Космическое пространство — один из самых распространённых сеттингов, в которые помещают действие видеоигр. Наверное, если не на втором месте после миров мечей и магии, то уж точно на третьем — после всевозможных вариаций на тему реальной современности и исторических событий. Правда, практически везде этот космос очень мало похож на себя из реальности. Как правило, это волшебный космос из типичной «космической оперы». Там разносятся звуки и видны лазерные лучи, космические аппараты маневрируют подобно самолётам в атмосфере или кораблям в море, а от планеты до планеты можно долететь за несколько минут.
И ничего плохого в этом нет — для динамичного разнообразного игрового процесса такой фэнтезийный космос подходит гораздо лучше настоящего. Но всегда есть небольшая прослойка людей, которые хотят, «чтобы всё прямо как в жизни» и готовы ради этого мириться с заметно более высокой сложностью и куда менее низкой увлекательностью. Увы, мировому игропрому таких особо нечем порадовать. Реалистичных авиасимуляторов множество, автомобильных — тоже. Даже подводной лодкой или парусной яхтой в виртуальном пространстве можно при желании порулить с высокой степенью достоверности. А вот с космосом всё куда скуднее. Возможно, виновато разочарование тем, что космический прогресс идёт медленнее, чем хотелось бы. Мы-то надеялись если не синекожих инопланетянок кадрить, то хотя бы картошку на Марсе сажать, а нам предлагают «на бис» повторить то, что мы уже сделали полвека назад — слетать на Луну. И то не прямо сейчас повторить, а когда-нибудь, в умеренно обозримом будущем. Вот и рвётся душа к звёздным просторам поживописнее.
Но для тех, кому всё же хочется реалистичного виртуального космоса — наша сегодняшняя небольшая подборка.
Orbiter
Этот проект, без которого любая подборка реалистичных игр про космос была бы неполной, создавался доктором Мартином Швайгером из Университетского колледжа Лондона именно потому, что ему не хватало реалистичных космических симуляторов. Не хватало настолько, что он решил запилить свой собственный — и не прогадал.
Первая версия Orbiter увидела свет в 2000 году. Потом игра пережила несколько ремейков, последний был выпущен в относительно недалёком 2016-м. Изменениям подвергалась как внутренняя начинка, так и «обёртка» в виде графики. Впрочем, главным для Orbiter является его модульность — если игроку что-то не нравится или чего-то не хватает, достаточно просто заглянуть в комьюнити. С вероятностью, близкой к ста процентам, там найдётся мод или фанатский плагин, который правит неустраивающее и добавляет недостающее. К примеру, в базовой версии игры Солнечная система состоит только из, собственно, Солнца и восьми планет со спутниками. Астероидов нет, как и карликовых планет и прочих мелких небесных тел. Но плагин, добавляющий это, при желании устанавливается в три клика.
Кстати, о Солнечной системе — в игре представлена только она. Межзвёздных путешествий не завезли. При этом в игре содержатся данные о более чем сотне тысяч реальных звёзд — но исключительно для того, чтобы они образовывали достоверный фон для происходящего.
Если не брать моды, то парк космических кораблей в Orbiter невелик. Из реальных — вообще один только «Спейс Шаттл». К нему в комплекте идут несколько вымышленных аппаратов из гипотетического недалёкого будущего. Нужны они в основном затем, чтобы облегчить новичку освоение игры. Летают по тем же законам, что и реальные, но имеют двигатели помощнее и запас топлива побольше, за счёт чего не так ограничены в манёврах. Если же моды брать, то тут и говорить не о чем. Любые аппараты на любой вкус. Историческая космическая программа человечества реализована, кажется, целиком, включая проекты, не пошедшие дальше эскизов. Фантастические корабли из фильмов и других игр — широчайший спектр, от «Тысячелетнего сокола» до «Красного карлика».
Забавно, что хотя Orbiter пользуется репутацией чуть ли не самой реалистичной игры про космические полёты, его внутренняя механика довольно проста и целиком основана на классической ньютоновской физике — никакие релятивистские эффекты не учитываются.
Orbiter — абсолютно бесплатная игра, имеющая большую фанбазу. Она даже официально использовалась в университетских занятиях для обучения основам физики и небесной механики. По сути, на данный момент Orbiter является столпом жанра реалистичных космосимуляторов. Но есть в нём, конечно же, и другие представители, о некоторых мы и поговорим ниже.
Space Shuttle Mission Simulator
Как несложно догадаться по названию, эта игра целиком и полностью посвящена американской программе «Спейс Шаттл». В отличие от остальных игр подборки, в которых игровой процесс во многом представляет собой «песочницу», где игрок сам ставит себе цели, Space Shuttle Mission Simulator является набором миссий. Миссии основаны на реальных исторических полётах в рамках программы «Спейс Шаттл». Изначально, когда игра впервые вышла в 2007 году, в ней было всего одиннадцать заданий. Позже авторы выпустили несколько бесплатных дополнений.
На данный момент с помощью игры можно принять участие в испытаниях самого первого шаттла, в постройке и обслуживании МКС, а также в развёртывании космического телескопа «Хаббл». Такой максимально историчный подход, понятное дело, несёт в себе не только плюсы, но и минусы. Всё действие происходит строго в околоземном пространстве — не получится не то что Солнечную систему исследовать, но даже банально на Луну слетать.
В качестве частичной компенсации за нехватку космоса можно отметить весьма детальную проработку атмосферной части полётов. Хотя сами специалисты НАСА шутят, что «шаттл не летает, он падает, как немного управляемый кирпич», на деле это скорее осложняет посадку на нём, чем упрощает. В игре эта процедура реализована подробно и достоверно. Сложность игры, кстати, регулируется, но в узких рамках. Лёгкий уровень отличается от максимально сложного лишь появлением на экране стрелок и подсказок, говорящих игроку, на что сейчас следует обратить внимание. Однако список операций в любом случае нужно будет держать под рукой — в виде распечатки или открытого в отдельном окне текстового документа.
Из плюсов нужно отметить поддержку игры. Несмотря на солидный возраст, она до сих пор получает обновления. Кроме того, она, пожалуй, единственная из списка настолько ориентированная на историческую реконструкцию. Если вам хочется не просто реалистичных космических полётов, а именно тех ощущений, которые переживали настоящие астронавты — это как раз то, что вам нужно.
Microsoft Space Simulator
Никак нельзя обойтись в нашем списке и без классики. Фирма Microsoft в своё время завоевала много поклонников, выпустив хардкорный и максимально реалистичный (насколько это позволяли тогдашние системы) авиационный симулятор, который прямо так, без затей и назвала — Microsoft Flight Simulator. Игра развивалась, становилась богаче и навороченнее, а со временем начали появляться и тематические аналоги. В 1994 году, например, вышел Microsoft Space Simulator, посвящённый, как несложно понять по названию, космическим полётам.
Это не только самая старая игра нашей сегодняшней подборки, но и, как ни парадоксально, ещё и, пожалуй, самая реалистичная. Хотя технические возможности компьютеров середины девяностых были относительно невелики, с их помощью разработчикам удалось реализовать много моментов, которые авторы более поздних игр не смогли или не захотели отобразить. Например, в Microsoft Space Simulator учитывается часть релятивистских эффектов, проявляющих себя по мере приближения скорости аппарата к скорости света — максимальное ускорение аппарата при этом снижается, в полном соответствии с эйнштейновской теорией относительности. Впрочем, для тех, кто не желает заморачиваться, есть широкий спектр настроек, позволяющих при желании сделать полёты не более сложными, чем в каких-нибудь «Звёздных войнах».
В игре представлено четырнадцать аппаратов, доступных для управления игроком. Среди них как реально существующие, такие как вездесущий «Спейс Шаттл», так и гипотетические. Например, звездолёт с прямоточным двигателем на межзвёздном водороде — такой концепт предложил в 1960 году физик Роберт Бассард. Есть и совсем фантастические аппараты с антигравами и прочим таким — для совсем ленивых. Правда, скорость света превысить не могут даже они, с этим в игре всё строго.
Рассекать можно как по родной Солнечной системе, так и по целому ряду других. Последние выполнены гипотетически — про реальные экзопланеты тридцать лет назад знали сильно меньше, чем сейчас, поэтому настоящих научных данных для создания интересных мест действия не хватило.
К недостаткам игры стоит отнести полное отсутствие инструментов для расчёта долгих перелётов. Это очень обидно — при всей детальности и реализме осуществлять перелёт, к примеру, с Земли на Марс приходится буквально на глазок.
Из хороших новостей — игра давным-давно обрела официально бесплатный статус и поиграть в неё можно прямо в браузере на страничке интернет-архива.
Kerbal Space Program
Взглянув на первый скриншот, те, кто не в курсе, наверняка возмущённо закричат: «Это что за мультяшные гоблины? Тут же вроде про реализм, нет?» А те, кто в курсе, лишь понимающе усмехнутся.
От предыдущих игр списка Kerbal Space Program отличается тем, что полёты как таковые занимают в ней далеко не основное место. Не меньшее, а то и большее значение имеет конструирование космических аппаратов. Игрок, в полном соответствии с названием игры, берёт под своё руководство всю космическую программу смешных зелёных человечков-кербалов целиком. Вначале приходится строить корабли из простейших элементов, но каждый полёт приносит очки исследований, позволяющие со временем открыть более совершенные комплектующие с улучшенными характеристиками и более широким спектром возможностей. Можно включить свободный режим, где все детали доступны сразу и неограниченно. Можно, наоборот, запустить «режим карьеры», где помимо исследований придётся заботиться и о финансировании.
Концепция «игровой песочницы» доведена в Kerbal Space Program до абсолюта — игрок не только сам себе ставит задачи, но и сам определяет средства их выполнения. Полёт конструкторской фантазии не ограничен практически ничем. Берёшь доступные детали и лепишь их вместе так, как захочется. А потом получившаяся конструкция взлетает. Или не взлетает. Особо постаравшись, можно вообще получить аппарат, который развалится под собственным весом прямо на стартовой площадке. Строить можно как традиционные ракеты, так и самолёты, вертолёты, а также роверы, то есть транспорт для перемещения по поверхности других небесных тел.
Для исследований предоставляется Солнечная система. Она не в точности копирует нашу, но выполнена очень похоже. Только называются небесные тела иначе: Меркурий здесь Мохо, Венера — Ева, Марс — Дюна. Местный аналог Земли называется Кербин и отличается от нашей с вами планеты тем, что у него сразу две луны — Мюн и Минмус.
Несмотря на несерьёзный внешний вид и возможность создавать самые дурацкие конструкции, игра обладает вполне реалистичной физической моделью, примерно на уровне Orbiter. То есть физика только ньютоновская, без релятивистских эффектов, зато обсчитывается весьма подробно. К тому же в Kerbal Space Program отдельно рассчитывается внутренняя физика аппаратов — скажем, неправильно установленные двигатели вполне способны растащить корабль на куски.
Как и любая популярная игра, Kerbal Space Program быстро обросла фанатскими модами. Практически всё, что не реализовали в игре оригинальные разработчики, доделали в модах фанаты.
Конечно, в реальном мире освоение космоса идёт не во всём так быстро и гладко, как нам хотелось бы. И в виртуальном пространстве можно буквально своими руками прочувствовать, насколько космические полёты — непростое и затратное дело. Возможно, именно после знакомства с какими-то из перечисленных здесь игр претензии по поводу недостаточной скорости прогресса отпадут. Ну или хотя бы станут более аргументированными и обоснованными.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (24)
Wizard_of_light
08.04.2022 14:38+2Кто хочет полетать на андроиде - есть Spaceflight simulator, 2D аналог KSP на минималках, можно строить ракеты и летать.
axe_chita
09.04.2022 20:40+1Если вспомнили про Ведроид;) то тогда надо вспомнить и Space Agency, которая под аляповатой аркадной 2D оболочкой прячет очень придирчивую механику игры. Ограничение ресурсов, времени, денег, правильного порядка выполнения задания с правильными частями. Ну и конечно собирать ракеты из разных частей, открывающихся по мере прохождения игры;)
Space Agency
Wizard_of_light
10.04.2022 00:15+1О, спасибо, на эту не наталкивался :)
axe_chita
10.04.2022 07:00Пожалуйста, регулярно перепрохожу её. Кстати она же есть и под Тыблочников в Appstore:)
СпойлерВсе миссии можно пройти. Большую часть реально на GOLD.
alexwortega
11.04.2022 00:59Так то есть simple rockets 2 который хорошо стимулирует кад и целиком копирует ksp(местами значительно лучше)
ArXen42
08.04.2022 16:48+12Из недавно вышедшего - Nebulous: Fleet Command. Реализм условный (нет орбитальной физики и вообще это tactical RTS), но по эстетике очень напоминает The Expanse. Много механик вроде детальных внутренних повреждений, радарной видимости, ewar и т.д.
Про KSP - реализм при желании выводится близко к уровеню Orbiter с помощью Realism Overhaul (реальная солнечная система, улучшенная аэродинамика, реальные двигатели и топливо и т.д.) и Principia - физика трех тел. От примитивизма исходной игры практически ничего не остается в такой сборке.
Количество сил и времени, вложенных в Principia разработчиками, особенно впечатляет. В репозитории много pdf'ок с математическими выкладками как это работает (рассчеты гравитации, интеграторы орбит и т.д.), Wolfram Mathematica файлы к ним, сам мод включает в себя большое и сложное ядро на c++ для быстрых рассчетов, а для работы со всем этим они сделали новый интерфейс планирования маневров в разных reference frame'ах и даже с учетом ожидаемого времени прожига, а не мгновенным импульсом как в стандартном планнере (т.е. можно даже планировать долгие маневры ионными двигателями).
GennPen
08.04.2022 17:17+2То есть физика только ньютоновская, без релятивистских эффектов, зато обсчитывается весьма подробно.
Обсчитывается довольно подробно, но используется физика двух тел, т.е. на точки Лагранжа аппарат не получится запустить, их просто нет. Но если поставить мод на n-body физику, вот тогда начинается веселье, и можно хоть на "квадратные" орбиты запускать спутники.
Hidden text
Filipp42
08.04.2022 19:46А это как? Учитывается только влияние планеты, а космические аппараты и прочеене влияют друг на друга?
GennPen
08.04.2022 20:08+1Ну, в KSP по умолчанию без различных модов, на летательный аппарат влияет только физика той планеты/спутника, на орбите которой находишься. Есть так называемые зоны влияния, входя в которую резко меняется физика на ту планету/спутник к которой эта зона влияния относится.
Dr_Faksov
09.04.2022 06:44+3видны лазерные лучи, космические аппараты маневрируют подобно самолётам в атмосфере или кораблям в море, а от планеты до планеты можно долететь за несколько минут.
Что из вышеперечисленного вызывает у автора скептическую усмешку?
Лазерные лучи вполне себе видны в запылённом пространстве. Если учесть что в невесомости в безвоздушном пространстве пыль может существовать очень даже долго, то не вижу ничего противоестественного. Более того, мощные искусственные пылевые облака предлагают как защиту от лазерного оружия.
Теперь про перелёты.
Сначала про перелёты вообще и стереотипы в частности. Мы невольно меряем космические полёты по известным нам низкоэнергозатратным перелётам, в которых приходится трястись над каждым граммом топлива. Отсюда - огромные длительности. Уберите ограничения по топливу - и всё станет гораздо быстрее. МКС делает один виток за 90 минут. Но это вовсе не означает, что нельзя совершить этот -же виток минут за 10. Правда, не на МКС.
Про космические аппараты - а что мешает? Если они могут маневрировать гораздо резче чем самолёты и двигаться по другим, недоступным самолёту, траекториям, то что мешает, при надобности маневрировать медленнее?
Время полёта от планеты к планете зависит от расстояния между планетами и предельно возможного ускорения разгона\торможения. Даже сейчас, трясясь над каждым граммом топлива, можно долететь до лунной орбиты менее чем за 9 часов. Если же мы можем позволить себе половину пути разгонятся и половину тормозить, то с терпимым ускорением 3g мы прилунимся за 60 минут. Это конечно не минуты, но и гравикомпенсаторов для 20g у нас нет.
vbogom
11.04.2022 09:16Про пылевые облака писать не буду, хотя и не знаю какой же плотности оги должны быть, чтобы увидеть лазерный луч, т.к. даже атмосферы Земли для этого не достаточно. Плюс за видимость лучей (и их слышимость) - красивые спец. эффекты.
Но полёт космических аппаратов аналогично самолётам - это недостаток игры. Поворот космического аппарата не должен приводить к его торможению, относительно удалённых объектов. Он может интенсивно маневрировать (например, развернуться в сторону нападающего на него сзади противника и бить его основным вооружением, или совершать манёвры уклонения) и при этом продолжать лететь в нужном ему направлении, т.к. результирующий вектор движения почти не меняется при "небольших" боковых отклонениях. Примером подобной механики может похвастать игра 1995 года "Frontier: First Encounters" (писалась по аналогии с ещё более старой игрой: Elite 1984 года, но в неё я не играл). А современные игры... при повороте - направление движение меняется, при выключении двигателя космический аппарат останавливается и т.д., и т.п. В Frontier приходилось довольно часто пользоваться корректностью физики движения для экономии топлива - разгонял в нужном направлении корабль и выключал маршевый двигатель.Кроме того - эта игра с открытым миром (в пределах Галактики), пробовал долететь до центра Галактики, но так и не смог: очень большие расстояния. Во круг звёзд (могут быть кратные звёздные системы) вращаются планеты, вокруг которых вращаются луны, вокруг которых - орбитальные станции. Всё это в динамике. А если помнить, что это 95 год, то просто фантастика.
axe_chita
11.04.2022 10:26Тогда надо вспомнить и "Oolite: an open-world space opera"
Кстати в Wing Commander, возможно даже с III, можно было разогнаться в нужном направлении, включить скольжение и лететь не используя двигатель.
Epic18
09.04.2022 10:02+1В далеком играл Orbiter 2012, максимум что освоил взлет и посадку на глазок, нет конечно можно космические миссии выполнят там, но без понимая физики и моделей не решился дальше играть.
rsivakov
09.04.2022 17:08+1Я бы Colobot еще добавил. Не совсем визуальный реализм, но, тоже же, эдакий реализм ;)
KizhiFox
09.04.2022 23:17+2Ну если есть KSP, то не могу не упомянуть SimpleRockets 2: https://www.simplerockets.com/
Редактор продвинутее, чем в KSP, формы деталей можно вообще какие угодно самому задавать. А ещё кроссплатформа между виндой, андроидом, айосом и с протоном стимовским совместима.
Yuriks111
11.04.2022 09:02Star Citizen) -не реалистично, но очень красиво и масштабно.
Ждем KSP2 https://youtu.be/P_nj6wW6Gsc
Tarakanator
11.04.2022 10:24В списке явно нехватает стратегий.
Aurora C#
Сразу оговорюсь, есть одно очень значительное упрощение-двигатели дают скорость, а не ускорение, но кроме этого все очень интересно.
Дальность действия радара зависит от размера цели.
Попадание в броню даёт местное ослабление брони, а не -N HP у всего корабля.
P.S. Если решите закидать тапками, то предложите более реалистичную стратегию.
alexs963
Children of a Dead Earth забыли