При желании собрать цифровую звуковую рабочую станцию можно на основе open source инструментов — о некоторых из них мы рассказывали ранее. Однако перенести свои акустические эксперименты в оффлайн и собрать синтезаторы и педалборды на основе открытых схем — тоже можно. Поговорим о проектах, которыми пользуются популярные исполнители, в том числе The Prodigy.
Pedale Vite
Программист и композитор Лоран де Сорас за свою карьеру написал десятки библиотек, утилит и плагинов для обработки звука. Например, разработал трекер Graoumf Tracker 2 под Windows. Это — реинкарнация одноименной программы, которую выпускали в начале девяностых для последнего компьютера Atari — Falcon 030. Кроме софта, Лоран создает аппаратные генераторы сигналов и усилители. Пожалуй, самый заметный его проект — Pedale Vite. Это — DIY-педалборд для электронных и бас-гитар, построенный на микрокомпьютере Raspberry Pi.
Помимо одноплатной вычислительной системы, здесь использованы интегральные схемы TI SN74HC08, модули Microchip MCP23017-E-SP, разъёмы Neutrik NYS230, транзисторы Multicomp BC547B, а также разнообразные диоды и светодиоды. Автор даже спроектировал кастомную карту с балансными входами и выходами. Железо «упаковано» в тонкий алюминиевый ящик с двенадцатью переключателями, регулировочными ручками и дисплеем (Philips PCD8544). Полный список компонентов со спецификациями есть в репозитории на GitHub.
Устройство реализует более сорока эффектов и фильтров, модифицирующих звучание гитар. Среди них есть как классические вроде дисторшена и эха, так и экзотические — например, хорус. Если вы хотите оценить работу девайса, можете посмотреть демовидео от разработчика (правда, на французском языке). Он также использует Pedale Vite на выступлениях собственной группы — Sound of the Void.
Собрать устройство самостоятельно могут все желающие — в открытый доступ выложена исчерпывающая инструкция по сборке с фотографиями и сопроводительными данными. Еще есть руководство пользователя с описанием программного обеспечения (его код тоже передан в open source).
Bela
Это — программно-аппаратная платформа для синтеза и обработки звука с минимальными задержками. Её разрабатывают специалисты из Центра цифровой музыки при Лондонском университете королевы Марии. Платы Bela можно приобрести на сайте разработчиков (цена стартует с $165). Они доступны в двух версиях — стандартной и мини. Отличаются числом аналоговых выходов.
Но если вы хотите поработать с устройством, его необязательно покупать — можно собрать собственный аналог. В основу системы положен открытый встраиваемый компьютер BeagleBone, а все схемы переданы в open source. Что касается программной части, то Bela использует фреймворк Xenomai. Он связан с ядром Linux и служит для разработки приложений реального времени (код есть на GitHub).
Вокруг устройств сформировалось обширное сообщество — с ними даже работают профессиональные музыканты. Например, диджей Shark Puppy построил на основе платформы инструмент BenderBox. Он представляет собой деревянный ящик с переключателями, меняющими высоту тона. С его помощью музыкант исполняет соло-партии на живых концертах — увидеть устройство в действии можно на записи одного из них (на 1:14). Другую электроакустическую систему на базе Bela разработал саунд-художник из Стамбула — она называется MORPH. Устройство крепится на руку, считывает жесты и модифицирует звук других музыкальных инструментов.
Mutable Instruments
Это — набор модулей для синтезатора формата Eurorack, который представила немецкая фирма Doepfer еще в 1996 году. В нем управление сигналом происходит путем переключения проводов с «джеками».
Каждый блок Mutable Instruments решает свою задачу обработки звука — есть резонаторы, волновые модуляторы, а также MIDI-интерфейсы. Хотя большинство модулей можно приобрести, аппаратное и программное обеспечение открыто — на сайте есть все необходимые прошивки и инструкции по сборке. Там же имеются схемы с описанием пинов, допусками резисторов и конденсаторов.
С решениями Mutable Instruments работают именитые музыкальные коллективы, такие как Morphology и The Prodigy. Последние используют гибридный моносинтезатор — он генерирует звук, похожий на звучание Commodore 64 или ESQ-1. Стоит заметить, что в работе некоторых модулей встречаются недостатки — в частности, связанные с искажением звука. Однако участники тематического форума оперативно помогают решать проблемы и отвечают на технические вопросы.
Больше об экспериментах с железом — в нашем «Мире Hi-Fi»:
P.S. До 30 сентября 2021 года мы предоставляем скидку в 15% на покупку новой аудиотехники, если вы сдаете нам в trade-in собственное оборудование аналогичного типа [любого года выпуска, любого производителя и в любом состоянии]. Список брендов, участвующих в этой программе, вы найдете здесь.
Комментарии (3)
tnt23
06.09.2021 16:47+1Общее впечатление от статьи довольно сложное. С одной стороны, ссылки на действительно интересные вещи, с другой - очень неровный стиль, от "схематиков" до экзотического эффекта хорус. Совсем трудно стало, когда прочитал о видеокарте с балансными входами :)
(не хочется думать, что главная цель поста - постскриптум с коммерцией)
xl0e
06.09.2021 21:04Интересно, почему используется программная эмуляция на довольно слабом железе? Есть же относительно недорогие DSP чипы.
RiddickABSent
Давно пора сделать ремикс "Сегодня отец купил мне новые колонки..", первый вариант на малинке идеальный вариант)