Как говорит один из наших партнеров — «Важно быть не первым, важно быть успешным». Вот и мы не стремились изобретать электрокары, работающие на солнечной энергии, а несколько лет терпеливо и последовательно разрабатывали очередной SaaS, виртуальную IP-АТС, коих уже существует не один десяток. Хоть рынок и нерезиновый — кто-то приходит, кто-то уходит — но IT развививается такими стремительными темпами, что пока полно незанятых ниш и достаточно проявить усердие и креативность, техническую грамотность и обязательно получится набрать некоторое количество клиентов, а если работать правильно, то еще и постепенно нарастить клиентскую базу до выхода бизнеса на прибыль. Что сейчас с нами и происходит. В этом блоге мы бы хотели делиться нашими, если не ноухау, то некоторыми специфическими разработками, которые позволяют уверенно двигаться вперед и развивать сервис. Некоторое время назад, прочувствовав ИТ-пульс десятилетия, мы решили, что будем разрабатывать не просто облачную АТС, а АТС с расширенными возможностями интеграции с другими ИС, о чем чуть ниже.



Код АТС базируется на открытой платформе, широко известной в профессиональной среде. Генетически наш ZEON PBX — правнук Астериска и с прадедушкой его роднит коммуникационное ядро. Интерфейс, модули статистики, вся управляющая оболочка и много чего еще написаны с нуля нашими разработчиками. В конце 2014-го года, на очередном юбилейном производственно-корпоративном совещании, понимая что разработку, на которую потрачено 350 лет упорного труда, пота и крови разработчиков Олега и Сергея, нервов продакт-менеджера Насти и коммерсанта Тимура, мы решили, что будем делать сервис «не такой как все», а значит будем исследовать доселе неизведанные глубины API, интеграций и коннекторов. Да здравствует облачная АТС, интегрированная со всей бытовой техникой из MediaMarkt и М-Видео.

С чем и как интегрироваться было решено практически за 3 минуты: все тренды на поверхности:

Тренд первый

Пользователи все чаще и чаще в своих бизнес-процессах используют CRM в связке с телефонией и чтобы это понять достаточно потратить пару часов на изучение обращения клиентов, которые мы тщательно собираем и анализируем. Будем интегрироваться с лидерами рынка облачных CRM, заодно переработаем API и дадим возможность клиентам самостоятельно делать интеграции с тем, чем они сами пожелают. Решено и записано в Трелло.

Тренд второй

Мобильная связь, интегрированная с CRM и офисной АТС. Очень модный и бурно развивающийся тренд. Порядка года назад на рынке появились сильно модифицированные FMC сим-карты одного из мобильщиков и мы тут же побежали партнериться с ними, понимая, что интеграция корпоративной сотовой связи, CRM и офисной АТС — киллер-фича, с помощью которой мы порвем рынок в клочья за считанные часы.

На нашей канбан-доске появилась вот такая картинка:



Модные FMC сим-карты настраиваются в АТС как обычные офисные IP-телефоны (технологически это не так сложно, как кажется) и наш Зеон соврешенно искренне думает, что симки — это обычные сип-устройства с логином и паролем и коротким внутренним номером. Поскольку Зеон думает именно так (а так оно и есть и на самом деле), то симка становится частью телефонной сети предприятия с коротким номером, записью разговоров и статистикой. Любой, кто наберет короткий номер продакта Насти с сим-карты — попадет в офис точно также как и с офисного телефона. При этом, при исходящих звонках с сим-карты будет подставляться общий номер компании, а не номер мобильного. Мобильного номера у сим-карт просто нет: с точки зрения логики АТС — сим-карты обычные офисные телефоны.

Отлично. Полдела сделано. Интеграцию с мобильной связью запустили за пару недель, но «только этого мало»: без интеграции с CRM схема не выглядит как рокет-сайенс. Будем делать интеграцию с CRM, чтобы руководители компании не только наслаждались торжеством технологий и прослушивали разговоры с мобильных и видели всю статистку сотовых звонков главного продавца Тимура. Мы хотим, чтобы многоуважаемые боссы-клиенты еще и получили мощный инструмент контроля всего и вся, связанного с телефонией, видели статистику звонков всех сотрудников — офисных и мобильных — в карточках сделок, могли прослушать записи разговоров в карточке клиента и могли менять безответственных по сделке на ответственных по сделке. Делаем.

Кто там у нас из CRM-щиков самый-пресамый, с хорошо описанным API, дружелюбным коллективом и привлекательной партнеркой? Подозреваем, что amoCRM, которая в последнее время стала собирать практически стадионы на партнерских тусовках и гремит на всю Солнечную систему. Ок, amoCRM, мы идем к вам. Два технологических гиганта обязательно договорятся.

Дружба технологических гигантов:



Мы пишем коннектор для интеграции с амо, на своей стороне обеспечиваем передачу через API всей статистики разговоров — и с офисных и с мобильных — и история общения всех сотрудников без исключения теперь прикрепляется к карточке сделки в amoCRM. У Тимура и Насти нет шансов ввести в заблуждение руководителя, все их разговоры видны и легко находятся поиском в CRM. Потенциальные клиенты немного напряглись в ожидании цифровой революции о необходимости которой так много говорили коллеги-айтишники из Сан-Хосе. В разделе «Интеграции» amoCRM появился наш коннектор:



Удивительно, но сам Зеон трогать практически не пришлось. Интерфейс АТС остался без изменений, разработчики колдовали с ядром. С точки зрения логики АТС ничего не изменилось — симки работают как обычные телефоны, а значит очередной мобильный сотрудник заводится так же легко, как и любой другой экстеншен в системе — указываем короткий номер, персональные данные, email, пол, возраст, семейное положение и национальность.



Интеграция случилась, amoCRM абсолютно убеждена в том, что звонки с мобильных — это звонки с обычных телефонов и честно показывает их в ленте событий как обычные звонки с фиксированных номеров. На скриншоте ниже номер «45» — это не фиксированный номер менеджера Сергея, это его короткий номер мобильника. Сергей — глубоко порядочный человек и честно выполняет поручения руководства. Его активные перезвоны с потенциальным клиентом, пока Сергей бежал к метро, попали в ленту событий CRM.



Лента событий скоротечна и при активной работе продавцов быстро обновляется, отображая все новые и новые биения изможденного сердца компании, поэтому хотим видеть звонки не просто в ленте событий, а еще и в каждой конкретной карточке, за любой выбранный период.

Фильтруем, формируем, создаем отчеты и смотрим карточку сделки по каждому из клиентов.



В карточке тоже все видно. Игрок под номером «45» продолжает звонить, но уже при выходе из метро. Видимо, интеграция CRM, мобильной связи и офисной АТС сильно добавила энтузиазма и Сергей в глубине души расчитывает получить опцион в бизнесе будущего технологического гиганта.

Что получаем в итоге: на первый взгляд уже саму по себе любопытную интеграцию облачной АТС и CRM. Такая связка придает драйва любому бизнесу, думающему об оптимизации и контроле. Интеграция же с корпоративной сотовой связью существенно усиливает драйв: слабое место любой компании с большим количеством мобильных сотрудников, курьеров, водителей и гиперактивных менеджеров-переговорщиков — отстутствие контроля над их перемещениями и жизнедеятельностью. Теперь такой контроль есть, симки работают в связке со всеми остальными телефонами и всез звонки под контролем.

Следующие наши шаги — разработка дополнительных киллер-фич, для того чтобы наш синенький коннектор в amoCRM честно отрабатывал усилия, потраченные на его создание, правда, честно скажем, усилий было потрачено не так уж и много, amoCRM прекрасно и практически непринужденно интегрировалась с ZEON PBX.

Продложаем думать, работать, креативить и не спать ночами.

Вместо послесловия

Разработав наш ZEON и интегрировав его с мобильной связью и CRM, мы, компания Iptelefon, решили выйти из сумрака ночных бдений в консоли Астериска и пошли, что называется, в народ. В планах дальнейшее развитие продукта, всевозможные анонсы и продвижение, регулярное обновление блога здесь, на Хабре. Мы готовы делиться с сообществом всеми нашими наработками, рассказывать о найденных солюшенах и лайфхаках. Шаги в этом направлении уже делаются. Первая в нашей увлекательной интеграционной истории всенародная выставка достижений народного ИТ-хозяйства отгремела весной и мы приняли в ней участие. Лавры Стива Джобса не дают покоя и нам тоже.

Комментарии (8)


  1. duran242
    16.10.2015 11:48

    Симки какого оператора используются в схеме? Это не Мультифон от Мегафона?


    1. Timata
      16.10.2015 11:52
      +1

      Сим-карты действительно Мегафона, но это не Мультифон, это специальный проект. В мультифоне по сипу работают входящие и при некоторых настройках и исходящие. На наших сим-картах все исходящие звонки отправляются по SIP.


  1. g613
    16.10.2015 17:57

    asterisk сильно патчили? какая версия?


    1. Timata
      16.10.2015 20:15
      +1

      Спасибо за вопрос! Патчили не очень сильно, основной таргет — интерфейс и удобство. Есть ряд неплохих находок, на наш взгляд. будем рассказывать.


  1. g613
    16.10.2015 22:36

    1 астериск == 1 клиент или 1 астериск == много-клиентов?


    1. Timata
      16.10.2015 22:43

      У нас есть оба решения — коробка и паблик. Сейчас активно релизим паблик. Основная сложность: задублировать в публичное облако коробочные фичи. Не все гладко в датском королевстве (


      1. g613
        16.10.2015 22:55

        ok. понял. я к чему спросил — на сайте есть три варианта, один из которых 'частное облако'. Симки там есть?


        1. Timata
          16.10.2015 22:59

          Симки совсем не зависят от релиза платформы, поскольку все ходит по обычному сипу, а симки управляются через отдельный GUI. Если хотите, можем направить Симки на вашу платформу