Моя предыдущая статья о том, как корпоративные ERP-системы делают сотрудников неэффективными, оказалась неоднозначной и ваши мнения разделились - это ожидаемо.

В этой публикации я затрону одну их ключевых составляющих эффективной ERP-системы, и любой информационной системы в принципе - это данные: корректность и достоверность.

Какие данные в информационной системе можно считать корректными и достоверными, а какие - нет?

Сам факт наличия в системе данных еще ни о чем не говорит: в лучшем случае, они отражают действительность, в худшем - это "мусор", с которым работают пользователи и тратят огромное количество времени и усилий, чтобы в них разобраться. Еще хуже, когда на основании недостоверных данных принимаются управленческие решения: ценность таких решений ничтожно мала.

Далее я приведу простые примеры корректных и некорректных, достоверных и недостоверных данных в ERP-системе.

Пример корректных и некорректных данных в ERP-системе
Пример корректных и некорректных данных в ERP-системе

Когда в системе данные некорректные, с ними не могут эффективно работать не только алгоритмы, но и пользователи. Технически данные есть, и они хранятся в системе, но фактически они ничего не отражают.

Для того, чтобы сотруднику понять какие именно болты хранятся на складе ему нужно либо поднимать приходные накладные от поставщика, либо уточнять у кладовщика.

Кроме того, пользователи тратят огромное количество времени на поиск той или иной информации в системе. Это крайне не продуктивно и неэффективно.

Что такое эффективность?

Эффективность - это соотношение между затраченными ресурсами и полученным результатом.

Чем больше ресурсов сотрудник затрачивает на получение результата, тем менее эффективен он становится.

Какие данные в информационной системе считать достоверными, а какие недостоверными?

Программист скажет:

«Недостоверные данные это не моя проблема, я за это не отвечаю. Я разработал структуру таблиц базы данных и алгоритмы по обработке данных, которые хранятся в системе. Я не могу следить за тем, какие данные вносят в систему пользователи».

В таком случае, ответственность за достоверность данных в информационной системе лежит на пользователях. Это опасный путь, так как сотрудники часто действуют в своих (иногда корыстных) интересах.

Что такое достоверные данные?

Достоверные данные - это данные, полученные от первоисточника и имеют максимальную степень соответствия 100%.

Когда данные попадают в ERP-систему через промежуточное звено (например, их вручную заносит пользователь), они могут искажаться или в них могут содержаться элементарные ошибки (опечатки).

В таком случае, степень соответствия данных первоисточнику будет постоянно снижаться, а достоверность стремиться к 0%.

Пример, когда одни и те же данные в ERP-системе являются достоверными и недостоверными
Пример, когда одни и те же данные в ERP-системе являются достоверными и недостоверными

Достоверность данных о статусе заказа подтверждается фактически отраженной в ERP-системе хозяйственной операцией отгрузки.

Здесь также возникает вопрос достоверности ввода документа отгрузки, достоверности фактической отгрузки продукции или товара со склада, достоверности отгрузки товара или продукции в соответствии со спецификацией заказа и т.д. На каждом этапе необходимо повышать степень достоверности данных до желаемых 100%.

Еще одна проблема данных - их разрозненность: часть данных хранится в ERP-системе, часть данных в других информационных системах или "головах" сотрудников.

Я не призываю к тому, чтобы все данные изначально хранить только в ERP-системе, чтобы пользователь работал с одним интерфейсом. Интерфейсы пользователя могут разные и это нормально. Важнее, в конечном счёте, все эти данные аккумулировать в ERP-системе, чтобы иметь возможность централизованно управлять бизнес-процессами (подробнее во второй части).

Простые способы исправления исторических данных в ERP-системе

Чтобы ERP-система стала рабочим инструментом для пользователей, а не еще одним местом хранения некорректных и, зачастую недостоверных данных, необходимо:

  1. Привести в порядок данные и "обогатить" их.

  2. Реализовать однократный ввод одних и тех же данных.

  3. Объединить данные для хранения в одном месте (подробнее во второй части).

Приведу лишь несколько простых способов исправления накопленных в информационной системе данных.

Исправлению подлежат в основном справочные данные, которые копились в информационной системе годами: номенклатура, контрагенты (клиенты, поставщики), контактные лица клиентов и поставщиков и т.д.

По своему опыту не рекомендую обрабатывать данные вручную с привлечением сотрудников. Причин несколько:

  1. Это долго и займет у сотрудников много времени.

  2. При исправлении одних ошибок будут допущены другие.

  3. Сотрудники подойдут к процессу исправления ошибок формально.

  4. Достоверность таких данных будет оставаться под большим вопросом.

Намного эффективнее это сделать с помощью написания небольших программ и автоматической обработки исторических данных в ERP-системе.

Выше я уже упомянул, что в информационной системе должны храниться корректные данные - в первую очередь, с ними работают пользователи.

Для чего еще может понадобиться исправление номенклатуры?

Когда вы задумаваетесь о роботизации бизнес-процессов (подробнее во второй части), то вам просто необходимо привести их в порядок. Очень часто вашей ERP-системе придется обмениваться данными с другими информационными системами, которые также предъявляют определенные требования к корректности данных.

Примером такого обмена для справочника номенклатуры могут быть электронные торговые площадки, куда вы будете выгружать свой справочник из ERP-системы для размещения запросов коммерческих предложений (пример такой площадки - B2B Center).

Если с простыми алгоритмами исправления наименований (лишние кавычки и пробелы, замена недопустимых символов, исключение сочетания латинских и кириллических букв в одном слове) программист может справиться довольно быстро, то для исправления орфографических ошибок в наименованиях скорее всего потребуется использовать готовый сервис, например Яндекс.Спеллер с открытым API.

Еще один эффективный способ привдения в порядок номенклатуры - архивирование "устаревших" позиций справочника, у которых нет остатков и движений длительное время. Вероятнее всего такая номенклатеру уже потеряла актуальность и ее можно безболезненно архивировать (даже без исправления ошибок в наименованиях).

Наиболее сложный процесс - нормализация наименований и приведение к человекопонятному виду (например, преобразовать "Болт м 12, L=50" в "Болт М12х50"). Здесь пока у меня нет однозначного решения, а есть только множество различных способов проб и ошибок ????

Несколько способов "обогащения" накопленных данных в ERP-системе

Зачастую возникают ситуации, когда необходимо расширить наборы хранения данных для получения аналитики, и далеко не всегда такие данные нужно искать "на стороне" или привлекать сотрудников для их наполнения вручную. Прямо сейчас эти данные хранятся в информационной системе.

Классический пример: заполнение "портрета" клиента в информационной системе для дальнейшей сегментации.

Классические варианты решения:

  • Разработать анкету и разослать клиентам для заполнения, а затем обработать анкеты и заполнить данные в карточках клиентов.

  • Поставить задачу менеджерам по продажам обзвонить всех клиентов, запросить необходимую информацию и вручную заполнить карточки клиентов в системе.

Одним из наиболее простых и эффективных способов "обогащения" данных в информационной системе является их "извлечение" из данных прошлых периодов: обработать и заполнить данные автоматически по документам отгрузки за последние 1-2 года. В результате можно быстро получить довольно подробный "портрет" клиента, основанный на фактических данных прошлых лет в ERP-системе.

Пример заполнения портрета клиента по данным отгрузок за последние 12 месяцев в ERP
Пример заполнения портрета клиента по данным отгрузок за последние 12 месяцев в ERP

И даже больше. Например, можно легко определить соотношение отгрузок по видам деятельности клиентов (простое вычисление долей отгрузки на грузополучателей).

Пример расчета долей отгрузки по видам деятельности клиента за последние 12 месяцев в ERP
Пример расчета долей отгрузки по видам деятельности клиента за последние 12 месяцев в ERP

Понятно, что часть данных скорее всего придется дозаполнить вручную с помощью сотрудников (например, узнать общее годовое потребление довольно проблематично и эту информацию можно лишь попытаться выяснить у клиента напрямую). В таком случае, привлечение сотрудников будет целесообразно и обосновано.

Наиболее эффективный подход при "обогащении" данных в ERP-системе вручную - это включение в KPI сотрудников отдельного показателя, например: заполненность и поддержание в актуальном состоянии контактной информации клиентов или поставщиков (мобильный телефон, email).

Очень важно "научить" ERP-систему объективно оценивать KPI сотрудников. Система должна полагаться только на достоверные данные (факты свершившихся событий):

  • мобильный телефон контакта достоверный, когда сотрудник совершает звонки или получает звонки на свой телефон с мобильного номера клиента.

  • email контакта достоверный, когда сотрудник пишет письма и получает их на свой email с адреса электронной почты клиента.

Чтобы ERP могла объективно оценивать факты звонков и писем с клиентами:

  1. Система должна быть интегрирована с АТС (ВАТС) и почтовым сервером компании.

  2. Сотрудники должны пользоваться корпоративной связью (мобильной или стационарными телефонами) и корпоративной почтой.

  3. У контактных лиц клиентов в справочнике должны быть указаны актуальные мобильные телефоны и email.

Подробнее об интеграциях я рассказывал ранее в публикации Цифровая трансформация завода (ч. 1): CRM для ERP.

Пример автоматической оценки выполнения KPI менеджерами - на основе факта звонков и писем
Пример автоматической оценки выполнения KPI менеджерами - на основе факта звонков и писем

Этот отчет из ERP-системы наглядно демонстрирует, какие показатели KPI сотрудников объективно оцениваются по фактам свершившихся событий: звонки и письма между менеджером и клиентами. Это достоверные данные.

Когда система самостоятельно оценивает KPI сотрудников, исключаются межличностные конфликты между сотрудником и непосредственным руководителем, когда заканчивается месяц и приходит время начислять премию KPI.

В следующей публикации я расскажу о выстраивании в ERP-системе автоматических бизнес-процессов. Но уже сейчас очевидно, что без корректных и достоверных данных это сделать проблематично.

Комментарии (13)


  1. ivanbolhovitinov
    13.09.2021 18:33
    +2

    Да, у меня как раз недавно кейс по улучшению ведения номенклатуры появился: наименование в справочнике для некоторых видов материалов предлагается пользователю сделать с помощью "построителя". Выбираешь тип материала (труба) из нескольких сотен, появляется десяток атрибутов разной степени обязательности (материал, диаметр, толщина). Заполняешь атрибуты с единицами измерения и всё это склеивается в большущее номенклатурное наименование. Плюс проверки дубликатов, само собой. После этого наименование нельзя изменить вручную, можно только через тот же построитель, если довыбрать/перевыбрать тип или изменив атрибуты.

    Пока пользователям ещё не ушло, работаем над этим. Работа тут не только для разработчиков, но и для методологов.

    Это очень просто: дать пользователям большое поле для ввода и вводи что хочешь. Но клиент дорос, так что двигаемся вперёд и посмотрим как покажет себя в бою такая штука.


    1. E_BEREZIN Автор
      13.09.2021 18:47

      Шаблоны для заведения новых позиций по группам и видам номенклатуры мы реализовали. А вот привести в порядок и нормализовалось наименования историческом справочнике оказалось не так просто ????


      1. CyaN
        17.10.2021 20:10

        А что в этом сложного? Толковых НСИшников нет?


        1. E_BEREZIN Автор
          18.10.2021 16:02

          Толковых нет:) и очень много специфичных технических наименований, например:

          TYP2KWT-2MTD-E100KGLEFT84239010V565519.B55


          1. CyaN
            18.10.2021 16:15
            +1

            Анализа контента не видел, но судя по данной записи, качество данных неплохое.

            Полностью описанная запись, указан каталожный номер, артикул. Пробелов только не хватает. Разделить на категории, и, возможно, регулярные выражения применить (в соответствии с классификационной категорией). Подтянуть полное оригинальное наименование тоже не проблема.

            Traydon GmbH Промышленные запчасти | МОДУЛЬ ВЕСОВОЙ ЛЕВЫЙ V565519.B55 | Купить онлайн (traydon-spareparts.com)

            P.S. Нет своих НСИшников - наймите внешних.

            В экосистеме 1С для НСИ есть, например, 1С:MDM от Датареона, и услуги по нормализации контента.


            1. E_BEREZIN Автор
              18.10.2021 16:22

              Если учесть, что таких (некорректно введеных) позиций очень много в справочнике, то их нормализацию сделать не просто. По крайней мере, автоматически это сделать не получается.

              А человеку, чтобы разобраться в каждом подобном техническом наименовании, требуется длительное время.

              1С:MDM от Датареона

              Посмотрим, спасибо за наводку :)


              1. CyaN
                18.10.2021 16:26
                +1

                Принципиально, такая работа не автоматизируема (если, конечно, нет сильного ИИ). Вручную, опытный НСИшник делает в среднем 200 записей в день после предварительной разметки дубликатов, которую, как раз, можно частично автоматизировать.


                1. E_BEREZIN Автор
                  18.10.2021 16:35

                  Вручную, опытный НСИшник делает в среднем 200 записей в день после предварительной разметки дубликатов, которую, как раз, можно частично автоматизировать.

                  У нас наоборот, к такому плачевному состоянию справочника, привел человек НСИшник)) который годами что-то вводил и это считалось нормой. А точнее, он реально считал, что все правильно делает...


                  1. CyaN
                    18.10.2021 16:50
                    +1

                    Знакомая ситуация. Но я с разгребанием таких ситуаций уже завязал.

                    Могу порекомендовать, если хотите нормально выстроить процесс и избегать в дальнейшем повторения подобных ситуаций:

                    Библиотека DATAREON

                    Купить книгу DAMA-DMBOK: Свод знаний по управлению данными. Второе издание. Dama International. Цена 10 680 р. | Год издания - 2019 Издательство "Олимп-Бизнес" (olbuss.ru)


              1. CyaN
                18.10.2021 16:30
                +1

                Можно конечно посмотреть еще 1С:Номенклатура, но у них там качество данных такое, что им самим не мешала бы вычистка.


  1. Unlol
    14.09.2021 10:18

    Добрый день. Спасибо за ваши статьи. Очень интересно)

    Поделитесь, какая команда в вашем распоряжении: сколько разработчиков, аналитиков и инженеров поддержки?

    Спасибо


    1. E_BEREZIN Автор
      14.09.2021 10:55

      Спасибо за позитивный отзыв :) Если вкратце, то так:

      • Круглогодичное производство ~ 2 млн. тонн продукции в год

      • Прием заказов, отгрузка и доставка продукции 24/7 - автотранспорт и ж/д-вагоны

      • Центральный офис и завод - территориально-распределены

      • ~150 пользователей ERP-системы

      Штат (поддержка 24/7):

      • завод (3):

        • 1 сист. админ (поддержка)

        • 1 помощник сист. админа (поддержка)

        • 1 консультант 1С (поддержка)

      • офис (7):

        • 1 старший сист. админ (поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры)

        • 1 помощник сист. админа (поддержка)

        • 2 аналитика-консультанта 1С (поддержка и развитие)

        • 1 программист-консультант 1С (поддержка)

        • 1 ведущий программист 1С (поддержка и развитие)

        • 1 я также занимаю роль аналитика и РП (развитие ERP и онлайн-сервисов)

      Подрядчики 1С (поддержка и развитие):

      • Постоянно ~8: программисты 1С и программисты-аналитики 1С.

      • Консультантов и в чистом виде только аналитиков - нет.

      Есть также подрядчики на поддержку и развитие онлайн-сервисов, интегрированных с ERP (личные кабинеты, чат-боты и т.д.): в основном программисты, консультантов и в чистом виде только аналитиков - нет.

      Редко привлекаются разовые подрядчики на решение специфичных задач по ИТ.


      1. CyaN
        18.10.2021 16:32

        Объем справочника материалов какой (количество уникальных записей)?