото и видео. Но в комментариях кто-нибудь обязательно напишет, что материал моста не влияет на мост.

Образец тика проявил мощный сигнал с очень долгим, богатым гармониками послезвучанием.





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Американский орех


А именно, чёрный орех, black walnut. Семейство ореховые. Плотность 720. В 1629 году был ввезён в Европу. Успешно культивируется в Средней полосе России и на Урале, где ради упрощения ремонта дороги спиливают исторические даурские лиственницы. Плоды съедобны. Текстура дерева интересная. Используется в акустических гитарах Martin, Lindo Neptune SE.





Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Дуб, oak


Семейство буковые. Плотность 722. Использован в тонблоке и топе знаменитой полуакустической электрогитары Red Special Брайана Мея.

Сигнал очень сильный, высокие гармоники проявлены меньше, чем у тика и американского ореха.




Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Бук, beech


Семейство буковые. Плотность 735. Растёт повсеместно в умеренных широтах Евразии и Северной Америки. Прочная, тяжёлая древесина. Где она только не применяется? При обработке паром прекрасно гнётся без растрескивания, потому используется в венских стульях и других изделиях с гнутыми деталями. Как минимум, чувствительность к влажности накладывает определённые ограничения для применения в музыкальных инструментах. Встречается в советских электрогитарах, применяется в мастерской Northstar Guitars.

Сигнал сильнее и сустейн дольше, чем у дуба.


На осциллограмме виден интересный эффект «сложенной волны» (folded wave) в послезвучании.



Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Лайсвуд или лейсвуд


Змеиное дерево, оно же шёлковое дерево, silky oak, — очень плотное и тяжёлое австралийское дерево с фактурой змеиной кожи, что очень пригодится и для глэм-металла, и для тяжёлой музыки с мистической атмосферой. И вообще красиво. Относится к экзотическому семейству протейных, куда входит орех макадамия. Плотность 962. Применяется в акустиках и укулеле Lichty guitars, басах Wyn Guitars, электрогитарах Poznysh Guitars, не говоря об ограниченных сериях Ibanez USA Custom Exotic Wood, Charvel SD-65 San Dimas Style, ESP M-II Hardtail Lacewood. Это дерево не только музыкальное, но и спортивное: знатоки бильярда ценят «эластичность» кия из лейсвуда, которая отчётливо чувствуется в игре.

Долгий сустейн, очень богат гармониками. Отличное гитарное дерево, вот только тяжёлое.




Частотные спектры сигналов с моделями усилителей





▍ Выводы


Итак, несмотря на очень разные уровень гейна и формирование тембра, в модели усилителей Marshall JTM45 и Diezel VH4 характерные обертона разных пород дерева прекрасно различимы. Что и требовалось… нет, не доказать, а выяснить. Я вижу и слышу всё это вместе с вами. Мне интересно получать и осмыслять опытные данные.

Меня упрекают за упоминание фендеровского стекла и прочих художественных наименований. Но опыты были бы неполными и неинтересными без контекста: что за дерево, какой плотности, в каких музыкальных инструментах и иных целях применяется, что говорят о нём ценители электрогитары. Это не слепые тесты. Здесь мы слышим и видим, во что и как я стучу, как закреплен датчик, через что и в каком режиме подключен, видим график частотного спектра, а сегодня и осциллограмму.
По уровню ослабления сигнала тепловыми потерями, проявляющемуся в амплитуде сигнала пьезозвукоснимателя, длительности послезвучания и его гармоническому составу можно понять физические основы, приведшие к возникновению иерархии гитарных пород древесины.
Из сегодняшних образцов, наиболее популярных для корпусов электрогитар, рекордсменом по амплитуде и сустейну стало вишнёвое махагони макоре. Махагони — одна из самых желанных групп пород древесины для многих музыкантов. Отчасти потому, что на гитарах из этого дерева играют многие кумиры и звёзды рока, металла, блюза. Красное дерево ещё и красивое, престижное, не очень тяжёлое. Но Gibson и другие компании и лютье выбрали его не только поэтому. А прежде всего потому, что оно даёт тёплый звук с мощным сустейном.

Ясень, ольха, липа идут далее друг за другом. У липы больше сустейна, чем у ольхи, но он глуше, то есть, беднее гармониками. Зато богат гармониками и звонок, высокодобротен клён, потому и используется на топы и грифы, включая накладки (фретборды).
Кленовый топ на махагони у Gibson Les Paul, на липе в форме щита («лопаты») у Music Man Majesty. Les Paul — подписная модель Лестера Пола, (о чём многие не помнят), Majesty — Джона Петруччи из Dream Theater, (и эта гитара настолько хороша, что всё более и более становится стандартом, как когда-то Лес Пол).
Разные музыканты предпочитают для разных звучаний разные сочетания древесины: красное дерево с топом или без него, ольху, ясень, липу. Накладка из палисандра даёт более тёплый звук, чем эбони. Из пау ферро — более резкий. Выбор древесины ещё и зависит от калибра струн и их натяжения, то есть, строя, так как эти факторы влияют на добротность струны как колебательной системы, взаимодействующей с грифом и декой гитары.

Кроме собственно амплитудно-частотной характеристики, некоторое приближение к которой мы видим на графике частотного спектра отклика на удар молоточка, разным породам дерева свойственно разное время затухания сигнала на разных частотах, как и должно быть у сложных колебательных систем. На будущее планирую серию опытов по моделированию этого феномена в аналоговом виде.


Комментарии (21)


  1. Javian
    03.09.2021 12:07
    +1

    Есть еще фактор внешней эстетики. Мне нравится как выглядит грецкий орех:


  1. datacompboy
    03.09.2021 13:18
    +3

    Глупый вопрос. А бруски тестировались без стикеров наклееных? И торцы одинаково заполированы?


    1. TubeAmpCat Автор
      03.09.2021 22:41

      Часть брусков со стикерами, часть без. Торцы не заполированы.


  1. Filmaniko
    03.09.2021 13:31
    +1

    У меня fender из бука.

    Фендер из ольхи на одном и том же оборудовании не даёт такое звучание.

    Опять же это субъективное мнение каждого. Мой друг к примеру ,человек-оркестр, вообще не замечает разницы.. Так может дело в ушах? Вернее и в ушах тоже


  1. courser
    03.09.2021 13:33
    +6

    Совершенно бессмысленно тестировать акустические свойства материала на таких маленьких образцах.
    В составе сложной трёхмерной конструкции с кучей собственных резонансов и сложным влиянием материалов клея, разборных узлов и тп дерево ведёт себя совершенно иначе.


    1. sunsexsurf
      03.09.2021 13:41

      Поддержу. Вклеенные грифы или на болтах. Если это кленовый топ леспола - то какой толщины этот топ. Из одного куска дека или клееная. Есть ли гибсоновский "швейцарский сырк" или дека не облегчалась. Если это гриф - то из цельного куска / склеенный или с топом. Ну и да, крепление струн - сквозь деку, тюноматик или тремоло какое-нибудь. С тремоло тоже куча разного - стратовские, бигсби или флойд. Все это отдает вибрации струны в тело гитары. Все это, в конечном итоге, влияет на звук. P.S. Тут, кстати, еще интересный вопрос - а что сильнее влияет: гриф или боди.


    1. dlinyj
      03.09.2021 14:00

      Согласитесь, можно оттестировать образцы, потом отдельно формы, а потом построить модели и подобрать оптимальную форму гитары.


      1. saboteur_kiev
        03.09.2021 16:22
        +2

        Для этого следует оттестировать несколько образцов одной породы дерева, в идеале с разных деревьях, чтобы говорить о том, что клен звучит не так как вишня. Может быть двухлетний клен звучит не так как трехлетний, или два клена сушили в разных условиях, или они росли в разных условиях.

        Брать просто какой-то единственный образец, и говорить что все деревья будут звучать одинаково - словно взять разных людей и сказать что они звучат одинаково.


        1. dlinyj
          04.09.2021 22:45

          А тут уже вопрос методики.


    1. Oz_Alex
      04.09.2021 04:01
      +2

      Совершенно бессмысленно тестировать акустические свойства материала на таких маленьких образцах.
      Об этом уже было сказано и не раз, но толку ноль, автор на своей волне и продолжает выдавать перлы вроде:
      Накладка из палисандра даёт более тёплый звук, чем эбони.
      Точно тёплый? А может круглый? А если «более тёплый», то на сколько градусов Цельсия он теплее?


  1. Wik0
    04.09.2021 07:55
    +1

    Без тестирования образцов на повторяемость результатов (с разных деревьев, с разных частей ствола, с разной обработкой, разной формы, разного размера) выводы кажутся недостоверными.


  1. lab412
    04.09.2021 10:29
    +1

    как же это всегда радует когда лишь на осфилографе видят разницу. а если слепое тестирование провести - вы отличите одно от другого? не думаю что вы даже отличите что это были разные деревяшки а не одна и та же. вся эта эстетика теплого лампового звука разбивается о слепое тестирование когда человек не может отличить дрова от маджорского дуба, и потом оправдывается что на завтрак съел гречневую кашу и она притупила его слух...

    у Пушного есть пара видео с гитарой из дров и цифровым генератором гитарных эффектов. он честно признался что разницы не слышит. и это говорит настоящий музыкант, а не человек с осцилографом....


  1. creker
    04.09.2021 12:51
    +3

    В очередной раз. Сухие измерения в конце приправлены отборным бредом про предпочтения музыкантов и эффект древесины. И все это даже без крупицы каких-либо доказательств. Говорил это в прошлых статьях, повторю и здесь, раз автор тоже так любит это все повторять — зачем все эти тесты, если для вас все уже давно решено и вера в tonewood настолько сильна? Вы тут явно не правду искать собрались.

    А вот этот пассаж это конечно что-то прямо новенькое

    Выбор древесины ещё и зависит от калибра струн и их натяжения, то есть, строя, так как эти факторы влияют на добротность струны как колебательной системы, взаимодействующей с грифом и декой гитары.

    Практика показывает, что играют музыканты на всем чем угодно с каким угодно строем и деревом. И звучит это одинаково хорошо (а в современном металле звучит просто одинаково, какой бы усилок или гитару не использовали) при условии, что соблюдается самый значимый и самый главный фактор звука гитары — кто занимался записью и сведением этого добра.


    1. courser
      06.09.2021 23:29
      +1

      Главное условие - чтобы музыкант чего-то стоил. Всё остальное - ерунда.


      1. creker
        06.09.2021 23:43

        Если его творчество записать как зря, то оно и будет звучать как говно. Металлика не даст соврать, у них богатый опыт просрать все свое творчество убогим миксом. Существует конечно поверие, что весь звук в руках гитариста, но это не более чем миф. Хорошее оборудование и качественный микс, и ты будешь звучать как любой самый крутой музыкант. Достаточно просто играть чисто, что при не сильно сложных рифах дело тривиальное. Будет ли это все хорошей музыкой вопрос ортогональный.


        1. courser
          07.09.2021 11:53
          +1

          Простите, но и близко не так. Случайно найденная бутлежная запись с репетиции Хендрикса, сделанная из соседней уборной, на аукционе может уйти за сто тысяч.
          А творчество какого-нибудь балалаешника из Алисы в основном и даром никому не нужно, хоть ты его на Эбби Роад своди.


          1. creker
            07.09.2021 14:03

            Я поэтому и написал в конце "Будет ли это все хорошей музыкой вопрос ортогональный". Все эти разговоры про Хендрикса и балалаешников к сабжу никакого отношения не имеют.


        1. courser
          07.09.2021 12:20

          А, да, и по поводу "чистой" игры добавлю. Где-нибудь в метро её, наверное, и достаточно. А на хорошей аппаратуре от неё как раз и стошнит.
          А грязно сыгранное на каком-нибудь облупленном рыдване порой на репите крутишь.


          1. creker
            07.09.2021 14:16

            Есть отличие между грязной игрой в плане экспрессии, и между грязной игрой в плане откровенных ошибок вроде звенящих на всю запись первых струн, когда ты играешь какую-нить джент ритм секцию в жутком перегрузе. Какой бы ты ни был Хендрикс, последнее в студии будут заставлять фиксить и переписывать


  1. neko_nya
    13.09.2021 11:44

    А самое занятное в том, что самый лучший сустейн будет у гитары из бетона. Потому что исключены все резонансы и остальное, что тут пытаются найти. Чем меньше потерь в несущих конструкциях (то есть чем меньше отвечает корпус на колебания струны), тем меньше энергии струны там теряется, и тем дольше она будет колебаться. И все байки про сустейн гитар из красного дерева - всего лишь следствие короткой мензуры "лес полов" и (в среднем) предпочтения музыкантами с подобными гитарами более тяжелого, т.е. компрессированного звука.


    1. MaxxONE
      06.12.2021 12:37

      Вы все написали в точности до наоборот, касательно бетона. Лучший резонанс = меньшие потери.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Добротность

      Другое дело, что хорошие резонансные свойства дерева приведут к нелинейности затухания разных частот. Сустейн будет сильно разный для разных нот.