Полгода назад я тестировал дешевые свинцовые аккумуляторы и результаты были довольно грустными. Теперь я протестировал три модели аккумуляторов средней ценовой категории и одну подороже.




Напомню, что свинцовые аккумуляторы 12V 7Ah чаще всего используются в UPS (ИБП) и блоках бесперебойного питания (ББП) для систем сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения.

Дешёвые аккумуляторы, стоимостью около 900 рублей за штуку, вместо заявленных 7 Ач показали ёмкость 3-5 Ач при разряде малым током и всего около 1 Ач при разряде большим током, который и требуется для работы в UPS или с инвертором (habr.com/ru/company/lamptest/blog/588072).

В этот раз я взял три модели аккумуляторов средней цены и одну подороже:

Energenie BAT-12V7AH — 1186 рублей;
GoPower LA-1270 — 1251 рубль;
SVEN SV 1270 — 1347 рублей;
Delta HR 12-28W — 2390 рублей.



Я заряжал аккумуляторы током 1.2 А до 14.8 В (сначала идёт зарядка полным током, а напряжение повышается, потом напряжение доходит до 14.8 В, а ток начинает снижаться).

Тестирование проводилось с помощью модифицированного прибора EBD-USB+, подключённого к компьютеру.



Тесты большой нагрузки проводились с помощью инвертора 500 Вт и лампы накаливания 300 Вт.



Я тестировал по два экземпляра аккумуляторов, купленных одновременно в начале 2022 года.

Всего было проведено три теста:
  • разряд током 0.35 А до 10.5 В — базовый «двадцатичасовой» тест, показывающий максимальную ёмкость аккумуляторов;
  • разряд током 2.8-3 A до 10.2 В — тест, показывающий, насколько хватит аккумулятора в трёхамперном ББП при максимальной нагрузке (ток менялся из-за того, что EBD-USB имеет предел мощности 35 Вт);
  • разряд инвертором с лампой 230 В 300 Вт (~27 A) до отключения инвертора при напряжении 9.8 В — тест, показывающий как долго аккумулятор сможет держать нагрузку в UPS.

Были получены следующие результаты:



Самые дешёвые из протестированных, аккумуляторы Energenie BAT-12V7AH имеют ёмкость 8.24 и 8.65 Ач, что существенно выше заявленных 7 Ач. Они отлично выдерживают нагрузку 3А, выдавая 6.2-6.6 Ач. При большой нагрузке, характерной для UPS, эти аккумуляторы способны отдать около трети своей номинальной ёмкости — 1.9-2.5 Ач.

Почти такие же по цене аккумуляторы GoPower LA-1270 гораздо лучше ведут себя при большой нагрузке — 3.1 — 3.3 Ач при токе 27А. При 3A они выдают близкую к их номиналу ёмкость 6.6-6.7 Aч, а максимальная их ёмкость при «двадцатичасовом» тесте гораздо выше номинала — 8.8 — 9.4 Ач. Важно не путать эти аккумуляторы с GoPower LA-1270/Security (удешевленная версия для систем безопасности имеет гораздо меньшую реальную ёмкость около 3.8 Ач при двадцатичасовом разряде).

Аккумуляторы SVEN SV 1270 хоть и стоят дороже двух предыдущих моделей, показали более скромные результаты, к тому же хоть два аккумуляторы этого типа и были куплены вместе, у них оказалась разная дата выпуска и они сильно отличались по ёмкости: более старый экземпляр на «двадцатичасовом» тесте дал всего 6.2 Ач, а более новый 8.6 Ач. Среднюю и большую нагрузку они держат хуже GoPower и Energenie: 5.2 и 6.1 Ач при токе 3А и 1.7 и 1.5 Ач при токе 27А, причём более «свежий» аккумулятор, имевший большую ёмкость на малом токе, показал худший результат на большом токе за счёт более высокого внутреннего сопротивления.

Гораздо более дорогие аккумуляторы Delta HR 12-28W меня удивили. Они тоже оказались очень разными, хоть и покупались вместе. К сожалению, я не знаю как расшифровываются коды, нанесенные на их крышки и я не знаю, какая у них дата выпуска. Первый аккумулятор показал довольно большую ёмкость при разряде малым током (8.8 Ач), но на токе 27А оказался не самым лучшим (2.8 Ач). Второй показал меньшую ёмкость на малом токе (8.4 Ач), при этом рекордную ёмкость (3.9 Ач) на токе 27 А и рекордное внутреннее сопротивление меньше 17 миллиом.

Получается, что покупка даже дорогих свинцовых аккумуляторов это лотерея — может попасться экземпляр, который будет работать в UPS со средней нагрузкой почти 8 минут, а может и меньше 6 минут. Как повезёт.

Для примера приведу два графика разряда.
Разряд током 0.35 А до 10.5 В первого экземпляра Energenie BAT-12V7AH.



Разряд током 2.8-3 А до 10.2 В второго экземпляра GoPower LA-1270.



В отличие от дешёвых аккумуляторов из предыдущего теста, почти все участники этого теста показали честную ёмкость, более того, она оказалась даже выше заявленной. Но ёмкость это ещё не всё — очень важно, как долго прослужит аккумулятор. На аккумуляторе Energenie указан срок службы 3 года. GoPower и Sven указывает на своих сайтах срок службы аккумуляторов 5 лет, Delta — 8 лет. Как долго они прослужат на самом деле покажет только время.

Всем мира!

© 2022, Алексей Надёжин

Комментарии (25)


  1. Mur81
    20.04.2022 15:46
    +4

    Мой личный опыт (на небольшой правда выборке) показал, что от Delta ничего хорошего ожидать не приходится. Года три они с горем пополам выхаживают. CSB — чётко 5 лет и в принципе и дальше работают, но я их по времени меняю если место ответственное (а если не ответственное, то не засекаю и меняю как ИБП жаловаться начинает). CSB правда сейчас из продажи пропали много где. Беру сейчас B.B.Battery — хорошие отзывы на них на Хабре были, посмотрим. Обещают ресурс 6-9 лет даже на простую линейку.
    Дату производства Delta можно запросить здесь например, там же и декодер для многих других производителей есть.


    1. frog
      20.04.2022 17:33
      +3

      Тут проблема в том, что когда проходит несколько лет и становится известно, что аккумуляторы марки X хороши, для новых той же марки это, с большой вероятностью, уже не так. Не угадаешь.


      1. Mur81
        20.04.2022 18:33
        +2

        Факт! Но CSB много лет уже не подводят.


    1. VBKesha
      20.04.2022 19:33

      С дельтой тот же опыт. Только 2 года.


    1. habrabkin
      21.04.2022 11:55

      Спасибо. Да, также недавно вытащил из ИБП две дельты — сдохли (примерно 2 года протянули). Надо на что то менять.


    1. ragget
      21.04.2022 12:00

      Мотоциклетные Delta тоже больше полутора сезонов не живут. К концу второго сезона начинают кипеть и могут забрать с собой реле регулятор. Проблема как правило в замыкании одной из банок.


  1. akhkmed
    20.04.2022 17:12

    Спасибо. Подскажите, пожалуйста, массу тестируемых АКБ.


    1. Mur81
      20.04.2022 18:36

      А это на самом деле не показатель. Большая масса не значит, что вся она на свинец приходится. Ушлые производители не гнушаются добивать вес «наполнителем» из стекла.


      1. habrabkin
        21.04.2022 12:02

        Офигенный сайт, спасибо! В закладки! Буду руководствоваться при выборе акб.


    1. AlexeyNadezhin Автор
      20.04.2022 20:16

      Она же есть в таблице.


      1. akhkmed
        20.04.2022 22:42

        Недоглядел, спасибо


  1. Power_FSE
    20.04.2022 17:46
    +2

    Проведённый тест - это один из параметров. Есть ещё масса других неочевидных вещей. Например, разброс параметров АКБ в пределах одной партии. Например, если меняем пару сотен или тысячу АКБ может быть одна батарея, которая "искаропки существенно" отличается, чтобы рисковать и ставить её в цепочку из 16...25 штук (для "больших" ИБП). А есть модели, в которых на сотню найдётся пяток таких "залётных". Из личной практики - процент у Delta около 3-5, а у CSB около 0,1 - 0,15. Существенное отличие в данном случае - это разница напряжения ХХ на 0,3-0,5 вольт или показания индикатора "Кулон" на 15-20% (да, это не измерительный прибор, но свою покупку он оправдывает на больших объёмах).

    Часто всякие "дешёвые но очень хорошие и перспективные АКБ" в начале своей жизни способны показать аж 130-140% номинала ёмкости. Но, к сожалению, это не козырная карта, а всего-лишь запас на повышенную скорость падения ёмкости с течением времени. Старые Панасоники (2005-2008 год выпуска), например, что в начале своей жизни, что через пять лет - показывали одно и то-же. Но, к сожалению, сейчас уже такое не выпускают :(

    На сегодняшний день (опять-же, из личной практики) если не хочется головной боли - это CSB. При чём, что пятилетние HR1234W, что "десятилетние" HRL1234W ходят почти одинаковый срок (6-7 лет) и первые более выгодны в плане совокупной стоимости владения. Конечно, срок зависит от условий эксплуатации и т.д и т.п.


  1. NikaLapka
    20.04.2022 18:35

    Ну т.е. если ток разряда 3-4А как у указано на самой батареи, то все АКБ из обзора почти одинаковые. И в условный ИБП на 50Вт можно ставить любой, подешевле. А если предполагаем нагрузку в 27А, то справилась только Дельта у которой как раз и написано UPS, а у остальных нет данных заявленных характеристик, поэтому они и не прошли тест.

    Тогда о чём обзор? Что для UPS надо покупать батареи предназначенные для UPS? Странно. Но спасибо за проделанную работу.


  1. Chalokian
    20.04.2022 23:47

    А можно где-нибудь почитать про технологию тестирования? Вот лежат у меня три таких аккумулятора, как понять их остаточную ёмкость?


    1. AlexeyNadezhin Автор
      21.04.2022 10:05
      +1

      Наверное самое простое и универсальное - Imax B6.


  1. daggert
    21.04.2022 00:01

    Хочу поделится о своей находке - батареи Pitatel. Не рассматривал их вовсе для своих проектов, однако из-за случайной покупки они меня прям порадовали - емкость чуток выше заявленной, хорошо переносят холод, токоотдачу не замерил т.к. интересует потребление низкое. Сейчас каждой батарее уже по три года и они все еще +- в начальных параметрах, после кучи циклов.


  1. liano
    21.04.2022 09:27

    Они выходят из строя из-за высыхания. Нужно воды добавлять. Я добавляю раз в год. Взвесил при покупке. И добавляю по весу.


  1. Mike-M
    21.04.2022 13:14

    Следует помнить, что указываемый для аккумуляторов срок службы подразумевает эксплуатацию при комнатной температуре 25°C.

    По данным Eaton и APC, каждые 8,6°С свыше 25°С уменьшают срок службы батареи на 50%.

    Многие ИБП периодически сильно нагреваются. Например, мой CyberPower BR650ELCD в определенных ситуациях нагревается до температуры свыше +40°C, даже текст на LCD становится нечитаемым.

    РЕШЕНИЕ:
    Вынести батарею за пределы корпуса ИБП. Купить необходимые для этого клеммы и провода можно в любом магазине запчастей для автомобилей. (Всё никак руки не дойдут подробную статью написать на эту тему).
    Альтернативный вариант — LiFePO4 батареи. Но это дорогое удовольствие.


  1. lordphantom
    21.04.2022 14:31

    По опыту использования, хорошо показывают себя B.B.Battery и Yuasa - интересно было бы посмотреть их в тестировании.


  1. FlashHaos
    21.04.2022 14:34

    Вопрос небольшим оффтопиком: подскажите, пожалуйста, существуют ли батареи, которые можно оставить «зимовать» на холодную зиму без нагрузки и которые при этом не потеряют своих свойств?

    Хочется поставить себе на холодной даче ИБП, но не хочется на зиму увозить аккумуляторы в город.


    1. NekitGeek
      21.04.2022 18:51

      LiFePO4 достаточно устойчивы к морозам. 4 штуки заменяют 12 вольтовый свинец. Аккумы формата 32700 из Китая стоят недорого, видимо бу.


    1. Parmenides
      22.04.2022 11:04

      Литий-титанатные (LTO) аккумуляторы почти не теряют ёмкость при температурах до -30°C, а диапазон рабочих температур от -40 до примерно +120°C.


    1. evn
      22.04.2022 11:19
      +1

      Просто напомню, батареи в автомобилях не заносятся домой.


  1. apla
    22.04.2022 11:14

    Я обнаружил, что батареи различных производителей по–разному нагреваются при поддерживающем напряжении. Раньше всех выходят из строя батареи с самым высоким нагревом.


  1. 3aBulon
    23.04.2022 09:28

    Последние sven даже года не продержал ИБП.

    Кстати, вопрос есть в том же формфакторе 12-9 есть смысл их ставить?