Приложением экспресс-доставки «Перекрёстка» ежемесячно пользуются около трёх миллионов человек. Уровень вовлеченности аудитории порядка 15% — это люди, которые заходят в приложение каждый день. О том, как работает продукт и в чём специфика разработки интернет-магазина, рассказывает Оксана Щирба, Chief Product Owner мобильного приложения «Перекрёстка».

О продукте

Приложение экспресс-доставки «Перекрёстка» — это не просто интернет-магазин, это скорее суперапп, который объединяет в себе офлайн- и онлайн-пользовательские сценарии.

Помимо каталога товаров из более чем 20 000 позиций, в него интегрирована карта лояльности бренда с разнообразным функционалом: электронными наклейками, целями, персональными предложениями, возможностью выбрать любимую категорию, обменять баллы на бонусы партнеров. Помимо этого, в приложении функционируют такие сервисы, как экспресс-скан для покупки в магазине без кассира, сервис выпуска и управления банковской картой «Х5 Банк», различные функции для получения и работы с обратной связью от пользователей.

В работе над приложением всегда есть два основных направления. Первое — постоянно улучшать и дорабатывать уже существующие сервисы: следить за метриками, проводить исследования, выдвигать гипотезы и тестировать их.

Второе направление — внедрение новых фич и инициатив. Одной из них является создание клубов — сообществ, куда может вступить пользователь, чтобы получать информацию и выгодные персональные предложения по интересующей его тематике — например, детское питание или здоровый образ жизни. Осознанность клиентов в области питания растет, им важно понимать, что они едят и как это влияет на их здоровье. Поэтому необходимо дать им инструменты и контент для удовлетворения этого запроса.

 

Помимо этого, существует перманентная задача по улучшению каталога продуктов. У «Перекрёстка» очень большой ассортимент в сравнении с другими службами доставки, и структурировать его непросто. Цель команды разработки — построить его так, чтобы пользователь находил нужный ему товар практически мгновенно с минимальными усилиями.

Специфика разработки интернет-магазина

У многих разработчиков есть стереотип: «Интернет-магазин — это не интересно. Сделал витрину, настроил маркетинг и начал получать заказы». Тогда как техническая архитектура e-commerce — очень комплексная. То, что видит пользователь — это вершина айсберга, а под кромкой воды лежит огромное количество систем, которые могут быть очень сложными и с технической стороны, и с точки зрения различных умных алгоритмов.

Специфика именно в интеллектуальности бэкофисных систем. Самая большая ценность и для клиента, и для бизнеса, как раз в том, как построены эти бэкофисные системы и операции: насколько релевантной будет продуктовая выдача для пользователя, насколько качественным и интересным будет контент, выполнит ли сервис свои обещания по скорости доставки и полноте заказа, сможет ли поддержка быстро решить проблему пользователя в случае ее возникновения и как сервис справляется с повышенным спросом. Уровень систем, решающих эти задачи, является «гейм-чейнджером» и определяет качество опыта взаимодействия с сервисом. Безусловно, UI тоже очень важен, он должен быть удобным, понятным и не создавать барьеров.

«Ещё одна важная специфика нашей омниканальной сферы — это замены, потому что работаем мы с реальными магазинами и реальными товарами на полках, а не дарксторами. Часто встречается ситуация, когда человек заказывает товар, а его уже нет в магазине — кто-то купил, положил к себе в виртуальную корзину или настоящую тележку, либо его списали и не успели обновить остатки. Мы постоянно работаем над выстраиванием максимально комфортного процесса замен и предложения аналогов».

Алексей Рудановский, тимлид направления Android-разработки мобильного приложения «Перекрёстка».

 

Команда

Работа над приложением экспресс-доставки «Перекрёстка» началась с нуля в апреле 2020 года, в разгар пандемии, а запуск состоялся уже спустя 5 месяцев — в октябре.

По меркам рынка у приложения «Перекрёстка» очень компактная команда, но ставка в ней делается на настоящих профессионалов, которых хантит сам Facebook. Разработчикам необходимо чувствовать связь с продуктом, а не просто выполнять поставленную задачу и что-то релизить, только в таком случае можно создать по-настоящему крутой проект. Зачастую именно разработчики, неравнодушные к своему продукту, могут предложить самое лучшее с точки зрения клиентского опыта решение, так как, помимо большой насмотренности, у них есть еще и глубокое понимание тонкостей функционирования того или иного решения.

«Над аналогичными продуктами зачастую работает гораздо больше людей. В нашем случае это стало возможным, потому что у нас очень сильная команда, в том числе супер надежная серверная часть, поэтому мы практически не сталкиваемся с внутренними ошибками. у меня подход как у экс-гендиректора Microsoft Стива Балмера: «Developers, developers, developers!» Я очень верю в разработчиков, вся наша команда — это именно те разработчики, про которых кричал Балмер со сцены. Все вовлечены в процесс, и это круто».

 Александр Порошин, тимлид направления iOS-разработки мобильного приложения «Перекрёстка». 

Приложения под каждую платформу были полностью переписаны с нуля. По этой причине их пришлось раскатывать поверх предыдущей версии сразу на миллионную аудиторию и конечно, многое могло пойти не так. Но запуск прошел успешно, и команде удалось существенно улучшить технические показатели приложения. И iOS, и Android команды придерживаются нативных средств разработки, а сторонние фреймворки используют только при необходимости.

Достижения команды

Для разработки «Перекрёстка» верхнеуровневая цель — не количество внедряемых фич, а качество пользовательского пути и лучший пользовательский опыт. Разнообразие функций порой вызывает лишнюю фрустрацию и зачастую человеку проще ничего не делать, чем пытаться разобраться как что-то работает. MAU приложения сейчас порядка трёх миллионов в месяц. Задача разработки — оправдать доверие такого количества людей.

Для этого нужно иметь сильное продуктовое видение и уметь выступать адвокатом клиента, в том числе внутри компании. Команда разработки «Перекрёстка» верит в развитие продукта на основе данных, исследований и экспериментов, поскольку он уже доказал свою эффективность — хотя и не всегда просто противопоставить такой подход экспертным мнениям. На основании него и был сделан и редизайн приложения.

Решение о редизайне было принято в начале 2021 года. Основной причиной послужило разнообразие малоиспользуемых фич, которые отвлекали внимание аудитории от основного функционала лояльности и экспресс-доставки. Команда столкнулась с проблемой: как безболезненно для текущих пользователей деприоритезировать или даже удалить «лишние» функции. Ведь даже если у них всего 1% пользователей, их перенос может и ухудшить пользовательский опыт части аудитории и принести массу негативной обратной связи.

Редизайн проводился последовательно. Во-первых, необходимо было снять аналитику со всего основного функционала приложения, чтобы понять, какая часть аудитории и каким образом пользуется фичами приложения. Во-вторых, провести ряд качественных исследований для выявления проблем и выработки гипотез. В-третьих, использовать ухудшающие эксперименты на часть аудитории, чтобы проверить значимость фичей для аудитории. И, в-четвертых, все изменения были выполнены итеративно и поддержаны необходимой коммуникацией с аудиторией как внутри приложения, так и при помощи пуш-уведомлений. Это была сложная и длительная задача, однако она вызвала минимум негатива, и данные показывают, что процент людей, которые используют самые интересные механики приложения, вырос. Это был сложный путь, но команда отлично справилась.

Другое важное достижение — уровень Crash-Free Rate, рейтинга, который показывает, сколько пользователей не получило падение приложения (краш). У приложения «Перекрёстка» он составляет 99,99%. Такое качество кода достигнуто благодаря профессионализму команды и выработанному ей цикла планирования и разработки.

Сложности

Запускать приложение внутри большой компании — значит интегрироваться во все её процессы и системы. Здесь гораздо меньше гибкости и скорости, чем в стартапе. Доработки и изменения процессов требуют больше времени и усилий. Поэтому иногда, чтобы доставить пользователю нужную фичу, нужен творческий подход.

Например, когда у команды не было данных по наличию остатков в категории выпечки и кулинарии из центральных систем, был разработан специальный интерфейс, куда сотрудники вручную могли вносить информацию, и таким образом получилось быстро опубликовать категорию в приложении и дать возможность клиентам заказывать свежие багеты онлайн.

 Также большой сложностью является наличие большого количества стейкхолдеров с разнообразными и всегда срочными и важными идеями и запросами. Поэтому очень важно построить прозрачную и ориентированную на клиента и бизнес приоритизацию бэклога задач.

Какие доработки планируются

Конечная цель — улучшение пользовательского опыта и минимизация  усилий, которые пользователь прилагает, чтобы достичь своей цели в приложении. Не важно, ищет ли он интересную скидку для себя, определенный товар или хочет повторить заказ. Важно, чтобы в один-два клика человек получил результат, приложив минимум усилий.

Эта цель достигается за счет улучшения навигации в приложении и каталоге товаров, персонализации продуктовой выдачи и разнообразных блоков рекомендаций, возможностей кастомизации приложения под конкретного пользователя. Здесь основными метриками являются различного вида конверсии и время, затрачиваемое пользователем на достижение своих целей, к примеру на формирование корзины и размещение заказа.

Глобально к улучшению этих метрик стремится весь e-commerce. И способы достижения у всех плюс-минус идентичны. Разница, пожалуй, только в том, насколько последовательно и качественно это будет реализовано каждым игроком.

Другое важное направление работы — контентно обогатить приложение. Сейчас во многом у «Перекрёстка» утилитарное приложение: каталог, система лояльности, персональные скидки — но нет того, что бы дало человеку дополнительные положительные эмоции от использования. Например, рецепты, подборки, советы о том, как перейти на определенный стиль питания и т.д. Интервью с пользователями показывает, что для многих это важно — зайти в приложение, чтобы получить некий фан, мотивацию. Глобально, задача такого контента — вдохновлять людей улучшить качество их питания и, как следствие, качество жизни.

Автор: Оксана Щирба, Chief Product Owner МП и web-сайта Перекрёстка

Комментарии (19)


  1. navferty
    06.12.2021 21:02
    +8

    Эх, если бы еще не экономили на техподдержке, которая у вас абсолютно никакая, наверно было бы получше. Возможно, мне просто "повезло" собрать недавно фуллхаус - и ошибки сборщиков, и хамство+криворукость курьера, и молчаливую техподдержку. Но с тех пор перешел на доставку из другого магазина, и ощутил огромную разницу в человечном подходе к взаимодействию с клиентами. Вам еще есть куда развиваться.


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:12

      Куда развиваться всегда есть, но мы были бы признательны, если бы вы подробнее рассказали о проблеме, с которой столкнулись. По нашим данным, техподдержка всегда оперативно реагирует на вопросы покупателей, а в случае ошибки со стороны магазина — всегда дарит промокод. Клиенты остаются довольны.


      1. navferty
        08.12.2021 14:27

        1. Сайт тормозил, а иногда отдавал 503 (это было 1-2 декабря).

        2. В чате техподдержки на сайте нет звукового уведомления об ответе оператора, а спустя какое-то время, если я не отвечаю на его вопрос, чат завершается. В сочетании с долгим ответом от оператора (5-10 минут или дольше), приходится регулярно возобновлять общение каждый раз с новым оператором.

        3. Устные претензии со стороны курьера (заказ "слишком тяжелый", он не обязан таскать тяжести), а также разбитая упаковка яиц и испачканные непонятно чем, по запаху напоминало соевый соус(?!), товары. Наверно это самый большой косяк: курьер непосредственно взаимодействует с покупателем, и хамство с его стороны воспринимается как неуважение к покупателю со стороны самого магазина. Думаю, стоит внимательнее относиться к отбору сотрудников или выбору курьерской службы и контролю их работы.

        4. Не первый раз замечал прежде, что при покупке одного и того же сорта томатов, их вкус и внешний вид несколько различались. Но в тот раз получилось так, что незадолго до этого как раз заказывал эти же томаты (азербайджанские, розовые), и для меня было очевидно, что в этот раз они были другие (по моим подозрениям, те которые в 2 раза дешевле. Внешне они немного меньше, и по цене существенно отличаются не в лучшую сторону). Естественно, взвешены они были как азербайджанские, по высокой цене. Техподдержка, похоже, даже не стала вникать в суть претензий, и сообщила, что томаты взвешены те, которые указаны в заказе.

        На все претензии, техподдержка предложила удовлетвориться промокодом на 250 рублей, что для меня выглядело скорее как издевательство. Только спустя день попыток общения с поддержкой, хотя бы вернули стоимость яиц на карту. После такого желания что-то заказывать в Перекрестке не возникало и вряд ли возникнет, перешёл на заказ из Вкусвилла.


  1. edogs
    06.12.2021 21:43
    +12

    Кому пришла в голову «светлая» идея придумать Х5-ид, в который каждый раз надо входить через смс код на телефон? Логины и пароли и запоминание входа выкинули как класс, даже, sic!, в мобильном приложении. Каждый раз — вбей телефон (запоминания нет даже логина! sic!), дождись смс, введи смс, после этого только добро пожаловать.

    И еще момент. 3 раза заказывали — каждый раз что-нибудь было не так, то привезут кучу молочки в последний день годности, то яйца побитые, то вес товара меньше чем заказывали.
    Окей, косяк сборщиков, но почему "нет технической возможности"© вернуть компенсацию сумму обратно на карту, а обязательно только бонусами, при чем у бонуса есть короткий срок годности ("нет технической возможности выдать без срока годности или с длинным"), при чем не совмещающимися с другими акциями ("нет технической возможности совмещать с другими акциями").
    В результате компенсация за «недоставку товара» уходит полностью на оплату доставки этого же товара (который надо разумеется купить) — магазин по факту вообще ничего не теряет (грубый пример: не доставили кило яблок, дали бонус 150р за это, делаем новый заказ — 150р уходит на доставку, а яблоки оплачиваешь бонусами… т.е. тратишь 150р из своего кармана, что бы получить непривезенное, от бонуса толка нет).

    p.s.: Учитесь у vprok — та же доставка из перекрестка, но уровень выше ощутимо.


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:12

      Нам известно о проблеме с X5 ID, спасибо, что обратили внимание на это. Сервис интегрирован только в начале сентября, и мы продолжаем работать над его качеством. Типовые ошибки встречаются, но мы стараемся оперативно их устранять.


  1. lab412
    06.12.2021 21:52
    +7

    скажите, а ускорить свой сайт вы можете? а то чтобы простой заказ сделать порой минуты приходится ждать пока сайт прогрузит десятки мегабайт скриптов. просто любое действие приводит к зависаниям на довольно длительный срок. мне кажется перемудрили вы и напихали больше чем надо пихать в страничку - вот и тупит. я купить хочу товар, а не мотать страничку туда сюда в ожидании прогрузки данных. не надо никаких бесконечных лент - они еще сильнее тупить начинают из за этого. ведь было в начале быстро и просто - а щас порой кажется что проще в реальный магазин сходить чем снова через этот ад проходить чтобы заказать что то...


    1. Sm1le291
      06.12.2021 23:18

      думаю там big дата скрипты генерит, она small не умеет!


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:13

      А вы точно про сайт экспресс-доставки «Перекрёстка»?) По нашим мониторингам мы не видим, что у пользователей возникают какие-либо проблемы с загрузкой. Если всё же да, то дайте, пожалуйста, информацию, какие именно страницы долго грузятся — мы детально посмотрим, в чем может быть проблема. 


  1. mobilz
    06.12.2021 21:58
    +8

    Ребят, спасибо за статью, но это никакая не "разработка", это скорее "маркетинг" или "продукт". Ставя лишние хабы, вы наберёте только негатив.

    Я разрабатывал SaveTime, ныне канувший в лету ) Мы сделали его за примерно за тот же срок, пол года, за это время было сделано 2 клиенстких аппа (иос, андроид), апп для сборщиков, апп для саппорта и интеграция с доставкой. Помимо этого, мы придумали экспресс доставку, так как (сюрприз) экспресс доставки до SaveTime из супермаркетов никто не делал. Была доставка день-в-день у АВ и Утконос, если повезёт.

    Поэтому, если вы за пол года сделали только клиентский прилож, с уже налаженной доставкой, поддержкой и админресурсом, увы, это не показатель.

    Очень интересно почитать про технологии, что вы юзали, если уж это в хабе резработки. Да и заявления типа "команда очень компактная"... по меркам каким? На этапе интеграции того же SaveTime в перик, ваш офис впечатлял, всегда казалось: "нахера все эти люди?", если вы это побороли, дак расскажите о этом. Кстати, вы в итоге возите из живых суперов/гиперов, или таки реализовали идею со складами для доставки?


    1. mobilz
      06.12.2021 22:17
      +1

      Ну и не постите статьи на ночь глядя, тем более если вы про маркетинг. Днём, в обед, вы получите куда больше просмотров и фидбэка.


      1. numb
        06.12.2021 23:37
        +1

        Возможно, сегодня, у них дедлайн по статье на хабр. Когда успели, тогда и выкатили релиз.


    1. edogs
      07.12.2021 02:46
      +1

      Кстати, вы в итоге возите из живых суперов/гиперов, или таки реализовали идею со складами для доставки?
      В гугл.плее есть 2 приложения по доставке из перекрестка, сайты тоже индивидуальные, оба от ТД перекресток, карта привязывается к обоим автоматом по телефону. Отличий по условиям достаточно много, включая цены. В контексте вопроса: тот что просто «перекресток — доставка» — таскает из ближайшего магазина, тот что «перекресток впрок» — возит со склада.


    1. Xeldos
      07.12.2021 08:59

      Не просто из живых, а из конкретного привязанного к адресу (у меня тут рядом два магазина на одинаковом расстоянии). А вот некоторое время назад, с полгода тому, могли возить из разных магазинов района - спокойно привозили хлеб, что печется в магазине в двух остановках автобуса


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:17

      Спасибо, что поделились своей историей :) Команда разработки в «Перекрёстке» действительно небольшая по меркам рынка — в ней около 10 человек. Несмотря на это, нам удалось добиться высокой скорости работы приложения — над аналогичными продуктами зачастую работают десятки человек.

      Про технологии, которые использовали, с удовольствием расскажем в следующем материале, спасибо за идею.

      Экспресс-доставка «Перекрёстка» доставляет товары из ближайшего к дому магазина. 


  1. dimsog
    06.12.2021 22:52

    Почему у пятерочки столько багов в приложении? Рейтинг в Google play это доказывает


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:18

      Приложение «Пятёрочки» — это отдельный продукт, мы не имеем к нему отношения.


  1. alexgreat7
    07.12.2021 03:09
    +2

    Вы бы лучше решили проблему с продажей баллов ваших клиентов в даркнете. Сколько раз у меня крали баллы - уже не сосчитать. (


  1. Vorchun
    07.12.2021 08:30
    +1

    И ни одного скрина в формате "было - стало" ну или метрик в таком же формате.


    1. X5RetailGroup Автор
      08.12.2021 10:22

      Спасибо за идею, в следующей статье с удовольствием расскажем про технологии, которые использовали и добавим метрики и скрины