Коробочные решения хороши тем, что позволяют переложить доработку и внедрение на поставщика ПО. И поначалу всё идёт хорошо: не тратится время на разработку, стоимость решения высокая, но адекватная.

Однако не всё так радужно: помимо лицензии приходится оплачивать поддержку, даже если для конкретного продукта она на данном этапе не нужна. В контрактах многие услуги появляются прицепом, просто потому, что они являются частью коробки. Кроме того, стоимость обновлений с каждым годом растёт, тогда как старые версии перестают поддерживаться. Запросы на доработку продукта под себя долго согласовываются, а иногда выясняется, что нужную фичу просто невозможно прикрутить в разумные сроки по разумной цене. Когда подобные вещи всплывают, у руководства неизбежно возникают вопросы вида «Что делать?», «Можно ли не платить?» и «Зачем платили, если можно было не платить?».

В посте мы рассказали, как разбирались с зависимостью от вендоров в Росбанке: с какими специфическими для финтеха трудностями столкнулись, как с ними справлялись и чего в итоге удалось достичь банку на ниве open source.

Почему финтех медлит с переходом на Open Source

Большая часть интернета находится под управлением серверов, использующих Nginx, а СУБД вроде MySQL или PostgreSQL уже завоевали доверие мирового сообщества. Но потребовались годы, чтобы подобные решения стали проникать в банковскую сферу.

Почему так долго? Банковская отрасль консервативна, так как напрямую оперирует большими денежными потоками — цена ошибки слишком высока. Любое изменение проверяется в самых разных аспектах десятки раз, прежде чем выйти на прод. А ещё для любого изменения в банковской сфере требуется веская причина. Некоторые люди стараются заполучить все новинки сразу после их выхода, но большинство будет пользоваться имеющимися решениями до тех пор, пока они работают. Долгое время только проприетарные продукты могли удовлетворить требования банковского сектора. Даже с появлением альтернатив выгода от их использования часто не перекрывала стоимость перехода.

Но что означает для крупного банка зависимость от поставщика программного обеспечения? Это зависимость от монополии со всеми вытекающими. В отсутствие альтернатив поставщик способен диктовать условия, от которых банк не сможет отказаться.

Стоимость лицензирования ПО — это первая линия расходов. Вторая линия — стоимость установки и поддержки. Специалистов по обучению на рынке мало, так что, обращаясь за экспертизой к различным интеграторам, мы вынуждены покрывать их расходы на персонал. Третья линия расходов заключается в обучении и сертификации собственных спецов.

Долгое время мы занимали весьма слабую позицию в переговорах с поставщиками и несли значительные издержки, которые к тому же постоянно росли.

Росбанк входит в группу Societe Generale, так что основные решения по вендорам ПО принимаются в штаб-квартире в Париже. Внутри группы мы, насколько это возможно, стараемся использовать единый технологический стек и придерживаться единых технологических стандартов. В 2016-м на уровне группы Societe Generale стартовала программа по развитию использования опенсорс-решений. Росбанк присоединился к этой программе в конце 2019-го. Основных целей три: снизить долю проприетарных решений и их вендоров в периметре банка, сократить операционные расходы на IT-системы, а также способствовать укреплению бренда банка в глазах талантливой молодёжи, чтобы привлечь молодых специалистов. В периметр программы вошли три технологических потока: базы данных, ПО промежуточного уровня (middleware) и операционные системы.

Как мы обновляли ПО на наших тонких клиентах

Одним из первых шагов к восстанию против поставщиков стала миграция тонких клиентов, используемых во всех офисах и отделениях банка, с Windows 7 на открытое ПО.

Началось всё с того, что было объявлено окончание поддержки Windows 7, которая стояла на наших тонких клиентах HP TCD. Всего таких устройств у нас насчитывалось около 4500. Железо этих девайсов нас полностью устраивало, но, как выяснилось, Windows 10 оно не поддерживает. А значит, простое обновление не представлялось возможным. Классический вариант решения проблемы заключался в закупке HP TCD следующего поколения с последующей установкой Windows 10, что нас не совсем устраивало: стоимость девайсов, лицензий, работы техников и системных администраторов выливалась      в большие бюджеты. Кроме того, нужно было утилизировать предыдущее поколение неплохого железа, а это тоже затраты.

Также к образам на базе Windows были вопросы со стороны отдела безопасности: образ системы не является закрытым (read-only) и его потенциально можно модифицировать, что представляло собой достаточно серьёзную угрозу. Злоумышленник может подменить системную библиотеку, что чревато внедрением зловредного ПО в инфраструктуру банка. Конечно, за счёт остальных мер обеспечения безопасности подобное событие крайне маловероятно, но безопасность складывается из исключения вот таких крайне маловероятных неблагоприятных событий. Тогда мы решили перейти на альтернативную платформу на базе Linux и разработать закрытый от изменений образ ОС. В качестве базовой ОС была выбрана HP ThinPro, основанная на Ubuntu 16.

Так выглядит HP TCD с HP ThinPro на борту
Так выглядит HP TCD с HP ThinPro на борту

Выбор был вполне очевиден, так как это ОС от производителя, предназначенная специально для тонких клиентов HP, включая те устройства, что использовались у нас. Таким образом, мы не теряли поддержку железа производителем, что определённо говорило в пользу данного решения. Практически всё, что предоставляется в рамках ThinPro, можно накатить самостоятельно на ту же Ubuntu, но, когда есть готовый образ и поддержка, — это намного удобнее. Начиная с версии 7.1, ThinPro можно использовать не только на тонких клиентах HP, но и на любом железе, отвечающем минимальным требованиям, применяя средство развёртывания HP ThinPro PC Converter (по сути это просто средство записи загрузочного образа на флешку). Проблема вендор-лока исчезла практически полностью, мы стали более независимыми и от поставщиков ОС, и от поставщиков железа.

Из коробки в образе предустановлены клиенты Citrix и VMware Horizon View, однако другие часто используемые пакеты, в частности некоторые медиакодеки, отсутствуют. Мы модифицировали базовый образ, установив плагины поддержки медиакодеков, а также настройки сканеров и печати. Управление TCD осталось за HP Device Manager.

С учётом всех работ оценочная стоимость данного решения оказалась в 8 раз меньше по сравнению с обновлением парка тонких клиентов. С точки зрения пользовательского опыта мало что поменялось (это же тонкий клиент, помните?), хоть операторам и пришлось пройти дополнительную подготовку.

Другие направления, где мы избавлялись от vendor lock

Почувствовав в себе силы, мы решили попробовать уйти от vendor lock в других направлениях.

Долгое время СУБД в компании были представлены MsSQL и Oracle DB. В отсутствие экспертизы поначалу даже те продукты, что могли использовать PostgreSQL из коробки, строились на MsSQL и Oracle DB.

График доли проникновения опенсорса по трём технологическим направлениям, который мы используем в качестве дашборда по мониторингу развития программы 
График доли проникновения опенсорса по трём технологическим направлениям, который мы используем в качестве дашборда по мониторингу развития программы 

Чтобы изменить ситуацию, мы стали создавать платформенные команды по развитию и поддержке опенсорс-продуктов. В частности, команду по работе с PostgreSQL. На тот момент в банке уже были работающие системы на PG, так что определённый опыт работы с платформой имелся. Но так как команда была ещё молода, для решения сложных случаев мы привлекали в том числе сторонних подрядчиков, постепенно перенимали их опыт и наращивали собственную экспертизу. Первым проектом по миграции был перевод внутреннего сервиса Zabbix с Oracle DB на PostgreSQL. Вообще это стандартная практика — отрабатывать миграции на внутренних инфраструктурных сервисах, перед тем как переходить к бизнесовым системам.

Экспертизу привлекали внешнюю, это был интегратор. Он своими силами разработал целевую архитектуру, обновил версию Zabbix и осуществил миграцию Zabbix на PostgreSQL. При этом было высвобождено 48 лицензий Oracle Ent. Экономию от такого значительного сокращения может оценить любой специалист по БД.

Примерно та же ситуация сейчас с Apache Kafka и рядом других продуктов. Помимо собственных платформенных команд, мы также заключаем договоры с производителями и поставщиками решений на базе открытого исходного кода. Но по сравнению с проприетарными решениями стоимость этих контрактов ниже.

Разница в том, что, во-первых, стоимость поддержки за ядро у опенсорс-решений существенно ниже; во-вторых, для проприетарных решений вы обязаны весь используемый парк лицензий ставить на техподдержку, а в случае опенсорса вы вольны выбрать на поддержку только те системы, у которых такая необходимость действительно есть.

В качестве ОС на серверах мы выбрали CentOS. От серверного дистрибутива нам требуется надёжность, открытость, но чтобы была поддержка крупных игроков и максимальная приближенность к нуждам энтерпрайза. CentOS, как предельно приближенная пересборка выпусков Red Hat Enterprise Linux, нам подошла как нельзя лучше. Но тут не обошлось без сюрпризов: мы работали с CentOS 7 и рассчитывали на долгосрочную поддержку CentOS 8, на которую планировали обновиться, как вдруг Red Hat заявила о прекращении поддержки этой версии дистрибутива в скором будущем и рекомендовала перейти на непрерывно обновляемую редакцию CentOS Stream, а это меньше похоже на RHEL, чем все предыдущие выпуски CentOS. Что с этим делать и как жить дальше, мы пока не решили — прямо сейчас прорабатываем варианты. Пока продолжаем работать с CentOS 7, которая будет поддерживаться RH ещё пару лет.

Претерпела изменения и инфраструктура разработки. Для управления исходным кодом сейчас мы рассматриваем GitLab как опенсорсную альтернативу используемому в банке стеку Atlassian. Есть внедрения: как GitLab Community Edition, так и Enterprise Edition. В целом это соответствует общему подходу нашей программы развития опенсорс-решений: для каждого функционального стека наряду с проприетарным платформами должна быть альтернатива в виде опенсорсного аналога, причём по нему в банке должна быть экспертиза.

Даёт ли open source что-то, кроме экономии

Помимо очевидной финансовой выгоды использование открытого исходного кода в инфраструктуре компании принесло нам неожиданные плюсы. В частности, появилась возможность гибко выстраивать архитектуру. Изначально у нас существовала монолитная платформа дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и любое изменение требовало регресса всего бэкенда. Это плохо влияло на скорость доставки приложений конечному пользователю, а проприетарное ядро ограничивало нас в возможностях модификации.

В итоге мобильный сервис был полностью перестроен на микросервисных принципах, которые позволили обеспечить изоляцию, гибкое управление функционалом и в разы улучшить показатели Time-to-Market. Подробнее о принципах построения «чистой архитектуры» в нашем банке мы рассказывали в отдельной статье, а если хочется больше практических примеров — добро пожаловать в серию статей про WSO2 API Manager (раз, два).

Немаловажно также наличие хорошей документации и большого комьюнити вокруг open source. Знания об особенностях работы с PostgreSQL найти на порядок проще, чем в случае с Oracle. Всегда можно спросить совета по проблеме в специализированных сообществах, и вероятность получить квалифицированный ответ как минимум не ниже, а возможно, и выше, чем в случае обращения в официальную поддержку. И всё же поддержка в open-source-продуктах тоже есть: сейчас у нас контракт с интегратором, а в дальнейшем мы планируем перейти на поддержку от российского разработчика PostgreSQL через его сертифицированных партнёров.

Кроме того, у открытого исходного кода есть преимущество, которого по определению нет у кода закрытого, — это возможность увидеть и прочитать его (да, вот так банально). Прямой доступ к коду позволяет детально разобраться в работе системы, наработать собственную экспертизу и исключить некоторые проблемы, связанные с неудачным использованием ПО (иногда даже до возникновения этих проблем).

Как бонус — использование открытого исходного кода делает компанию более привлекательной в качестве работодателя. Стоимость специалистов с экспертизой в open source растёт, но высокий спрос на них рождает предложение — на рынок выходят новые кадры. Мы готовы вкладываться в развитие наших специалистов, в то же время не сильно ограничивая их в свободе выбора используемых решений.

Конечно, банковская сфера всё ещё остаётся достаточно консервативной: любой open source здесь должен быть многократно проверен. Но количество таких решений год от года только растёт, а это значит, что выбор инструментов при разработке становится шире, что не может не радовать.

Что мы поняли, когда начали избавляться от vendor lock

Чтобы запустить столь масштабные изменения, требуется поддержка со стороны топ-менеджмента организации. А чтобы эта поддержка появилась, руководство должно иметь информацию о возможностях, которые даёт ПО с открытым кодом. В нашем случае для правления банка была проведена отдельная презентация программы перехода на open source, где мы подсветили цели и задачи, а также показали масштаб нововведений. Вертикальная коммуникация очень важна, ведь без поддержки правления реализовать такую программу в банке невозможно.

Если вы решили пойти по пути трансформации текущих систем, вам не обойтись без инвентаризации. Сначала необходимо определить, какие системы в текущей инфраструктуре могут стать кандидатами на миграцию, а потом выделить среди них ключевые. В нашем случаем такими элементами были платформы Oracle Database и Microsoft SQL Server.

Мы исключили из списка системы, которые так или иначе будут выведены из эксплуатации в ближайшие два года. Убрали коробки, в которых конфигурация с PostgreSQL не поддерживалась вендором. Оставили только энтерпрайз-версии Oracle DB и MSSQL. Сформированный в результате список систем мы проработали на предмет технической возможности миграции с помощью средств Ora2PG для Oracle DB и iSpirer для MSSQL. Данные средства широко используется в практике миграции на PostgreSQL.

По результатам аудита, проведённого с нашим партнёром (российским интегратором Инфосистемы Джет) список был скорректирован. По оставшимся в нём системам мы оценили трудозатраты на миграцию, что позволило сразу прикинуть экономическую эффективность. Это позволило выработать чёткий план, что в итоге упрощает обсуждение со всеми заинтересованными — банк понимает, что, в какой момент и зачем мы что-то делаем. Например, в первую очередь мы решили переводить на open source системы, поддерживающие PostgreSQL из коробки — это дало первые большие результаты ещё на ранних этапах реализации программы.

Основные каналы проникновения опенсорса в любой организации — это внедрение новых систем в рамках проектов (Change) и перенос действующих IT-систем на новые платформы (Run). Для Change очень важно организовать коллаборацию с корпоративными и solution-архитекторами, а также определить магистральные опенсорсные платформы, под которые будут формироваться платформенные команды. Например, у нас это PostgreSQL, Kafka, JBoss, WSO2, RHEL/CentOS.

Потребуется уделить время популяризации программы и провести воркшопы с гильдиями и сообществами разработчиков. Успех внедрения open source во многом зависит от того, используются ли эти решения в командах. Внутри организации должны сформироваться «центры компетенций» — сотрудники и команды, которые поддерживают внедрение новых платформ. Принципиально важно накапливать компетенции по этим платформам внутри, следить за их развитием и минимизировать bus factor.

Чем больше разработчиков знают, что в банке можно пилить сервисы на PostgreSQL, что уже есть выделенная команда поддержки, что эта платформа стала стандартом, — тем шире воронка потенциальных участников, тем больше решений разрабатываются на опенсорсе. Мы это оцениваем исходя из количества обращений на создание новых экземпляров PostgreSQL, Middleware и RHEL/CentOS.

И наконец, главное: программа по развитию опенсорса — это игра вдолгую. Наивно ожидать быстрых результатов. Эффект от подобных мероприятий в крупных компаниях начинает ощущаться спустя 6–9 месяцев.

Не стоит также планировать полную замену всех проприетарных платформ на опенсорсные. Есть вероятность, что многие IT-системы просто не смогут на них работать. Но вдумчивый подход и долгосрочное планирование позволят вам двигаться к цели небольшими шагами — даже если работаете вы в финтехе, где цена ошибки высока.

Наша программа перехода на опенсорс рассчитана вдолгую, впереди ещё много вызовов. Но мы уверены, что так или иначе преодолеем их — и расскажем об этом Хабру.

Комментарии (35)


  1. vadimr
    18.02.2022 14:42

    И наконец, главное: программа по развитию опенсорса — это игра вдолгую. Наивно ожидать быстрых результатов. Эффект от подобных мероприятий в крупных компаниях начинает ощущаться спустя 6–9 месяцев.

    Уже известны результаты через 9 месяцев?


    1. Slavton Автор
      18.02.2022 15:55

      Под эффектом подразумевалось следующее: что информация о программе доведена до команд и их руководителей (большие организации в этом смысле весьма инерционны), что корпоративные архитекторы начинают челленджить заказчиков с точки зрения выбора платформ на архкомах, что начинают формироваться платформенные команды и тд. Кроме того, по графику проникновения опенсорса видно, что за год количество инсталляций на PG удвоилось.


  1. ivoronin
    18.02.2022 14:48

    Вячеслав, внимательно следим за вашими успехами! ????


    1. Slavton Автор
      18.02.2022 15:46

      Спасибо, Илья )


  1. MixaSg
    18.02.2022 14:49
    -1

    ИМХО, open source не дает экономии, вопреки заголовку выше. Вы прекращаете тратиться на лицензии, но должны примерно столько же занести в фонд оплаты труда. Откуда вы возьмете PostgreSQL DBA? Они не самозарождаются, их надо купить или выучить... Ну или всё какое-то время едет на энтузиазме сотрудников, до получения ими такой квалификации, на какой их купит Сбер или ВТБ.


    1. kompilainenn2
      18.02.2022 14:57
      +3

      Сплошные плюсы для работников, Вы не находите?


      1. MixaSg
        18.02.2022 18:54

        Да, так и есть. Я не говорю, что это плохо


    1. Vamp
      18.02.2022 15:16
      +6

      По вашим словам складывается впечатление, будто DBA oracle и mssql предоставляются в аренду вендорами и входят в стоимость лицензий.


      1. MixaSg
        18.02.2022 19:01

        В случае MS SQL или Oracle у Вас есть служба поддержки производителя и вы можете повесить часть своих управленческих рисков на нее. Это ни хорошо ни плохо, это факт. Когда вас начнет драть высшее руководство и лишать премии за год, вы подумайте, что лучше - сказать что это OpenSource или сказать что вот errata и виноваты не вы, а менеджер сервиса, который не дал вам обновиться до свежей версии, аргументируя это тем, что автоматизированная система нужна бизнесу 24х7?


        1. Vamp
          18.02.2022 20:14

          Не очень понял как соотносится поддержка с лицензиями и упомянутым вами ФОТ. Это разные статьи расходов и сокращение одной не означает автоматическое увеличение остальных.


          1. MixaSg
            19.02.2022 10:13
            +1

            К сожалению, означает. Вам необходимо покупать новых людей на рынке, потому что вы внедряете технологию, по которой у вас нет компетенции (иначе, это бы не было новой для вас технологией) или вам необходимо учить имеющихся людей и впоследствии повышать из зарплату до рынка, чтоб не сбежали. Просто вы берете деньги и из бюджета ДИТ (стоимость лицензий и поддержки) и перекладываете их в бюджет HR (на зарплату). По итогу, руководство ДИТ экономит свой бюджет, это факт.


            1. Vamp
              21.02.2022 13:23

              Ок, я согласен, что переход на другую базу не делается бесплатно и необходимо потратиться на переобучение имеющихся DBA. Но это всё CapEx, а не OpEx. Ещё мне непонятна ваша фраза "впоследствии повышать из зарплату до рынка, чтоб не сбежали". У DBA oracle/mssql отсутствует необходимость индексировать зарплату или что? Или сокращение инсталляций oracle/mssql не приводит к сокращению штата DBA этих баз (переобучением и переводом имеющегося штата на новую базу или увольнением и наймом новых)? Откуда берётся перекладывание зарплаты из ДИТ в HR?


        1. Areso
          19.02.2022 10:23

          Ну, предположим, купить поддержку можно и на PostgreSQL


          1. MixaSg
            19.02.2022 13:34

            Стоп, а зачем тогда на него переходить, если можно остаться на условном платном Oracle?


            1. Areso
              19.02.2022 13:43
              +1

              На Оракле:

              1) платите за все лицензии для всех сред

              2) платите за поддержку всех лицензий

              На Постгре:

              1) экономите на лицензиях

              2) платите за поддержку нужных инсталляций (а не всех подряд)

              DBA вам нужны в обоих случаях.

              Опять же, ну вот кто-то писал тут про Патрони и etcd и haproxy. А ничего, что у Оракла тот же ADG - это платная опция?) Т.е. к цене лицензий прибавляются еще цена "фич", активированных поверх.

              В общем, конечно, надо смотреть на TCO (совокупную стоимость владения), но пока выходит, что ОпенСорс дешевле.


    1. BrennendeHerz
      18.02.2022 15:32

      Откуда вы возьмете PostgreSQL DBA?

      Вы верно шутите? https://www.slintel.com/tech/relational-databases/postgresql-market-share

      PostgreSQL - одна из самых распространенных СУБД с хорошей динамикой роста доли рынка. Множество крупнейших компаний вкладываются в ее разработку либо используют как одну из основ для своего бизнеса. В том числе Amazon (хотя и не выдает свои наработки в апстрим) и Яндекс. В России - один из лучших центров компетенций по PostgreSQL - компания PostgresPro.


      1. Areso
        18.02.2022 15:46
        +1

        Плюс у этой компании есть прямо на сайте бесплатные курсы и виртуалки со всем необходимым для лаб + они организовывают платные обучения, которые существенно дешевле аналогичных от Оракла.


        1. MixaSg
          18.02.2022 18:57

          Да, это так, я согласен. Я сам проходил эти курсы. Но Вы, лично Вы, готовы взять на работу человека только после этих курсов?


          1. Areso
            18.02.2022 21:18
            +1

            Смотря какая задача, смотря какие условия. Если команда уже есть, и нужно просто перераспределить работу - то да, почему нет? Если уволился последний DBA, и нужно нанять человека - то лучше этот человек с опытом, а не после курсов.

            Мы в отдел нанимали людей вообще без знаний RDBMS, и ничего. И меня однажды наняли в качестве Oracle DBA, хотя у меня из всех знаний про Оракл было только как его поставить, создать пользователя, схему, навешать привы, и подключиться и это я узнал за неделю до собеса. В активе был опыт MS SQL, но там очень мало какие навыки пересекались.

            Или вот, коллеги 6 месяцев искали человека с опытом DBA (MSSQL или Oracle или Postgres) + знанием Ansible. И вакансию закрыли лишь благодаря тому, что туда человека за руку привели по знакомству. А если бы не привели? Можно было взять человека с половиной навыков, и дообучить на месте.

            Тут слишком много переменных, чтобы можно было однозначно сказать "да" или "нет".


      1. Pinkkoff
        18.02.2022 16:00
        +2

        Спешу вас расстроить) Найти человека, который хорошо разбирается во внедрении и поддержке Enterprise-like PostgreSQL очень сложно. Прям очень. Тут надо знать и сам PostgreSQL, и какой-нибудь Patroni, etcd, haproxy, уметь интегрировать базу с СРК, ставить ее на правильный мониторинг, а еще очень желательно это все делать в инфраструктурном ландшафте самой компании, а не в вакууме. Таких специалистов на рынке - чуть


        1. BrennendeHerz
          18.02.2022 16:17

          Банковская сфера - это зачастую как раз та категория работодаделей, у которых с этим не возникает проблем. Особенно при наличии доступных центров компетенций и доступных внешних консультантов (интеграторов, о которых идет речь в статье).

          После перехода и взращивания компетенций внутри себя, компания затем сама становится магнитом для кадров.

          Автор отметил, что это игра в долгую и на перспективу. Если результаты уже положительные, то этому можно только порадоваться.

          Неужели страх не найти на рынке DBA по одной из самых распространенных и набирающих популярность СУБД, которая резко снижает зависимость от вендора, должен останавливать крупный банк от подобных решений? Временные минусы компенсируются постоянными плюсами.

          Опять же, для уверждения о том, что поиск кадров представляет какой-то риск необходимо иметь данные о количестве DBA нужной компетенции по Oracle и DBA нужной компетенции по PostgreSQL. Возможно имея на руках такие показатели окажется, что риском является как раз выбор Oracle, ввиду тенденций рынка труда и предпочтений в сфере ИТ.


          1. MixaSg
            18.02.2022 19:05

            Нет, специалисты по MS SQL и Orace присутствуют на рынке в количестве достаточном, чтоб прям вываливаться в смежные отрасли/СУБД. Компания становится магнитом для кадров только в странах типа Мурибурилэндии, но обычно она ограничена штатным расписанием. Компании не нужно 100 DBA, которых притянет магнитом, ей нужно 5, имеющих нужную компетенцию здесь и сейчас.


            1. BrennendeHerz
              18.02.2022 21:37
              +1

              То что специалистов по Oracle много сомнений не вызывает. Они же когда то хотели денег и работы, шли в в эту область, учились. Не пропадут же они в никуда ;)

              Вопрос в будущем, что и должно определять стратегию ИТ в компании. Тенденция миграции с Oracle на PostgreSQL наблюдается, это связано и с контейнеризацией и с ростом количества ядер/процессоров обрабатывающих данные и с политическими рисками и с нежеланием ставить компанию в зависимость от одного вендора. Сложно считать эту тенденцию веянием моды, она больше похожа не неизбежность. Обратная тенденция по миграции - не наблюдается (хотя наверное можно найти единичные случаи).

              То, как компания хочет выглядеть в глазах рынка труда, тоже пожалуй лучше решать самой компании. Может быть ей здесь и сейчас нужно 5 конкретных DBA. А может быть у нее в планах масштабироваться. Это сильно зависит от компании, ее финансовых возможностей и взгляда на свое будущее.

              Масштабирование на базе Oracle/PostgreSQL это из той же области что масштабирование на базе Windows Server / Linux.

              Что выбирают компании, которым не нужно масштабирование и нужно решить проблему здесь и сейчас максимально доступными кадрами мы знаем.

              Что выбирают компании, которые хотят произвольно увеличиывать количество инсталляций в удобное для них время и быстро адаптировать инфраструктуру под свои потребности мы тоже знаем.

              Просто задачи у компаний разные. Конечно и взгляд на выращивание собственных кадров и найм новых у них тоже будет разный.


        1. slonpts
          18.02.2022 19:10
          +1

          И будет, думаю, не так много - сейчас изучаю детали того, как PostgreSQL + timescaledb работают в Kubernetes - и это адище какой-то пока. Init container, тюнинг параметров, Patroni, перенос версий, падения timescaledb из-за непонятных причин, почему-то не обновляющий поды helm смешиваются в такое спагетти, что просто ой-ой-ой.

          То, что читаю из теории не объясняет моих проблем, и гуглинг тоже дает гораздо меньше, чем обычно. Разберусь, конечно, но войти сюда без провожатого оказывается гораздо сложнее, чем в другие технологии.


          1. BrennendeHerz
            18.02.2022 21:15

            А у вас есть опыт работы с MS SQL в Kubernetes который позволяет утверждать что MS SQL в Kubernetes в аналогичных условиях работает лучше чем PostgreSQL и не требует тюнинга?

            Действительно интересно, потому что встречал информацию что MS SQL под Linux до сих пор работает недостаточно стабильно для продакшена. Возможно она утарела?

            Просто условия работы в Kubernetes это довольно узкая область сравнения. Если вместо PostgreSQL взять MS SQL и поставить в те же условия, то будут ли заметные преимущества?


      1. MixaSg
        18.02.2022 18:56

        Нет, я не шучу, я имею практический опыт. Попробуйте сейчас найти грамотного и адекватного PostgreSQL DBA на меньше, чем 250 тысяч на руки. Я не Яндекс, а один из лучших центров компетенций по PostgreSQL - компания PostgresPro слупит с вас столько, что вы подумаете, не вернуться ли на Oracle.


        1. Areso
          18.02.2022 21:24

          Сейчас любой интегратор будет лупить от х2 за своих специалистов. Ну экономика такая у них :)


          1. MixaSg
            19.02.2022 10:18

            Да, я полностью согласен. Но от их экономики экономика вашего проекта будет несколько гнуться. "Нет дела более трудного в устройстве, опасного в исполнении и чей успех сомнительнее, чем замена старых порядков новыми": - сказано было очень давно и весьма справедливо.


        1. Jammarra
          20.02.2022 12:23

          Хм попробуйте сейчас найти «подставить любой стек» специалиста на меньше чем 250 тысяч. И результат вас неприятно удивит.

          250 тысяч в 2022 году в айти это как 100 тысяч в 2020. Да и не только в айти, другие области тоже подтянутся скоро.

          ну или расскажите мне где купить машину, квартиру, доски или видеокарту. По цене 2020 года. Вы кстати свою квартиру продать не хотите по цене 20го года? С удовольствием куплю.

          Я вообще хз когда до работодателей дойдёт что инфляция и поголовная удаленка(в зарубежных компаниях тоже) очень сильно изменили правила игры.

          И что сейчас даже 400-500к это не дофига как много. А «ну ок можно пообщаться по этой вакансии и подумать»


          1. MixaSg
            20.02.2022 15:04

            Мне показалось, что Вы на что-то обижены или пытаетесь что-то мне доказать. Не надо, я очень рад за сотрудников, когда они получают большую зарплату, хоть 500 тысяч, хоть миллион, хоть ещё больше. Я и сам наемный работник и мне нечего продать кроме своей головы.


  1. BrennendeHerz
    18.02.2022 15:31
    +3

    В качестве базовой ОС была выбрана HP ThinPro, основанная на Ubuntu 16

    Речь идет про совсем недалекое прошлое. Довольно заметна тенденция крупных компаний выбирать решения на основе версий дистрибутивов, которые являются устаревшими или рассматриваются как устаревшие за пределами корпоративного сегмента. Так часто происходит и в государственных организациях, которые решают выполнить подобный переход, что вероятно является одной из причиной провала многих таких инициатив.

    В то же время для лучшего принятия пользователями, даже администраторами, желательно наличие более современного ПО в репозиториях и драйверов. С 2016 года, когда вышла 16-я версия многое изменилось. Выбор же, судя по описываемым событиям, делался в 2020-2021 году.

    В качестве причины выбора указана поддержка этого дистрибутива производителем железа. То есть причина выбора ОС основанной на Ubuntu 16 только в том что производительн не обновляет свои сборки? Или у них есть более новые версии, но выбор основанной на 16-ой версии был сделан сознательно по какой-то другой причине?

    Если выбор продиктован только производителем, то утверждение

    Проблема вендор-лока исчезла практически полностью

    не вполне корректно. Можете ли вы например достаточно просто перейти на ОС другого вендора отказавшись от поддержки HP?

    Возможно это специфика тонких клиентов и для них не обязательно удобство работы пользователей или новые версии ПО не рассматриваются как важный фактор?

    На самом деле хотелось больше узнать про то как отразился переход на сотрудниках. Потребовалось ли обучение? С какими сложностями пришлось столкнуться?


    1. Areso
      18.02.2022 21:30

      Сталкивался с тем, что еще в 2020-м некоторые корпоративные тулзы слежки за пользователями не работали на дистрибутивах новее, чем Ubuntu 16.04 LTS.


  1. redneko
    18.02.2022 23:50

    Что с этим делать и как жить дальше, мы пока не решили — прямо сейчас прорабатываем варианты

    Oracle Linux 8? Поддержка платная, сам дистр - нет. Бинарно совместим как с CentOS, так и с RHEL


  1. NickKolok
    19.02.2022 00:22
    +2

    А ещё для любого изменения в банковской сфере требуется веская причина.

    Пожалуйста, расскажите это разработчикам банковских сайтов, сил нет уже искать кнопки после очередного обновления!


    1. MixaSg
      19.02.2022 10:19

      Необходимость разработчикам показать свой труд и нужность - весьма для них веская причина :)