Новые времена создают новые вызовы. Но то, что для одних является препятствием, неудобством и потерями, для других - дополнительные возможности и открытие новых горизонтов. Система образования для начинающих тестировщиков в ближайшие год-два претерпит определенные изменения - возможно, значительные. Но этому IT-сегменту не привыкать, ведь по сути, изменения здесь происходят с конца 90-х годов.

Последние два десятилетия для многих русскоязычных тестировщиков движение в  профессии выглядело как “обучение → получение первого опыта на русскоязычном проекте → получение опыта на англоязычном проекте”. 

В марте 2022 года число вакансий в российской ИТ-отрасли сократилось на 25%, а число резюме выросло на 15%. Можно предположить, что число вакансий и резюме в следующие полгода сбалансируется, но более интересные с точки зрения развития и зарплаты проекты будут доступны в основном для неплохо говорящих по-английски QA-трейни и QA-джунов. Таким образом, для чуть более амбициозных вышеуказанная последовательность сократится до более короткой “обучение → получение опыта на англоязычном проекте”. Но она и более сложная.

Давайте посмотрим на то, какие есть варианты обучения у IT-новичков и какие варианты может им предложить рынок в очередной “новой нормальности.”

Постоянная эволюция

Более 15 лет я как обучаю с нуля начинающих тестировщиков, так и повышаю квалификацию уже действующих специалистов. В самом же тестировании на должностях от мануальщика до QA-менеджера - третий десяток лет.

За это время с образованием тестировщиков происходило разное.

Изменения происходили идеологические - от умеренного “автоматизатор - это продвинутый мануальщик” до дерзкого “сразу в дамки”, когда автоматизация позиционируется как отдельная от мануального тестирования карьерная ветка. Что, кстати, произошло в основном на российском пространстве и с моей точки зрения является неправильным, снижающим качество QA.

Изменения происходили в уровне подготовки - когда базовых знаний “прочитал Савина, нашел работу” перестало хватать и уже на старте от начинающих специалистов потребовалось знание архитектуры, баз данных и глубокого знания тест-дизайна. Как результат, ко мне периодически с запросом на базовый курс обращаются специалисты с опытом в 2-3 года, карьера которых начала буксовать из-за непонимания теоретических основ или отсутствия знаний по линуксу.

Изменения были и банально пространственные - когда из классов учебных центров и переговорок компаний мы переместились в зум. 

Происходящее сейчас трансгранично-языковое изменение опять же не упрощает новичкам вхождение в профессию. В свое время я, как и многие мои коллеги, занимающие сейчас должности вплоть до CTO, приходили на англоязычные проекты, не особо зная английского языка. Компания российская, общение в офисе и на стендапах на русском языке. Заказчики иностранные и митинги с ними происходят на иностранном языке. Но когда ты начинающий тестировщик, то основную коммуникацию с заказчиком ведет твой лид. Он задает уточняющие вопросы по требованиям, ищет узкие места, отвечает на встречные вопросы.
Невысокого уровня английского хватало для чтения и написания технической документации. Которое хотя и требовало некоторого технического словарного запаса, но не знания языка на уровне Advanced. 

Позже ты ходил на корпоративные курсы английского, занимался самостоятельно и все лучше начинал “слышать” на митингах с заказчиком. 

Во всяком случае так было в нулевых.

Сейчас возможностей для такого комфортного входа в международные проекты стало меньше, минимальные входные требования выросли.

И это не всё. Острее будут проявляться межкультурные противоречия. Если раньше у джуна был период адаптации, то теперь, начиная работать сразу на международный проект, он будет чаще сталкиваться с непониманием культурных особенностей той или иной культуры. Которые зачастую сильно влияют на ежедневную продуктивность, прокачивание технических навыков и карьерные перспективы.

По данным Heidi K. Gardner (distinguished fellow at Harvard Law School and a faculty chair in the school’s executive education programs, cofounder of Gardner & Co.) и Mark Mortensen (associate professor of Organizational Behaviour at INSEAD), в западных компаниях период начала работы у 30% младших сотрудников попал на последние два ковидных года. Это значит, что значительное число из них никогда не встречалось со своими коллегами лично. В IT-компаниях число таких новичков, очевидно, еще выше.

Это негативно скажется и на возможностях новичков в получении поддержки и менторства от своих лидов при выходе на свою первую работу.

Всё это повышает требования к обучению. 

Что же оно нам может предложить в новых условиях?

Массовая модель обучения

На рынке представлено три основных модели обучения тестированию. Самостоятельная, массовая и менторская.
Про самостоятельное обучение, когда оно может быть эффективно применимо, я расскажу в следующей статье. Менторское обучение - это или индивидуальное обучение или обучение в малых группах.
Сейчас же на рынке представлено в основном массовое обучение. 

Массовую модель обучения отличают следующие яркие признаки:

  1. Ориентация на высокую коммерческую рентабельность обучения как бизнеса. Обучение стало отдельной коммерческой отраслью, аккумулирующей инвесторские деньги и поэтому претендующей на высокое ROI.
    Из этого вытекают следующие признаки.

  2. Организация конвейерного обучения в промышленных масштабах. Отстройка непрерывных бизнес-процессов. Четкое разделение обязанностей по ролям. Если бы в вашей средней образовательной школе было внедрено массовое обучение, то учитель только читал бы новые темы. На лабораторных занятиях был бы другой учитель, домашние задания проверял бы наставник, с доски стирал бы специалист поддержки, а за вызов родителей в школу отвечал бы куратор. 

  3. Группы-потоки в 50, 100 и даже 200 одновременных учащихся.  

  4. Финансирование обучения заемными схемами, взятыми из высшего образования.

Плюсы массовой модели обучения

  • Разумное соотношение цена/качество для студентов

  • Высокая экономическая эффективность для инвесторов

  • Снижение входного барьера в IT для начинающих на фоне повышения требований рынка

  • Быстрое удовлетворение потребностей рынка

Минусы массовой модели обучения

  • Бизнес-процессы платформ пока не заточены под своевременное обновление программ

  • Из-за отсутствия связи преподаватель-ученик высокий процент выбытия студентов через демотивацию

  • Для поддержания высокой рентабельности на поддерживающие роли (наставники, кураторы) привлекаются специалисты без опыта в отрасли, вчерашние выпускники

Массовую модель можно любить или ненавидеть, но в IT она стала ответом на постоянный кадровый голод, который никак не может утолиться уже больше десятилетия.

Большинство работодателей относится к ней скептически, но у них нет особого выбора. Да, качество обучения достаточно среднее, но вам шашечки или ехать? Лучше на выходе хоть какой-то специалист, чем вообще никакого.

Менторская модель обучения

Менторское обучение - это по сути классическое образование, где поддерживается тесная связь между преподавателем и студентом. 

Менторскую модель обучения в свою очередь отличают следующие яркие признаки:

  1. Группы в 10-15, максимум 20-25 студентов. Или же индивидуальное обучение с ментором.

  2. Ориентация на высокую эффективность обучения. Поддержание постоянной обратной связи преподаватель-студент.

  3. Низкая рентабельность обучения как бизнеса. 

Плюсы/минусы во многом ожидаемо зеркалируются по отношению к массовому обучению.

Плюсы менторской модели обучения

  • Высокое качество обучения

  • Низкий процент демотивированных студентов

  • Кастомизированная, подстраивающаяся под обратную связь студентов программа

Минусы менторской модели обучения

  • Высокая стоимость для студентов

  • Низкая экономическая эффективность для инвесторов

  • Малое число мест обучения

  • Низкое удовлетворение потребностей рынка в количественных показателях

Что забавно, успешно прошедшие массовую модель обучения на следующем этапе, трудоустройстве на первое место работы, как правило столкнутся с менторской моделью обучения. Лид или назначенный ментор будут дополнять теоретические знания QA-трейни и погружать его в практику через плотную личную работу.

Как ни странно, менторская модель обучения во многом получается более эффективной из-за большего вовлечения преподавателя. В массовом обучении, тем более при асинхронном формате - когда преподаватель читает лекции в записи, он лишен сколько-нибудь значительной обратной связи от студентов. При прорехах в теории или недочетах на практических занятиях студенты вынуждены давать обратную связь в поддержку. Очевидно, она не всегда попадает преподавателю в разумные сроки и неискаженной. И даже при инициативе преподавателя ощутимая переработка курса “с ходу” невозможна, так как требует проектной деятельности с вовлечением всех участников процесса - методологов, смежных преподавателей, наставников, кураторов, специалистов поддержки. При менторской модели это реализуется в пределах пары суток.

Эффективная модель "трансграничного" обучения

Перед обеими моделями на текущий момент поставлен вызов “обучить специалиста, на выходе способного работать QA-джуном сразу в международной компании”. Отмечу, что это не какая-то фантастическая задача, особенно если мы говорим про студента со способностями и желанием чуть выше среднего. Каждый год я наблюдаю выпускников, которые со сроками поиска в пределах среднего по рынку находят первую работу в международном проекте, успешно проходят испытательный срок и делают дальнейшую карьеру. Например, в международных финтех-стартапах или крупных компаниях с именем.

Очевидно, что любая схема обучения специалиста-международника предполагает следующую схему:

“английский до уровня не ниже Intermediate → обучение тестированию на английском + прокачка технического английского”

в идеале же схема должна быть такой:

“английский до уровня не ниже Intermediate → обучение тестированию на английском + прокачка технического английского → интернатура на международном проекте”

Что может предложить для воплощения этого в жизнь каждая из моделей?

Массовая модель - трансграничное обучение

Массовая модель в виде учебных курсов-платформ имеет то преимущество, что на этих платформах, кроме обучения IT-специальностям, как правило, представлены и курсы английского языка. С другой стороны, для QA-джуна нужен достаточно специфический английский. Да, требуется минимальный “гигиенический набор” грамматики, знания времен без продвинутых форм, базовый словарный запас, навыки восприятия на слух, а также умение выражать свои мысли в объеме деловой коммуникации. Но при этом нужен достаточно ощутимый запас технического словаря и сленговых выражений. В общем, обычные курсы английского языка где-то не подойдут, а где-то будут избыточны. Необходимы курсы английского языка именно для айтишников. Причем где в идеале преподавателями будут лингвист+айтишник в связке.

Но массовая модель сталкивается с той проблемой, что в потоке из 50-150 человек будут студенты с разным уровнем знания английского языка. Упрощать курс в языковом уровне ниже определенного минимума невозможно. Но при этом у нас появится достаточно много студентов, которые со своим уровнем языка не смогут усваивать материал. Логично разделять поток на меньшие по размеру, с подбором по уровню знания языка. Но тогда начинает сильно страдать рентабельность, что для массовой модели недопустимо.

Опять же достаточно агрессивный маркетинг массовой модели начинает страдать, когда студент ждет старта курса больше 30 дней и отваливается. Воронка продаж “продырявливается“ и значительные рекламные бюджеты “выливаются”. 

Видимо, массовой модели, так или иначе, придется пойти на снижение рентабельности, разделяя потоки по уровню знания английского языка. Для Intermediate и выше курс идет “в полную”, для не вытягивающих потоков - начинается с простых тем, материал дублируется субтитрами и так далее. Смягчить падение рентабельности может то, что студент перед этим берет у этой же платформы курс “айтишного английского”.

Увы, но сколько-нибудь адекватный вариант интернатуры при массовой модели обучения был невозможен и ранее, а тем более его не реализовать и в форме “интернатура на международном проекте”.

Менторская модель - трансграничное обучение

Очевидным преимуществом менторской модели является то, что при размерах группы в 10-15 человек не представляет сложностей набрать в нее студентов с совпадающим уровнем “примерно Intermediate” знания английского языка. 

Забавным следствием базового недостатка менторской модели в виде низкой рентабельности является то, что внедрении обучения в формате “обучение тестированию на английском + прокачка технического английского” эта самая рентабельность ниже не опускается. Преподаватель и так тратил достаточно много ресурсов на выравнивание группы и полуперсональную работу с каждым студентом, поэтому индивидуальные рекомендации подкачать то или иное в английском для отстающих или даже вставка в курс одного-двух дополнительных занятий, что часто практикуется при менторской модели, не влияет существенно на совокупную себестоимость курса.

Что касается интернатуры, то она встречается, конечно же, далеко не на всех “домашних” курсах, но там где она есть, переключение поствыпускной “интернатуры на русскоязычном проекте” на “интернатуру на международном проекте”, очевидно, не представляет существенной сложности. В идеальных вариантах поствыпускную интернатуру в качестве лида ведет один из преподавателей основного курса.

Впечатляющим преимуществом менторской модели по сравнению с асинхронным обучением массовой модели может быть формирование групп частично из студентов с родным русским языком и частично - из native-speakers. В этом случае русскоязычные студенты могут ощутимо “прокачаться“ в английском за счет внутригрупповой работы, хотя и входные требования для них в этом случае имеет смысл поднять с Intermediate до Upper Intermediate.
Что-то аналогичное можно реализовать и для массовой модели, во всяком случае, при синхронной модели обучения. Но не на теоретических занятиях, где у сотни студентов физически нет возможностей вербально обменяться мнениями в ходе занятий, а на тех курсах, где практика организована в виде совместных рабочих проектов, эмулирующих мини-команды.

Рекомендации для QA студентов-международников

Если ваш уровень ближе к Upper Intermediate, вам подойдет массовое обучение. Заранее продумайте, каким образом в ходе обучения или сразу после него вы получите практику на англоязычном проекте в условиях, приближенных к боевым. Это добавит важную строчку в резюме, пусть даже в режиме “краткосрочный двухмесячный проект”. И сильно расширит ваши возможности поиска первого места работы.

Если ваш уровень знаний языка ощутимо ниже Upper Intermediate и у вас нет значительного времени на прокачку до этого уровня, смотрите в сторону варианта “английский до уровня не ниже Intermediate → обучение тестированию на английском + прокачка технического английского → интернатура на международном проекте” от курса с менторской моделью. В идеале, весь этот комплекс должен предлагать один курс, чтобы обеспечить преемственность этапов. Но стоит сразу отметить - это дорогой вариант.

В качестве недорогого варианта можно вспомнить про немного модифицированный классический путь “обучение → получение опыта на русскоязычном проекте → прокачка английского →  получение опыта на англоязычном проекте”. Это удлинит путь в профессию за счет более длительного поиска русскоязычного места на сжавшемся рынке и последующее изучение английского языка в инициативном порядке. Но ничего невозможного не бывает. 

Для любого саморазвития главное - твердое желание и осознанность. 

Следующие материалы (в процессе):

Когда QA-курсы не нужны: эффективное самообучение на тестировщика

Обучение разработчика и тестировщика - принципиальное отличие

QA-менеджеры преподают на курсах, но даже не покрывают свои временные затраты. Зачем они это делают?

Комментарии (5)


  1. Kavazakii
    19.04.2022 11:40

    Пишу не совсем по теме. Вот решил сесть за изучение КУА. Решил учить сам, так как на украинском рынке обучающих курсов почти всё инфоцыгане, либо же не дают никаких гарантий. Так вот, думаю с чего начинать. Учится на рос/укр язычных материалах или пробовать инглийские? С языком не сказать что уж прям плохо, но вот, как и писалось выше(извините, не до конца углублялся в тему, которую читаю, а выборочно это делал) очень много будет терминов на английском, да и сами обозначения их будут расписаны на английском.
    Но суть в том, что я думаю у нас искать работу. Поэтому и думаю, стоит ли мне сейчас всё усложнять этим внедрением английского на самом этапе обучения?(Думаю в любом случае будут моменты когда прийдётся погуглить и самому разобатся/перевести из забугорского)


    1. lilia_urmazova Автор
      19.04.2022 11:44

      Спасибо за комментарий!

      Для работы в локальных компаниях хороший английский действительно не понадобится на первых порах (но хотя бы читать и переводить со словарем все равно придется, хотя бы для того, чтобы разобраться в технических текстах по теме вашей работы). Но само наличие английского в будущем существенно расширит Ваш горизонт. Так что, думаю, если Вы намерены начинать с локальных компаний, то можно не учить английский параллельно, но держать в голове, что после окончания обучения тестированию лучше за него все-таки приняться. (но имейте в виду, что я, честно говоря, именно в украинском рынке не эксперт :) работала с ребятами из Харькова и Киева, но на американцев, поэтому именно это направление плохо себе представляю. Надеюсь, кто-то из читателей меня дополнит.)


    1. astenix
      19.04.2022 13:39
      +1

      Кавазакий, если вас сегодня окружают безгарантированные инфоцыгане, то учить КУА не нужно в принципе, ведь позже вас будут окружать всякие дураки, которые не умеют программировать без багов и идиоты, которые не могут составить для вас простейшие требования. И козлы, которые не могут просто платить вам достойную зарплату.

      В Украине локальная разработка почти мертвая, в царстве аутсорса без английского вы будете и не белой и даже не вороной, а так, палка без ручки. Стоит ли всё усложнять этим внедрением английского на самом этапе обучения?! Пусть всякие дуралеи себе всë усложняют — но вы же не такой? У вас же софтскиллс огого, вы сразу там всем объясните, как и что надо делать.


    1. junoju
      20.04.2022 13:53

      В начала можно учить все на рус/укр информации полно в интернете. Для начала нужно понять теорию зачем нужно, выстроить потом все степы которые нужны для обучения и каждую читать. Но англ рано или поздно придется учить так как зп в разы отличаются между снг и Европой.


  1. saipr
    19.04.2022 15:17

    Для любого саморазвития главное — твердое желание и осознанность.

    Это только необходимое условие.
    Мало желать и осознавать, надо ещё и делать. В данном случае учиться, учиться и учиться. Это достаточное условие для саморазвития. Без этого — это просто маниловщина.