Оффтоп: Ответы на вопросы от главного героя

В личку и комментарии внимательные читатели задают вопросы. Кто-то подвергает сомнению правдивость событий. Отвечу сразу здесь на большинство вопросов: Все события реальные. Какой это был банк - на самом деле абсолютно не важно. Картина тех годов (10 летней давности) была одинакова во всех банках - везде были тонны ручника. Любой, кто работал в каком-либо банке может примерить эту статью на свой банк и она тоже подойдет к нему. Штатных разработчиков было не так много, как сейчас. И у них в основном были очень конкретные задачи по поддержке текущего софта, чтобы выполнять всё новые требования ЦБ, а не доработки ради удобства сотрудников.

Другая мысль выражалась в том, что эти автоматизаторы - максимум это макросы на VBA. К сожалению это не так, это были полноценные программы, написанные на AutoIt.

Цель этих статей - не только рассказать увлекательную историю, а показать читателям банки с другой стороны, а самим банкам взглянуть на себя свежим взглядом. Начинаем!

Ещё не могу не прокомментировать комментарий, касающийся того, что автоматизация убивает рабочие места, и приводится пример с бухгалтерами. Комментарий в целом верный, но он не учитывает того, что конкуренты тоже не спят. И если мы и сейчас будем работать в Excel-ях, а конкуренты выложат таки N миллионов на стол и купят-допилят коробочное решение для себя, то будут выдавать кредиты быстрее (а значит дешевле для себя, а значит за то же время смогут выдать больше кредитов), то и обгонят нас, а мы так и останемся в каменном веке.

Поэтому это можно назвать естественным прогрессом, когда ты либо автоматизируешься сам, либо заплатишь за автоматизацию чемоданы денег, либо обанкротишься.

Хорошо тебе там в головном офисе?

Я счастлив! Моя мечта сбылась - я попал в крутой офис, мне дали свободу в разработке, и теперь я могу не 30% времени уделять разработке, а все 100! А самое главное - у меня не было непосредственного начальника, перед которым нужно было бы регулярно отчитываться. Пора помогать своим коллегам по цеху! Внутри я ещё долго считал себя менеджером из филиала, "одним из них".

Первым делом бросалось в глаза то, что здесь, в головном офисе, сотрудники почти не понимают той боли и тех проблем, которые есть в сети. Стандартные отговорки сверху: терпите, выполняйте наши команды, мы и так дали вам слишком много возможностей, итд. Меня это не устраивало, я старался делать только лучшее.

Я был тем, что думает в первую очередь о сотрудниках в сети (я ведь им был ещё вчера). В этот момент мой кумир - Стив Джобс. Хоть я и не люблю продукцию Apple, но я проникся его идеями. Мой софт должен быть максимально простым и дружелюбным. И пофиг, что люди в принципе могут стерпеть любой говнософт, если им прикажут, но используя мои программы, сотрудники должны почувствовать ту заботу, которую я хочу передать им. Программы должны быть интуитивно понятными. Не нужно читать инструкцию, чтобы ими пользоваться. Вообще не нужна никакая инструкция!

Прошло время, я отшлифовал автоматизатор (регулярно вылезали мелкие косяки). Меня очень полюбили, и на следующей конференции малого бизнеса, когда я заявился в одну из комнат, где все прибухивали, мне зааплодировали все начальники малого бизнеса из регионов. Я сделал их жизнь проще. Их подчинённые наконец перестали тратить время на оформление документов. Их продажи выросли, а сотрудники стали гораздо мотивированней, почувствовав, что о них есть, кому заботиться. Это было прекрасное время! Меня буквально носили на руках, а я обещал и клялся, что сделаю им ещё круче, ведь до этого у меня были буквально связаны руки, а теперь они свободны.

Всё только начинается

Что же такого сделать, когда ты разработчик? Да много чего! Первым делом я начал с проблемы работы с просрочкой. За просрочку очень сильно драли задницы сотрудникам в отделениях, а также просрочка очень сильно отражается на показателях бизнеса. Дело в том, что каждый выданный кредит (будь то кредит физ.лицу, или юр.лицу) должен быть "застрахован" резервами на потери. То есть если банк выдаёт 1 млн рублей, то должен засейвить (отложить) и никуда не тратить грубо от 1.000 до 1.000.000 рублей. От чего зависит эта сумма? Она зависит от качества заёмщика и качества ссуды - есть ли залог, насколько надежный клиент, были ли у него просрочки, итд. Причем банк не может взять, и всем поставить только 1.000р резервов - его очень сильно накажет Центробанк (за последние 10 лет ЦБ несколько раз отзывал лицензии у банков, которые не делали достаточные резервы). Правила расчёта этих резервов регламентируются Центробанком (но банк может применять и свою более жесткую методику), и банки должны не реже 1 раза в 3 месяца пересчитывать резервы.

То есть если клиент сначала был надежным - по нему мало резервов. Начал просрочивать - резервы растут. Погасил просрочку - резервы снова снизились, но не так низко, ведь клиент уже раз просрочил, значит может просрочить снова. А банку это невыгодно, ведь каждый "свободный" рубль можно пустить в дело - в низкорискованные ценные бумаги, и с этого получить процент. Резервные же деньги нельзя никуда вкладывать, они просто лежат мёртвым грузом, обычно это деньги клиентов со счетов и депозитов , за которые банк должен платить. А банк с этих денег ничего не зарабатывает, а значит такие резервы каждый день создают убытки. Чем больше резервов - тем выше убыток. Таким образом, когда клиент выходит на просрочку - банку неприятно вдвойне - сначала он просто недополучает проценты и возможно потеряет кредит, а затем он ещё и теряет на резервах. Это всё сказывается на показателях бизнеса.

Некоторые клиенты забывают, по каким дням у них платежи по кредитам, а тем более, когда у клиента несколько кредитов. И тем более, когда у клиента много траншей по кредитным линиям. Неважно, когда ты взял транш - ты должен вернуть его ровно через 30/90 дней. И вот я в первую очередь начал бороться с этой проблемой. Стал парсить Core-систему каждый день по всем клиентам, выгружая информацию - есть ли кредиты, и какие они, какие транши должны скоро погаситься, какой суммы, и какая сейчас сумма у клиента на счету: хватает, или не хватает ему для погашения завтра. Эту информацию я направлял в виде писем кредитчикам в регионах, чтобы они проконтролировали платёж, и напомнили клиенту о недостающей сумме. А если клиент вышел на просрочку - уведомляли и просили поскорее закрыть.

Как ни странно, такого функционала не было, а я первый, кто его сделал. Коллеги из Головного офиса несколько раз просили ИТ такое сделать до меня, но каждый раз получали отказ, что "такое сделать в принципе невозможно".

Ещё про кредиты

Работая в ГО (головном офисе), я начал понимать, как банк работает изнутри. За кредиты и кредитные продукты отвечает в основном подразделение рисков. Именно они несут в первую очередь ответственность за просрочки по кредитам. Именно они настраивают скоринги клиентов - можно или нет, и сколько выдавать кредит. И у этого подразделения рисков были определенные к нам претензии.

Рисков не устраивало то, что кредиты по новой беззалоговой программе выдаются направо налево, и никто в головном офисе не знает, что это за клиенты, и какие у них показатели. Я услышал этот разговор краем уха (слава опенспейсу!), и между делом предложил решение: сейчас все кредиты выдаются, согласно формулам в Excel. Если Excel сказал "ок", тогда клиента кредитуют. Претензия рисков была в том, что сотрудники на местах могли подкручивать решение, пробовать много раз получить "ок", подбивая данные клиента под нужный расчёт. По сути это мошенничество (фрод), и был велик риск, что сотрудники начнут этим злоупотреблять. Вторая претензия была в том, что хоть Excel и был защищён паролем, но взломать такой Excel не составляло труда, чтобы в дальнейшем понять, как он внутри работает, и начать жестко абузить.

Моё предложение было простым и очевидным: давайте я сделаю вебсервер, скопирую эту форму Excel один-в-один (чтобы сотрудники не переучивались), и мы будем сохранять данные в базу данных для последующей аналитики. А ещё, если сотрудник будет делать перебор параметров (претензия №1), то мы это увидим по истории сделок. Идея зашла, её одобрило руководство и она понравилась рискам. Впервые я смог подружить два враждующих департамента! Через 2 недели был рабочий инструмент. Основная сложность была - взломать Excel, выдернуть оттуда все формулы из Excel, и понять что они значат, потому-что никто не помнил, какие там были зашиты проверки.

Так как поднять свой сервер в банке - это целая эпопея на несколько человеко-месяцев, я решил поднять его на своём рабочем компе, а юзерам просто отправили ссылку на IP моего компа в корпоративной сети (ip не менялся больше месяца, поэтому я подумал, что он навсегда ко мне привязан). Всё работало, люди конечно немного поплевались, что их теперь заставили фиксировать свои действия на сайте под запись, а не через оффлайновый Excel. Но самое главное - я снял риск намеренных злоупотреблений, и наладил контакт между рисками и бизнесом, кредитование было спасено.

Весёлая история произошла, когда мы переезжали с место на место внутри офиса - была пересадка. И вечером наши компы перевозили в другое место. Потихоньку в чате группы начальников в Whatsapp начали поступать сообщения, что сайт не открывается. Через час-два сообщений стало больше. При открытии старой ссылки открывался... чей-то принтер! То есть при переезде мой комп отключили, и тот прежний мой ip достался новому устройству... принтеру! Я начал бегать по офису и искать эту модель принтера, и узнавать какое из них - он, попросил каких-то переехавших сюда коллег временно перестать им пользоваться. Так появился мем про принтер, положивший сайт с кредитованием. Дело спасли сетевики, которые отвязали от принтера этот IP, а за моим компом железно застолбили и вернули тот самый ip. А чтоб жизнь малиной не казалось, отправили в безопасность, и те завели новое расследование - что за новый такой сверхважный вебсервер на компе сотрудника, что ИТ пришлось привязывать статику. Кажется, я уже начал привыкать к расследованиям и быть местным нарушителем покоя :). По итогам расследования нас попросили "легализовать" разработку , и перенести её на выделенные серверы.

Со временем в банке начинается затягиваться петля - продажи кредитов падают. Продажи обвиняют продуктовиков в том, что у нас неконкурентоспособные кредиты и долгое рассмотрение, а продуктовики обвиняют продажи, что те не умеют продавать, а кредиты очень даже рыночные. И оба обвиняют подразделение рисков, что те слишком долго рассматривают кредиты. Тут опять на помощь пришел я , и решил их проблему - создал BPM-движок (так это сейчас называется) , в котором были все этапы прохождения заявок,, штампы времени начала и окончаний, комментарии и вопросы, прикреплялись файлы, и вообще кредитование перешло из почты на сайт (на моём компьютере). Теперь если увольнялся сотрудник, история не терялась вместе с его ящиком - всё было структурированно. Бизнесу и рискам теперь было о чем говорить, и что улучшать, а я пошел дальше.

Откуда деньги в банке?

В банке, как и в любой крупной организации, всё очень сильно поделено на разные зоны ответственности. Чтобы понимать, как можно помочь банку, нужно понимать, на чём банк получает деньги (и на чём теряет). В основном в банке всего несколько бизнес-направлений, которые генерируют прибыль непосредственно с клиентов. Все остальные подразделения, без которых банк не может существовать, в том числе куча ИТ-подразделений, обычно считаются суппорт-подразделениями, которые высасывают эту прибыль из бизнеса. По старой модели, когда я только пришел, считалось, что ИТ тоже должны зарабатывать, а их заработок = это столько, сколько ты можешь отжать у бизнеса на свои затраты. То есть сидит команда разработчиков разного уровня компетенции. И начинают писать проги. Выставляют счёт в виде N человеко-часов, помноженный на ЗП и прочие расходы. Бизнес практически никак не может отказаться, и обязан платить. Реально ли было затрачено столько часов, а может меньше? И почему в счёте 7-значная сумма за простую доработку? Бизнес в банке привык много платить за любой каприз, даже если это внутренний разработчик.

Вот есть малый бизнес, с ним всё понятно (на самом деле пока ничего не понятно) - обслуживает компании. А вот есть направление по работе с физ.лицами. Они тоже делятся сразу на 3 сегмента: массовый сегмент и премиальный сегмент (всякие директора, шишки, и богатенькие люди), у которых зарплата не менее 150к+ или крупные остатки.

Отдельно стоит упомянуть Private (VIP) департамент - у них на обслуживании люди, с остатками на счетах 40млн+. Обычно это депутаты (да-да), звёзды, олигархи и их дети. У них сверх-высокие запросы по качественному обслуживанию, эти клиенты находятся в режиме "невидимости" для всех остальных сотрудников банка, и у них есть закреплённый Private-менеджер, у которого есть доверенность от имени клиента проводить различные операции (например, перевести деньги в штаты или на Кипр) от имени клиента. Они могут по одному звонку/сообщению выполнить просьбу клиента о денежном переводе, или другой услуге. С такими клиентам ни за что нельзя связываться другим сотрудникам - клиенты сразу негативят.

Так же в бизнесе банка есть зарплатное направление - они тоже привлекают клиентов малого и крупного бизнеса, но чисто на один продукт - зарплатные проекты. Это когда вся организация берёт и переводит зарплату своим сотрудникам в один и тот же банк. С организации берут небольшой процент за перечисления, а сотрудникам этой компании предоставляются скидки от банка на всякие услуги, в том числе кредитование. Это очень доходное направление. У некоторых компаний так много сотрудников обслуживаются на зарплатном проекте, что они просят поставить к ним в здание банкомат, и банк ставит. Конечно не обходится и без "подкупа" ЛПРов (лиц принимающих решение) - главбухов и генеральных директоров. Им предоставляется бесплатный премиальный пакет, с кучей плюшек, типа бесплатного Priority Pass (бизнес залы в аэропортах) и всяких интересных скидок. Это всё легально, и фактически это не взятка, просто банк предоставляет особые условия особым людям на руководящих позициях. Поэтому такой директор или бухгалтер очень заинтересован, чтобы максимально много сотрудников зашли на зарплату именно в этот банк.

В большинстве банков есть свой большой корпоративный бизнес - они обслуживают мега крупные компании, типа автозавода, или компании из энергетики. Кредиты таким компаниям выдаются по полгода, зато это сразу кредиты на несколько млрд. У этих клиентов очень много дочек (компаний-однодневок), и таким клиентам нужны очень нестандартные услуги, типа Cash Pooling - это когда со всех компаний-дочек деньги собираются "в кучу", и кладутся вечером на один общий счет. Далее вечером банком они "инвестируются" во всякие ценные бумаги, а клиент (главная компания) получает процент с этого дохода суммарно за все остатки своих дочек. Малому бизнесу такие заморочки не нужны.

Комплаенс

Отдельно стоит упомянуть комплаенс - Финансовый мониторинг. Это такое подразделение, которое должно отслеживать транзакции клиента, и в случае подозрительных операций (не взлом) должны блокировать его операции и предоставить документы - на основании чего осуществляется перевод.

Вся прелесть заключается в том, что такой финансовый мониторинг есть во всех странах. В Европе, например, он представлен в виде отдельного государственного органа (как у нас Росфинмониторинг), и он самостоятельно решает, кого блокировать, в каком банке в онлайн режиме. У нас в РФ всё перевёрнуто с ног на голову. Банки сами должны выявлять сомнительные операции своих же клиентов, и при первом поводе их блокировать. Центробанк даёт лишь поверхностное описание - кого нужно блокировать, но без чётких указаний (здравствуй 115 ФЗ). Если банк пропускает сколько-то сомнительных операций, то главному комплаенс-офицеру (обычно директору комплаенс-департамента) прилетает страйк от Центробанка, и штраф него как на Физлицо до 300к рублей. То есть главный комплаенс-директор заинтересован в том, чтобы не пропускать ни одного сомнительного рубля. С другой стороны, этому директору платит деньги банк, а банк зарабатывает с остатков и переводов. И снова, этому сотруднику выгодно, чтобы банк вообще не транзачил и у банка было 0 клиентов. И здесь происходит парадокс - с одной стороны, банку выгодно держать у себя обнальщиков и плохих клиентов (ведь с них можно поиметь кучу денег), а с другой - не выгодно, иначе комплаенс-офицера оштрафуют, а ему это нафиг не надо. Поэтому с точки зрения ЦБ , в нормальных банках одна рука должна бороться за клиентов (бизнес), а другая их закрывать (комплаенс), и вторая рука должна быть сильнее, ведь над ней свисает рука с плёткой ЦБ. К сожалению, такой баланс бизнеса и комплаенса бывает не всегда, особенно в маленьких частных банках, где один хозяин-собственник ставит своего лояльного банку комплаенс-офицера, и в таком банке закрывают глаза на различные нарушения.

На очередной сходке всех начальников только и обсуждалось, как жестко работает наш комплаенс и что он постоянно всех блокирует. Малый бизнес, понимаете ли, только только разогнался и начал открывать счета всем подряд, а теперь их с такой же скоростью закрывает комплаенс, который не успевает всё обрабатывать. Вот только незадача - никто не может предоставить никаких пруфов, потому-что всё шло через почту - ты не в силах собрать статистику, а по каждому клиенту ты не можешь дать конкретные цифры, ведь это может был просто такой уникальный случай с клиентом.

Для решения этой проблемы я дописал свой BPM - создал новый процесс, уже по комплаенсу. Там были тайминги всех этапов расследования, и кто что писал, какие запрашивал документы. И уже стал понятен уровень бедствия. Комплаенс просто не вывозил: не читал документы, всем клиентам штамповал "сомнительный" и выгонял из банков. Бизнес ушел думать, как ему начать жить с таким комплаенсом, и такой BPM движок помог уже более структурно и детально проговаривать кейсы. Это уже другая история, но прозрачность процесса даже в таких вещах как комплаенс дала очень многое обеим сторонам - бизнес пересмотрел клиентов, которых он привлекает, а комплаенс внутреннюю методику определения сомнительных операций.

Тесный банковский мир

Проработав несколько лет оказалось, что все друг друга знают. К нам приходит новый человек на позицию начальника какого-то управления - его половина людей уже заочно знает, другая половина с ним раньше где-то когда-то работала. Я узнал, что люди в банках работают в среднем по 3-4 года, и затем переходят в другой банк на повышение. Карьерная лестница "изнутри" практически не работает. Из-за таких миграций, люди и знакомятся за N лет то с одними, то с другими, и все друг друга знают.

Я удивлялся, что когда наш Директор департамента не знал - выстрелит ли эта фишка у нас - просто звонил другому директору департамента банка-конкурента, и спрашивал как у них это полетело, какие были проблемы. Всё! Конкуренция она как-бы есть, но с кем ты будешь конкурировать в таком маленьком мире? Сегодня вы конкуренты, а завтра работаете рука об руку. И это работает не только у директоров, а и на уровнях гораздо ниже. Поэтому в банковском мире всё относительно спокойно: у всех примерно одинаковые условия, у всех примерно одно и то же, никто не рыпается. Хотя не могу не отдать должное Альфа-банку с их довольно свежим взглядом на маркетинг - и дело даже не конкретно в Моргенштерне, а в том, что не все банки внутри готовы на самом верху принять такие рискованные идеи.

Зарплата и увольнение

Через год работы мы с женой (да, я успел жениться) решили брать ипотеку и хотели завести ребёнка. Мне недавно повышали зарплату на 10 000рублей, и я понял, что просить x2 тут не вариант. Наш крутой директор к сожалению уже успел сменить банк, и позвонив ему, попросил помочь с поиском работы - ведь я вроде и не продажник и не самый крутой ИТшник - у меня идеальный микс скиллов, а вакансий таких не бывает. Он меня порекомендовал, я прошел собеседование, и мне сделали вкусный оффер, где предлагали почти х2 от текущей зарплаты. Уходить мне не хотелось, но иначе я бы не потянул ипотеку и семью. У банка сработал операционный риск ухода ключевого сотрудника (комментарий от @star76 к прошлой статье очень точно это спрогнозировал). К счастью, после очень сложных переговоров, меня оставили и сделали такое-же контр-предложение, при условии, что такого больше не повторится, а если вдруг я захочу уходить, то к этому моменту я должен буду обеспечить стабильную работу своих разработок. Это меня устраивало, ведь жалко было бросать свои труды.

Черное и белое

Нет добра без худа. Наступает декабрь 2014 года. ЦБ в один день повышает ключевую ставку с 10% до 17%. У многих клиентов многих юр.лиц заключены кредитные договоры на 12-13% (разницу в 2-3% берёт себе банк). Теперь выдавать такие кредиты - себе в убыток, ведь деньги банк зачастую перезанимает у ЦБ. Во всех банках страны буквально в одночасье ставится заморозка на выдачу кредитов. Банки всеми правдами и неправдами не выдают кредиты. Некоторые клиенты понимают эту ситуацию, другие идут в суд (но пока суд да дело, ставка уже и опустится), ведь договоры заключены, а банк односторонне их разрывает. В общем наступило тяжелое время, большинство Банковских малых бизнесов зарабатывали хорошие деньги на кредитовании (и тут снова стоит отдать должное Альфабанку - он в то время никого не кредитовал из своих юр.лиц, и беда обошла его стороной. Он зарабатывал на остатках на счетах и транзакциях). Таким образом, в связи с остановкой кредитования, малым бизнесам в банках наступает кирдык. Бизнес резко становится убыточным. Никаких премий. Сокращения штата. деприоритезация бизнеса, смена руководства, смена команд, итд. Я боялся, что и меня сократят, ведь бОльшая часть моих разработок была связанна с кредитованием. Но я ведь умею выживать, и не такое бывало!

Такая фактически приостановка бизнеса дала мне время отдышаться. У меня было пару месяцев спокойно подумать и поискать ещё места, где я бы мог применить свои знания. Что самое ценное в банках? Правильно, деньги. А ещё банковская тайна и информация о клиентах. Она чертовски сильно защищается, даже от самих сотрудников. Никому не даётся полного источника информации. А если и даётся, то только избранным. Я таким не был, мне приходилось всё добывать самому.

Я нашел несколько команд, которые можно прописать в Core-системе банка и получить вполне себе сносные отчеты по клиентам малого бизнеса. Если свести такие отчеты вместе, то можно показать очень много информации по всем клиентам, а актуальность информации будет на утро сегодняшнего дня!

Как Инь возникает из Ян, так и здесь среди сумрака родился новый проект.

Эмм, карточка клиента? CRM?

На автоматизацию заказа отчетов, их парсинга и свода ушел примерно 1 месяц. Ещё месяц я переделывал сайт, чтобы на нём показывалась обсчитанная информация по клиенту - его ИНН, имя, телефоны, и какие у него есть счета и услуги. Это было то, что сейчас назовут карточкой клиента в CRM системе. А самое приятное, что я высчитывал ещё и активность клиента. До этого, все клиенты делились на активных и неактивных (кто не транзачил больше 3х месяцев). Были планы по продажам и планы по поддержанию активной клиентской базы. Но вот беда - до моей разработки, все коллеги получали отчеты от аналитиков лишь 1 раз в месяц, где были итоги - сколько по итогам месяца было продаж, сколько активных клиентов итд. Если вы работали в продажах, то должны понимать, что это как ехать на автомобиле, смотря только в зеркала заднего вида. А на сайте теперь было видно всю картину всего бизнеса - сколько клиентов в каких отделениях. И более того, можно было легко посчитать клиентов, которые не транзачат уже 2 месяца (засыпающий клиент), и подсвечивать их цветом. Позвонить, реактивировать такого клиента - и вот, твой план выполнен.

Потихоньку, эта система стала набирать обороты. Карточка клиента, в купе с BPM-движком согласований заявок стала походить на CRM систему. Но только свою, полностью управляемую. Бизнес снова оживился, он начал уже ориентироваться на цифры из моей системы (ещё бы - данные были свежие на утро!), это помогло продержаться на плаву какое-то время.

Перенос серверов

Прошло несколько месяцев, как к нам в малый бизнес нагрянули внутренние аудиторы. Это как муравьи - целители, к ним я отношусь с большим уважением (хотя иногда они бывают неправы). Они анализируют деятельность отдела/управления/департамента, и подсвечивают (рекомендуют), какие есть риски, и какие места нужно исправить. Их рекомендации вроде необязательны (это же просто рекомендации), но если ты их вовремя не оспорил - они становятся обязательными. Из плюсов есть то, что они могут подсветить риски бизнеса свежим взглядом, а их рекомендации имеют довольно сильный вес. Так вот, я им конечно же рассказал про вебсерверы у меня под столом (я умудрился выбить себе аж 2 системника, и настроил балансировку нагрузки с репликацией БД, чтобы держать нагрузку), который как-бы стал капец какой важный для бизнеса (они ведь опросили всех, как вы тут работаете, и снова все показали пальцем на меня), и в случае его поломки (или моего ухода) бизнесу будет очень плохо. Дали рекомендацию переезжать на серверы банка. Дали время - 6 месяцев.

Первые 3 месяца пролетели незаметно. Через 3 месяца моя новая директор чухнула, что пахнет горелым, и пора бы ускоряться. Наш кейс, как обычно, был предельно нестандартным. Обычно все серваки, мощности, итд закупает и ставит ИТ. Там есть выстроенная цепочка. Начиная с главных архитекторов и одобренного наверху проекта, заканчивая закупками, установками у железячников и выделением сотрудников на техподдержку. У нас был заход "со стороны". Никто не знал, что делать. Просто тыкались ко всем ИТшникам. Именно тогда я узнал, что в банках просто громадное ИТ, и каждый отвечает за свою очень маленькую (но важную) часть. Никто не занимается всем подряд, как я. У всех есть как минимум по 2 человека в резерве на проекте, а также инструкции по поддержке ПО на все случаи жизни. Мы с этим сталкивались впервые, и всё что у нас было - рекомендация аудита, которая хоть и имела вес, но в первую очередь влияла на нас, а не на ИТ.

В общем кое как, но нам выделили железо за неделю до финальной даты, я познакомился и подружился с новыми ИТшниками, которые теперь будут поддерживать сервер, и мы решили переезжать в субботу, чтобы не останавливать кредитование, а если будут проблемы, то останется на всякий случай ещё и воскресенье. Заходим в 09:00 к ним в офис, заходим на мой комп по samba... ошибка. По RDP ... ошибка. Пинг... нет ответа. Очень странное явление, за 2 года сервер никогда не был в оффлайне, кроме того случая с принтером (как вспомню - сразу смешно), но нам не до шуток. Их офис находится на другом конце города. Я вспомнил, что накануне приходило письмо о об очередном переезде, но я же обклеивал свой комп бумажками, что его трогать нельзя. Видимо грузчики не умеют читать, или у них приказ, и мой комп отключили, перевезли в другое место и не включили. Короче мы 2 часа искали местного дежурного ИТшника, который мог бы пойти и включить мой комп на новом месте. Ещё попробуй найди, где именно мой комп среди сотен одинаковых. К 12 часам мой комп оживился, и мы начали перенос данных, с копированием и настройкой. Воскресенье тоже понадобилось, потому-что у нас что-то не запустилось. В итоге к понедельнику у нас был новый сервер, а техподдержка теперь была у новых 2х человек. Мне стало на какое-то время полегче, что теперь у меня есть бэкап, но и появилась новая тревога - а не хотят ли меня убрать?...

Смутное время

Как оказалось, волновался я не зря. ИТ-Директор уже очень давно точил на меня зуб, и мне чисто случайно попала его служебная записка, где он предлагал меня перевести в ИТ департамент (под его "крыло"), где я бы передал все свои наработки и знания его разработчикам, а в последствии меня бы сократили (прям так и было написано). Моя директор меня всё-ещё покрывала, но влияния в банке у неё было гораздо меньше, чем у предшественника.

Я начал думать, что же мне делать дальше - ведь я абсолютно без задней мысли хочу помогать бизнесу, и получаю от этого удовольствие. Я решил так - буду честным с самим собой, буду всем делиться. Если настанет время уйти - уйду, я ещё много где смогу быть полезным. Кроме того, в служебке упоминался в основном только автоматизатор на AutoIt, который теперь только и мог быстро открывать счета компаниям, а я давно потерял к нему интерес. Веб технологии меня привлекали гораздо больше, и я видел огромный потенциал в этой системе. Главное бы не светить его ИТ-директору...

Продолжение: Лучший сотрудника банка. Часть 4 — Ход Конём.

Комментарии (37)


  1. Semenych
    19.11.2021 02:21
    +2

    Блин, страсти какие в последних абзацах! Огонь!


  1. kisaa
    19.11.2021 02:28
    +2

    Никому не даётся полного источника информации. А если и даётся, то только избранным. Я таким не был, мне приходилось всё добывать самому.

    Я нашел несколько команд, которые можно прописать в Core-системе банка и получить вполне себе сносные отчеты по клиентам малого бизнеса. Если свести такие отчеты вместе, то можно показать очень много информации по всем клиентам

    А вот на это ваши аудиторы не возбудились? Звучит почти как «несанкционированный доступ к информации» ))


    1. TimsTims Автор
      19.11.2021 17:34

      Главный герой сотрудник банка, который не может выносить за пределы банка эти данные. То есть он может пользоваться этими данными, но разглашать несотрудникам - это уже статья.

      Далее, уже идут внутренние порядки - до каких данных у пользователя может быть доступ. И естественно, раз он сотрудник малого бизнеса, то точно должен быть доступ к клиентам малого бизнеса. Поэтому нарушений с данными нет.


  1. 13skr
    19.11.2021 08:27
    +2

    Когда ожидать экранизацию на нетфликсе?


    1. TimsTims Автор
      19.11.2021 17:37
      +2

      Уже был в Игре Кальмаров, игрок номер 218.


    1. TimsTims Автор
      19.11.2021 22:08
      +1

      Ого, вы зарегистрированы 4 года назад, и это ваш первый комментарий, под 3й частью серии статей? Ну и вынудил же я вас написать)))


      1. 13skr
        20.11.2021 00:27
        +2

        Я просто не частый гость здесь, читаю только статьи на сиюминутную тему, когда нужно найти информацию какую-то. В основном это старые публикации, а с нулевой кармой на старые посты нельзя оставлять комментарии вроде, так что это случайно получилось. А тут просто заголовок заинтересовал, вот и прочитал все 3 части))


  1. DartZEK
    19.11.2021 08:27
    +3

    На самом деле в тексте очень много такого, на что должны были возбудиться аудиторы, ИБшники, да и просто админы. При таком раскладе должны были лицензии лишить давно, т.к. есть доступ к персональной информации.

    Вообще зря автор говорит, что в других банках примерно такая же ситуация, я за без малого 7 лет в банковской сфере такого бардака не встречал. Похоже на госконторы, а в данном случае полугосударственный банк. Может все таки попробовать сменить место работы, чтобы было с чем сравнивать?


    1. Chumachechy
      19.11.2021 11:46
      +1

      Не банкир, но по редким датам это события 2005...2015г. Тогда еще "персональная информация" был корпоративной, а не юридическим (могу и ошибаться). Собственно вопрос в другом, а как иначе обеспечить доступ оператора к данным (они ему нужны) и одновременно запретить к ним доступ (т.к. утечка). На ум приходит только мониторинг повышенной активности. Но если это узловой сервер (под столом активного товарища), то здесь только отобрать этот сервер сразу же после окончания разработки (что аудиторы и посоветовали). С оговорками - нормальный рабочий процесс разработки, а не бардак (с учетом экономии на целом штате чистых разработчиков и их специализированных консультатнов - напоминаю, история десятилетней давности...).


      1. DartZEK
        19.11.2021 11:54
        +1

        Судя по началу, это 2010 год и далее, тогда уже начали закручивать гайки, насколько мне известно. По поводу доступа оператора к АБС, он должен осуществляться по заранее нарезанным правам в самой системе, вне зависимости, купленная она или самописная. Соответственно должна быть какая-никакая авторизация. Иначе, любой человек, получивший случайный доступ в сеть, не хитрыми способами мог вытянуть очень много данных, включая финансовую информацию.


    1. TimsTims Автор
      19.11.2021 17:14

      я за без малого 7 лет в банковской сфере такого бардака не встречал.

      А в чём именно бардак? Бизнес сделал классное решение, которое по стоимости и скорости разработки ни в какое сравнение не идёт с промышленным. Единственный вопрос остаётся с надёжностью решения - что если завтра оно сломается, или разработчик захочет уйти, но и эти вопросы решаются гораздо дешевле (сломалось - тут же починил. Уходит - повысить ему зарплату, или нанять +1 на замену), чем оплачивать коробочку, кормить гигантскую команду и ждать доработок по полгода.

      Я постараюсь в следующей части более подробно раскрыть все преимущества и недостатки этого решения.


      1. DartZEK
        19.11.2021 17:26
        +1

        Бардак в том, что за любые автоматизационные решения ответственность несет ИТ отдел вкупе с отделом информационной безопасности. И не дай Бог, если такое самописное решение решение убьет АБС, или окажется трояном... Поэтому в нормальной банковской инфраструктуре такие лазейки просто заколочены для рядового пользователя и любой доступ к, как вы выразились, core-системам, осуществляется под жестким контролем. Более того, у банков есть куча требований от ЦБ, от платежных систем и прочих регуляторов, которые надо соблюдать и которые несут за собой разного рода санкции.

        И да, в нормальных банках понимают, что ИТ работает на бизнес, и если приходит указание на небольшую доработку или заливку сервака под бизнес, то оно чаще всего выполняется, если это не огромный проект, или требование половины вычислительных ресурсов разом.


        1. TimsTims Автор
          19.11.2021 17:47

          любой доступ к, как вы выразились, core-системам, осуществляется под жестким контролем

          Так и здесь использовался стандартный функционал в рамках полномочий пользователя. А АБС не страдала ни сколько, потому что один раз подготовить несколько отчётов в начале опердня - это не нагрузка. Нагрузочное потом все равно заставили проходить, но никакой аномалии не заметили.

          или окажется трояном...

          Тут как бы согласен, но ведь сразу можно понять, кто это сделал и посадить.

          куча требований от ЦБ, от платежных систем

          От платежных систем - PCI DSS, запрещающий хранить номера карт. ЦБ - что софт должен проходить через стадии тестирования и тестовые среды, а все внедрения согласовываться. Не так сложно из соблюдать.

          за любые автоматизационные решения ответственность несет ИТ

          Бизнес тоже может брать на себя ответственность! За это мы и попали в поле зрения ИТ-директора)

          Забегая вперёд, могу сказать, что сейчас большинство банков уже стали так работать, чаще всего называют это Agile, когда все разбиваются на микрокоманды с полными компетенциям, и пилят для бизнеса всякие штуки за спринты. А при необходимости сервака - заказывают его в несколько кликов без всяких телодвижений.

          Раньше всё делало только ИТ по заказу бизнеса так, как считало нужным. Долго, дорого и всегда невпопад. А иногда делали через полгода то, что уже никому давно не надо было. Иметь своего ИТшника под рукой - это то, что нравилось бизнесу, и они не хотели отпускать.


  1. Nadorozhnyy
    19.11.2021 11:46
    +4

    Это какой то фанфик что ли? Тут описание работы не одного человека, а целого отдела. Господа, неужели ни у кого нет вопросов что продажнику дали права на изменение всего и вся. Открытием счета при кредитовании бизнеса сотрудники уже не занимаются. Ну и что за малый бизнес с cash flow? Его нет смысла составлять потому что при не большой дебиторке и кредиторке он ничего не покажет совсем, либо полность будет совпадать с опиу. Очень большая часть клиентов малого бизнеса не будет сидеть на общей системе. А тогда отчёты которые они будут предоставлять в лучшем случае могут быть в 1с, в обычном это эксельное виденье предпринимателя, а в худшем тетрадка с каракулями. Я работал в самом крупном частном банке 3 из 5 клиентов были с тетрадками. Какие то влажные мечты на полный карт-бланш, полное забитие на свои обязанности других отделов, безопасности.


    1. barbaris76
      19.11.2021 13:00
      +2

      Ага, тоже такое впечатление осталось. Как будто вернулся даже не 2007-й, а в 2004-2005-й год, такой уровень процессов и автоматизации. Отсутствующие аудиторы и безопасники; какой-то продажник, который ну вот совсем не программист, но за 1 месяц на коленке пишет CRM; непонятно чем занимающаяся служба ИТ, которая, похоже, только распаковывает и подключает компы и ставит на них эксель... ну, и всё остальное в том же духе. Такое ощущение, что кто-то, используя приём "доведение до абсурда", просто решил рассказать, как работают банки, но так, чтобы было понятно даже школьникам старших классов.

      Вангую, что в последней части в конце будет реклама каких-нибудь курсов с комментарием, что это поможет вам войти в банковское айти - вон сами видите, там ничего сложного.


      1. TimsTims Автор
        19.11.2021 13:55

        Всему есть объяснение. Постараюсь дать его в следующей статье. В скрытом тексте указана цель этих статей.


        1. Nadorozhnyy
          19.11.2021 15:57
          +1

          Вы нейрость которая пишет усреднённые тексты с хабра?


          1. TimsTims Автор
            19.11.2021 17:06

            Возможно. Ваш слова имеют логический смысл. Брат по нейросети найден. Запишу в свои избранные, кого не надо будет удалять из realworld.


      1. ermak0ff
        19.11.2021 17:06
        +1

        … или реклама красного банка, упомянутого здесь дважды, он тут единственный не обезличенный и представленный в хорошем свете =)


        1. TimsTims Автор
          19.11.2021 17:09

          Увы, тоже промах. Но я немного восхищаюсь этим банком, да, в тексте можно это заметить. Опять же, я написал, из-за чего. И было бы странно хвалить маркетинг и стратегию банка на ИТ форуме. Наверное, если бы я хотел их попиарить, то хвалил бы их ИТ, и как там хорошо работается разработчикам, но я там не работал, и не знаю, как им там живётся, а хвалю только те события, которые сам наблюдал.

          ПС: запишу тоже в свои любимчики! +1


  1. Bock
    19.11.2021 22:43
    +1

    Ох, сам 5 лет отработал в банке, но не в России, а в Беларуси, да ещё и в ИТ :) Очень легко читается, очень захватывает и я очень люблю таких людей, которые болеют за идею и которые стараются делать мир лучше не только для себя, но и для всех. С большим нетерпением жду 4-ю часть. Первые три проглотил очень быстро.


  1. Sergeevalex
    20.11.2021 00:04
    +1

    С удовольствием прочитал. Прям молодость вспомнил. Почти один-в-один как и у меня. Правда, я в 2013 завязал с банковским бизнесом и пока не собираюсь туда возвращаться. Интересно дочитать ваш конец.


  1. anisimovih
    20.11.2021 15:54
    +1

    Я вспомнил, что накануне приходило письмо о об очередном переезде...

    Короче мы 2 часа искали местного дежурного ИТшника, который мог бы пойти и включить мой комп на новом месте. 

    Так "подстольный" сервер все это время был в оффлайне?


    1. TimsTims Автор
      20.11.2021 16:28

      Да. Его перевезли на новое место в офисе в пятницу вечером, и не включили (зачем жечь электричество все выходные).


  1. Lotto74
    20.11.2021 16:58
    +1

    Часть, относящаяся к внутрибанковским процессам, интересна, спасибо. Но на самом деле этот рассказ - великолепный пример того, почему непрофессионалов и близко нельзя подпускать к построению ИТ-систем, особенно критичных для бизнеса.

    Применяемые для построения систем решения не просто скверные - катастрофичные. ПК под столом создает гигантские операционные риски, особенно если на него завязана хоть сколь-нибудь важная система. ПК под столом свойственно дохнуть из-за пыли, перегрева (особенно летом), сбоев электропитания или десктопного железа, не рассчитанного на режим работы 24х365, а также просто от швабры уборщицы тети Маши. Привязка адреса приложения к IP-адресу, да еще и без какого-либо понимания, привязан этот адрес к МАС-у или выдается случайно, тоже находится за гранью добра и зла. Ну и про тот факт, что никто не обеспечивал физический контроль доступа к системам обработки критичных данных, тоже должен был поставить на уши и службу ИТ, и службу безопасности, не говоря уже про внешних аудиторов.

    На самом деле задача вполне оперативно решалась созданием виртуальных машин в режиме высокой доступности (ни за что не поверю, что у банка в начала 2010-х не было системы виртуализации), что не требует вообще никаких инвестиций, по крайней мере, немедленных. Тот факт, что этого не было сделано, а автор не получил очень больно по рукам за такие решения независимо от их полезности, может свидетельствовать только о тотальном бардаке в банке.


    1. TimsTims Автор
      20.11.2021 17:11

      Про системы виртуализации в статье очень развернуто описано - получить виртуалку в банке это очень сложный процесс по тем временам. Выход попроще - запустить под столом.

      Вы подняли очень интересную тему - стоит ли разворачивать сервер и все организовывать, если не уверен в проекте? Как здесь и писалось - проект был придуман в опенспейсе "на попробовать", и здесь решающую роль сыграл time to market. История выделения сервера через ИТ, а значит и разработка через ИТ/вендора, а значит можно получить решение через полгода-год. Не говоря уже про миллионные расходы, которые не были заложены в бюджеты.

      Гораздо проще, дешевле и быстрее запустить под столом, приняв риски бизнеса, зато посмотреть, что из этого может получиться.

      Насчёт критичных данных - тут все достаточно строго, данные очень ограниченно выдаются. Но автор нашел способы собрать информацию по крупицам. Стоит добавить, что проблемы в банках с данными были и остаются всегда (в основном из за создаваемых нагрузок). Сейчас с этим становится проще, информации становится гораздо больше, и она доступна бОльшему количеству участников (сотни аналитиков и дата майнеров). Раньше с данными была прям проблема.

      а автор не получил очень больно по рукам

      Вы смотрите слишком узко - что есть только автор рукадельник,который что то там кодит у себя в подвале. Но картина гораздо шире - эти поделки заказываются бизнесом, и у бизнеса есть в них потребность. И здесь уже бизнес сражается за то, чтобы изменить в головах безов и ИТ, что не только они могут создавать полезный софт, приносящий пользу.

      Вопрос только в создаваемых рисках , которые тоже можно оценить и сравнить с приносимым доходом, и бизнес готов был на такой риск пойти. Про это же все эти истории - плыть против течения, если здравый смысл говорит - так надо.


      1. Lotto74
        21.11.2021 19:05
        +1

        Я не говорю про разработку, я говорю про платформу. Получить виртуалку при правильной организации работы в ИТ - это несколько кликов мышкой в веб-интерфейсе. При чуть менее правильной - пятнадцать минут работы сисадмина. Приватные облака десять лет назад прекрасно делала и ВМВарь, и Майкрософт. У меня такая система была организована в не самом крупном и богатом провинциальном университете (о бюджетах сами догадываетесь) именно в то время. Каждый препод, кто запрашивал виртуалку, ее получал, причем в состоянии высокой готовности. Тот факт, что в данном конкретном банке получить виртуалку в штатной системе виртуализации было невозможно или крайне тяжело, и говорит о состоянии дел в его ИТ. Некомпетентность и непрофессионализм, это единственный диагноз.

        Далее, проекты "на попробовать" ни при каких обстоятельствах не должны выходить за рамки "попробовать". Из описания же автора явно следует, что система явочным порядком пошла в продуктив - без тестирования, без фиксации данного факта в реестре систем банка, без одобрения стейкхолдеров, при этом буквально в состоянии "из говна и палок". Такая инициатива похвальна, если она кончается нормальным внедрением. Когда она кончается явочным переносом критичной нагрузки на нечто, сляпанное на коленке, и об этом не подозревает никто из тех, кому положено знать, это неполное соответствие служебным обязанностям. Простой банковских систем означает совершенно конкретные финансовые потери. За такое совершенно справедливо увольняют, даже если катастрофы удалось избежать.

        Если у бизнеса есть на что-то заказ, существуют процедуры его реализации, начиная с обсуждения на соответствующих уровнях. Если админы баз данных, CRM-системы (или что у них там) утверждают, что нечто нужное сделать нельзя приниципиально, а некто опровергает это на практике, но админы игнорируют, существуют более высокие уровни, на которых инициируется проект - вплоть до правления банка. Опять же, если этого не делается, если директора отделений жалуются на проблемы, но все кончается пофигизмом службы ИТ, это бардак в организации системы управления.


        1. TimsTims Автор
          22.11.2021 08:25

          Смотрите, создать в интерфейсе виртуалку это действительно всего несколько кликов мышкой у админов. И у банка есть куча ресурсов для этого. Другое дело, что каждая такая виртуалка должна быть посчитана, и на неё должны быть выделены гарантированные ресурсы. Они как минимум стоят денег, а как максимум она должна быть согласована под отдельный проект. Да, мы легализовали проект внутри банка, но не сразу. И этот процесс не такой простой.

          В вашем примере вы создавали виртуалки по запросу сотрудников, и даже не интересовались, сколько им понадобится ресурсов, и выдержит ли ваш сервер. Вдруг он там начнет майнить крипту? А после вашего ухода - кто отвечал бы за эти виртуалки ? Тоже нет ответа, значит вы сами создали такой риск :). А если кто то из сотрудников запросит сразу слишком много ресурсов, то вы ему дадите, или нет? Кто решает - действительно ли ему надо столько ресурсов , или он выдумал? Или это будет зависеть от вашего настроения и ваших отношений с ним (уговорил ли он вас дать ему столько)?

          Единственный вариант не создавать операционный риск - уходить в бюрократию, считать каждый гигабайт памяти и каждое ядро. Это и есть бюрократия больших компаний - неважно банк ли это, или другая корпорация с большим ИТ.

          существуют процедуры

          И тут вы сами себе прпротиворечите - вроде всем сотрудникам быстро выдаёте ресурсы, а с другой говорите о процедурах.

          Касательно "простоя" - я уже писал выше, потери от простоя гораздо ниже, чем стоимость системы, и риски были приняты.

          За такое совершенно справедливо увольняют

          Снова не правы. Зачем увольнять сотрудника, который на простое системы чему то научился? Это же как вложиться в сотрудников, в их обучение, а потом уволить :) тогда те, кто придет новый снова допустив такую ошибку снова вызовут простой. Невыгодно. Выгоднее проанализировать проблему и перестроить процессы, а вы лишь бы уволить хотите ))

          существуют более высокие уровни... это бардак в организации системы управления

          Видимо вы никогда не работали в корпорациях. Председатель большого банка не должен разруливать споры по выделению сервера. А дальше уже идёт чистая политика и интриги - будет ли ИТ прогибаться под бизнес, брать на поддержку поделку из палок? Или они скажут "мы сами напишем лучшее решение, дайте нам полгода и оплатите труд 5 человек, иначе не примем" ? Или могут ещё сказать: "пока не перепишете под НАШИ корпоративные стандарты, мы на поддержку не примем". Да и будь вы на месте ИТ, взяли бы чье-то поделие на поддержку?


          1. Lotto74
            22.11.2021 20:46
            +1

            Другое дело, что каждая такая виртуалка должна быть посчитана, и на неё должны быть выделены гарантированные ресурсы.

            Вот совершенно не обязательно. При нормальной организации труда всегда есть девелоперское окружение, возможно, не обеспечивающее QoS и не гарантирующее избытка ресурсов, но имеющее достаточно ресурсов для упрощенного выделения ВМ-ки для разработчиков. Резерв мощностей под такую разработку всегда можно оставить, благо они много не требуют, а если и требуют, то разрабы могут смириться с медленной работой. А уже когда система сделана, отлажена, продемонстрирована и принята, ее мигрируют в продуктив тем или иным способом. Это стандартная схема в крупных корпорациях.

            В вашем примере вы создавали виртуалки по запросу сотрудников, и даже не интересовались, сколько им понадобится ресурсов, и выдержит ли ваш сервер.

            Не стоит заниматься телепатией, она обычно не работает. ;) У меня разработчик / препод объяснял, что именно ему нужно, я соотносил с резервами и выделял место соответственно. Процедура была сугубо неформальной, но она была - с исследованием запроса, с документированием каждой ВМки (включая DNS-алиасы и ответственных персон), с настройкой бэкапа и т.п. Ситуация, в которой я бы потерял сервер при переезде или переконфигурации сети, была просто немыслимой. И это при том, что я практически в одиночку тащил немаленькую Винтел-инфрастурктуру. Для корректной организации работы больших трудозатрат не нужно, нужен лишь правильный подход.

            Правда жизни заключается в том, что потребности средней тестовой машины (грубо - 16-24 Гб ОЗУ, 100-200 Гб на диске и близкие к нулевым потребности CPU) практически неразличимы на фоне железных серверов с терабайтами ОЗУ и сотнями терабайт на дисках. Даже в самых бедных условиях кластер для разработки банально строится на паре серверов low-end и внешнего SATA-дискового массива с подключением по iSCSI. Дисковые иопсы будут низкими, но для демонстрации концепта сгодятся.

            И заметьте, я рассуждаю в терминах технологий десятилетней давности. В современных условиях даже это железо не требуется. Любой публично-облачный сервис с удовольствие предоставит ВМ-ки и / или контейнеры любой конфигурации по схеме Pay as you go или аналогичной.

            Зачем увольнять сотрудника, который на простое системы чему то научился?

            За то, что человек чему-то научился, надо поощрять. Увольнять надо за то, что он явочным порядком, без согласований, предупреждений, авторизации и контроля, занялся перестройкой критичного бизнес-процесса. Это как если бы человек в автомобиле без спросу заменил квадратное, но каменное колесо круглым, но картонным. Крутится оно, конечно, заметно лучше, но лишь до первой лужи.

            Видимо вы никогда не работали в корпорациях.

            Видимо, телепатия все-таки не ваш конек. :D Мой опыт работы включает, в числе прочего, многолетнюю работу техлида Винтел-тима в не-российской международной конторе с примерно четырьмя тысячами виртуальных виндовых серверов, парой сотен физических и несколькими десятками тысяч пользователей. А еще у меня в биографии есть многолетняя работа ведущего Винтел-специалиста в российском системном интеграторе, которому по долгу службы пришлось насмотреться на самые разные изумительные конфигурации в инфраструктурах клиентов. И именно на основании этого опыта я и рассуждаю.


            1. TimsTims Автор
              22.11.2021 20:59
              +1

              Спасибо за подробный ответ :). Да, телепатия не мой конёк, был в чём-то не прав. Однако в банках процедуры выделения серверов точно различаются.

              перестройкой критичного бизнес-процесса
              Понял. Вот тут то и самая загвоздка. Этот процесс не был критичным. Если бы сервер накрылся — всё вернулось бы на согласования по почте. Оригиналы документов были в кредитных досье. А автоматизатор, при всей его волшебной работе, лишь ускорял процесс открытия счёта.
              Вся прелесть этих решений была в том, что они очень удачно вписывались в текущие процессы — не надо было менять процессы банка, а на случай нападки со стороны ИТ — они могли отказаться и бизнес бы не остановился (хоть и пострадал бы).


    1. GospodinKolhoznik
      20.11.2021 18:27
      +2

      Автор сделал то, что должны были давно сделать другие, но почему то не сделали.

      Сделал так, как мог, не идеально, но сделал. А "получить очень больно по рукам" должен был именно автор, а не определенные "профессионалы в построении ИТ-систем", которые и должны были эту систему, которая приносит прибыль бизнесу, построить задолго до того, как за нее взялся автор. Ну и уж если сам не сделали, то хотя бы сделать так, чтобы решение автора было правильно внедрено.

      Нет, зачем? Можно же просто наказать автора. Прекрасный подход, чтобы устроить настоящее болото!


      1. Lotto74
        21.11.2021 19:08
        +1

        Автора положено было наказать за то, что создал риски на пустом месте. Не имеет значения ни предыстория, ни мотивация. Важно, что он своей инициативой создал проблемы в устоявшемся бизнес-процессе, причем так, что никто из отвечающих за него лиц об этом даже не подозревал.

        Благими намерениями выложена дорога в ад. Давно уже сказано...


        1. TimsTims Автор
          22.11.2021 08:33

          Отсутствие инициативы привело бы а итоге банк к технологическому отставанию, а потом дорога только к дорогим системам и раздутому штату. Постараюсь раскрыть это в следующей статье.


    1. nikolayv81
      23.11.2021 15:19
      +1

      Печаль вот в этой части:

      "..в банках просто громадное ИТ, и каждый отвечает за свою очень маленькую (но важную) часть. Никто не занимается всем подряд, как я. У всех есть как минимум по 2 человека в резерве на проекте..."

      Которая плавно перетекает а time to market = год и более и стоимость доработок превышает экономию...

      Всё в мире относительно, хорошие и правильные ИТ-ники умеют, иногда, не всегда, убить очень многие здравые задумки бизнеса...


  1. zandelok
    20.11.2021 19:42
    +2

    Ощущение, будто автор статьи - дружелюбный сосед Человек-Паук, который просто хочет сделать жизнь работников банка проще и лучше, а глава IT отдела - Танос) с нетерпением жду продолжения, три статьи на одном дыхании прочел!


    1. GospodinKolhoznik
      20.11.2021 23:40
      +2

      Следуя канонам современной постмодернистской литературы, в финале должно оказаться, что автор и есть глава IT отдела, страдающий раздвоением личности, по ночам превращающийся в Тайлера Дердена, пишущего макросы для экселя и запускающего критические сервера на компах под столом.


  1. axe_chita
    21.11.2021 21:01
    +1

    С большим интересом читаю ваши истории. И с огромным удовольствием погружаюсь в атмосферу вашего творчества. Добавлю только одно, вам очень повезло с начальниками. Могли и загнобить вас на любом этапе.