Добрый день, меня зовут Алексей, я занимаюсь разработкой игр и приложений.
Расскажу о себе и, постепенно постараюсь подвести к итоговой мысли.
Еще в школе я любил возиться с железками, паять и программировать. Из-за того, что в конце 80-х, начале 90-х компьютерных игр практически не было, мы писали игры для того, чтобы самим в них поиграть. Делали игры мы с моим двоюродным братом на бэйсике под ПК-01-Львов. Всего мы сделали около 15 штук, кассеты с ними, к сожалению, не сохранились. В дальнейшем захотелось делать более продвинутые игры, поэтому пришлось приступить к изучению ассемблера.
Интернет в России еще не появился, а купить книгу по программированию в областном городе Ростовской области было практически невозможно. Поэтому, после долгих поисков, мы смогли выписать себе почтой брошюру по ассемблеру. В ней было описание некоторых системных подпрограмм процессора. После ее изучения, получилось самостоятельно написать простенькую игру с графикой и статическим уровнем на ассемблере. Далее хотелось сделать что-то более серьезное, с движущимися уровнями. К сожалению, не обладая достаточными знаниями и быстродействием машины, уровень двигался очень медленно. Тогда мы двигали каждую картинку на экране вместо перемещения данных внутри графической памяти, мы не знали, как сделать лучше, ведь нам было всего по 12-13 лет.
Разочарованию от результата не было предела. Позже я узнал, что есть более мощная машина Вектор, которая теоретически могла решить наши проблемы с движением уровня. В одном из коммерческих ларьков нашего города как раз продавался данный аппарат, который решено было купить. Выпросив деньги у родителей и продав свой старый компьютер, я радостно мчался к вагончику, чтобы купить новый. Но планам не суждено было сбыться, шли девяностые. Минувшей ночью ларек взорвали боевой гранатой, вместе с компьютером, который я хотел купить.
Отсутствие возможности где-то еще купить компьютер и гиперинфляция привели к тому, что я остался без компьютера вообще. Я часто себя успокаивал фразой: "Ничего страшного, писать все равно уже ничего не нужно, все написано. Графические и музыкальные редакторы есть, редакторы текста есть. А в игры играют только школьники".
Через какое-то время я ушел в техникум на электрика, так как учиться в школе было неинтересно. В новом учебном заведении на уроках информатики были компьютеры БК с дисководом! На этих компьютерах можно было что-то запрограммировать, если очень хорошо попросить. Учительница информатики научить на тот момент, ничему меня не могла, а наоборот училась у меня. Но ее жизненный опыт позволил ей привлечь учащегося к автоматизации. Я написал программу для сдачи тестов на ПК с печатью результатов на матричном принтере. На этом мое программирование прекратилось до окончания техникума, а некоторые учащиеся стали меня ненавидеть за эту программу.
Отсутствие желания идти в качестве пушечного мяса на «чеченскую» войну, подтолкнуло меня железнодорожный институт (РГУПС), где была 100% возможность учиться все пять лет, так как там была военная кафедра. Поступил на тот факультет, куда позволял уровень подготовки парня из провинции.
За все время обучения к программированию возвращался лишь пару раз, для расчета курсовых работ на ZX Spectrum для всех вариантов, чтобы помочь друзьям.
Далее окончание института, работа, связанная железнодорожным подвижным составом, семья, ребенок. Тяга к компьютерам и программированию все же оставалась. Вскоре, на работе, я познакомился с художником, который очень хотел делать игры. Он умел хорошо рисовать, но не умел программировать. Так мной было принято решение выделить деньги из семейного бюджета на покупку компьютера и начать вместе с ним делать игру. Но с чего начать было не понятно. Прогресс ушел вперед. Поэтому я стал изучать паскаль и C++.
Далее у меня появился первый смартфон Siemens SX1, для которого я начал пробовать писать различные программы: прошивку и ПО для компьютера на Delphi, программы под Symbian OS на C++.
Все больше я понимал, что на основной работе я занимаюсь не тем. Попробовал получить второе высшее экономическое образование, чтобы поддерживать свои мозги в тонусе. И дополнительно, занимался небольшой научной деятельностью. Осознание, что выбранные мной специальности ошибочные, не приносят мне удовлетворения и нужно как-то "войти в IT", пришло только после окончания второго высшего. В результате, поступил на третье, уже связанное с IT. После этого я начал робкие попытки сменить полностью свою специальность. В конечном итоге попытки увенчались успехом. Однако был один большой минус, все свои проекты мне пришлось свернуть, так как после переезда в "не резиновую" на них не оставалось совсем времени.
С тех пор я уже более 10 лет я работаю в IT. Казалось бы, что еще тебе надо?
Однако эйфории по этому поводу, как часто пишут многие, у меня не было. Даже войдя в IT, через пару лет меня начала долбить мысль, что я занимаюсь "мышиной возней". А мои собственные проекты, которые я прекратил поддерживать, умерли окончательно. Все это приводило к огромной досаде. Я часто думал: "Вот я вошел в IT, что дальше? Искать работу мечты?" Я не понимал, какая она, работа мечты и где нужно работать. Кроме того ипотека и семья не располагают к тому, чтобы заниматься поиском себя и частой смены места работы.
В 2012 году, получив на BlackBerry 10 Jam Moscow устройство Dev Alpha A, я снова попробовал что-то написать под мобильные устройства. Для меня это оказалось довольно интересно. Так было положено начало моему новому хобби – созданию приложений под Blackberry 10.
Выпустив несколько простых приложений, пришло понимание, что одному делать что-то хорошо не получится. Нужно разделять работу и делать то, что ты умеешь чуточку лучше, чем остальное. Так мне удалось найти человека умеющего рисовать, а затем умеющего писать музыку. Мы придумали себе название и стали работать вместе. Выпустив нашу первую игру, мы очень гордились проделанной работой но, к большому сожалению, показать ее практически ни кому не могли. Пользователей устройств с Blackberry 10 в России было очень мало, а зарубежная аудитория нас не особенно на тот момент волновала.
Затем один член нашей команды, не смог больше работать над проектами. Оставшись вдвоем, мы приняли решение, что следующую игру мы будем делать сразу под несколько платформ. Так мы начали изучать, каким образом можно достигнуть поставленной цели. На тот момент выбор был из двух известных нам игровых движков cocos2d-x и unity. Почему-то тогда мы решили, что не потянем создание трехмерных игр и остановили свой выбор на кокосе.
Так началась работа над нашим новым проектом. Продолжалась она около 9 месяцев. Игра делалась для "фана", чтобы в нее было интересно играть нам и другим игрокам. В ней нет абсолютно никакой рекламы или покупок.
Пользователи и администрация Blackberry положительно отнеслись к нашей игре. Мы несколько раз попадали с ней в фичер. Несколько зарубежных Blackberry блогеров попросили разрешение сделать обзоры. Все шло очень хорошо. А потом мы опубликовали ее под Android и iOS….
Тогда, мы с ужасом поняли, что без продвижения игру вряд ли кто-то увидит. Для этого приняли участие в несколько конкурсах и конференциях, заказали несколько статей и обзоров.
Все это не принесло желаемого результата по скачиваниям. К нашему сожалению, нам приходилось тратить собственные средства, ради того, чтобы нашу игру просто увидели игроки мобильных устройств. И это было катастрофой. Мы ведь не планировали на ней зарабатывать.
Дальше нам пришлось принимать условия рынка, и выпустить несколько игр и приложений с рекламой внутри. Мы не располагали бюджетами, поэтому пытались делать небольшие игры, чтобы собрать немного средств. Мы создавали небольшие проекты и гипер казуалки. Тогда это еще не было трендом.
У нас была цель выпустить коллекционную карточную игру, на графику для которой мы планировали потратить заработанные средства. Однако средств не хватило, и весь контент решено было делать самостоятельно. На этот проект мы потратили четыре года, лишь иногда давая себе отдохнуть, выпуская небольшую игру или приложение. За время работы над проектом, мы самостоятельно написали для него мультиплеер, сервер бэкапов, сервер статистики и магазин с возможностью оплаты банковскими картами через сервис Робокасса. Это пришлось сделать потому, что на тот момент, сервис платежей Blackberry уже не существовал. А сама платформа подготавливалась к закрытию. Монетизация нам была необходима, чтобы оплачивать хостинг, на котором находятся серверные части игры.
На текущий момент эта игра присутствует в магазинах приложений Blackberry, Amazon, Apple и Huawei. По окончании работы над этим проектом, у меня начало постепенно формироваться понимание, относительно фразы "войти в IT и, что дальше?".
Качество наших проектов увеличивалось, поэтому не было сомнений, что нужно продолжать заниматься играми, существующей командой. Причем делать это необходимо на постоянной основе, а не в выходные дни и по вечерам. Занимаясь играми эпизодически, мы не можем выдерживать конкуренцию с разработчиками, работающими над играми полноценную рабочую неделю. Так мы пришли к выводу, что нам необходимо дальше развивать наш стартап.
Мы думали, каким же образом выйти на безубыточность?
Опыт показал, что делать небольшие игры с рекламой внутри, в нашем случае, это бесперспективно. Кроме этого мы не хотели переходить на темную сторону силы и постоянно подсовывать игрокам рекламу.
Мы решили, что нам стоит попробовать сделать бизнес решение, ориентированное на организации. Это поможет нам заработать средства для жизни, чтобы в дальнейшем делать более серьезные игровые проекты.
Благодаря использованию cocos2d-x мы можем создавать не только игры, но и клиент-серверные приложения под различные платформы. Так один разработчик, как тут писали, "дед 40+" и художник, два года назад создали систему бронирования переговорных комнат. Система прошла регистрацию, включена в реестр российского ПО и используется в нескольких компаниях. Мне было немного неприятно читать статью про "дедов". Уверен, что через 20 лет время расставит все на свои места. Поэтому просто хочу обратить внимание, что необходимую документацию для регистрации системы и продажи лицензий (руководства пользователя и администратора, договоры, счета, деловая переписка и т.д. и т.п.) делал разработчик – "дед 40+" по вечерам, в перерывах между доработкой системы и разработкой новой игры.
Безусловно, созданный продукт узкоспециализированный, поэтому на него трудно находить новых заказчиков. Но в любом случае, мы приняли правильное решение. На данном этапе продажа лицензий позволила моему коллеге Андрею уйти с основной работы и больше времени уделять творчеству и нашим проектам.
Несмотря на то, что наш стартап создал более 20 игр и приложений, мы еще в самом начале пути. Мы не можем конкурировать с крупными разработчиками игр по масштабу и качеству контента. Не сможем это мы и в ближайшие несколько лет. Мы все еще не вышли на уровень дохода, достаточный для полноценной работы.
Последние полтора года, мы разрабатываем игровой проект для ПК. В этой статье я писал о нашем опыте работы над игрой. Уверен, что проект позволит нам решить проблему финансирования стартапа.
В заключении, подводя итог статьи, хочу отметить. По моему убеждению, попасть в IT может абсолютно любой человек, главное поставить перед собой цель. Разница лишь будет в том, сколько времени уйдет на достижение этой цели.
Однако затем возникает вопрос. Что дальше?
На моём личном примере получается, что это знают "не только лишь все". Мне потребовалось довольно много времени, чтобы осознать, что школьное увлечение по созданию игр и есть то, к чему мне необходимо стремиться и развивать. Мне безумно нравится создавать игры, хотя я уже давно вырос из школьного возраста. Когда я пишу код для очередной игры, я получаю огромное удовольствие от процесса и могу забыть о том, что хочу поесть, спать или сходить в туалет.
Комментарии (33)
NumLock
19.01.2022 02:16+5Попробовал получить второе высшее экономическое образование, чтобы поддерживать свои мозги в тонусе. И дополнительно, занимался небольшой научной деятельностью. Осознание, что выбранные мной специальности ошибочные, не приносят мне удовлетворения и нужно как-то "войти в IT", пришло только после окончания второго высшего.
....
Мы думали, каким же образом выйти на безубыточность?
Опыт показал, что делать небольшие игры с рекламой внутри, в нашем случае, это бесперспективно. Кроме этого мы не хотели переходить на темную сторону силы и постоянно подсовывать игрокам рекламу.
Мы решили, что нам стоит попробовать сделать бизнес решение, ориентированное на организации. Это поможет нам заработать средства для жизни, чтобы в дальнейшем делать более серьезные игровые проекты.
Не понял, в высшем экономическом не преподают управление проектами? Судя по рассказу, Вам катастрофически не хватает ресурсов на разработку. Тут либо деньги, либо что-то взамен. Например, создайте курсы по программированию игр среди школьников. Во первых - Вы получите ресурсы, где в заданиях можно давать писать куски Ваших игр. Во вторых - Вы будете в тренде игр в которые играют дети и у Вас появится больше идей какие игры писать и как их монетизировать.
Удачи.Shaz
19.01.2022 03:21+9Ну логично, игры которые мы делаем не приносят дохода? Научим ещё больше людей делать игры не приносящие дохода
с этими повсеместными курсами, школами, инфоцыганством и тд, ИТ явно сворачивает куда-то не туда.
NumLock
19.01.2022 03:30+1Оно и не приносят дохода потому, что нет фидбэка. Пишется для детей. Дети и должны их проверить и подсказать, чтобы хотели видеть в игре. И всё это должно быть в процессе разработке, а не после. Есть поговорка. Хочешь научиться - научи других. Денег за учёбу можно брать минимально, что бы хватало на оплату аренды помещения и на чай в перерывах. Родители ещё спасибо скажут.
DrPass
19.01.2022 04:22+13Игры не приносят дохода не потому, что нет фидбэка. Игры не приносят дохода по одной-единственной причине: нельзя получить доход, продавая достаточно дорогой в производстве продукт на рынке, где есть несколько миллионов таких же. Какая бы ни была хорошая ваша игра, без привлечения значительных средств в её раскрутку она просто утонет в море других таких же игр. И наоборот, даже если ваша игра — многократная штамповка одной и той же идеи, правильная раскрутка поможет ей найти своего клиента. Геймдев сегодня — это не тот рынок, где можно сделать продукт, и он найдёт своего покупателя. Это десять лет назад ещё было можно. Сейчас нельзя.
И да, в высшем экономическом не преподают управление проектами. Проектный менеджмент — отдельная специализация.GospodinKolhoznik
19.01.2022 07:24Все так, но инвесторы тоже считают деньги, и не станут их вкладывать в раскрутку слабой по их мнению игры. А многократная штамповка одной и той же идеи, сделанная на качественном уровне и украшенная хорошей графикой скорее всего будет иметь коммерческий успех после рекламной раскрутки, поэтому в такие игры вкладывают деньги гораздо охотнее, чем в уникальный (особо никому не нужный) геймплей с говно графикой.
skyeff
19.01.2022 11:48+1инвесторы тоже считают деньги, и не станут их вкладывать в раскрутку слабой по их мнению игры.
Тут недавно пачка статей про Theranos была. Так что про инвесторов я бы не был так категоричен. Часть из них действительно не умеет считать деньги.
С другой стороны, то что игроки будут считать откровенно слабой игрой, с точки зрения инвестора будет бездонной золотой жилой. Задача инвестора ведь не в том чтобы выпустить мегашедевр на рынок, а в том чтобы заработать денег. Если для этого в разработку надо вложить 10% бюджета, а в рекламу 90% — большинство инвесторов так и сделает. Качество полученного продукта можно легко себе представить.GospodinKolhoznik
19.01.2022 12:06Я уверен, что у них есть целые системы прогнозирования и принятия решений о том, сколько какая игра заслуживает рекламных инвестиций, чтобы разность между прибыли с продаж и затрат на рекламу была максимальной. И конечно в первую очередь такая система должна предугадать насколько в этой игре заинтересован массовый потребитель.
А целевая аудитория шедевров почти всегда узкая и маленькая. Гениальная игра Arcanum оказалась коммерчески провальной. А люди массово покупают бездарный тупняк и жвачку для ума, лишь бы графическая обёртка была красивой. И это же не только в играх так - в фильмах все точно так же. Предположим, что вы инвестор. Станете ли вы рисковать своими деньгами, чтобы вложиться в фильм с великолепным сюжетом, про настоящую жизнь без прикрас, про трагическую судьбу и т.д. и т.п., на который ещё неизвестно, пойдут ли вообще зрители или нет? Или же вы вложитесь в туповатый фильм "Человек Паук против Женщины Кошки", на который гарантированно пойдут миллионы подростков и гарантированно сделают кассу?
Поэтому и в играх и в фильмах такая попа. Реалии поп-культуры в рыночной экономике.
Interreto
19.01.2022 12:18Я несколько раз начинал в Arcanum, что-то в нем разработчики упустили что не цепляет. Хотя я фанат изометрических игр типа Fallout 1/2.
Jammarra
19.01.2022 12:22Вот тоже самое. Вроде все хорошо. Но не цепляло. А Fallout проходил раз 30 наверное.
GospodinKolhoznik
20.01.2022 21:28И это, наверное, так и должно быть. Великие вещи не могут нравиться всем. Вам не зашёл Арканум, а я его обожаю. А мне в свою очередь не очень зашёл Фоллаут.
А всякую тупую попсятику стабильно любят 90% населения. Поэтому инвесторы на подачу денег не жалеют. А к шедеврам относятся настороженно.
MisterN
19.01.2022 13:15+2Я не то чтобы резко и ультимативно против, но не слишком ли до черта сейчас курсов для детей (и новичков), в которых авторы учат, чтобы сами научиться? Мне кажется, лучших и качественных курсов полно, но они тонут в большом количестве шлака и для абстрактного общественного блага будет лучше, если новые авторы хотя бы не будут добавлять в эту кучу еще и свои. Которые быть может окажатся лучшими курсами в истории, лучшими из лучших, но столкнутся с той же проблемой - их найдут единицы, курсы потонут в океяне других. Мне кажется, качественный обзор рынка курсов и сравнение принесло бы больше пользы. По крайней мере, это будет правильный вектор на "разобраться в том, что есть", а не варить новый контент, как в сказке про волшебный горшочек. Но какой опытный прогер будет выделять минимум десять часов на очередной курс, чтобы его просто оценить и сравнить с другими на рынке? Вроде кто-то и что-то разбирает, но мне оно не нужно, я это не смотрю, не знаю.
Опять же, мы говорим об абстрактном общественном благе, а если иметь ввиду цель заработка бабла (на благое дело создания хорошего для души), то возможно курсошлепство очень даже выход. А возможно и нет. Я тут вообще не в теме.
tsurugi-no_ken
19.01.2022 06:58+1Не понял, в высшем экономическом не преподают управление проектами?
"Ты'ж экономист!" звучит как "ты'ж программист!" lol
Вообще-то, у экономистов бывают разные специализации. Отнюдь не все изучают управление проектами, и даже не все изучают финансы и бухгалтерию.
elisoff
19.01.2022 09:47+1"Дед 40+" - молодец, так держать. В геймдеме самое главнео игровой процесс , тут нужен или скилл или отдельный человек на это.
HellWalk
19.01.2022 10:27+2Осознание, что выбранные мной специальности ошибочные, не приносят мне удовлетворения и нужно как-то "войти в IT", пришло только после окончания второго высшего. В результате, поступил на третье, уже связанное с IT. После этого я начал робкие попытки сменить полностью свою специальность.
Как все сложно.
Есть такая черта - умение, или неумение решать свои задачи (например, получать от жизни удовольствие) наиболее оптимальным и простым способом. Замечаю, что у меня этот навык так себе, не умею идти простым путем. Но автор просто анти-рекордсмен.
С другой стороны, многие всю жизнь проводят на нелюбимой работе...
P.S. Тема финансирования больная для всех, но что на счет того, чтобы просто увеличить доход с основной работы? Большой опыт работы + знание английского + работа на зарубежных работодателей позволяет получать сильно больше средних, даже московских зарплат. А там уже можно откладывать на год отпуска.
Earthsea
19.01.2022 11:00+5Но автор просто анти-рекордсмен
Автор хотя бы довел свои безумные идеи до реализации. Закончил-таки свои 3 высших, довел до релиза игры, вышел на какую-то небольшую доходность при помощи нелюбимого побочного проекта. Нормально, многие все бросают на полпути.
Что до оптимальности, есть закон Парто 80/20. 80% усилий в любом случае уйдут в пустоту.
Сравнивать же автора с какими-то суперуспешными мультимиллиардерами точно не стоит, и тем более вменять ему в вину то, что он не стал с ними в один ряд. Во-первых, в FAANG нет ни одной геймдев-компании, игры вообще не особо прибыльное дело. Даже Кармаку ну очень далеко Цукерберга или Безоса. Во вторых, важна удача. Многим крупным акулам просто повезло, оказались в нужное время в нужном месте. Многие трудилисьь не меньше, но не взлетели.
HellWalk
19.01.2022 16:20Автор хотя бы довел свои безумные идеи до реализации
Это скорее недостаток. То, что на первый взгляд выглядит как «упорство и умение добиваться целей» (да и любой крупный проект превращается в бесконечную работу без конца и края), с другой стороны может оказаться неумением отбрасывать безперспективные цели/проекты. Сам на этом застрял.
Сравнивать же автора с какими-то суперуспешными мультимиллиардерами точно не стоит, и тем более вменять ему в вину
Никому ничего не вменяю, просто высказал удивление.
Плюс, есть большая разница между людьми, которые ничего не добились (тм), но всю жизнь прожили на расслабоне и получали удовольствие, и людьми, которые тоже ничего не добились, но всю жизнь пахали, и на дядю, и над своими проектами, на чем еще и здоровье свое подорвали. Опять же личный опыт.
И смысл поднимать эти темы и такой жизненный опыт вижу в том, чтобы другие, кто только жизнь начинает, не упарывались в работе. По крайней мере точно знали, что много работаешь не обязательно приводит к какому-то успеху.
useful Автор
19.01.2022 20:16И смысл поднимать эти темы и такой жизненный опыт вижу в том, чтобы другие, кто только жизнь начинает, не упарывались в работе. По крайней мере точно знали, что много работаешь не обязательно приводит к какому-то успеху.
Полностью согласен. Даже добавить нечего.
MisterN
19.01.2022 23:58другой стороны может оказаться неумением отбрасывать безперспективные цели/проекты
Так автор как бы отбросил бесперспективные цели/проекты, вкатился в другую профессию, вкатился в семью, получил второе высшее (или первое, лень уточнять). Но что-то чло не так, потому что пишет, что вот это все перспективно, правильно, но че-то не кайфово. А кодить кайфово. Он как раз от противного доказал, что есть цели, которые лучше не отбрасывать. Или наоборот. Тут кто как расценит.
ehots
19.01.2022 13:48+2Ну многие вайтишники идут не работать, а пить смузи и получать 100500к\наносек, постить сториз про айти, продавать курсы и все в таком духе.
У вас цели совсем другие, с таким подходом можно кем угодно стать, айтишником, кузнецом, скрипачом. Остается только удачи вам пожелать и вашей компании!
P.S. Скрины или трейлеры игр с ссылками, отлично бы украсили статью.MisterN
19.01.2022 14:31Это картинка, которую они демонстрируют, а зачем они шли, о чем мечтали перед тем, как удариться в инфоциганство, того мы не знаем. Вопрос на сколько нам это важно.
Cheater
19.01.2022 15:19+3Далее окончание института, работа, (...), семья, ребенок.
Попробовал получить второе высшее экономическое образование, чтобы поддерживать свои мозги в тонусе.
И дополнительно, занимался небольшой научной деятельностью.
В результате, поступил на третье, уже связанное с IT.
Откуда вы блин с семьёй и работой берёте время на все эти вторые / третьи образования и какую-то там научную деятельность. Я сижу на своём технологическом стеке, являюсь основным источником дохода в семье, и по работе-то еле успеваю, остальное время съедает семья, и если при всём этом скажу что-то вроде "эх мб в датасайенс" домашние только пальцем у виска покрутят, тк это означает похерить все годы опыта и зарплату и начать практически сначала, +время на обучение ещё где-то надо выкроить.
Talug
19.01.2022 19:50+1Мне показалось, что автор не совсем понимает суть термина "войти в IT".
Это же не про призвание, которое вы поняли на самом деле еще в глубоком детстве, а потом долго ему сопротивлялись при этом продолжая получать разного рода опыт на разного рода устройствах.
Это про то, что любой желающий прямо сейчас без особых навыков может прийти и начать лабать софтины на каком-нибудь No-Code.
С вероятностью 99% ни один вайтишник даже слов таких не знает, как БК и Спектрум
Lucass80
19.01.2022 19:50Интересно, я тоже РГУПС заканчивал и наверное примерно в тоже время что и автор статьи.
BDima
20.01.2022 10:20Дальше, в общем-то, то же самое :) Ключевая фраза "Мне безумно нравится". Склад характера такой, что занимаешься тем, что интересно. Иногда это даже приносит деньги, как приятный бонус :) Сочетание "безумно интересно"+"большие деньги" очень нечасто в реальной жизни, больше из глянцевых рассказов. Плюс большие деньги все же чаще приходят тому, кто изначально именно на них и заточен. Каждый получает то, к чему стремится. Хочешь интересной работы - она будет интересной, проживешь жизнь интересно. Плюс, как сам описал - рядом в нужные моменты будут появляться нужные люди - дверей полно открывается при активной жизни по ее ходу, главное это понять, заметить и войти :) Будешь метаться "к умным мне или к красивым" - "интресно или богато" - ну так и проживешь в метаниях.
Да, написал первый камент на Хабре за много лет регистрации, т.к. история про "взорвали ларек с компом, который хотел купить" напомнило собственную историю, как хотел в начале 2000-х открыть учебный класс на основе rdp-клиентов, вся квартира была в коробках (таки ЭЛТ-мониторы :), договоренность со школой была на бесплатное место для класса и тут новость - "враги сожгли родную хату!", школа - сгорела (она не могла не сгореть, теперь там "бизнес-инкубатор", впрочем такой же убогий :) Ну ничего, очередной раз вспомнил (часто мною вспоминаемую) фразу О.Бендера "Миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы", встал, отряхнулся, пошел по жизни дальше :)
Если что, "дед 50+ лет", сменивший за жизнь 4 направления деятельности, в каждом начинал с 0 и неплохо продвигался, периодически подумывающий, не окунуться ли в Big Data, ИИ, памятуя хороший (еще советское!) университетский мат. фундамент + имевшийся когда-то опыт программирования (вплоть до пары коммерческих продуктов, позволивших несколько лет пожить неплохо :) на столь древних языках, что не буду тут даже упоминать, чтобы не закидали чем :)
Dartflame
21.01.2022 08:21Вот я вошел в IT, что дальше? Искать работу мечты?" Я не понимал, какая она, работа мечты и где нужно работать. Кроме того ипотека и семья не располагают к тому, чтобы заниматься поиском себя и частой смены места работы.
Поэтому надо сначала найти себя, а потом уже заводить семьи и ипотеки.
js_n00b
Гемдев это особое айти. Нервная работа в жёсткой конкуренции. А если свой бизнес, как оказалось, ещё и не всегда денежная. Не думаю, что большинство вайтишников именно об этом мечтают.