Посетил финальный демо-день HSE{Inc}. 19 команд представили свои проекты экспертам венчурных фондов, корпораций, стратегическим партнерам, менторам и журналистам. Проекты работают в разных отраслевых сегментах: IT-сервисы, мобильные приложения, IoT, медицинские трекеры, роботы и приборы для сканирования.
Первое впечатление от выступлений — неожиданно высокий уровень подготовки команд, вполне сравнимый с проектами ФРИИ или Яндекс.Кемп. Честно говоря, ожидал совсем другого, так как бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ НЕ дает деньги, НЕ покупает идеи и НЕ берет долю. Трудно ожидать чего-то выдающегося от стартапов, если их не пинают по яйцам, а помещают в тепличные условия коворкинга, читают лекции, обеспечивают менторами и экспертизой.
О хорошем закончим, теперь о грустном. С одной стороны, выступающие говорили правильные слова — Customer development, Lean startup, MVP. Однако на деле, многие побоялись поговорить с клиентами. Get Out of the Building! Зато нарисовали шикарные “клюшки” на графике прогноза выручки, хотя реальных продаж нет. Самые смелые гарантировали прибыль через 2 года в 1млрд. руб при вложенных 18 млн руб.
Многие ищут смешные деньги: 10-15тыс $ на разработку прототипа и тестирование гипотез. Ребята, вы же студенты! Времени — завались! У вас в команде по 5 человек. Любой вменяемый инвестор или бизнес-ангел отправит вас на 1-2 месяца заработать эти небольшие средства в ближайший Макдональдс. И только потом, после создания прототипа, работы 3+ месяца на рынке и выхода на безубыточность имеет смысл искать венчурные инвестиции на масштабирование.
Возможно, это совсем ранняя предпосевная стадия и потенциальный бизнес-ангел заранее смирился с тем, что в схеме FFF он занимает почётное место (не семьи или друга). Одним словом, трудно понять, где заканчивается студенческая самодеятельность и начинается реальный бизнес. Раньше студенты участвовали в КВН, а теперь играются в стартапы.
Привожу описания выступавших команд и их ответы на вопросы экспертов. Также доступна брошюра от бизнес-инкубатора ВШЭ. Все презентации проектов можно скачать здесь.
Фото лидеров команд:
В заключение, кто-то из экспертов сказал, что от презентаций он ждёт всего 2 вещей:
Соглашусь с мнением эксперта. Красивые графики не имеют значения. Реальные финансовые результаты и общение с клиентом покажут жизнеспособность бизнеса.
Первое впечатление от выступлений — неожиданно высокий уровень подготовки команд, вполне сравнимый с проектами ФРИИ или Яндекс.Кемп. Честно говоря, ожидал совсем другого, так как бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ НЕ дает деньги, НЕ покупает идеи и НЕ берет долю. Трудно ожидать чего-то выдающегося от стартапов, если их не пинают по яйцам, а помещают в тепличные условия коворкинга, читают лекции, обеспечивают менторами и экспертизой.
О хорошем закончим, теперь о грустном. С одной стороны, выступающие говорили правильные слова — Customer development, Lean startup, MVP. Однако на деле, многие побоялись поговорить с клиентами. Get Out of the Building! Зато нарисовали шикарные “клюшки” на графике прогноза выручки, хотя реальных продаж нет. Самые смелые гарантировали прибыль через 2 года в 1млрд. руб при вложенных 18 млн руб.
Многие ищут смешные деньги: 10-15тыс $ на разработку прототипа и тестирование гипотез. Ребята, вы же студенты! Времени — завались! У вас в команде по 5 человек. Любой вменяемый инвестор или бизнес-ангел отправит вас на 1-2 месяца заработать эти небольшие средства в ближайший Макдональдс. И только потом, после создания прототипа, работы 3+ месяца на рынке и выхода на безубыточность имеет смысл искать венчурные инвестиции на масштабирование.
Возможно, это совсем ранняя предпосевная стадия и потенциальный бизнес-ангел заранее смирился с тем, что в схеме FFF он занимает почётное место (не семьи или друга). Одним словом, трудно понять, где заканчивается студенческая самодеятельность и начинается реальный бизнес. Раньше студенты участвовали в КВН, а теперь играются в стартапы.
Привожу описания выступавших команд и их ответы на вопросы экспертов. Также доступна брошюра от бизнес-инкубатора ВШЭ. Все презентации проектов можно скачать здесь.
- Netbell HRM
Онлайн-система управления персоналом розничной сети для компаний среднего и крупного бизнеса, которая позволяет повысить эффективность работы персонала и снизить затраты на учёт отработки за счёт повышения качества планирования и автоматизации процессов учёта рабочего времени.
Что делает ваша система? Составление табеля работы персонала с учетом необходимой загрузки магазина.
Ваши клиенты магазины? Нет, любые компании.
Кому и за сколько продали пилотную версию? Спортмастер, положительные отзывы.
- SoundFunding
Платформа для прямого взаимодействия фанатов с музыкантами. Фанаты могут пригласить артиста в любой город, повлиять на то, приедет он туда, или нет, покупая билеты на неподтверждённый концерт по принципу краудфандинга. Концертные промоутеры могут снизить риски организации, легко проверяя спрос.
Как вы решите проблему, что артисты планируют свои выступления на пару лет вперед? У известных групп всё расписано, но мы работаем с малыми группами, где нужно подтвердить спрос и окупаемость концерта в конкретном городе.
- InterYou + преза
Мобильное приложение оплачиваемых опросов. Компании-заказчики оплачивают проведение исследований спроса на свой продукт, а пользователи зарабатывают деньги, высказывая своё мнение. Потратить средства они могут на благотворительность, партнёрские купоны или вывести на свой электронный кошелёк.
Как вы гарантируете, что на вопросы отвечает именно целевая аудитория? При регистрации пользователь заполняет анкету о себе.
- Пульсир + преза
Платформа, которая собирает на своей площадке заявки на адресную помощь нуждающимся через благотворительные фонды. Представляет собой сайт и мобильное приложение, где благотворители могут оказать адресную помощь и получать информацию о том, куда были потрачены средства и как они помогли адресату.
Как проконтролировать куда пойдут пожертвования? В личном кабинете на сайте будет статистика по платежам и все события, которые произошли с объектом пожертвования.
Как зарабатываете? Транзакции (2.6% с каждого платежа), сувениры, подъем анкет.
Как люди узнают про ваш сервис? Партнерские акции, реклама, SMM.
- VendoPay + преза
Программно-аппаратный комплекс для производителей вендинговых аппаратов, позволяющий производить безналичную оплату услуг вендинговых машин.
Есть ли у людей решаемая вами проблема (у каждого автомата есть размен и выдача сдачи)? Владельцам аппаратов удобнее принимать безнал.
Сколько стоит ваше устройство? 6-10тыс руб.
Какую технологию используете для взаимодействия? Сотовая связь, WiFi.
Как обеспечиваете безопасность? Будет делать наш партнер процессинга.
Срок окупаемости вашего решения? Не ответили.
Есть прототип? Да.
- TherMom + преза
Носимое устройство, которое позволяет молодым родителям знать о самочувствии ребенка при помощи системы анализа основных показателей жизнедеятельности.
Стоимость устройства? 3-5тыс руб, но также другие модели монетизации — устройство бесплатно, но платно получение данных.
Кто аудитория? Молодые родители.
Ваши конкуренты? Обычный градусник, но у нас данные в динамике.
У вас есть дети? 2 племянников.
Есть особые требования к устройствам, носимым детьми (вес, материалы), что у вас с этим? Нам нужны инвестиции, чтобы узнать все эти параметры, алгоритмы, поработать с фокус-группами.
Может стоит выбрать другую ЦА? Да, это также будет полезно рабочим на вредных производствах.
Себестоимость устройства? 1тыс. руб.
Зачем вам деньги? Реклама, пром. дизайн.
- Мойдодыр
Квадрокоптер для проведения промышленной мойки окон зданий. Специальное устройство крепления щеток. Облачное управление устройствами (группами коптеров).
Ваша себестоимость мойки 1кв.м. стекла? 10руб и снижается, т.к. появляются новые батареи.
Как контролируете качество чистки? Есть разные виды мойки.
Кто клиентские сегменты? B2B кто раз в год проводят тендеры. Хотим выйти на B2C где люди на дом будут вызывать дроны.
Когда у вас запуск в пилот? Конец 2016г.
Уже есть стартап, кто к 2016г. покроет все стекла не загрязняющейся пленкой, что будете делать? Станет с ними партнерами.
- ROBO-DESiGN
Лаборатория лучших роботов. Проектно-дизайнерское бюро по разработке новых моделей роботов, кастомизированных для продажи продуктов и услуг в торговых центрах и банках, развлечения в общественных местах и рекламы на выставках.
В чем ваш продукт? Более хорошие роботы.
Какой ВУЗ заканчивали? Новосибирский ГТУ.
- Пыльца.Club + преза
Мобильное приложение для мониторинга пыльцевой активности для аллергиков. Позволяет аллергикам заранее получать информацию об опасных для них местах за счет информации, собираемых от других аллергиков и специальных служб.
Что вы даете клиенту? Информацию об аллергенах, когда и куда уехать.
Работаете с B2B мед компаниями? Работаем над этим.
С какой точностью даете информацию о пыльце (город, улица, дом)? На уровне радиуса 40км(город, область).
Если ли у вас гарантии и ответственность за работу сервиса? Рекомендаций не даем, только информируем.
- QScan + преза
Носимый молекулярный сканер жидкостей – «мини-лаборатория в кармане», применяется для определения уровня загрязнения воды, состава напитков. Предполагает развитие в формате карты сканированных продуктов для городских потребителей.
За счет чего вы делаете это дешевле? Делаем анализ воды по её фото и big data и мат. моделям.
Где берете данные для сравнения? Данных нет, нужно RND и краудсорсинг.
В чем новизна? В алгоритмах, но не запатентовано.
Даете ли справку или заключение как другие лаборатории? Нет, просто прибор для личного пользования.
Почему не продемонстрировали прибор? Некрасивый, сделаем другой.
- IntraLife
Корпоративное приложение для мобильных устройств, ускоряющее процесс доставки информации между сотрудниками компании. Позволяет систематизировать рабочие документы, мгновенно распространять необходимую информацию среди сотрудников, а также обеспечивать их доступ к необходимым информационным материалам, справочникам и просто оперативно общаться друг с другом.
Знаете ли вы своего клиента, зачем это ему? Площадка для распространения информации сотрудникам компании.
Какой цикл внедрения у клиента? 1-6 мес.
Стоимость? 1.2млн руб независимо от количества интеграций любых сервисов компании.
Кто ваш целевой покупатель в компаниях? руководитель HR, IT.
- QuBeQu + преза
Онлайн-сервис, помогающий управленцам малых предприятий анализировать и контролировать бизнес компании, принимать управленческие решения. Сводит вместе данные из разных систем для бизнеса: рекламы, CRM, 1C; Excel, Google Spreadsheets и систем собственной разработки, позволяет строить по этим данным сводные отчеты, графики – для отслеживания KPI, эффективности маркетинга, анализа продаж и финансов.
В чем ваше преимущество? Легкий ввод данных помимо Excel, настройка взаимодействия данных без программиста.
Какова трудоемкость по внедрению вашего решения? Заказчик может сам за 1 день всё настроить.
- ForceCUBE
Сервисная платформа для традиционной розницы, которая позволяет увеличить продажи и маржинальность бизнеса через целевое таргетирование, цифровое наблюдение за поведением потребителей, повышение лояльности покупателей.
Как это работает? Радиомаяки (beacon).
Есть уже внедрения? Проекту 1.5 года, долгие переговоры с сетями, внедрений нет.
Что вы умеете делать лучше всего? Снятие данных с маяка.
- VisCast
Устройство беспроводной передачи звука и видео с любого источника на мобильные устройства. Аудио-стриминг для конференций. Устройство не повышает уровень шума вокруг себя, может быть использовано для синхронного перевода на конференциях, театральных постановках.
Есть внедрения? Аэропорт Шереметьево (не успешно), торговый центр (успешно, т.к. по видео говорили персональную скидку).
Не будет ли глушиться сигнал от других магазинов или устройств? Нет
- Робот-вездеход
Шагающий транспортный робот для покорения труднопроходимых мест.
У вас есть только дизайн, прототип есть? Прототипа нет.
Почему вам интересны именно такие роботы? Я из тайги.
- SharpSuits + преза
Модульный кибербионический костюм, который позволяет считывать и воспроизводить движения и ощущения человека. Позволяет быстро освоить любой навык, даёт реалистичные ощущения объектов и явлений виртуальной среды.
Что уже есть? Перчатки, воспроизводство движений, имитация тактильных ощущений (погладить котика).
Продажи? Нет, т.к. для каждого человека своя настройка.
Вам нужны 18млн. руб, в год вы планируете зарабатывать несколько миллиардов рублей? Рынок большой, диджитал, транзакции с рынка обучающих услуг (обучение игры на муз. инструментах).
Команда? Большая, к.т.н., Microsoft, Сколково, нейробиология, эксперт из университета Дьюка / США.
- АМПИ
Настольное зарядное устройство для электроники и гаджетов, применяется в кафе и ресторанах.
Конкуренты? Павербанки, полевых испытаний нет.
Не проще ли кафе сделать розетки на каждом столике? Им это дорого и неудобно.
Исследовали рынок. что посетителей меньше там, где нет розеток? Да, подтвердилось.
Будет ли устройство распечатывать чеки? Сейчас нет, потом да.
- ShockTrack + преза
Портативный датчик определения силы удара для ранней диагностики черепно-мозговых и иных травм (в спорте, на производстве, в строительстве).
Что регистрирует датчик? Ускорение шлема и факт травмы.
Зачем вы этим занялись? Занимаюсь спортом, получил 2 ЧМТ.
Почему хотите сами продавать, а не через продавцов спорт инвентаря? Это доп. канал продаж.
Зачем это нужно? Ребенок не говорит, получив травму.
На чем тестировали прибор? Только на 1м основателе.
- Астрон-М
Платформа для управления микроклиматом, системой полива в теплицах, оранжереях, зимних садах, «домашних клумбах».
Что вы продаете? Коробку с набором датчиков и набором реле, которые закрывают / открывают шторы, регулируют температуру и др.
Себестоимость? 6тыс. руб.
Где взять приводы? Делают партнеры (форточки, контроллеры, вентилятор).
Как сейчас решают проблему? У всех проблема как отопить теплицу, топят дармовым теплом из ближайшей теплотрассы.
Фото лидеров команд:
В заключение, кто-то из экспертов сказал, что от презентаций он ждёт всего 2 вещей:
- Как сейчас люди решают проблему.
- Историю “медового месяца” — как у клиента улучшилась жизнь, после вашего решения.
Соглашусь с мнением эксперта. Красивые графики не имеют значения. Реальные финансовые результаты и общение с клиентом покажут жизнеспособность бизнеса.