Был на первом дне конференции LEAN Startup Russia 2015 (их ФБ группа).
Ниже краткий рассказ о докладах и немного фоточек (в конце поста).
Началось всё не айс. В письме с описанием того, как пройти к зданию (был в этом районе первый раз), было сказано что-то вроде «Последний вагон из центра, выходишь из метро, идешь налево, подземный переход, налево, еще один переход, 20 метров и вуаля, ты на месте». Вышел из метро, пошел налево, уперся в стену. Подземного перехода слева нет, он есть справа, зашел в него, вышел, дорога, а в пределах видимости никаких переходов и Space-клубов. Но, знаем мы эти московские шуточки для запутывания замкадышей. С помощью опроса таджиков, убирающих мусор и навыков спортивного ориентирования на местности, пошел направо через мост и метров через 200 нашел вход на территорию бизнес-центра.
Далее на входе проверка как в аэропорту, рамка, отобрали воду с собой (ещё один минус в карму организаторам). Долгое ожидание… и наконец не в 10_00, а в 10_40, начали зажигать. В промежутках между докладами ведущий (не девушка с Ильей Королевым, а другой, Ярик? не запомнил его имя) истошно орал «ЛЁН СТАРТАП РАША ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТЬ!!!», видимо, на случай, если люди забыли, где они находятся и пытался смешно каламбурить (всегда неудачно). Наркоман штоле? Вайфай ужасный, звук слишком громкий, балалайки в качестве звуковой отбивки… Как известно, больше всего претензий у бесплатных пользователей.
Началось. Кстати, заметил, что крутые спикеры сбоку стоят от экрана, а не по центру, чтобы легче было фоткать слайды презы.
Приветственная речь. Открытие конференции
Приветствие Ильи Королева (трекер ФРИИ) и Плосконосовой Юлии (LP Generator). Живенько, так.
Введение в Lean Startup. Как минимизировать потери на пути к успеху — Ильи Королев
Дальше Максим Плосконосов из LP Generator. Спич в духе патриота-государственника, русские круче всех, у нас все круче чем у США, Россия родина слонов, по объему ИТ-рынка РФ меньше США в 50 раз, но крутых проектов меньше всего в 2-3 раза, значит РФ круче США в 25 раз (50 / 2 как видит автор). В долине русские на 3м месте после китайцев и индусов и их намного больше, чем американцев. Видимо, кто-то очень хочет получить государственный грант. РукаЛицо.жпг
Далее, Михаил Романов (EY) из Эрнст и Янг. Консалтинг. Выводят стартапы на рынок (божился, что бесплатно, ага, консалтеры и бесплатно?), много делают для телекома тк больше всех генерят прибыли. Серьезный чувак.
Далее, Михаил Слободин из Билайн. Доклад «Фокус на клиента или как вернуть дух „бережливости“ в большую компанию». Шустрый, скользкий тип. Показал 10 слайдов как надо жить (есть на фото) + 11 слайд «не думай о деньгах, думай о работе».
Леонид Меламед — топ из РОСНО, МТС, АФК Система, Русснефть. Читал «Управление в условиях высокой
неопределенности. Уроки для корпорации и стартапа». Так себе. После фразы «Продукт строится 5~10 лет с годовыми циклами планирования», как-то народ заскучал. Не понятно, при чем тут lean и такие продукты (они тоже имеют право на жизнь, например в телекоме, но это совсем не про маленькие шустрые стартапы, а про монстрообразные проекты больших корпораций). Есть его доклад на фотках. У всех людей только 3 цели. Инвестор ~ доля рынка, доход инвестиций, престиж бренда. Сотрудник ~ ЗП, интересная работа, престиж работы. Клиент ~ качественный продукт, дешевый, престижный. С этим явно не согласен — есть всегда куча целей, из которых выбирается приоритетные. У работника, например, кроме 3х перечисленных еще важно — комфортное рабочее место, проф. рост, близость от дома, возможность удаленной работы, загран. командировки и мн.др.
Далее, панельная сессия: Михаил Слободин, Леонид Меламед, Андрей Романенко, Илья Оскольков-Ценципер
Модератор: Сергей Скрипников (ФРИИ). Разговор ни о чем, Михаил Слободин всё тянул одеяло на себя, рекламировал Билайн. Обещал всем Билайн юзерам по биг дате (по гео данным определить кто посетил конфу) прислать на телефон подарок (обманул), уже 22_00 на телефон ничего не пришло.
Перерыв на перекус (ура! бесплатные тарталетки с соком!)
Доклад «Ошибки в понимании Lean Startup». Аркадий Морейнис.
Аркадий зажег, молодец! Говорит, стартаперы делают 6 ошибок:
1) кидать говно на стену надеясь что оно прилипнет. Те генерят слишком много идей, а продукт никому не нужен. Метание от Б2С на б2б.
2) отсутствие 1 четкой гипотезы на каждой итерации, а проверяем много.
3) неправильно понимают MVP. Надо верно оценить способность самому сделать продукт. Люди с идеями не нужны, нужна способность самому все сделать, иначе у вас неполная команда.
4) не понимают критерии, что гипотеза проверена. Опрос людей это не проверка гипотезы, люди врут. Деньги или юзеры важны в контексте соотношение ARPU и CPA. Просто если знакомые купили у тебя это не аргумент, что проект полетит.
5) итерации по лендингам, а не итерация по продуктам. Т.е. надо менять продукт, а не его лендинг. Примеры ~ съедобные тарелки, убер для тарелок. Надо придумать разные варианты продуктов (90% денег) и проверять их как гипотезы, нужны ли они кому-то, а не оптимизировать (вылизывать, менять CPA-кнопку или красить её из синего в красный и наоборот) лендинг одного и того же придуманного продукта (10% денег).
6) замена мечты на лендинг с формами. Делать надо продукт, который порвет рынок, а не оптимизировать лендинг, выжать из него все что можно, получить какие то деньги и успокоиться.
Большая идея это ~ 3 подхода 1) делать не то что у других, 2) делать не так, как другие 3) продавать не тем, а другим. Минимум 1 из 3 должно быть.
Без #lean можно сделать отличный, но никому не нужный продукт. Аркадий каждый ВТ в 14:00 сидит в Хорошей республике на Мясницкой, бесплатно консультирует стартаперов (хитрый товарищ, отлично замаскировал свои услуги как инвестора, впрочем, у акул и мурен тоже отличная маскировка).
Далее доклад «Поиск ценности для клиента с помощью инструментов Customer Development» Роб Фитцпатрик — на англ.яз, то тут же синхронно переводили (зря, отличная дикция у чувака и понятно говорит, простыми словами, видно отшлифовал презу для рассказа самым примитивным существам с плохим знанием великого и могучего English-a)
Норм слайды, сфоткал все, ничего нового, но повторить полезно.
PS: Роб — автор отличной книги по CustDev-у «Спроси маму» — я написал на неё рецензию тут.
Далее «Дискуссионная панель: Зачем стартапам учиться методологии Lean Startup» Виктор Лысенко, Аркадий Морейнис, Евгений Гордеев, Максим Плосконосов, Андрей Григорьев Модератор: Алексей Обровец (крутой мужик!!! офигенно модерирует беседу, еще по #tceh заметил).
Морейнис сказал — надо задавать себе 6 вопросов «ПОЧЕМУ?» в книге лин стартап Эрика Риса ~ самое важное в лин в конце книги (к своему стыду, не смог вспомнить, чтобы читал в книге про эти «почему», о которых говорил Аркадий, видимо поэтому я еще не списке Форбс).
Морейнис говорит были три этапа в создании бизнесов:
1 этап ~ 95~98гг все делали сразу готовые бизнесы, а не стартапы.
2 этап ~ толпы бездельников «дядя дай денег» на мою мечту (он тоже приложил руку).
3 этап ~ сейчас лин этап — люди делают сами кучу всего, прежде чем искать инвесторов.
Кто то другой сказал — Надо делать лендинг, где прямо до момента оставить емайл и еще лучше заплатить кнопка. Пусть в момент оплаты сказать что платежный шлюз не работает, но главное проверить гипотезы, что а) продукт людям нужен б) они готовы за это заплатить в) этих людей много.
Доклад «Lean Startup в России» Дмитрий Калаев.
Молодец, чувствуется опыт в выступлениях, очень вальяжно без напряга выступил. Когда непонятно что делать, держать фокус куда бежим. Самое главное в стартапы быстро проверять гипотезы ~ 50шт за 3 мес. Стартап быстрый или мертвый. Менять 1 метрику зараз чтобы не влияли остальные. Лин не как меньше тратить, а как правильно тратить деньги. Лушче делать продукт для узкой ниши, а не много сегментов клиентов. Лучшие клиенты — вершина среднего класса. Есть деньги (не как у бедных людей) и не долгий цикл продаж как у крупного клиента. Не пилить крупные инфраструктурные вещи типа аппстора или sales force. Перед пилением лендинга поговорить и узнать клиента. Потенциал роста есть всегда.
Доклад «Дымчатые тесты» и case study. Fake it until you make it" Марвин Ляо*. На англ яз, но все понятно. Делать дымчатые тесты, т.е. как можно более дешево проверять гипотезы. Не пилить сразу функцию, а сделать емайл рассылку, чтобы те, кому функция нужна, заплатили — по конверсии посчитать, нужно ли это кому то. Рост бизнеса через AARRR метрики, из которых главное в воронке это 1) активация и 2) ретеншн. AARRR = Acquisition, Activation, Retention, Revenue, Referral.
Интервью (online) Брент Купер*
Lean startup all have to use! (спасибо, а мы и не знали!) Zappos — крутой пример MVP, как дешево и быстро проверить гипотезу. Lean нужно инвесторам в 1 очередь, затем предпринимателю, затем уже государству. Рост экономики это в 1 очередь рост малого бизнеса. Государство должно делать конфы, места для стартапов, перестать поддерживать крупные компаний (ага, вот щаз возьмут и распилят Газпром на 50 мелких компаний smile emoticon и триллионы в РЖД перестанут спонсировать перевозки, чувак явно не в курсе ситуации в РФ).
Доклад «Lean HR» Алена Владимирская
Молодец, очень круто! Хотя непонятно почему, очень волновалась (или я просто не люблю высокие женские голоса)
Хантить основу команды нельзя. Нужны вначале единомышленники, кто верит в идею и хочет вырасти в млрд бизнес. Везде надо евангелить свой проект, искать кофаундера на конфе. Кстати, недавно в ФБ была история, где фаундеры проработали идею, а программить нашли кофаундера прогера. Он все сделал, а потом взял исходники и опубликовал под своим именем в Гугл Плей, т.е. украл идею — см. историю про InstaPry / FeedPry.
Главзлодей Ярослав Рыбалка активно отбивается в комментах. Так вот, в комментах высказали хорошую мысль, что проблема возникла из-за того, что нашли кофаундера на стартап-конфе. Там дескать, хоть и дизеры и прогеры встречаются, но в душе они предприниматели, а значит не будут испытывать душевные сомнения если украдут идею. Так, что может как раз лучше CTO искать в скучных госконторах, чтобы они только програмили, а продажи, аналитика, фандрайзинг был у лидера проекта (чтобы прогеру не было смысла кидать лидера, чтобы самому не заниматься его тяжелой и неблагодарной работой). Не все в команде должны быть харизматики. Комфортно должно быть вместе. В течение 3 дней все говорят аргументы по идее / гипотезе, но когда решение принято, оно исполняется, а не обсуждается, как в армии до момента получения анализов или результата решения. Конечное решение за ответственным за этот фронт работ. В письме все ключевые решения фиксировать, особенно доли фиксировать и как из них делиться. Доли давать постепенно, тк многие уйдут, а их доли у них остались те они пассажиры. Прописывать доли по изменяемым показателям. Даю тебе 9% при достижении следующих показателей за след 3 года. Те 3% в каждый год. Когда начинаем нанимать более 50 чел, компания меняется. Тк возникают 1~2 прослойки руководителей. Раз в неделю все собираются и обсуждать, что происходит. Надо хвалить людей, чтобы было комфортно и хорошии аргументы работать в стартапе, а не в биг компании. Используйте при найме удаленников. Не юзать студии, тк отсутствие своей дев команды это биг минус для инвесторов. Брать менторов, многие бесплатно (им опыт если нравится продукт) даже или за маленькую долю. 0.5~3%. Делить долю по времени и результатам.
Программное выступление и итоги дня
Максим Плосконосов ~ итоги 1 дня. На lp generator можно зайти сделать себе лендинг и проверять идеи. Реклама.
PS: Онлайн за 1тыс руб можно смотреть только живые трансляции, а не записи.
На этом всё. 1 день был бесплатный. На 2 и 3 дни не пойду — стоят 12/17тыр. Во-первых, жалко денег. Во-вторых, концепция бережливого стартапа, коей я овладел на 1м дне почти полностью, предполагает, что надо экономить деньги для достижения результата. Уверен, в теории я узнал / понял, почти всё, что надо для работы в стиле learn, осталось дело за практикой. Но если организаторы или френды позовут бесплатно посетить на 2-3 дни конфы (в рамках поддержки пишущей прессы), то обращайтесь, я же не зверь какой, всегда готов к взаимовыгодному сотрудничеству!
PS: Фотки с конференции от меня и от организаторов (маленькие и те же самые, но большие).
Ниже краткий рассказ о докладах и немного фоточек (в конце поста).
Началось всё не айс. В письме с описанием того, как пройти к зданию (был в этом районе первый раз), было сказано что-то вроде «Последний вагон из центра, выходишь из метро, идешь налево, подземный переход, налево, еще один переход, 20 метров и вуаля, ты на месте». Вышел из метро, пошел налево, уперся в стену. Подземного перехода слева нет, он есть справа, зашел в него, вышел, дорога, а в пределах видимости никаких переходов и Space-клубов. Но, знаем мы эти московские шуточки для запутывания замкадышей. С помощью опроса таджиков, убирающих мусор и навыков спортивного ориентирования на местности, пошел направо через мост и метров через 200 нашел вход на территорию бизнес-центра.
Далее на входе проверка как в аэропорту, рамка, отобрали воду с собой (ещё один минус в карму организаторам). Долгое ожидание… и наконец не в 10_00, а в 10_40, начали зажигать. В промежутках между докладами ведущий (не девушка с Ильей Королевым, а другой, Ярик? не запомнил его имя) истошно орал «ЛЁН СТАРТАП РАША ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТЬ!!!», видимо, на случай, если люди забыли, где они находятся и пытался смешно каламбурить (всегда неудачно). Наркоман штоле? Вайфай ужасный, звук слишком громкий, балалайки в качестве звуковой отбивки… Как известно, больше всего претензий у бесплатных пользователей.
Началось. Кстати, заметил, что крутые спикеры сбоку стоят от экрана, а не по центру, чтобы легче было фоткать слайды презы.
Приветственная речь. Открытие конференции
Приветствие Ильи Королева (трекер ФРИИ) и Плосконосовой Юлии (LP Generator). Живенько, так.
Введение в Lean Startup. Как минимизировать потери на пути к успеху — Ильи Королев
Дальше Максим Плосконосов из LP Generator. Спич в духе патриота-государственника, русские круче всех, у нас все круче чем у США, Россия родина слонов, по объему ИТ-рынка РФ меньше США в 50 раз, но крутых проектов меньше всего в 2-3 раза, значит РФ круче США в 25 раз (50 / 2 как видит автор). В долине русские на 3м месте после китайцев и индусов и их намного больше, чем американцев. Видимо, кто-то очень хочет получить государственный грант. РукаЛицо.жпг
Далее, Михаил Романов (EY) из Эрнст и Янг. Консалтинг. Выводят стартапы на рынок (божился, что бесплатно, ага, консалтеры и бесплатно?), много делают для телекома тк больше всех генерят прибыли. Серьезный чувак.
Далее, Михаил Слободин из Билайн. Доклад «Фокус на клиента или как вернуть дух „бережливости“ в большую компанию». Шустрый, скользкий тип. Показал 10 слайдов как надо жить (есть на фото) + 11 слайд «не думай о деньгах, думай о работе».
Леонид Меламед — топ из РОСНО, МТС, АФК Система, Русснефть. Читал «Управление в условиях высокой
неопределенности. Уроки для корпорации и стартапа». Так себе. После фразы «Продукт строится 5~10 лет с годовыми циклами планирования», как-то народ заскучал. Не понятно, при чем тут lean и такие продукты (они тоже имеют право на жизнь, например в телекоме, но это совсем не про маленькие шустрые стартапы, а про монстрообразные проекты больших корпораций). Есть его доклад на фотках. У всех людей только 3 цели. Инвестор ~ доля рынка, доход инвестиций, престиж бренда. Сотрудник ~ ЗП, интересная работа, престиж работы. Клиент ~ качественный продукт, дешевый, престижный. С этим явно не согласен — есть всегда куча целей, из которых выбирается приоритетные. У работника, например, кроме 3х перечисленных еще важно — комфортное рабочее место, проф. рост, близость от дома, возможность удаленной работы, загран. командировки и мн.др.
Далее, панельная сессия: Михаил Слободин, Леонид Меламед, Андрей Романенко, Илья Оскольков-Ценципер
Модератор: Сергей Скрипников (ФРИИ). Разговор ни о чем, Михаил Слободин всё тянул одеяло на себя, рекламировал Билайн. Обещал всем Билайн юзерам по биг дате (по гео данным определить кто посетил конфу) прислать на телефон подарок (обманул), уже 22_00 на телефон ничего не пришло.
Перерыв на перекус (ура! бесплатные тарталетки с соком!)
Доклад «Ошибки в понимании Lean Startup». Аркадий Морейнис.
Аркадий зажег, молодец! Говорит, стартаперы делают 6 ошибок:
1) кидать говно на стену надеясь что оно прилипнет. Те генерят слишком много идей, а продукт никому не нужен. Метание от Б2С на б2б.
2) отсутствие 1 четкой гипотезы на каждой итерации, а проверяем много.
3) неправильно понимают MVP. Надо верно оценить способность самому сделать продукт. Люди с идеями не нужны, нужна способность самому все сделать, иначе у вас неполная команда.
4) не понимают критерии, что гипотеза проверена. Опрос людей это не проверка гипотезы, люди врут. Деньги или юзеры важны в контексте соотношение ARPU и CPA. Просто если знакомые купили у тебя это не аргумент, что проект полетит.
5) итерации по лендингам, а не итерация по продуктам. Т.е. надо менять продукт, а не его лендинг. Примеры ~ съедобные тарелки, убер для тарелок. Надо придумать разные варианты продуктов (90% денег) и проверять их как гипотезы, нужны ли они кому-то, а не оптимизировать (вылизывать, менять CPA-кнопку или красить её из синего в красный и наоборот) лендинг одного и того же придуманного продукта (10% денег).
6) замена мечты на лендинг с формами. Делать надо продукт, который порвет рынок, а не оптимизировать лендинг, выжать из него все что можно, получить какие то деньги и успокоиться.
Большая идея это ~ 3 подхода 1) делать не то что у других, 2) делать не так, как другие 3) продавать не тем, а другим. Минимум 1 из 3 должно быть.
Без #lean можно сделать отличный, но никому не нужный продукт. Аркадий каждый ВТ в 14:00 сидит в Хорошей республике на Мясницкой, бесплатно консультирует стартаперов (хитрый товарищ, отлично замаскировал свои услуги как инвестора, впрочем, у акул и мурен тоже отличная маскировка).
Далее доклад «Поиск ценности для клиента с помощью инструментов Customer Development» Роб Фитцпатрик — на англ.яз, то тут же синхронно переводили (зря, отличная дикция у чувака и понятно говорит, простыми словами, видно отшлифовал презу для рассказа самым примитивным существам с плохим знанием великого и могучего English-a)
Норм слайды, сфоткал все, ничего нового, но повторить полезно.
PS: Роб — автор отличной книги по CustDev-у «Спроси маму» — я написал на неё рецензию тут.
Далее «Дискуссионная панель: Зачем стартапам учиться методологии Lean Startup» Виктор Лысенко, Аркадий Морейнис, Евгений Гордеев, Максим Плосконосов, Андрей Григорьев Модератор: Алексей Обровец (крутой мужик!!! офигенно модерирует беседу, еще по #tceh заметил).
Морейнис сказал — надо задавать себе 6 вопросов «ПОЧЕМУ?» в книге лин стартап Эрика Риса ~ самое важное в лин в конце книги (к своему стыду, не смог вспомнить, чтобы читал в книге про эти «почему», о которых говорил Аркадий, видимо поэтому я еще не списке Форбс).
Морейнис говорит были три этапа в создании бизнесов:
1 этап ~ 95~98гг все делали сразу готовые бизнесы, а не стартапы.
2 этап ~ толпы бездельников «дядя дай денег» на мою мечту (он тоже приложил руку).
3 этап ~ сейчас лин этап — люди делают сами кучу всего, прежде чем искать инвесторов.
Кто то другой сказал — Надо делать лендинг, где прямо до момента оставить емайл и еще лучше заплатить кнопка. Пусть в момент оплаты сказать что платежный шлюз не работает, но главное проверить гипотезы, что а) продукт людям нужен б) они готовы за это заплатить в) этих людей много.
Доклад «Lean Startup в России» Дмитрий Калаев.
Молодец, чувствуется опыт в выступлениях, очень вальяжно без напряга выступил. Когда непонятно что делать, держать фокус куда бежим. Самое главное в стартапы быстро проверять гипотезы ~ 50шт за 3 мес. Стартап быстрый или мертвый. Менять 1 метрику зараз чтобы не влияли остальные. Лин не как меньше тратить, а как правильно тратить деньги. Лушче делать продукт для узкой ниши, а не много сегментов клиентов. Лучшие клиенты — вершина среднего класса. Есть деньги (не как у бедных людей) и не долгий цикл продаж как у крупного клиента. Не пилить крупные инфраструктурные вещи типа аппстора или sales force. Перед пилением лендинга поговорить и узнать клиента. Потенциал роста есть всегда.
Доклад «Дымчатые тесты» и case study. Fake it until you make it" Марвин Ляо*. На англ яз, но все понятно. Делать дымчатые тесты, т.е. как можно более дешево проверять гипотезы. Не пилить сразу функцию, а сделать емайл рассылку, чтобы те, кому функция нужна, заплатили — по конверсии посчитать, нужно ли это кому то. Рост бизнеса через AARRR метрики, из которых главное в воронке это 1) активация и 2) ретеншн. AARRR = Acquisition, Activation, Retention, Revenue, Referral.
Интервью (online) Брент Купер*
Lean startup all have to use! (спасибо, а мы и не знали!) Zappos — крутой пример MVP, как дешево и быстро проверить гипотезу. Lean нужно инвесторам в 1 очередь, затем предпринимателю, затем уже государству. Рост экономики это в 1 очередь рост малого бизнеса. Государство должно делать конфы, места для стартапов, перестать поддерживать крупные компаний (ага, вот щаз возьмут и распилят Газпром на 50 мелких компаний smile emoticon и триллионы в РЖД перестанут спонсировать перевозки, чувак явно не в курсе ситуации в РФ).
Доклад «Lean HR» Алена Владимирская
Молодец, очень круто! Хотя непонятно почему, очень волновалась (или я просто не люблю высокие женские голоса)
Хантить основу команды нельзя. Нужны вначале единомышленники, кто верит в идею и хочет вырасти в млрд бизнес. Везде надо евангелить свой проект, искать кофаундера на конфе. Кстати, недавно в ФБ была история, где фаундеры проработали идею, а программить нашли кофаундера прогера. Он все сделал, а потом взял исходники и опубликовал под своим именем в Гугл Плей, т.е. украл идею — см. историю про InstaPry / FeedPry.
Главзлодей Ярослав Рыбалка активно отбивается в комментах. Так вот, в комментах высказали хорошую мысль, что проблема возникла из-за того, что нашли кофаундера на стартап-конфе. Там дескать, хоть и дизеры и прогеры встречаются, но в душе они предприниматели, а значит не будут испытывать душевные сомнения если украдут идею. Так, что может как раз лучше CTO искать в скучных госконторах, чтобы они только програмили, а продажи, аналитика, фандрайзинг был у лидера проекта (чтобы прогеру не было смысла кидать лидера, чтобы самому не заниматься его тяжелой и неблагодарной работой). Не все в команде должны быть харизматики. Комфортно должно быть вместе. В течение 3 дней все говорят аргументы по идее / гипотезе, но когда решение принято, оно исполняется, а не обсуждается, как в армии до момента получения анализов или результата решения. Конечное решение за ответственным за этот фронт работ. В письме все ключевые решения фиксировать, особенно доли фиксировать и как из них делиться. Доли давать постепенно, тк многие уйдут, а их доли у них остались те они пассажиры. Прописывать доли по изменяемым показателям. Даю тебе 9% при достижении следующих показателей за след 3 года. Те 3% в каждый год. Когда начинаем нанимать более 50 чел, компания меняется. Тк возникают 1~2 прослойки руководителей. Раз в неделю все собираются и обсуждать, что происходит. Надо хвалить людей, чтобы было комфортно и хорошии аргументы работать в стартапе, а не в биг компании. Используйте при найме удаленников. Не юзать студии, тк отсутствие своей дев команды это биг минус для инвесторов. Брать менторов, многие бесплатно (им опыт если нравится продукт) даже или за маленькую долю. 0.5~3%. Делить долю по времени и результатам.
Программное выступление и итоги дня
Максим Плосконосов ~ итоги 1 дня. На lp generator можно зайти сделать себе лендинг и проверять идеи. Реклама.
PS: Онлайн за 1тыс руб можно смотреть только живые трансляции, а не записи.
На этом всё. 1 день был бесплатный. На 2 и 3 дни не пойду — стоят 12/17тыр. Во-первых, жалко денег. Во-вторых, концепция бережливого стартапа, коей я овладел на 1м дне почти полностью, предполагает, что надо экономить деньги для достижения результата. Уверен, в теории я узнал / понял, почти всё, что надо для работы в стиле learn, осталось дело за практикой. Но если организаторы или френды позовут бесплатно посетить на 2-3 дни конфы (в рамках поддержки пишущей прессы), то обращайтесь, я же не зверь какой, всегда готов к взаимовыгодному сотрудничеству!
PS: Фотки с конференции от меня и от организаторов (маленькие и те же самые, но большие).
Aquary
Доклад Морейниса единственный разрешили выложить в сеть, вот он:
Очень, очень бодро.