Почему надо менять? Что надо менять? Почему то, что было актуально 30 лет назад устарело? Взгляд неэкспертным, но участным, глазом на проблему изнутри...

Иллюстрация лекции с сайта: https://bsh.kz
Иллюстрация лекции с сайта: https://bsh.kz

От себя

Вся информация – это не официальные сообщения, я не привожу каких-то явных статистических данных. Это всего лишь крик души, желание рассказать о проблеме, которая, несомненно, требует скорейшего решения. Я лишь надеюсь, что статья обратит внимание тех, кому по силам что-то изменить.

Статья относится лишь к техническому направлению. Гуманитарного, медицинского, театрального я не знаю и о нем не говорю.

Почему сейчас?

В начале 2020 года случилось нечто непредвиденное и ужасное. Случился коронавирус, всеобщая пандемия, онлайн переговоры, онлайн обучение... все онлайн.

Несомненно, эти полтора года повлияли очень серьезно на многие отрасли, но сегодня разговор именно о системе образования, а именно высшего образования.

Крик души

Лично я являюсь студентом очень престижного, инновационного ВУЗа с огромным числом положительных новых идей, которых, к сожалению, нет в других ВУЗах. Тем не менее, этого не хватает.

Мне повезло, я учился в институте еще до коронавируса, поэтому вижу, как было раньше, и как есть сейчас.

И вижу я одно: ничего не изменилось. ВУЗ сделал слишком мало шагов к изменениям. А вот отношение студентов изменилось колоссально, и с этим ничего не поделаешь.

Модернизация

Сегодня я не хочу говорить о семинарских занятиях. Как мне кажется, они очень эффективны. Это также можно заметить, посмотрев на посещаемость семинаров. Если преподаватель хороший, то заполняемость почти 100%.

А вот лекции... Что хороший лектор, что плохой... лекции посещают человек 15 из потока в 300 человек!

На данный момент студенты перестали видеть смысл в лекциях. Так, конечно, было и раньше. Но теперь это настолько массово, что не замечать этого просто нельзя.

Лекции - на мыло!

Да! Я в этом строго убежден. Лекции бесполезны в нынешнем формате. Стоит уважаемый профессор и нудно(не всегда и слава Богу) бубнит информацию.

В любом случае студенты не ходят на лекции. В лучшем случае потом смотрят их в записи (благо после коронавируса это повсеместно возможно)! 

Что же происходит в основном? Люди ищут конспекты, написанные старшими поколениями студентов по лекциям преподавателей, читают их и сдают экзамены на высший балл, тратя на подготовку в разы меньше времени.

Во время чтения материал усваивается в разы быстрее, не надо вести свои записи - экономится время, можно вернуться к предыдущему абзацу... Короче, плюсов в разы больше.

Можете сказать: а как же живое общение?... Ну, да, это так, его бы не хватало без лекций. Но общения нет, так как на лекции почти никто не ходит!

Что вместо лекций?

Но вместо лекций же надо как-то доносить теоретический материал?

Конечно, надо. И каждый заслуженный преподаватель зачастую имеет личную методичку. То, что студенты могут читать дома. А если ее нет, то надо написать! Студенты сами помогут, достаточно расшевелить профессора, чтобы он что-то сделал. Есть LaTex, markdown, в крайнем случае Word - можно сделать замечательные конспекты, которые будут пользоваться безумной популярностью.

Тем не менее, я уверен, что этого недостаточно. Текст текстом, а общение с человеком, знающим в своем специализированном предмете в разы больше - великолепная возможность разобраться и прокачаться в своих навыках.

Как мне кажется, должно быть как в школе - домашнее чтение :) Преподаватель говорит, какие теоремы и какие темы он будет обсуждать в следующий раз. Студенты читают (не как на лекции, 1,5 часа. Они тратят минут 25 - 30). А на "новой лекции" преподаватель минут 30 разговаривает со студентами, обсуждает вопросы и сложные моменты доказательств. 

Так все студенты будут вовлечены в ученическую деятельность, продуктивность вырастет в разы.

Еще раз, чтобы было понятнее. На данный момент у студентов есть то, чего не было (или было в меньшем объеме) у студентов 30 и более лет назад. И теперь задача ВУЗа не только передать сокровенную информацию, которую негде найти. Теперь задача ВУЗа научить вычленять нужную информацию из свалки всякой полезной и неполезной.

Лекции устарели уже давно, ибо потерялся и уменьшился их первоначальный смысл – передача информации из уст в уста. И лишь теперь, когда коронавирус окончательно прибил смысл лекций (так как теперь можно посмотреть записи лекций 2020 года почти любого ВУЗа), стало возможно что-то менять и что-то пробовать.

Послесловие

Конечно, я понимаю, что данная идея может быть воспринята как просто нежелание учиться, или что-то в этом роде. И да, и нет. Не хочется тратить лишнее время на то, что можно оптимизировать. Данной тенденции следует довольно много молодых преподавателей, и я всячески хочу обратить внимание на возможность и качество такого подхода.

Конечно, решать не мне. Но каждый обязан сделать хоть малейшую, но попытку, улучшить то место, где он живет, учится и работает – и тогда все на свете будет в разы лучше.

Комментарии (40)


  1. saipr
    15.04.2022 19:50
    +1

    каждый обязан сделать хоть малейшую, но попытку, улучшить то место, где он живет, учится и работает – и тогда все на свете будет в разы лучше.

    Вывод "тогда все на свете будет в разы лучше" абсолютно верен, но как вы улучшили то место, где живёте?


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 19:56
      -1

      Если пофилософствовать: надеюсь, что как-то повлияет на образование, выпустит лучших специалистов, которые сделают что-то стоящее.


  1. Flammmable
    15.04.2022 20:07
    +7

    Во время чтения материал усваивается в разы быстрее, не надо вести свои записи - экономится время, можно вернуться к предыдущему абзацу... Короче, плюсов в разы больше.

    Почему то, что было актуально 30 лет назад устарело?

    Эм. Книгопечатанию чуть больше 500 лет. За пол-тысячелетия ему не удалось вытеснить лекционную систему. Что в книгопечатании поменялось за последние 30 лет такого, что сейчас оно наконец нанесёт решающий удар? Гиперссылки и 24-битные цвета?


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 20:12
      +5

      За книгами не надо стоять очереди в Ленинскую библиотеку. Не надо брать один учебник на двоих-троих. Не надо рыскать по всему городу за единственным экземпляром какой-то книги.

      Книгопечатанию сильно больше 500 лет, тем не менее общедоступным и непривилегированным оно стало не так давно.

      Изменилось то, что сейчас можно найти запись лекций почти любого университета. Хочется - MIT, хочется МГУ, хочется... в общем, недостатка в информации нет.

      Ну если не про последние 30 лет, то 50 - точно. А коронавирус лишь немного подтолкнул, вот и все.


      1. Flammmable
        15.04.2022 20:22
        +1

        каждый заслуженный преподаватель зачастую имеет личную методичку. То, что студенты могут читать дома. А если ее нет, то надо написать!

        За книгами не надо стоять очереди в Ленинскую библиотеку.

        Эм. Методички преподавателей университета, в котором учился я, печатала локальная университетская типография. И они были в университетской библиотеке в избыточном количестве. Библиотека работала весь рабочий день и находилась в том же здании, что и лекционные аудитории. Личный пример, в общем, не показателен, но, вроде, в норме должно быть примерно как-то так.


        1. idkisl Автор
          15.04.2022 20:29
          +1

          Ну круто. Я лично слышал истории, что книг по современным и развивающимся наукам было немного. По классической математике, наверняка, изменилось мало.

          На данный момент, например, в анализе данных почти нет книг на русском языке – только на английском. Уверен, Ваш институт в Ваше время не был готов (если и была такая возможность) покупать книги в Америке. сейчас у любого есть возможность найти нужную ему книгу в интернете.

          Это пример только из моего опыта, уверен, его можно как-то обобщить. Например, со схожей проблемой я сталкивался при поиске информации по комбинаторной геометрии...


          1. omxela
            15.04.2022 23:21
            +7

            Вы, на мой взгляд, настаиваете на очевидных вещах в части доступности книг в данный исторический период. Но мне представляются спорными некоторые другие утверждения.

            (1) Книги доступны - лекции не нужны. Под лекциями Вы понимаете то, когда кто-то занудно "бубнит". Воля Ваша. Но кроме передачи информации у нормальной лекции есть ведь ещё функции. Это структурирование материала. Хорошо. Вы нашли где-то чужой "конспект". И считаете, что этого достаточно. ОК. Лекция - это ещё и форма общения преподавателя (если он преподаватель) и аудитории. И дело тут не в том, что вы можете ежеминутно подавать реплики. Вопросы в конце - это тоже бывает. Но я имею в виду, что любая устная речь, обращенная к живой аудитории, - это форма общения (и внушения отчасти).

            (2) Вы утверждаете, что при личном чтении книги материал усваивается быстрее. Это не очевидно. Для очень многих людей (и я не исключение) так называемая "моторная память" является основным средством усвоения. Это письмо рукой попросту. Поэтому чужой конспект не катит. Нужен свой. Вот передо мной в шкафу две толстых тетради. Им больше 50-ти лет. В одной - конспект двухгодичного курса физики, читанного Борисом Борисовичем Буховцевым мне и моим однокашникам в 9-м и 10-м классах. В другой - двухгодичный курс математики, прочитанный тогда же профессором мехмата МГУ Владимиром Михайловичем Алексеевым. Вы будете смеяться, но до сих пор пару раз в год я заглядываю для справки то в тот, то в другой.

            (3) Вообще-то к лекциям полагаются ещё и семинары. Для общения, разъяснения и закрепления. Ковид? Конечно. Но ведь речь идёт о принципах. Ковид кончится рано или поздно. А ещё бывают спецкурсы на выбор. Мда.

            (4) Преподаватель должен создать методичку. Ну, раз должен - пусть создаёт. Кто против? Но если это хороший преподаватель, то главная его задача - поддерживать в Вас на должном уровне мотивацию к учёбе (если она есть, конечно). Функцию контроля с него тоже никто не снимал. Что-то мне очень слабо верится, что оставшись один на один даже с очень хорошей книгой (такие, безусловно, есть), Вы чему-то путному выучитесь без всего остального.


            1. idkisl Автор
              15.04.2022 23:31

              Спасибо огромное за Ваше мнение.

              Я же не говорю про отмену общения. Я лишь считаю, что гораздо эффективнее говорить со студентами, когда они подготовлены. Если студент знает и может прочитать заранее материал, попытаться его понять, а на лекции устроить рубрику вопрос-ответ с лектором - будет гораздо эффективнее.

              По поводу конспектов - каждому свое. Лично мне тоже больше нравится записывать материал. Другое дело, что с появлением большого количества онлайн методичек и конспектов, нет необходимости записывать все слово в слово. Всегда можно подсмотреть в методичку и посмотреть, что же говорил лектор.

              В основном лекторы повторяют доказательство почти полностью, так что расхождений нет.

              Просто еще раз: лекции надо оставить, просто изменить их формат. Тем более, что на лекции в текущем понимании студенты почти перестали ходить.


      1. saipr
        15.04.2022 20:34
        +2

        Вообще-то Ленинка и ГПНТБ (Государственная Публичная Научно-Техническая Библиотека) на Кузнецком мосту для меня в 80-х годах были тем же Интернетом сегодня:
        image


  1. A_Degteryov
    15.04.2022 20:30

    Неоднократно наблюдал любопытный эффект, что некоторые фразы, совершенно нормально воспринимаемые на слух, становятся совершенно нечитаемыми, если записать их в виде текста. Видимо, потому, что при записи в виде текста теряется информация об интонациях, которая в некоторых случаях бывает важна для понимания. В итоге получаем блок текста, который приходится по нескольку раз перечитывать, подбирая правильную интонацию, чтобы он прочёлся. Так что идея самостоятельного освоения материала с разбором понятого - может быть и хороша, но только при наличии актуального качественно записанного видеокурса. Как минимум - в некоторых дисциплинах


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 20:33

      Да, это точно. Я говорил больше о высшей, дискреной математематике. Помимо этого я еще писал, что необходимо проводить мини-лекции с обсуждением освоенного самостоятельно материала студентами.

      Но по психологии, например, такого точно не пройдет


  1. krylov_sn
    15.04.2022 20:33

    как показывает практика - методички это одно, а лекции совсем другое. прошел онлайн курс по квантовой механике в одном из известных вузов. Пока не послушал лекции - методички и конспекты были бесполезны


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 20:35
      +1

      Ну в основном в институте все строится по нарастающей сложности. Так что, по идеи, придя на лекцию, Вы должны уже хорошо разбираться в вопросе.

      Ну и я писал, что не полностью отказываться. Просто на лекциях не тупо переписывать конспекты, а обсуждать с лектором сложные моменты


  1. permeakra
    15.04.2022 20:47
    +2

    "Тупое переписывание" на лекциях чуть ли не самое полезное. Потому что записывая текст, причем в упрощенной формулировке, ты его через себя пропускаешь. Я вот в зрелом возрасте осознал, что мне нужно либо перечитывать текст снова и снова и снова... или один раз переписать своими словами. Любопытный эффект.

    Этому даже объяснение есть. На обучающих лекциях до вас не информацию доносят, а формируют у вас в голове понимание. А его просто вычитать нельзя, оно появляется в результате работы с материалом. Конспектирование - один из вариантов такой работы.


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 20:52
      +1

      Это было бы правда, если студенты успевали бы усвоить, или хотя бы подумать над материалом. Возможно, это просто относится к моему ВУЗу, хотя сомневаюсь.

      Записывать в краткой манере. Не совсем представляю возможным кратко записать доказательство из матана. Оно просто станет неверным.

      А вот обдуманное выписывание после понимания материала - вот это вещь, согласен.

      А манера мышления может сформироваться при обсуждении доказательств с лектором(я уже писал)


      1. permeakra
        15.04.2022 22:26

        Пффф. Для матана это как раз проще всего из-за мат. нотации в сочетании с поясняющими рисунками.


        1. idkisl Автор
          15.04.2022 22:30

          Не совсем понимаю, о каких рисунках идет речь. Тем более если Вы говорите о математических записях - то это просто копия доски препода. Так что сократить по любому не получится - в этом плане и так все сокращено…

          Да и как Вы будете успевать переписывать, вникать с тему да еще и рисовать параллельно?

          Конспектов в «мат нотации» за одну пару получается страниц 7-8 А4 не очень крупным почерком.


          1. permeakra
            16.04.2022 11:29

            Не знаю, у меня вот получалось два-три тетрадных листа на пару. И нет, конспект - не копия доски.


    1. DaneSoul
      15.04.2022 21:02
      +4

      Про конспектирование — согласен, сам люблю конспектировать изучаемое — очень помогает усвоению и последующему повторению.
      Но конспект можно делать и из книги, и из методички.
      А в случае лекций — намного лучше делать это по видео, а не в живую, так как:
      1) Можно выбрать скорость усвоения — сложные моменты ставить на паузу для обдумывания, на повтор если отвлекся или не расслышал, а то что хорошо знаешь — промотать, если лектор сонный и вялый — подкрутить скорость воспроизведения.
      2) К видео-лекциям удобно прикладывать слайды, на которых действительно видно написанное, а не та жесть, что творится при попытках переписывать с доски сложные формулы или схемы.
      3) Никто не отвлекает в аудитории, не надо в нее тащится сонным утром…


      1. idkisl Автор
        15.04.2022 21:06
        +1

        Полностью согласен! Частично из-за этого и написал статью. Формат нужно поменять, ведь по институтам уже в этом году выпускали приказы, чтобы лекции не записывались.

        Сделано, чтобы «студенты возвращались к обычной студенческой жизни и ходили на лекции очно.»


        1. DaneSoul
          15.04.2022 21:12

          Формат нужно поменять, ведь по институтам уже в этом году выпускали приказы, чтобы лекции не записывались.
          На самом деле, нужно совершенствовать стандарты обучения. Нет необходимости сотне преподавателей читать один и тот же материал каждый год. Нужна глобальная база лекций из которой можно было бы выбирать те видео, которые лучше соответствуют направлению обучения и тех преподавателей, которые понятней объясняют.
          А те часы которые преподаватели тратили на лекции перераспределить в пользу семинаров.


      1. permeakra
        15.04.2022 22:24
        +1

        Но конспект можно делать и из книги, и из методички.

        Можно. Но лично мне это дается хуже. Плюс, книжке вопрос не задашь, а вот лектору - запросто. Собсно, в этом и смысл, по хорошему-то.


        1. DaneSoul
          15.04.2022 22:31
          +3

          Можно. Но лично мне это дается хуже.
          Вообще, нормальный конспект — это осмысленно записанная информация, в идеале объединенная с нескольких источников. А на лекции часто нет времени вникнуть и многие тупо пишут под диктовку, потом читаешь такое и порой такая чушь проскакивает, потому что человек вообще не понимал что он пишет.
          Плюс, книжке вопрос не задашь, а вот лектору — запросто.
          Для вопросов существуют семинары. А когда идет лекция и в аудитории 50-100 человек, тоже особо возможности у лектора нет индивидуально отвечать.
          Собственно говоря, убрав лекции (заменив их готовыми предварительно записанными) можно за счет освободившегося времени преподавателей увеличить количество семинаров, что даст как раз больше взаимодействия с преподавателем.
          Плюс, надо развивать внутренние форумы для учащихся, где другие студенты и преподаватели бы отвечали на вопросы. Видел такое на Coursera — очень порой помогало.


          1. A1eKs
            16.04.2022 08:30

            Самое интересное в ситуации то, что сам материал лекции формируется лектором в течение длительного периода времени. И если сам преподаватель обнаруживает в процессе недочёты, то дня себя и последующих групп их исправляет. Для группы в процессе, а для последующих уже в дальнейшем изложении. И видео переписывать каждый раз - весьма сомнительная затея. Нет, всё же формат лекций будет жить не столько из-за консервативных взглядов, сколько из-за максимально публичного подхода с возможностями живого общения. Просто к лекции нужны регулярные записи, которые должны быть в публичном доступе.


            1. DaneSoul
              16.04.2022 10:31

              Посмотрите как реализованы лекции на платформах типа Stepic, Coursera, Udacity.
              Как правило это набор коротких видео минут по 10-15, каждое из которых раскрывает одну конкретную под-тему, а вместе они группируются в более общие темы, которые уже объединяются в целые курсы.
              Да, бывает что лектор оговорится, скажет что-то не так — для этого под видео есть комментарии, где это указывается и уточняется.
              Все-таки большинство предметов достаточно консервативны и не требуют постоянного переписывания материала. А отдельные сильно изменившиеся темы можно и переснять.


    1. F0iL
      16.04.2022 00:52
      +3

      "Тупое переписывание" на лекциях чуть ли не самое полезное

      Видимо у кого как. Я не раз во время учёбы ловил себя на том, что когда я читаю книгу или конспект, то в голове их содержимое откладывается хорошо, а вот после лекций с тупым переписыванием в голове совершенная пустота. Возможно потому, что лекции нередко были в неудобное время (например первой или второй парой с 8 утра, когда голова вообще не соображает), возможно потому что все ресурсы в процессе лекции уходят на то, чтобы расслышать и разглядеть что там вещает лектор и успеть без ошибок "тупо переписать", а вот на то, чтобы понять то, о чем идёт речь, ресурсов уже не остаётся.


      1. unC0Rr
        16.04.2022 12:08

        Поддержу. Был случай, на лекции по дифурам преподаватель давала очередную теорему, все прилежно записывали, кроме одного троечника, который всегда пользовался чужими конспектами. И как раз он оказался тем единственным, кто заметил, что в доказательстве из ниоткуда появилось новое обозначение, не определённое раньше.


  1. kichrot
    15.04.2022 21:45
    +3

    На самом деле, нужно совершенствовать стандарты обучения. ...

    Стандарт обучения один - фактические знания и навыки.

    По этому поводу советский бородатый анекдот:

    Решили как-то американцы внедрить крота в СССР, начиная его карьеру со студенческой скамьи, и отправили шпиона в советский институт. Через неделю компетентные органы его взяли.

    Возвращается, шпион после отсидки, его спрашивают:

    - Ну, как раскрыли?

    - Как, как ... все на лекции спят, а я один слушаю и записываю.

    Отправили другого шпиона, научив: "Все на лекции будут спать и ты спи". Взяли его через месяц. Отсидел, возвращается.

    - Ну, как раскрыли?

    - Как, как ... все на лекции спят, и я сплю. Все в общежитии пьют и ничего не учат, я один не пью, все учу.

    Отправили третьего шпиона. Сказали: "Все на лекциях спят, и ты спи. Все в общежитии пьют и ничего не учат, и ты также делай". Повязали шпиона через полгода. Отсидел бедолага, возвращается.

    - Ну, как раскрыли?

    - Как, как... все на лекции спят, и я сплю. Все в общежитии пьют и ничего не учат, и я пью, ничего не учу. В конце семестра все сессию сдали, я один не сдал.

    В сказке ложь, но в ней намек ... Кто желает учиться, то учится, вне зависимости от официальной формы и методов обучения.


  1. Igor6781
    15.04.2022 21:55
    -1

    Аудиторные лекции лучше всего помогают усваивать материал. Даже в полусонном виде отсиженная лекция погружает человека в семантическое пространство предмета на приближенном к устному языку, далее изучение материала в письменном виде закрепляет материал. Это же обучение, надо наоборот увеличивать часы, а не срезать, у homo sapiens пока аксоны и коллатерали расти быстрее не стали. Результат обучения это новые связи в мозге, а для этого необходимо время. Все равно, что раньше реклама больших мышц была, программа тренировок обещала за 25 минут в день столько же мышц, сколько у модели на изображении, который половину своей жизни в зале провел


    1. idkisl Автор
      15.04.2022 22:02
      +1

      Не совсем Вас понял.

      Тем не менее не согласен, что спать на лекциях - полезное времяпрепровождение. Гораздо эффективнее просто поспать или почитать учебник.

      А вот насчет нагрузки. У меня около 23 пар в неделю - это 34,5 часа учебы в ВУЗе, без перерывов. + есть домашние задания еще +- на половину от этого времени.

      Некоторые студенты работают ( хотя бы на пол или четверть ставки + 15 часов)

      Если Вы хотите еще нагрузить студентов, боюсь, они будут спать не только на лекциях…


      1. Igor6781
        15.04.2022 22:12
        -5

        Тогда лучше для рабочего класса снизить планку и сделать массовым профессиональное образование. За 2-3 года обучить предмету и пусть работают, все равно все к этому идет. Высшее образование оставить тем, у кого есть на это время и деньги


      1. permeakra
        16.04.2022 11:33

        а) У человека мозги больше заточены на восприятие абстрактной информации на слух, чем на чтение. Не даром чтение про себя - это более продвинутый навык, чем стение вслух.

        б) Хоть тресни, есть ограничения на то, сколько информации и навыков человек может усвоить в единицу времени. Хорошая университетская программа лежит близко к этому пределу, так что сэкономить время не удастся.


  1. YMA
    16.04.2022 07:37

    По личному опыту студента (учившегося и в 20 и в 40 лет), и преподавателя...

    То, что написано в статье, работает в случае, если обучающийся сам мотивирован учиться - он будет тщательно читать материалы, вникать и разбираться в тонкостях предмета. Такому студенту не то, что на лекции - можно и на семинары не ходить, он возьмет учебную программу, изучит предмет и на экзамене отлично побеседует с преподавателем. В моей практике такие были - первый раз их видел на экзамене, несколько вопросов, уточнения - спасибо, давайте зачетку. Люди приходили просто за официальным подтверждением своей квалификации, осваивали знания самостоятельно.

    Но это редкость, а реального студня лекции заставляют учиться, волей-неволей во время нахождения в аудитории (зрительная) слушания (слуховая) и конспектирования (моторная память) - что-то да намотается на межушный ганглий ;) Видеозаписи - так себе альтернатива, когда во время просмотра часто отвлекаешься, редко конспектируешь, и очень редко - полностью погружен в предмет.

    И лекции - это не обязательно тупое бубнение из учебника или методички, мы таких преподов на раз-два вычисляли, и прямо во время лекции в чате хихикали, показывая, с какой страницы какого учебника читается материал. Нормальный преподаватель дает больше, акцентирует внимание на важном и использует визуальные материалы.

    Поэтому я за сохранение лекций.


    1. dmitrikir
      16.04.2022 09:32

      Поддерживаю. Помимо прочего, во время лекции (не про чтение материала с листа) раскрываются и междисципоинарные связи предмета, прикладное применение, формируется комплексное понимание материала, что позволят усвоить и понять материал на более глубоком уровне, чем постое ознакомление с учебником или просмотр видео. Как правило, во время лекции обучающий может обратиться с уточняющие вопросом, что позволяет понять неясный момент, а преподавателю сделать акцент на тематике вопроса. И это тоже вляет на полноту понимания темы и/или предмета.


  1. YMA
    16.04.2022 07:54
    +3

    И еще один комментарий, специально отделю - чтобы узнать мнение товарищей по хабру (минусаните или оплюсуйте, плиз).

    Такое ощущение, что очное образование - с живым общением преподавателей со студентами и студентов между собой становится роскошью, привилегией для "элиты". Для остальных предлагается дешевый эрзац-вариант - онлайн курсы в записях, удаленное обучение...

    Во время очного обучения формируются первые неформальные профессиональные связи, ведь большая часть обучающихся будет работать в одной отрасли (врачи, госслужащие, инженеры-энергетики...) или часто пересекаться в работе (юристы, айтишники). Удаленное образование этого лишает, и исключает этих людей из алюмни.

    Реально ощутил - коллегами по Президентской программе, где мы год учились на вечернем обучении и встречались каждый день на лекциях/семинарах - общаемся до сих пор, помогаем друг-другу в разных вопросах. А одногруппниками со второго высшего, обучение по которому попало на период корововирусной эпидемии и проходило 3 года в Teams и Zoom - практически не общаемся, даже застолья по поводу получения дипломов не устраивали. :)

    В итоге "элита" еще больше замыкается, попасть в круг этих специалистов становится сложнее, а остальные выбрасываются на периметр профессии.


    1. F0iL
      16.04.2022 10:41

      По моей специальности в городе специалистов выпускали только две кафедры, но за пять лет работы по специальности я ни с кем из однокурсников не пересекался вообще ни разу (с парой разве что только онлайн совершенно эпизодически типа "привет, как жизнь"). Потом переехал в другой город и сменил специализацию, и все старые связи вообще оказались бесполезны :)


  1. svavil
    16.04.2022 07:58
    +1

    Кажется, изложенная в статье методика полностью укладывается в концепцию flipped classroom?


  1. maxzabl
    16.04.2022 07:58
    -1

    1) В настоящее время в России образования нет. Как, наверное, и во всем мире. Есть услуги в сфере образования. Они могут быть как платные, так и бесплатные. Но подготовить специалиста и оказать образовательную услугу - это "две большие разницы".

    2) Получил среднетехничечкое и высшее образование. Никогда не усваивал материал лекций. Учился по учебникам или пособиям для самоподготовки. Но большую часть материала усваивал на семинарах.


  1. Newm
    16.04.2022 10:46

    Как мне кажется, должно быть как в школе - домашнее чтение :) Преподаватель говорит, какие теоремы и какие темы он будет обсуждать в следующий раз. Студенты читают

    Это же надо сказать... "Студенты читают" Да там ладно бы, хотя бы 30% читали... А в реальности то надо не просто прочитать, но еще и произвести работу мозгом по попытке понимания. А таких уже не больше 5%, у кого самодисциплины может хватить. В общем, идея не прокатывает, соответственно надо искать для предложения что-то другое. Если выбирать, то старый вариант эффективнее, чем предложенный.

    Спущусь на личность, но надеюсь, автор достаточно адекватен для понимания, что к мозгам еще необходим опыт для нахождения правильного пути.

    Статья представляет из себя критику существующего. Предложение, кажущееся оптимальным автору (возможно для него оно и сработает, но образование это система, которая должна работать не на 5%, а на 80% учащихся), но он такое высказывает далеко не первым и неэффективность выяснена уже давно (лично я тоже имел подобные идеи, так меня черт дернул даже вложиться примерно в такое, убедиться, что оно не работает, благо удалось привнести дополнительный элемент в старом направлении, после чего все заработало, но оно очень тяжко масштабируется).

    И в конце автор предлагает проголосовать и выбрать между плохим старым, которое работает все хуже и хуже и своим просто неработающим вариантом. Причем такими фразами... Вот перечитай пункты голосования. И скажи, за что мог бы проголосовать человек, который реально в теме?


    1. idkisl Автор
      16.04.2022 10:53
      +1

      Чтож, критика очень полезна.

      Просто дело в том, что все комментаторы пишут о том, что стдеть на лекция эффективно.

      Видимо, не читали статью, или читали невнимательно. Я же говорю, студенты вообще не ходят на очные лекции. Типо совсем.

      По поводу организованности. Вы вообще о чем? Если человек не ходит, как это может стимулировать образование?

      Я же предложил вариант, когда на лекции появится смысл ходить самим студентам. Я учусь в очень хорошем ВУЗе, палками заставлять учиться не надо - остальных уже отчислили, тк они и семестра выдержать не могут…