Возможность объединения носимых девайсов, интернета вещей, возможность сбора всей информации о своём доме и себе в собственном компьютере, построение аналитики и нахождение наиболее эффективных паттернов для решения бытовых нужд — от экономии электроэнергии до прогнозирования поведения и поддержания здоровья, своего и близких. Всё это блестящие перспективы развития умных домов. Которые, вместе с тем, могут иметь слабые точки, касающиеся непосредственно внедрения технологии в повседневную жизнь.



Для начала мы взяли небольшую статью из WallStreet Journal, которая приводит реальные ситуации из жизни обладателей умных домов. У автора статьи получился небольшой список возможных проблем, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни:

1. Частые поломки


Стоят первыми в списке проблем с умными домами. Здесь, вероятно, нужно говорить шире — о выборе инсталляторов и компонентов. Как предполагаемое решение проблемы также предлагается использовать следующее правило: уменьшать количество шагов, необходимых для совершения операции.

2. Неудобная настройка


Для примера в статье приведена ситуация, когда «умный» мини-бар в гостинице включил в гостинице свет, когда супруг шёл ночью в ванную. В результате разбудил жену.

«Too many cute solutions in search of problems.» — Слишком много изящных решений в поисках проблем.

3. Энергосбережение


Сейчас у нас электричество стоит, допустим, 4,68 за киловатт\часов (в зависимости от тарифа, берём тариф День, однотарифный, Москва). Большинство предпочитает выключать свет везде. Хорошо, если это делает за вас умный дом. Плохо, если он при этом съедает энергии больше, чем вы экономите.

4. Траты на ремонт. Запчасти. Починка. Время на починку


Но, на самом деле, на этом список проблем не заканчивается. Его можно расширить и обдумать. Какие ещё проблемы желательно предусмотреть и, желательно, предотвратить, при оснащении умного дома?

1. Выбор инсталлятора (исполнителя)

Сейчас самая большая опасность — неудачный выбор инсталлятора. Потому что любая система автоматики — полностью его детище. Если инсталлятор не достаточно хорошо понимает, что он хочет получить (например во всем слушает заказчика и пытается исполнить все его пожелания), получится неудобно и не правильно.

Об отечественном рынке поставщиков умных домов можно почитать в этой статье. Здесь особо отмечается, что:

«Особенность отечественного рынка заказных инсталляций — его закрытость. Трудно получить рекомендации от заказчиков, которым проекты уже сделаны. А потому трудно оценить уровень предлагаемых решений и целесообразность проекта в целом.»

Поэтому, пожалуй, эту проблему можно назвать центральной. На настоящий момент нам не хватает как осведомлённых покупателей в данной отрасли, так и прозрачности поставщиков услуг, обеспечивающей оптимальный выбор. На данном этапе развития, чаще всего, наибольший вес имеет «сарафанное радио» к которому имеет смысл прислушиваться. Мы, в свою очередь, проводили конкурс интеграторов, чтобы внести вклад в решение проблемы.

2. Страхование

Кто отвечает при наступлении страхового случая, связанного с оборудованием умного дома? Здесь нужно отдельно оговориться, что из себя представляет страховой случай в приложении к умному дому. Естественно, по итогу получится, что как застраховали, так и отвечают. Возможно, что одним из весьма актуальных страховых случаев может быть банальная кража оборудования умного дома с объектов. Прямо из щитков и выключателей из коробок.

Предполагаемые проблемы умных домов в будущем
2035 год. Возвращаюсь к себе домой. Умный дом набирает мне ванную. Включает музыку. Я с наслаждением ложусь в ванну. А вода холодная потому что отключили горячую воду в связи с профилактическими работами.

3. Хакерские атаки

Здесь, прежде всего, желательно оценить риски того, кому вы настолько нужны, чтобы пытаться влезть в вашу защищённую сеть и добраться до управления вашим домом и системами жизнеобеспечения. Вполне вероятно, что даже и при наличии желающих, гораздо проще и эффективнее можно «достать» вас другими, более примитивными способами. Поэтому возможность хакерской атаки на вас далеко не так вероятна, как, например, кража компонентов, о которой мы говорили выше.

На данном этапе развития умных домов, вся безопасность системы осуществляется на уровне защиты самой сети. Зашел в сеть — дальше все у тебя в руках (если знаешь, как все устроено). Редко есть парольная защита на IP интерфейсах. Беспроводные сети шифруются, но это не спасает их от взлома. Пока проблема не очень явно видна, потому что автоматизация не распространена массово.

Тут, конечно, стоит упомянуть SSL. Безопасное соединение используется везде и всюду. Для доступа к данным в облаке, используют OAuth 2.0. Чтобы злоумышленник не влез в локальную сеть, ставят доступ к ней по списку мак адресов и используют шифрование… Тут тоже все зависит от прямоты рук инженеров и опять таки стоит помнить что нет идеальной защиты. Любую систему можно проломить, если очень захотеть.

Как может выглядеть хакерская атака на умный дом? Сейчас шифруют файлы на компьютере и требуют денег за расшифровку, в будущем могут попробовать отключить отопление и потребовать денег за активацию обратно. Поэтому Apple использует чип аутентификации для Homekit, а iRidium создал новый протокол с защитой данных на уровне передачи.

Для любителей поразмышлять на тему взлома умных домов, рекомендуем статью «Все способы, которыми хакеры будут пытаться убить вас в будущем» (Извините, английский. Запрашивайте перевод). Несмотря на название, она вас скорее успокоит и развлечёт, нежели чем запугает.

4. Человеческий фактор

"… Хочу установить такую систему своим родным. Не окажутся ли они однажды заперты в квартире с выключенным телефоном?" — вероятно, когда-нибудь окажутся. Правда, ровно с той же вероятностью, что и сейчас — без умного дома, и не обязательно по его вине. Человеческий фактор порой играет ключевую роль. Это касается и выбора инсталлятора, и надёжности хранения вами паролей и т. д. и т.п.

Мистер Вастведт, ты делаешь это неправильно:
Миссис Вастведт, 45-тилетняя дизайнер по интерьерам, сама установила систему, а мистер Вастведт, 45-тилетний бухгалтер, быстро придумал, как использовать её в собственных целях: сейчас, если он зовёт детей ужинать, а они долго не идут, он удалённо отключает им X-Box и телевизор. Источник


5. Техническая поддержка

С точки зрения бизнес-модели, можно установить заказчику умный дом и в дальнейшем получать доход от поддержки. Поддержка в любом случае понадобится, даже если всё отлично работает, можно предложить «подписку» на обслуживание, которая вносится периодически и гарантирует, что в случае поломки приедут и всё исправят.

С точки зрения заказчика, важно не только чтобы всё было хорошо установлено и инсталлятор не «жил» за счет ваших трат на ремонт, но и чтобы в наиболее благоприятной ситуации, когда всё работает хорошо и ломается в пределах разумного, чтобы поддержка откликалась и приезжала быстро и так же оперативно устраняла проблемы.

Не бывает прогресса без побочных эффектов


Резюмируя всё выше сказанное, никаких аргументов строго «против» применения технологии умного дома, пожалуй, нет. Более того, правильно применённая технология может значительно повысить удобство обитаемого пространства и качество жизни. Однако как и в любой технологии, нужно минимизировать риски и учитывать слабые места. Надеюсь, эта статья была вам полезна.

Ну и, на последок, небольшая задачка. Помните мини-бар, который включался от датчика движения даже ночью? Как бы вы отладили подобное включение, учитывая, что цель — это, конечно, увеличение продаж алкоголя и припасов из минибара? Помните, что минимизация шагов алгоритма даёт более эффективную работу системы в целом. И добро пожаловать в комментарии!

Представьте мир, в котором дома стали умнее их обитателей

Комментарии (1)


  1. geksin
    16.10.2015 19:20

    Например.
    1. Срабатывание датчика.
    2. Проверка времени (если позднее 21:00, но раньше 7:00).
    3. Если свет в номере выключался и не включался в течении 20 минут, то срабатывания датчика игнорируются.
    4. Если свет в указанный период времени включался более чем на 5-10 минут, то начинаем учитывать показания датчика.