Помните фразу «ему не дано быть лидером»? Но данность ли это? Уверена, что нет. Лидерские качества в себе можно развить, как и другие soft skills, а предрасположенность — харизма и прочие природные данные — всего лишь помогают в этом, но не являются определяющими. Как самостоятельно «прокачать» в себе лидерство и какие лидерские навыки особенно нужны разработчикам, которые хотят стать тимлидами?


Меня зовут Екатерина Дементьева, я директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис. Во многих жизненных сферах, в том числе в профессиональной, нужно постоянно учиться. Чтобы преуспеть и добиться желаемого, важно непрерывно развиваться. В этой статье я расскажу, как можно самостоятельно развить в себе такие лидерские качества, как:

  1. Перспективное видение

  2. Целеполагание

  3. Настойчивость

  4. Гибкость

  5. Умение нести ответственность и делить ее с командой

Пост будет полезен не только текущим и будущим тимлидам, но и тем, кто не стремится формально руководить командой.

Чем отличается лидер от руководителя?

Лидер — не всегда менеджер, и не каждый менеджер — лидер. Смотрите: руководитель управляет целеполаганием, контролирует исполнителей и опирается на аналитику; лидер — вдохновляет команду, повышает ее вовлеченность и вызывает доверие. Иногда это разные люди. А если это один и тот же человек, про него точно скажут: «бог тимлидов» :)

Компании очень ценят лидеров, потому что они — часто про инновации. Они оригинальны, поддерживают изменения и думают на перспективу. Именно лидеры могут сделать работу команды максимально эффективной и дать компании импульс к развитию, что иногда критически важно для выживания бизнеса. Взращивайте в себе лидерские качества, и вы будете на вес золота.

Какие бывают лидерские качества

Если перечислять все лидерские качества, их получится около 70. Это немало, но здесь, как и во многом другом, в силу вступает закон Парето: развитие даже 20% качеств на 80% сформирует вас как лидера. Так что более эффективным будет фокус на том, к чему вы больше всего предрасположены. Все навыки можно разделить на три большие группы: системные, коммуникативные и внутренние (личностные). В этой статье я расскажу о том, как развивать именно системные навыки.

1. Перспективное видение

Смотреть «на перспективу» и видеть потенциал в неожиданных или незаметных вещах — бесценное качество лидера. Руководство любой компании хочет знать, что будет востребовано в их отрасли завтра, как с меньшими затратами и большей эффективностью решить проблему, какими продуктами в будущем будет пользоваться каждый. Достаточно вспомнить сервисы, которые были очень популярны в прошлом, но со временем их заменили более оригинальные — кто знает, как бы всё повернулось в этих компаниях, будь у них перспективное видение?

Как прокачать перспективное видение 

КНИГИ:

  • Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»

  • Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»

  • Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

  • Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»

  • Билл Торберт «Исследование действием»

ВИДЕО:

Розалинда Торрес: «Как стать великим лидером»

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

«Нетология»: Как оценить результат личностного развития

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?

  • Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.

  • Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?

  • Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.

2. Целеполагание

Не будьте самураем, у которого «нет цели, есть только путь». Прокачанное целеполагание помогает сформулировать видение как осязаемый результат и распланировать шаги к нему. Если все ваши действия прямо или косвенно влияют на цель, вы к ней придете. Кроме того, лидер с четким планом заряжает и мотивирует других.

Как прокачать целеполагание

КНИГИ:

  • Брайан Трейси «Достижение цели»

  • Роберт Маурер «Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен»

  • Тео Цаусидис «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей»

ВИДЕО:

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Какие цели вы достигли за последний год? А что не удалось реализовать? 

  • Попытайтесь понять природу прошлых целей — это были ваши внутренние желания или внешние импульсы?

  • Определите, какие цели вы хотите достигнуть за год. Планируйте каждый месяц, сверяясь, что они влияют на достижение годовых целей.

  • Изучите целеполагание по SMART и поставьте себе цели, придерживаясь этой методологии.

  • Записывайте не только успехи, но и неудачи. Если что-то не получилось выполнить — попробуйте письменно объяснить себе, почему.

  • Определите свое исходное положение по отношению к цели. Это ваша точка отсчета, которая поможет спланировать первые шаги.

3. Настойчивость

Да, это качество тоже можно развить! Важно понять, что преграды и трудности будут всегда, такова наша жизнь. Именно настойчивость поможет не опустить руки, отнестись к поражению как к обратной связи и продолжить работу. “Do what you can, with what you have, where you are” — помните эту фразу Теодора Рузвельта?

Как прокачать настойчивость

КНИГИ:

  • Линда Каплан Талер, Робин Коваль «Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха»

  • Харди Даррен «Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам»

ВИДЕО:

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Skillsoft: “Resilience & Perseverance (курс на английском языке. Платный, но есть пробный период 14 дней — можно успеть пройти. Также включены 10 книг по теме).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Вспомните одно из своих значимых достижений и выпишите, с какими трудностями вы столкнулись, пока шли к реализации. Как вы нашли выход в каждом случае? Насколько значительными эти проблемы кажутся сейчас?

  • Подумайте, что вас вдохновляет и мотивирует? Составьте список того, что создает правильный настрой: музыка, фильмы и не только. Обращайтесь к этим вещам, когда чувствуете упадок сил.

  • Тренируйте самодисциплину: специально ставьте перед собой сложные задачи, вписывайтесь в челленджи, начните бегать :) Даже простое расхламление, когда вы решаете, что из вещей пора выбросить, тренирует силу воли.

  • Подумайте, кто из близких сможет вас поддержать и стать вашим единомышленником? Рассказывайте этим людям о своих успехах, не стесняйтесь хвалить себя.

ДРУГОЕ:

  • Попробуйте сервис для достижения целей Smart Progress: там вы сможете потренироваться ставить и достигать цели, а еще понаблюдать, как другие люди решают похожие задачи, и найти единомышленников.

4. Гибкость

Чтобы ваша настойчивость не превратилась в упертость, стоит развивать еще одно системное качество лидера — гибкость. Это умение переключаться и легко отказываться от нерабочих стратегий. У лидера всегда есть «план B» и «план C» на случай, если что-то пойдет не так. Один из важнейших soft skills в мире, где каждый день не похож на предыдущий.

Как прокачать гибкость

КНИГИ:

  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

  • Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»

  • Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»

ВИДЕО:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его. 

  • Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.

  • Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?

5. Умение нести ответственность и делить ее с командой

Лидеру приходится нести ответственность не только за себя, но и за всю команду. Действительно хорошего лидера и руководителя отличает то, что он поровну делит ответственность, достижения и порицание. Это, пожалуй, самое «стрессовое» лидерское качество, однако чем больше зона ответственности человека — тем больше сфера его влияния. Да, приходится отвечать за свои решения, особенно непопулярные, отстаивать членов команды и держать обещания; в награду лидер получает доверие от руководства и подчиненных, а значит — свободу, чтобы найти самый эффективный путь к цели. И этот навык — не данность свыше, его тоже можно развить!

Как прокачать ответственность

КНИГИ:

  • Нассим Николас Талеб «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»

  • Джон Миллер «5 принципов проактивного мышления»

  • Брегман Питер «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»

  • Далио Рэй «Принципы. Жизнь и работа»

ВИДЕО:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Возьмите в привычку «правило одной минуты»: прежде чем отреагировать на негативное событие, проявите самообладание и подождите 60 секунд. И прежде чем говорить самому, выслушайте другого.

  • Доверяете ли себе? Подумайте, в каких сферах вы не спрашиваете чужих советов, а какие сферы заставляют чувствовать себя неуверенно и сомневаться. Пробуйте делать выбор в таких сферах самостоятельно и наблюдать за последствиями, двигаясь в сторону уверенности.

  • Вспомните свои крупные неудачи, когда вы понесли ответственность. Как вы пережили последствия? Насколько они кажутся страшными сейчас? Подумайте, что лучше всего помогает вам пережить неудачу.

  • Спросите себя: что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что прямо сейчас зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.

Как компании управляют лидерством

Понятно, что нанять сильного лидера в свою компанию — это затратно и по ресурсам, и по времени, поэтому многие организации стремятся воспитать собственных лидеров. Это отличная возможность и для сотрудника, потому что при поддержке со стороны компании профессиональный рост будет быстрее — таким образом, выиграют все.

Приведу пример управления лидерством в нашей компании. Вот как мы развиваем сотрудников МойОфис: 

  1. Выявляем лидеров. Прежде всего мы находим среди новых и текущих сотрудников тех, кто имеет склонности к лидерству и, что немаловажно, сам хочет расти. Иногда достаточно просто послушать коллег и обратить внимание на имена, которые они неоднократно произносят в положительном контексте, на ситуации, где тот или иной сотрудник вызвал уважение при решении задачи или поиске выхода из сложной ситуации. Скорее всего именно этот человек будет по факту лидером, которого и стоит развивать.

  2. Налаживаем коммуникацию с коллегами. Еще один важный этап — получение отзывов и обратной связи от сотрудников, в чем их потребности, мотивация, пожелания. Мы не только наблюдаем, но и используем разные инструменты: опросы, интервью с экспертами, встречи 1-to-1 с руководителями, а также проводим ревью. И уже на основе обратной связи можем увидеть, кто готов помогать и вдохновлять коллег, что хотелось бы развивать и в чем коллеги сильны.

  3. Создаем условия для развития лидерских качеств. В начале 2020 года мы запустили «Хаб Знаний» — центр организации обучения МойОфис. Одна из его задач — помогать компании развивать специалистов. Коллеги из центра «Хаб Знаний» помогают и организуют семинары, стратегические сессии и встречи, на которых команда может обмениваться опытом, узнавать новое, причем знаниями делятся как внутренние эксперты, так и приглашенные специалисты. Недавно мы начали развивать практику работы с внутренними спикерами. Каждый желающий может заявить о себе, подготовиться к выступлению, и мы готовы обеспечивать в этом посильную помощь. Также у коллег есть возможность стать наставником для новых сотрудников и провести их через непростой процесс адаптации.

  4. Даем возможность получить дополнительное образование. Для сотрудников, которые могут и хотят расти, мы разрабатываем индивидуальный план развития, в который включены курсы и события, нацеленные на ключевые компетенции роста. Обязательным шагом для старта программы является готовность учиться. Прежде чем идти дальше, сотрудник должен пройти внутреннюю сертификацию на знание наших процессов и продуктов.

Как видите, людей с лидерским потенциалом мы холим и лелеем :) Если вам интересно развитие и работа в МойОфис, посмотрите наши открытые вакансии — будем рады обсудить сотрудничество.

Главное — делать!

Развитие системных качеств, которые я описала, значительно продвинет вас на пути к лидерству. Главное — выбрать для себя подходящие материалы и взяться за работу, чтобы не получилось как в шутке «каким крутым специалистом я бы стал, если бы изучил всё сохраненное!» Кстати, если в процессе чтения этого поста вы вспомнили другие книги или курсы, пишите в комментариях: я дополню пост, и Хабрасообщество скажет вам «спасибо».

Комментарии (10)


  1. lxsmkv
    25.08.2021 16:52
    +1

    Все таки самое важное - это атмосфера в компании, где человек может себя проявить, и где это будет замечено. У нас, например, по приходу всем давали тест Strength Finder Гэллапа. Все его с удовольствием проходили, на регулярной годой ретроспективе работника с ним обсуждалось, но никаких конкретных действий из этого не проистекало. Т.е. полное ощущение, что надо было закрыть статью расходов - закрыли.
    Но при этом впринципе всегда есть возможность сменить проект, чтобы получить новый опыт. Только решение зависеть будет на самом деле не от стремлений сотрудника, а от бюджета проекта и стоимости сотрудника. Если общая маржа отдела при перемещении сотрудника как минимум сохраняется, то дадут добро. А нет, придумают как объяснить что нет. Так что галеры они галеры хоть раскрашеные, хоть нет. Это бизнес, и не надо себя обманывать, что твои личные качества кого-то интересуют. Правда, в небольших продуктовых фирмах может быть по-другому.

    У вас вроде около 300 сотрудников, там еще можно каждого знать по имени, но скоро к вам придет какой-нибудь условный "Мейл Ру" и купит вас. И после поглощения эта домашняя атмосфера за три года испарится.


    1. KaterinaDementeva Автор
      26.08.2021 13:04
      +2

      Вы правы! Атмосфера в компании это существенный стимул для вовлечённости, мотивации и желания работать над конкретным продуктом.

      В нашей компании ежегодно проводится опрос по вовлечённости. Работа с результатами опроса (не важно на какой платформе он был проведён) состоит из 2х частей. 1.Административная - организовать, провести, подвести результаты, донести до руководителей. 2.Менеджерская - обсудить результат, разобрать его и сделать так, чтобы сотрудники почувствовали эффект. И вот вторая часть зависит только от усилий руководителя.

      Безусловно, в каждой компании механика своя, поэтому могу поделиться тем, то работает в МойОфис. Как подсказывает наш опыт, наиболее правильный путь предполагает участие HR, который даёт инструмент руководителю. Необходимо не только организовать сбор информации, но и помочь сотрудникам проанализировать и понять результаты. И уже здесь важно участие руководителя, который должен подумать об изменениях, сделать ретроспективу и будет готов принять управленческие решения и потратить время на своих подчиненных.


  1. DudinaAnna
    25.08.2021 16:58
    +3

    Екатерина, спасибо за подборку книг! Думаю, сперва их послушаю/почитаю краткое саммари.
    "вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит." - а вот это нужно как мантру периодически повторять по-моему)


    1. KaterinaDementeva Автор
      26.08.2021 14:42

      Анна, спасибо за комментарий! Прекрасная мантра)


  1. IgorKKK
    25.08.2021 21:58

    Скажите, в вашей компании есть должности "менеджер" (руководитель, начальник, etc ) и должности "лидер"?

    Если да, то конечно правильно развивать лидеров и лидерство. А если нет - зачем это все выше?

    Не полезнее ли сосредоточить усилия, учить и готовить руководителей?

    Конечно, сказанное выше может удивить, но по опыту, когда не знают чему учить - учат "каким быть". Тема лидерства здесь - благодатная почва для лапши на ушах и распиленных бюджетов.

    Некомпетентный "лидер" не решит задачу, задачу решит компетентный менеджер.

    Тема "лидерства" - просто модная но очень старая трескотня.

    И вообще - нет ничего страшнее HRa с горящими глазами, который, при этом, не в состоянии ответить на вопрос - кто реальный кандидат на эту и эту топ-должность, кто завтра готов уехать в Урюпинск руководить "этим" проектом, кто в состоянии немедленно заменить "этого" руководителя.

    Повторюсь, никакие лидерские качества не помогут выйти из леса, если ты не знаешь что мох растет с северной стороны.


    1. KaterinaDementeva Автор
      30.08.2021 13:48

      Игорь, спасибо за комментарий.

      Конечно, мы не можем говорить о том, что наличие только лидерских качеств решит все проблемы.

      Речь скорее о том, что менеджер, не просто умеющий руководить, но и являющийся лидером, может и замотивировать людей, и поддержать их на пути к выдающимся результатам.


    1. KaterinaDementeva Автор
      30.08.2021 14:21

      Игорь, спасибо за комментарий. Конечно, мы не можем говорить о том, что наличие только лидерских качеств решит все проблемы. Речь скорее о том, что менеджер, не просто умеющий руководить, но и являющийся лидером, может и мотивировать людей, и поддержать их на пути к выдающимся результатам.


      1. IgorKKK
        31.08.2021 12:41

        Катя, давайте сначала упростим:

        (1.) "менеджер, не просто умеющий руководить, но и являющийся лидером, может и мотивировать людей, и поддержать их на пути к выдающимся результатам."

        => менеджер умеет руководить и знает все необходимые решения для достижения "выдающихся результатов". Все верно?

        Даже из этого упрощенного тезиса туева хуча работы, ибо

        (а) требуется неслабое обучение для обеспечения умения руководить.

        (б) "выдающиеся результаты" - это просто достижение поставленных задач, иначе некое подразделение под руководством менеджера к "ВАЗу прикрутит руль от Ауди", именно так вы "производите своим автомобили"? Сомневаюсь.

        То есть, за витиеватыми фразами стоят вполне обычные вещи.

        (2.) Менеджер к сказанному выше "может и мотивировать людей, и поддержать их"

        Готовы раскрыть "мотивировать"? Раскройте, пожалуйста применительно к менеджеру среднего звена.

        --------------------------

        Пока вы это делаете, я скажу свое понимание. Мотивация - последнее дело в руках обычного менеджера. Потому что "если вот этот" сотрудник пришел на работу - он уже достаточно мотивирован. А дальше на него воздействует не мотивация, а демотивация - плохие отношения с..., отсутствие "этого и этого", необходимого для работы, безразличие имярек, наплевательское отношение к..., etc.

        Вот этой устранением этой демотивации и следует заниматься и менеджеру и вообще всем руководителям. И этому тоже достаточно несложно обучить, достаточно этим заняться, в т.ч. HRу.

        Что там осталось? "Поддержать"? Это всего лишь зона ответственности менеджера - обеспечение компетентности подчиненного и иногда - вытирание соплей. И этим всего то надо системно заниматься.

        Все просто.

        -----------------------------

        Но я ничего не имею против лидеров. И они существуют.

        Все что я сказал выше - они делают по наитию, без обучения. Или учатся работая рядом с кем-то.

        Лидерство передается от человека к человеку или от природы. Лидерству нельзя обучиться по книгам.


  1. tnc4401
    26.08.2021 07:59
    -1

    Спасибо за такие статьи!
    Многие брюзжали, что «Хабр уже не торт». Статья снова напоминает нам, что лучше держаться от хабра подальше ​ ╰(▔∀▔)╯


    1. Irrrenka
      26.08.2021 15:08
      +4

      о да. Статью 82 раза добавили в закладки. Она не нужна. Однозначно.