Здравствуйте, меня зовут Екатерина, уже 11 лет я работаю учителем в школе. Полгода назад я решила сменить профессию и пошла на курсы тестировщиков в одну разрекламированную онлайн школу, разочаровалась в ней, а теперь учусь в другой. Мне стало интересно сравнить методики преподавания, чтобы понять, что-то не так со мной или с курсом?

Напоминаю, что это очень субъективное мнение рядовой студентки. Первая часть находится тут.

Любые курсы, которые готовят специалистов «с нуля», начинаются с теории тестирования. Это логично, ведь сначала студентам надо дать представление о профессии, а уже потом вводить специализацию. Сравнению этих блоков я хочу посвятить эту статью.

Блок “Введение в тестирование”. Первая школа

На первых курсах, что я проходила, был блок «Введение в тестирование», он шел месяц и состоял из 8 занятий, плюс ещё лекция на разбор задач и курсовая работа. Каждое занятие включало в себя лекцию преподавателя, проводимую онлайн, презентацию к лекции и домашнее задание. К сожалению, я не могла присутствовать на лекциях онлайн и всегда смотрела в записи. Лекции читали прекрасные и опытные преподаватели, но было два минуса – во-первых, они всегда довольно быстро начитывали лекции, было понятно, что существует четкий план, от которого нельзя отклоняться. Информации всегда очень много и преподавателям приходилось держать высокий темп. Во-вторых, теоретическая часть лекции получалась довольно скучной – всё, о чем рассказывали преподаватели, можно самому прочитать в книгах. Гораздо интереснее было слушать, когда лекторы приводили примеры из жизни. К сожалению, формат лекций был ограничен по времени и преподаватели рассказывали о реальной работе очень кратко.

Перед первой лекции было установочное занятие – минут 20 куратор рассказывала, что и как устроено на курсе.  Сама лекция была посвящена методам и видам тестирования, я не потерялась в этом во всем только благодаря тому, что много читала перед началом обучения. В чате были жалобы на темп, но в этом не было вины преподавателя, скорее – методиста, объем материала был очень большой. Однако, надо отметить, что к замечаниям студентов прислушивались и на следующей лекции преподаватель постаралась говорить медленнее. Или, например, на каком-то занятии выяснилось, что подавляющая часть студентов не разбираются в HTML  и нам добавили большой блок с видео-лекциями и заданиями по верстке сайта.

Из всего блока введения самыми полезными оказались лекции по тест-дизайну и по тестовой документации. В лекции по тест-дизайну лектор очень подробно, на своем опыте, рассмотрела тестирование форм регистрации – крайне полезная информация, которая потом не раз меня выручала. Конечно, это доступный материал и найти его не сложно, но на примере от реального человека запомнилось лучше всего. В лекции по тестовой документации нам рассказали, как составлять баг-репорты, тест-кейсы и чек-листы. Больше упирали на оформление – четко, емко, лаконично.

В блоке «Введение в тестирование» было ещё много информации, без сомнений, полезной, но её было так много и давали её так быстро, что большая часть как-то не отложилась в сознании. Например, на одной лекции мы познакомились с JMeter, Postman и Swagger. Из этой лекции в голове осталось только то, что такие программы есть и зачем они примерно нужны. Однако, через два блока нас отсылали в домашней работе к Postman, как будто нас учили с ним работать. И пафосно писали «вы уже умеете работать с Postman …».

Вообще, первые мои курсы не такие ужасные, как мне казалось в какой-то момент, скорее, они подходят не всем. Когда я только начинала на них учиться, я планировала выделять по 3 часа в день чисто на учебу, но на данных курсах, если вы хотите реально чему-то научиться, этого может оказаться мало. Мне не хватало этих часов, я просто не успевала выучить всё, что давали в должной мере, и откладывала на «потом», в итоге – через полгода оказалось, что этого «потом» слишком много, а реально усвоенного материала слишком мало. Такое обучение всё же больше подходит уже опытному человеку, например, кто-то сам долго и упорно изучал материал, а теперь ему надо только его систематизировать, углубить и отполировать практикой.

Вопрос – а кого хотят подготовит на курсах, где человека с нуля учат месяц ручному тестированию, а потом 3 месяца – автоматизированному? Не один раз в профессиональных сообществах я встречала мысль, что хороший автоматизатор может получиться только из ручного тестировщика, который работает не меньше года. Я не могу сказать, насколько это соответствует истине, но опытным людям, наверное, виднее?

Блок “Введение в тестирование”. Вторая школа

Часто встречала мнение на разных ресурсах, что курсы не нужны, мол, если хочешь, то теорию можно выучить самому, а потом искать работу и на ней уже получать практический опыт. Этот путь тоже подходит не всем – во-первых, сейчас стало слишком много информации и понять, что именно надо учить\читать\подтягивать способен человек «в теме». Люди, которые только начинают входить в профессию, могут просто потеряться в обилии информации. Во-вторых, во многом всё же необходим опытный наставник. Согласна, можно посмотреть видео от опытного человека, прочитать его статьи или книги, но личное общение приносит всё же больше пользы. Это я поняла, когда начала учиться на вторых курсах.

Курс во второй школе начался с установочной лекции, которая шла больше часа – нам подробно рассказали, чему именно мы будем учиться, кто будет читать курс и кем преподаватели видят нас по окончании курса (спойлер – грамотными ручными тестировщиками).

Первая лекция была скорее обзорная, чем практическая, нам рассказали о истории развития тестирования как профессии, какие бывают критерии качества, на что ориентироваться в первую очередь, как устроены команды разработки, кто в них участвует и как распределены роли. Нельзя назвать эту лекцию чисто теоретической, было очень много примеров из жизни; вообще про работу в команде я услышала чуть ли не первый раз – на первых курсах нас как будто готовили к тому, что мы будем работать в вакууме, ни о каком взаимодействии с другими людьми речь не шла. Во второй школе сразу приводят к мысли – вы будете работать в команде, часто взаимодействовать не только с тестируемой программой, но и с другими людьми.

Вообще, во второй школе нас учат больше прикладным навыкам – умению анализировать требования, задавать правильные вопросы к продукту, к его качеству. Практически обо всём (кроме классов эквивалентности и граничных значений, конечно) я слышу первый раз – на предыдущих курсах не давали каких-то практических методик для анализа и сбора сведений. Чувствуется фундаментальный подход и четкая цель – что именно мы должны знать и уметь по окончанию курса.

Очень важный аспект – живое общение с преподавателем, на установочном занятии руководитель школы обсуждал со студентами время начала вебинаров, чтобы всем было удобно. Проводить по два часа в зуме не просто, но это компенсируется живым общением с преподавателем, возможностью сразу задать все вопросы. Лектор постоянно спрашивает точно ли мы всё усвоили, если надо, объясняет снова и снова, пока все не поймут материал. Однажды мы разбирали задание к прошлой лекции целое занятие – преподавателю было важно, чтобы мы все поняли тему. Важно настолько, что она даже перенесла новый материал на следующее занятие – немыслимое дело для массовых курсов.

Вот уже полгода я учусь на курсах профессиональной переподготовки параллельно с основной работой и заботой о семье. Это были очень непростые, но крайне интересные полгода. Я познакомилась со множеством неординарных людей, что позволило мне выйти за рамки привычного мировоззрения. Комьюнити айтишников очень отличается от сообщества учителей, они по-другому смотрят на мир, легче принимают изменения, открыты для нового.  Жизнь стала намного интереснее, чем была год назад – меня очень вдохновляет учеба, я учусь не только будущей профессии, но и самоорганизации, самодисциплине, тайм-менеджменту.

Продолжение следует.

Комментарии (10)


  1. pukinlou
    31.01.2022 14:40

    >> Вот уже полгода я учусь на курсах профессиональной переподготовки ... .

    Вы хороший клиент.

    Обычно на мануальных "без опыта" берут всех подряд, лишь бы немного соображал (т.е. 90% населения). В вакансиях же где нужен опыт, там нужен человек с опытом, а не после курсов.


  1. daniilkaa
    31.01.2022 14:41
    +1

    Приятно смотреть когда люди начинают что-то менять в своей жизни и у них это получается.


  1. vt4a2h
    31.01.2022 15:33
    +1

    Самое занятное во всех этих школах, что они пропускают фундаментальную часть. Это даже в некотором роде забавно: учат как тестировать, но без понимания что (а иногда, и зачем) они тестируют. А в итоге получается как в известной басне Крылова.

    Неплохо было бы хотя бы прочитать книгу Код Чарльза Петцольда или пройти какой-нибудь CS101. Это важно потому что у многих людей нет даже базового представления о том что такое компьютерная программа, зачем нужны учётные записи и привилегии в операционных системах, как работает браузер и т.п.

    И учиться всему этому, я боюсь, надо не пару часов в день, а часов по 6-8 каждый день. Хотя бы год, а потом ещё 2-3 года практики минимум, чтобы стать начинающим специалистом. Как этого добиться -- отдельный вопрос. Но обеспечение качества программного обеспечения (то, чем занимается тестировщик) это огромная и сложная область знаний, как и разработка ПО, да и многие другие не "IT специальности".


  1. b1tterman
    02.02.2022 12:11
    +1

    Я почти год работаю в тестировании. До этого сисадмин и сетевой инженер. Образование высшее, айтишное.

    Самостоятельно и бесплатно изучал все это добро в течении примерно трёх месяцев. Есть хороший курс на Ютубе от Артёма Русау "тестировщик с нуля", есть книги различные и слитые курсы на разных сайтах.

    Полгода чтобы во всем этом разобраться для человека с улицы норм, уже пора искать работу.

    На хх я откликнулся на 50-60 вакансий, назначили мне 5 собеседований, со второго получил оффер (на следующий день), остальные отменил.

    Осенью захотел сменить компанию, выложил резюме на хх, никуда не откликался. Задолбали писать и звонить, предлагали разные варианты (ездить в офис не рассматривал, только удаленка). С первого собеседования получил оффер (на следующий день) и вот уже 3 месяца работаю в новой компании на позиции мидл автоматизатор. Изучать приходится много всего, работать сложнее чем на первом месте (и там и там банковский проект,финтех), сложность прибавляет интерес и высокие требования ко мне как к специалисту отдела качества.

    Что могу сказать по итогу - QA это интересно, это развитие, для дотошных людей, которые любят чтобы все было сделано на отлично.

    Полгода изучать более чем достаточно, видимо там много воды льют. Надо искать работу и быть готовым к отказам (многие джунов не хотят брать, особенно с улицы).


    1. Karamilllka Автор
      02.02.2022 12:12

      Синдром самозванца ещё надо побороть)) Мне всё кажется, что я мало знаю. Плюс - я сейчас не брошу школу, доработаю до конца учебного года.


      1. b1tterman
        02.02.2022 12:30
        +1

        можно и 5 лет готовиться. я тоже откладывал поиск работы, все хотел больше изучить.

        прошел бесплатный курс автоматизации на степике (питон+селениум), еще кучу всего. по факту мне это не пригодилось в тестировании интеграционной шины, тут работа с брокерами сообщений, а по ним во время подготовки я не смотрел ничего. сейчас знаю и умею гораздо больше чем год назад, тем не менее хз когда от синдрома самозванца смогу избавиться...

        теория + sql + апи для начинающего вполне норм. ко всем случаям не подготовишься, поэтому чем раньше начнешь искать работу - тем лучше. попробуй спамить всем на хабр.карьера и хх, сходи на 2-3 собес, станет ясно что в основном спрашивают, даже если отошьют ты уже знаешь что тебе нужно подтянуть: сама знаешь на что не смогла ответить + спроси обязательно обратную связь.

        перед собес немного погугли про компанию, чем занимается, отзывы сотрудников. спроси у них про зп, рост карьерный и зп как происходит, есть ли дмс, про стек технологий, какие проекты есть и сколько человек там, про возможность менять проекты и тд.

        у меня в обеих компаниях зп на испыталке и после были разные.


    1. ProFfeSsoRr
      02.02.2022 18:06
      +1

      До этого сисадмин и сетевой инженер.

      Вот отсюда у вас и база, а "человек с улицы" может её не иметь ну вообще.


      1. b1tterman
        02.02.2022 18:17

        да, это есть.

        тем не менее, все что ты не знаешь изучается в процессе работы.

        у меня всего было примерно 7-8 собеседований на тестера, про сетевые технологии, топологию и все такое спрашивали раза 2.

        когда не было опыта тестировщиком - в 100% собесов спрашивали теорию тестирования, техники тест дизайна, тестовые артефакты, написать несколько запросов sql, про rest и методы хттп. от джуна много не ждут, лишь бы не даун был и не свалил через месяц.

        а когда на вторую работу собес был - спрашивали что делал на предыдущей, какой стек. ну и доп вопросы уже с сетевыми технологиями, и еще куча всего (как что-то протестить, эстимейты, взаимодействие в команде и тд). на след день сказали ты уверенный мидл и вот наш оффер.


  1. Tvoy_Dead
    02.02.2022 12:12
    +2

    Автора интересно почитать, потому что год назад сам прошёл примерно такой же путь.

    Сперва учился на полугодовых курсах от одной большой и распиаренной школы, где по прошествии нескольких недель понял, что отношение к студентам никакое, подача материала отвратительная и знаний новых я не получаю. Забрал деньги, ушёл в небольшую местячковую школу, где обучение было тоже в формате лекций, где тебе человек доступно и интересно объяснял материал, отвечал на возникающие вопросы, помогал в решении проектов и задач. А ещё оно длилось полтора месяца, а не полгода и тем более год. Параллельно с этим я сам читал книги, статьи, смотрел тематические видосы, откуда так же черпал знания и, получив сертификат, сперва нашёл подработку в тестировании, а потом уже и фулл-тайм работу.

    Догадываюсь, что там за школа с годовыми курсами и автоматизацией, считаю, что туда точно не стоит идти учиться, слишком много ненужной информации и воды. Просто напихали по максимуму в один курс, чтобы стричь больше денег.

    Автору желаю успешно отучиться, закончить курс и устроиться на хорошую работу и расти и развиваться. Всё обязательно получится.


    1. Karamilllka Автор
      02.02.2022 12:14

      Спасибо за поддержку.