Сегодня на рынке огромное количество курсов, предлагающих легко и быстро стать тестировщиком, но так ли это, все ли курсы одинаково полезны? Когда я решила изменить свою жизнь и снова пошла учиться, всё оказалось совсем непросто. Окончив половину годового курса и получив представление о профессии, я поняла, что что-то идет не так. Вот только вопрос: что-то не так со мной или с курсом? Я нашла онлайн школу с противоположным подходом к обучению, которая очень заинтересовала и вдохновила меня. Надеюсь, что мой опыт прохождения двух таких разных курсов поможет кому-то определиться с выбором.
Почему я решила сменить профессию
Здравствуйте, меня зовут Екатерина, 11 лет я работаю учителем математики в средней школе и в прошлом году решила сменить профессию. Как и почему это произошло, а также – что из этого получилось я решила написать в этой статье.
В 16 лет трудно понять, чем хочется заниматься в жизни, и я пошла по пути, традиционному для моей семьи – стала учителем как мама, бабушка, прадед. Окончила педагогический университет и начала работать в школе. Работать всегда было тяжело, причем совсем даже не с детьми, а в самой системе народного образования. Учитель должен успевать всё: проводить уроки, дополнительные занятия с одаренными детьми и, естественно, отдельно с неуспевающими, проверять тетради, готовить занятия на следующий день, участвовать в профессиональных конкурсах, готовить детей к участию в конкурсах и многое-многое другое. А если у педагога есть классное руководство, то объем работы увеличивается вдвое. Естественно, всё успеть невозможно, всегда приходится чем-то жертвовать, а это несет чувство неудовлетворенности – ты что-то не успеваешь, где-то ты обязательно сработаешь плохо. В этой бесконечной гонке легко потеряться и забыть о самом себе и своей семье.
В прошлом году мне дали выпускной, 9 класс. Это был второй год пандемии, у ребят и так бесконечно менялись педагоги, да ещё и выпуск перед ними счастливо избежал экзаменов. Ученики искренне считали, что им экзамены тоже отменят, что учиться совсем не обязательно. С этим классом я поняла очень важную вещь – я больше не хочу работать с людьми, не нацеленными на результат. Я работала, работала и работала, по 10 часов в будни проводила в школе, сидела по выходным, пыталась разработать эффективную систему подготовки, восполнить пробелы в знаниях учащихся, заинтересовать их, смотивировать. Но все мои усилия уходили в никуда – в начале года из 24 человек со входным контролем справились только 3. В феврале была региональная репетиция экзамена по математике, во всех 9 классах было по 2-3 «двойки», у меня – 9. По сравнению с началом года для класса это был огромный успех, но для школы это был провал, и я «сломалась». Я поняла, что больше не хочу и не могу работать в сфере, где результат твоей работы от тебя зависит меньше, чем наполовину. Я хочу работать с людьми, которые заинтересованы в качестве своей работы так же, как и я. И я решила сменить сферу деятельности.
Почему в IT?
Поняв, что надо менять профессию, я начала мониторить ситуацию на рынке труда и образовательных услуг. Получать второе высшее образование оказалось дорого и долго. Профессии, которые не требуют квалификации всегда были низкооплачиваемыми, а материальный аспект крайне важен, когда есть семья и маленькие дети. Если хочешь сменить род деятельности знания просто необходимы, значит, надо найти курсы, которые можно пройти достаточно быстро и не очень дорого (по сравнению со вторым высшим образованием, конечно). Перед глазами был пример успешной смены сферы профессиональной деятельности моих кузин: одна стала дизайнером интерфейсов, вторая - UX-писателем, они же и предложили мне посмотреть профессии в этой отрасли. «Почему бы и нет?» – решила я и начала изучать списки школ и направлений.
Надо сказать, что даже просто решение уйти из школы оказалось живительным – я смогла доработать учебный год и даже достичь успеха: экзамен сдали все. Но чего мне это стоило…
Анализируя список предлагаемых курсов, я поняла, что именно тестирование созвучно с тем, что я делала 10 лет: анализировать, искать ошибки. Я прочитала книгу «Тестирование DOT COM» Романа Савина (да, теперь я знаю, что отношение к ней неоднозначное, но для первого ознакомления мне она подошла), прошла бесплатный пробный курс на Яндекс.Практикуме и решила, что хочу этим заниматься и дальше.
Как я выбирала первые курсы
К выбору онлайн-школы я подошла очень ответственно, по крайней мере мне так казалось. Если уж получать образование, то оно должно быть полным, и, желательно, с документом гособразца. Выбор пал на одну из популярных онлайн платформ. Курс я выбрала максимально длинный и наполненный – аж на год. На сайте всё было очень красиво расписано – теория тестирования, 3 языка программирования, разные виды тестирования, в том числе нагрузочное, тестирование безопасности.
Совсем уйти из школы я не могла по финансовым причинам, потому взяла нагрузку поменьше и ринулась в бой.
Курсы: взлет и падение
Курс стартовал в середине лета, как раз когда у меня начался отпуск. Я с огромным удовольствием погружалась в эту атмосферу – новые знания, интересные преподаватели. Вместо художественной литературы стала читать профессиональную - книги, статьи на хабре, сообщества в телеграмме. Мне очень понравилось комьюнити тестировщиков – люди отзывчивые, не токсичные. Оказывается, профессиональное сообщество может тебя поддерживать, более опытные коллеги будут помогать без прессинга и насмешек.
Теории тестирования и ручному тестированию у нас был посвящен месяц. Хоть я была совсем не опытным человеком, во мне стали зарождаться сомнения – не слишком ли быстро мы идем по программе. Я понимала, что знаний, которые нам дают катастрофически не хватает – DevTools, Jira, Postman, на всё это мы только посмотрели. Конечно, всё надо было доучивать самостоятельно, благо отпуск позволял. Потом был блок GIT. Благодаря тому, что я всё ещё была в отпуске, я смогла более-менее подробно изучить этот блок по видео лекциям.
А дальше начался сентябрь – работа в школе и проблемы с курсом. У нас начался блок введения в java для тестировщиков. Начало изучения языка было довольно приятным и интересным, я даже решила попробовать изучить этот язык программирования поподробнее – мне подарили премиум доступ на JavaRush.
Но скоро обучение из приятного перешло в мучительное – мы очень быстро погружались в изучение языка. Многое стало непонятным, а времени на самостоятельное обучение стало катастрофически не хватать – слишком многое надо было освоить самостоятельно. Спасали только прекрасные преподаватели, которые были всегда на связи и помогали с домашним заданием. Я думала, что момент, когда я получу промежуточный сертификат об окончании этого курса станет самым счастливым событием последних двух месяцев. И сумела его получить, правда, впервые выполнила блок только на 80%, что меня сильно расстроило, но ни сил, ни времени на завершение уже не было – начался следующий блок. Обычно между блоками было по 2 недели, или даже больше, на подтягивание «хвостов», но в этот раз «каникулы» были всего неделю.
А потом начался блок автоматизация тестирования и наступил кошмар. Темы, огромные, объемные, давались в одно занятие, например, сегодня первый раз изучаем Selenium, следующее занятие – уже Selenide. Docker, SQL, REST Assured – на каждую тему отводилось ровно одна лекция. «Остальное вы должны изучать сами, в реальной жизни часто случается, что надо быстро что-то выучить». Серьёзно?? Меня на реальной работе заставят выучить селенид за 3 дня? Да даже если и так, но там я всё свое время смогу посвятить изучаемому инструменту, а сейчас у меня есть основная работа, семья, я физически не могу 8 часов в день изучать новое, а меньше времени просто не хватит. Началось жесткое отставание от курса, хотя раньше я старалась всё делать вовремя. Это ужасно напрягало – «синдром отличницы» вещь очень неприятная. Но дальше стало ещё хуже – сменились преподаватели. Вместо опытных, приятных в общении, корректных людей появились немного другие преподаватели. На лекциях перестали рассматривать примеры кода, который требовалось написать в домашнем. Раньше на лекции рассказывали, как и что примерно надо сделать, а ты только осмысливал и расширял код. Теперь стали просто давать домашнее задание без особых пояснений, очень сложно разбираться с кодом самой, когда ты всего 3 месяца назад впервые его увидела. А, может, ты просто не подходишь для этой профессии, может, ты просто слишком глупа для неё? Такие мысли бесконечно бродили в голове, а каждая следующая лекция и домашняя работа только убеждали меня в этом. В итоге к новому году я просто отчаялась. Казалось, что я никогда не смогу ничего выучить и понять.
Второй шанс
К концу года, после 6 месяцев обучения, я поняла, что сильно ошиблась в выборе курсов. Но понимать это начинаешь, когда уже хоть немного начинаешь разбираться в профессии. Я осознала, что как ручник я почти ноль – мне было необходимо ещё доучиваться и доучиваться. Про автоматизацию вообще не говорю, там знаний было ещё меньше. Накатывало отчаяние – столько сил и денег вложено, а результат отсутствует.
Ещё в конце прошлого года я нашла одну очень интересную школу, там учили только ручному тестированию, но отводили на это аж полгода – 3,5 месяца обучения и 2,5 месяца интернатуры. Стоимость обучения была в два раза выше, чем я заплатила за год на первых курсах. Но сейчас я понимаю, что качество стоит денег, а большой объем информации – не всегда благо. К тому же у второго учебного центра был заявлен довольно большой блок по Linux, чего на первых курсах не было совершенно.
Сравнение начала обучения в двух школах
На курс во вторую онлайн школу я попала со второй лекции, она проходила в более удобное для меня время, и я впервые поучаствовала в лекции онлайн. Это оказалось неожиданно тяжело. В первом уц я всегда смотрела лекции в записи, каждые минут 30 делала перерыв, обдумывала материал. У меня своеобразное мышление – я довольно долго запоминая и обдумываю, зато потом хорошо помню материал. Здесь времени остановиться и обдумать не было, но, к счастью, тема мне была знакома – классы эквивалентности и граничные значения. Да и манера преподавания в этих школах совсем разная.
Сразу бросается в глаза различный темп преподавания. В первой онлайн школе первые лекции были по 2 часа, но говорили на них очень быстро – видимо, надо было выдать определенный объем теории в ограниченное время. Мне, в принципе, было нормально – всё, что нам рассказывали я уже читала к тому моменту, но многие в чате жаловались, что очень быстро и ничего не понятно. Во втором учебном центре темп был совсем другой – преподаватель говорила спокойно, иногда даже хотелось чуть быстрее, потому что сидеть безотрывно 2 часа всё же тяжело. Но материал, хоть и знакомый, было интересно слушать, преподнесли его совсем по-другому.
На первых курсах мне просто сообщили определение и привели пример, такое определение на понятийном уровне, я так рассказываю материал детям, которые математику не любят, не понимают, а главное – не хотят понять. Такому ребенку надо пояснять на максимально жизненных примерах, потому что абстрактный уровень он не поймет. На вторых курсах нам рассказали о классах эквивалентности сначала на общематематическом, абстрактном уровне, потом уже показали это определение на забавном примере. Это приятно, когда объясняют, что откуда взялось и почему именно так, а не просто говорят – «делай так». Чувствуется, что преподаватели на вторых курсах ответственны за результат обучения, они не просто читают лекцию «в никуда», они читают её именно для нас.
К концу прошлого года меня поглотило отчаяние, а сейчас я почувствовала, что мне протянули руку и вытянули меня из этого болота. Оказывается, что ещё не всё потеряно, что я смогу освоится в новой профессии. Продолжение сравнения методик преподавания на таких разных курсах следует…
Комментарии (26)
DmitriyTitov
18.01.2022 17:40+2Мне доводилось преподавать на курсах программирования в разных онлайн-школах: от моего авторского курса по Go, который я делал один и за который мне не стыдно, до довольно крупных организаций с десятками вовлечённых в создание материала людей.
И вот чем крупнее организация, тем больше она походит на среднюю школу или провинциальный ВУЗ, где педагоги присматривают за детьми. А те, в свою очередь, ждут что их за деньги проведут везде за ручку.
А надо, чтобы было честное общение равных людей, коллег. Потому что курс не является целью и самодостаточным товаром, а будущий потенциальный работодатель никаких скидок на "мы это не проходили" делать не будет.
В итоге онлайн-школы подстраиваются под ожидания и желания студентов, но это идёт вразрез с конечной целью - трудоустройством на хорошую работу.
Успехов вам, но просто примите как факт: курс (если он хороший) может вас направить в верную сторону, но учиться придётся самостоятельно.
shumskyds
18.01.2022 18:54+1Очередной пример того, что новое лучше изучать последовательно и не торопясь. Курсы "смените профессию за 3 месяца" мягко говоря не для всех.
Спасибо за максимально подробный рассказ.
GospodinKolhoznik
18.01.2022 20:24Устроиться начинающему тестировщику сейчас очень и очень сложно. Слишком много желающий, прошедших курсы появилось. 10 с лишним лет назад я сам был тестировщиком, тогда чтобы им стать достаточно было просто изъявить желание. Я жене (она тоже педогог по образованию) говорил - иди в тестировщики, она мне говорила, нет, не моё, слишком там у вас скучно, рутинно и однообразно. Сейчас, поняв, вне айтишной сферы практически невозможно уже даже на пропитание заработать, решила попробовать. Я её обучил, натренировал, но никуда не берут, слишком бешеная конкуренция. На собеседованиях хвалят, говорят да, видно, что вы хорошо разбираетесь и все умеете, но мы вам перезвоним. А в большинстве случаев и на собеседование не зовут - возраст уже и образование не технарское.
shumskyds
18.01.2022 23:33+1Будем честны: устроиться начинающему <профессия> в принципе очень сложно.
NeverIn
19.01.2022 14:32Ну вы ж на учителя 5 лет наверное учились в педе, а тут за год хотите
Karamilllka Автор
19.01.2022 14:52+1В университете получают образование, а на курсах - профессию. Можно сказать, что преподавать уроки меня научили на практике (2 месяца), а потом ещё год методической помощи как молодому специалисту. И молодым специалистом я считалась до 5 лет стажа. Думаю, что так во всех или почти всех профессиях - получить азы за ограниченное количество времени, а дальше - нарабатывать опыт.
И вот это "получить азы" очень отличается на разных курсах.
Batalmv
20.01.2022 14:28"Азы" вы все равно получаете самостоятельно, курсы могут дать только направление для изучения. Зачем вам автоматизация - я вообще не понимаю. Вы еще не умете делать базовые вещи, а вам уже рассказывают как делать doing shit faster.
Равно как и разные виды тестирования, которые отличаются от "базового" функционального. Вы не написали, читают вам это или нет (я мог невнимательно прочитать ваш опус), но вам это все равно бесполезно пытаться понять сейчас.
При попытке устроиться на работу ваше резюме будет таким же как и у 90% соискателей и сильно повезет, если оно не полетит сразу в шредер.
Попытайтесь усьроитьсч на реальную работу за копейки, чтобы полусючить опыт и вообще понять ... может вам стоит заняться репетиторством
Romio_wow
20.01.2022 14:24Сам по образованию учитель истории, про курсы которые вы пишете сам оступился бросил на модули java)) нашёл авторский курс по ручному тестированию в раз 5 дешевле и короче ) сейчас работаю ручным тестировщиком в компании Mango, тестирую мобильное, десктоп приложение. Так что не расстраивайтесь все получится, мне на работе проще чем на обучение))
qalcifer
20.01.2022 14:25Действительно, меня тоже это очень огорчает, что на таких курсах рассказывают то же самое, что есть в документации по автоматическому тестированию (как Ваш пример). Мне в первую очередь оченб хочется узнать "best practices" и как решать сложные задачи на работе. Например, проходил курс по Elixir (выдали на работе) - в итоге, рассказывают о функциях и как на нем написать базовый http сервер. Как я понимаю, все эти школы несут больше идеологический характер (как обычные универы). Типо, мол: "ну мы же тебе что-то рассказали, че ты жалуешься?" В целом, тема автоматического тестирования очень сложная, но лично у меня не хватило бы совести брать деньги за такое объяснение данной тематики.
ZedZedd
20.01.2022 14:25+1В золотую лихорадку больше всех заработали продавцы лопат....Так же и с курсами......Эх...
Inaqwerty
20.01.2022 14:25Екатерина, здравствуйте, а название курсов можете подсказать? Сейчас тоже в процессе выбора.
Karamilllka Автор
20.01.2022 14:27Здравствуйте, статья специально написана без упоминания названий курсов. Смотрите на наполняемость и, если совсем начинаете, не берите курсы где заявлено много тем и очень разные. Объять необъятное - практически не выполнимая задача.
borman712
20.01.2022 14:37Всем нам, наверное, со школы кажется правильным подход "на уроке теория и практика, а дома - закрепление практики и повторение теории". Это хороший подход, я такой любил.
Но когда я решил переучиться на программиста, я натолкнулся на довольно слабую в части наполненности материалами программу курса. И чем дальше по курсу шёл, тем становились "жиже" материалы и сложнее задания.
Но руководитель школы сразу ставил акцент на том, что цель курса - во-первых, дать нам направление (что учить?), чтобы мы изучали то, что нужно, и не изучали то, что, скорее всего, не пригодится. Во-вторых, подготовить нас к самостоятельности в части поиска источников знаний - максимально "как на работе". А на работе, когда дают задание, довольно редко в jira кидают ссылки на материал для успешного выполнения задачи и ссылки на репозитории с примерными решениями =). Я с такой позицией сталкивался как минимум в ещё одной довольно хорошей (на мой взгляд) школе для программистов. И она не лишена смысла.
Одним словом, действительно, чем сложнее тема, тем сложнее запихнуть её в курс. Я обычно стараюсь одну и ту же тему прочитать/посмотреть в 3-4 источниках, так понимание приходит лучше, собирается полная картина.
Удачи автору статьи, не унывайте, мечта стоит нервов и бессонных ночей))
KeyJoo
20.01.2022 18:46Те, кто сталкиваются со "школами/университетами/курсами" могут поинтересоваться, а кто методист программы, какие навыки/компетенции можно будет усвоить/(наработать*) приобрести во время обучения на курсах + ещё вагон индивидуальных предпочтений/методов обучения.
Shaz
А вы думали в сказку попали?
И что вы обычно говорили ученикам, на жалобы что "материала дофига, и нифига не понятно" ? Дайте угадаю, "в учебнике все написано" ? Так что нефиг ныть.
100chuk
Передергиваете немного. Я видел курсы где за 1.5 часа лекции пытаются впихнуть десяток вещей, каждую из которых надо пару лекций рассказывать.
На реальной работе на изучение чего-то относительно значительного дают пару недель "в фоновом режиме изучать" + человека, которого можно дергать.
Shaz
На реальной работе бывает разное. Иногда и 1.5 часов нет. А тут целых три дня.
100chuk
ок, давайте продолжать передергивать. :)
Мне когда в 2000-м году техлид сказал разбираться с SQL, то дал где-то месяц и бюджет на литературу. Книжка про реализацию его на Oracle была где-то страниц 800 толщиной. Если кто-то аналогичное по размеру постигал с нуля за 1.5 часа, то я преклоняюсь.
Shaz
Вы исходную цитату, которую я привёл, точно внимательно читали?
glebasterBajo
Может ну её, работу, на которой за 1,5 часа надо освоить что-то новое? Ведь потом надо полученные знания применить ... или у вас 1,5 часа на изучение, а потом ху*кс-ху*кс и в продакшен?!
JustDont
В software development — второе, конечно же. Результаты этого видно вот буквально кругом, почти каждый случай вопиющего или просто очень плохого кода имеет свои "надо сделать еще вчера".
И причем такой результат — это ну вообще ни разу не повод для гордости, даже если ты за 1,5 часа чего-то там сделал. Но не все осознают.
Karamilllka Автор
Я не ною, скорее очень удивляюсь. Спасибо за комментарий, я буду готова морально к разному)
И, простите, но не могу промолчать - я детям так не говорю. Сочуствую, если у Вас был учитель, который не объяснял материал в достаточной мере.
Shaz
Удивительного и невероятного будет ещё очень и очень много.