Капитализация в $45 млрд, доход $17 млрд за 2021 год, 72 страны и 10 тысяч городов — не много ли я на себя беру, говоря о несостоятельности Uber? Добро пожаловать под кат — ознакомьтесь с моими доводами, и поспорьте с ними в комментариях!

Уже более пяти лет в частных разговорах я доказываю, почему Uber — нежизнеспособный бизнес, и рано или поздно разорится. Настало время причесать все мои доводы, и показать широкой аудитории. Потому что конец Uber не за горами — надвигающийся кризис смоет его (и сотни других дотационных компаний) с рынка. Я — Владимир Торопов, диванный критик, некогда имевший отношение к такси в одном провинциальном городе России. Вот мои доводы:

Убыточность компании

На первый взгляд, модель компании — подключить как можно больше водителей, привлечь как можно больше пассажиров, и срастить их в своем приложении, взяв комиссию с суммы поездки. Однако так делает много кто в мире, тут Uber не уникален. Uber на самом деле делает другое — он обещает постоянный рост стоимости акций своим инвесторам, а для выполнения обещаний сжигает деньги инвесторов в постоянной борьбе за долю рынка. Красивые отблески пламени освещают весь мир — это, пожалуй, самая яркая из компаний-единорогов, кто еще может похвастать термином в свою честь? “Уберизация” есть, а теслизации — нет, нет даже эпплизации и амазонизации.

Но в реальности уберизация — это 4-5 миллионов обычных граждан, не водителей такси, которым дали возможность подвезти других граждан за небольшое вознаграждение. Водители очень нужны Uber — именно от их количества зависит скорость подачи и общий опыт клиентов. Для того, чтобы привлечь и удержать водителей, используются разные ухищрения — доплаты за поездки, разные челленджи — выполни 100 заказов за пять дней и получи 200 долларов бонус, например; в приложении используется геймификация — задержаться на два часа и получить шильдик “Вы таксуете великолепно!” На стимуляцию водителей и привлечение и удержание пассажиров расходуются очень значительные средства. Для Uber и его главной задачи — роста доли рынка — очень важно, чтобы растущее число водителей выполняло растущее количество поездок.

Стимуляция водителей не единственная статья расходов — в компании работают 30 тысяч человек, ведутся разработки, в том числе и по беспилотному транспорту, открываются новые подразделения, происходят поглощения других компаний. Все эти активности приводят к убыткам почти каждый квартал. За первый квартал этого года сожгли $6 млрд.

Uber net income с третьего квартала 2018 по первый квартал 2022, всего два квартала в плюсе
Uber net income с третьего квартала 2018 по первый квартал 2022, всего два квартала в плюсе

Можете назвать меня старовером, но я не верю в то, что операционно убыточные компании могут, не меняя модель, существовать без постоянных инвестиций. Uber существует только потому, что ему удается убедительно лгать о своей будущей победе. Поговорим о беспилотном будущем?

Беспилотный транспорт

Конечно, в компании видят все риски, и активно пытаются искать выходы — и главным (единственным?) способом вывести экономику Uber в плюс объявили беспилотные автомобили. Это объяснение отчего-то удовлетворяет всех: «Мы сейчас берем комиссию от суммы поездки, а в беспилотных автомобилях будем забирать всю сумму». Ну типа да, 100% — это больше, чем 25%. Озолотимся.

Вот только сравнивать рыночные условия, так сильно различающиеся по технологиям — глупо. Примерно так же глупо, как рассчитывать продавать водопроводную воду по расценкам водоносов, после внедрения водопровода. Расценки на беспилотные такси точно будут ниже расценок такси с живыми водителями.

После внедрения беспилотных автомобилей технология довольно быстро станет доступна всем игрокам — а конкурентов у Uber по всей планете предостаточно. Да, кто-то будет в первых рядах, кто-то во вторых — но все выжившие в конкурентной борьбе получат доступ к технологии. Выживет ли в этой борьбе Uber? Первым ли он получит технологию? Получит ли её вообще? Сможет ли разработчик/производитель таких машин прикрутить к ним не самое сложное приложение и самому заработать на этом, оставив не у дел текущих лидеров? Сколько секунд уйдет у клиента Uber, чтобы установить другое приложение, зарегистрироваться в нем, и уехать в первую поездку в другой компании? Что если сотни тысяч автомобилей Tesla с автопилотом станут райдшеринговой сетью? Много вопросов, да?

О беспилотных автомобилях мечтают и в Didi, например
О беспилотных автомобилях мечтают и в Didi, например

Словом, если немного призадуматься, появление беспилотных автомобилей не даст Uber никаких преимуществ. Более того — у Uber есть только одна стратегия, и они продолжат демпинговать и перетягивать на себя долю рынка даже после внедрения беспилотного транспорта. И будут опять убыточными, но растущими. Пока инвесторы были согласны с этой стратегией, они инвестировали в Uber, субсидируя амбиции дисраптора рынка.

После IPO Uber может получать инвестиции, только продавая свои акции. Есть ли спрос? Когда для текущих инвесторов-держателей акций наступит время продавать акции, и фиксировать прибыль/убыток? Пикантная деталь - один из основателей, Тревис Каланик, вышел вскоре после IPO, получив $2.5 млрд.

Есть желающие инвестировать в компанию, из которой изгнали директора-основателя (а может он сам так ушёл)?​

Инвестиции в Uber

Были времена, когда инвестиции в Uber приносили огромные деньги. Вот пример из статьи Observer — некто Крис Закка, венчурный инвестор, вложил в Uber $300 тыс в 2009 году, на момент IPO в 2019 году у него было 4 процента акций Uber. При текущей стоимости акций этот пакет стоит $1,8 млрд. Тот самый случай, когда не прогадал! В принципе, весь венчурный рынок и существует ради таких сделок.

Но чтобы продать дорого и заработать — надо купить дешево. Давайте попробуем посмотреть, кто на какой стоимости акций заходил в Uber.

Понятно, что все, кто заходил по оценке до $10 за акцию — хорошо заработали на росте их стоимости. Но посмотрите на раунд G, почти перед самым IPO — видите, саудиты и японцы SoftBank заходили почти по 50$ за акцию, давайте попробуем понять, что с их инвестициями теперь.

Смотрим, как изменялась стоимость акций Uber c момента IPO:

Гугл Финансы показывают, что 20 мая 2022 года акция Uber стоила $23
Гугл Финансы показывают, что 20 мая 2022 года акция Uber стоила $23

Видим, что сейчас акции по $23, а значит инвестиции всех, начиная с раунда E — SoftBank, саудитов, Glade Brook Capital, а также всех, кто участвовал в IPO (оно проходило по $42 за акцию) — уменьшились.

Вы знали, что Сбер участвовал в IPO Uber? При подготовке этой заметки нашел бравурную статью из 2019 года о том, кто заработает на IPO. Зная текущую стоимость акций, из статьи можно предположить, что на IPO Uber потеряли деньги Яндекс, Сбер, и несколько других известных российских компаний.

То есть люди (ну как люди — фонды) потеряли миллиарды долларов. Понятно, что игра продолжается, у больших фондов стратегии бывают рассчитаны на десятилетия — и акции могут ещё вырасти. Но на каких новостях это могло бы произойти? Последние годы показывают, что гораздо большее влияние на движение стоимости акций оказывает новостной фон, а не финансовые отчеты. Журналисты раздуют повестку — и держатели акций дружно побегут продавать/покупать.

Давайте глянем, какие там есть новости, которые можно раздуть до красивых заголовков.

SoftBank и его фонды

Что такое фонд? Сильно упрощая, это акционерное общество, инвестирующее собственный и заемный капитал с целью его приумножить. Большие фонды получаются тогда, когда в них отправляют свои деньги другие фонды и структуры, типа пенсионных фондов. Пенсионные фонды собирают деньги простых людей для сохранения и увеличения. То есть миллионы простых людей надеются на то, что управляющие пенсионным фондом знают, что делают; управляющие пенсионным фондом надеются, что уж в инвестиционном-то фонде знают, что делают; а там надеются, что условный Uber растет всегда, смотрите на график, это верняк вообще. Примерно так Uber получал финансирование. Ну ладно, я все опошлил, но когда Uber ляжет на бок, моё описание будет очень похоже на горькую правду.

Теперь смотрим на отчет SoftBank.

Фонд Vision от SoftBank 31 марта закончил прошлый финансовый год с убытком $27.4 млрд, пишет нам CNBC. Понятно, что убыток не только от Uber — но зато из статьи понятно, что теперь они будут тщательнее отбирать объекты для новых инвестиций. Вероятно, выходить из акций Uber они пока не будут, но и докупать тоже не собираются.

Основными источниками финансирования Uber, кроме выручки, остаются деньги на счетах после выхода на IPO (если они остались), различные активы типа UberEats (и как дойные коровы, и как объект продажи), и продажа акций на рынке. Ну может быть ещё SPO, но удастся ли это? Обстановка на рынке сейчас сложноватая.

Общая обстановка

Раскручивающаяся мировая инфляция, последствия COVID-19, надвигающийся продовольственный кризис, рост цен на энергоресурсы, падающие индексы — впереди времена, в которые обычно выживают только эффективные игроки. Операционно прибыльные, нужные людям.

Uber, с моей точки зрения, не выживет в надвигающемся кризисе. Я скептик, конечно, и вам может показаться, что я сгущаю краски. Но в отсутствии дополнительного финансирования Uber просто нежизнеспособен, а продажа на рынке сколь-либо значимого пакета акций может спровоцировать полный обвал стоимости акций. Снять доплаты водителям Uber уже не может - иначе количество водителей снизится, что может разрушить вообще всю схему, а доплачивать скоро станет не из чего. И тут я возвращаю вас к заголовку этой заметки - Uber обязательно разорится и будет закрыт или поглощен.

Если вы несогласны со мной — добро пожаловать в комменты, буду рад почитать ваши разумные аргументы, почему я ошибаюсь.


Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках. Подписывайтесь!

Комментарии (39)


  1. Sancho_SP
    27.05.2022 10:00
    +14

    В Вашем размышлении главная ошибка - непонимание времени. Ничего не существует вечно.

    Убер со своей политикой и не должен быть вечным, а должен дожить до следующего этапа (пусть те же беспилотники, хотя лично я в этом сомневаюсь).


  1. Child_Of_Flowers
    27.05.2022 10:12
    +8

    Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ Uber?)))


  1. Hardcoin
    27.05.2022 10:37
    +6

    Снять доплаты водителям Uber уже не может - иначе количество водителей снизится

    Но куда пойдут эти водители? В конкурирующие приложения? Убер постепенно может сделать рыночные цены на поездки (во многих местах они сейчас демпинговые). Долю рынка он сохранит, т.к. конкуренты долгосрочно демпинговать тоже не могут.

    Сам по себе бизнес полезный - поиск такси периодически нужен всем. Каких-то особых конкурентных преимуществ кроме бренда и эффекта масштаба по сравнению с локальными таксопарками у убера нет, однако и этих двух вполне достаточно, что бы зарабатывать не меньше этих условных локальных таксопарков.

    Проблема только в сокращении непрофильных расходов и поиске рыночной цены. Если убер справится, то выйдет на безубыточность.


    1. Povtor Автор
      27.05.2022 10:50
      +5

      Водители вполне уже сотрудничают с конкурентами Uber - переключать приложения довольно легко.

      Вы правильно говорите про бренд - это главный актив Uber, они очень талантливо его развивали. Но водителю важнее привозить денег домой, именно поэтому Uber вынужден идти на доплаты, переманивая их хотя бы на время , например у Lyft, заядлого конкурента.

      Если предположить, что все конкуренты прекратят доплаты из спонсорских денег - тогда и начнется игра по гамбургскому счету, станут видны и рыночные расценки на такси, и куда реально пойдут водители работать.

      Я думаю, что поиск Убером своего места на рынке закончится либо полной сменой курса, либо крахом компании целиком, собственно, об этом и статья.

      Видимо, как пишут в первом комментарии, это запрограммированная смерть компании, так было задумано. Все, кто должен был выйти, уже вышли, дальше компания не нужна.


  1. drgonza
    27.05.2022 10:39
    +7

    Uber как интересный объект для инвестиций закончился, многим и до IPO это было понятно. На тематических форумах скептически настроенной публики было подавляющее большинство еще в 2018-2019 гг. Но доля рынка у компании огромна, география покрытия уникальна, бренд узнаваем. Полагаю, что стратегия развития будет пересмотрена, расходы оптимизированы и компания выживет.

    P.S. Статья мне понравилась, спасибо. Мне кажется многое из сказанного применимо не только по отношению к Uber, но и ко многим быстрорастущим цифровым компаниям.


    1. Povtor Автор
      27.05.2022 11:41
      +1

      И вам спасибо )


  1. yoz
    27.05.2022 11:34
    +3

    Полный крах маловероятен, как по мне. Реструктуризация под выход на некое плато рыночных цен на перевозки - да. Бесконечно надувать пузырь бонусами никто не сможет.


    1. Povtor Автор
      27.05.2022 11:40

      Если не за весь мир говорить, а только за USA, то надувают пузырь бонусами одновременно Uber и Lyft (наверняка есть и другие, но мне их с дивана не видно). И тот, кто первый остановится - потеряет какую-то долю рынка, потому что его коллега продолжит "покупать" лояльность водителей.

      Собственно, поэтому они и не могут остановиться.

      После этой статьи мне ещё интереснее будет за всем этим наблюдать )


      1. yoz
        27.05.2022 11:45
        +4

        Бесконечных денег у них не будет. Рано или поздно кто-то один остановится первым. Взять рынок Москвы - Яндекс пересидел всех, оставил у себя 2\3 рынка такси и начинает подкручивать гайки.

        Думаю примерно такое же ожидает и Убер. Рынок в США больше, денег больше, процесс такой конкуренции затягивается на большие сроки.


  1. manyakRus
    27.05.2022 11:48
    +6

    Такси-сервис «Ситимобил» объявил о закрытии
    Убыток «Сбера» от СП составил в 2021 году 43,4 млрд рублей, в 2020-м — 27,8 млрд рублей.

    Демпинг закончится когда кто-то победит, яндекс-такси уже победил всех в рф


    1. PrinceKorwin
      27.05.2022 12:02
      +3

      Для этой победы яндекс-такси купил Uber в РФ. Т.е. в РФ больше нет Uber'а, он здесь проиграл одним из первых. Теперь это яндекс под шильдиком Uber.

      В Бразилии, по отзывам друзей, другая ситуация. Там Uber - это самый безопасный способ поездки. И это очень важный для этой страны критерий. Думаю там у Uber всё будет хорошо.


    1. MaksimMadCat2539
      27.05.2022 12:09
      +4

      яндекс-такси уже победил всех в рф

      Во многих регионах прекрасно работает такси Максим. Кстати, на ДВ и в Сибири они работали через приложение раньше Убера и Яндекса. В этом плане смешно было читать бравурные статьи москвичей, мол убер придёт, бомбилы уйдут. И вправду, две, три России у нас существуют раздельно.

      p.s. Причём приход Яндекс ситуацию для клиентов ухудшил. Цена у Яндекса выше, а ожидание в Максим, где цены ниже, стало дольше. Через год, полтора, ситуация выправилась, наверно Яндекс не так выгоден для водителей.

      Hidden text


      1. Povtor Автор
        27.05.2022 12:13
        +1

        Есть ещё InDriver, с немного другой механикой, но тоже в нише перевозок, и он операционно прибылен

        Кстати, InDriver вышел на мировой рынок, очень интересная компания


      1. playnet
        29.05.2022 00:37
        +1

        Яндекс хорош сразу по нескольким вещам:

        1) Рейтинг водителей. Чтобы попасть в комфорт, кроме простой анкеты нужно уже лично посетить офис, а если из комфорта вылетел за рейтинг - будь любезен покатайся в экономе, пока не наберёшь назад.

        2) А "горячие парни" и из эконома вылетают, с баном в сервисе. И их пути - как ситимобил (лично с таким общался, именно в сити), гетт и прочие максимы.

        3) В целом, благодаря рейтингу есть контроль за водителем. Накурено - минус, вежливый итд - плюс.

        4) Есть требования к машинам. На какой-нибудь копейке - максимум как курьер можно, даже для эконома уже нужно что-то более безопасное. Можно пожаловаться на плохое состояние машины - и её могут снять в сервисе до ремонта.

        С ценами момент такой: не снизив качество, конкурировать с яндексом невозможно. В питере - сравниваю сити, яндекс, таксовичков - и для сити норма например просто не приехать, взять заказ и поехать по своим делам, и это норма для сервиса. Таксовичков ничуть не лучше по сервису, как-то нас отвезли "к вокзалу" - не довезя метров 400, и там надо было ещё 4 дороги перейти, но требовали доплату за вокзал. Цена указана в сервисе? Не волнует. Оплата стояла налом, а мы спешили - было проще доплатить и (почти) навсегда с ними распрощаться. Почти - один раз надо было ехать срочно,яндекс честно показывал самую быструю подачу через 40 минут, вызвали таксовичков - 15 минут поиск (15, Карл! Яндекс это 1-2 минуты, автоматом!!) - и подача 40 минут. Ещё и дороже почти в 2 раза. Так что я не знаю что таксовичкову надо сделать, чтобы я на них просто посмотрел.
        В мелких городах - да, яндекс значительно дороже, там где "Такси №1" повезёт за 300р на копейке, яндекс выйдет рублей в 800, скорее всего за солярис. Только первое - может тупо забыть что им сделан заказ ко времени и потом сваливать вину на водителя, который будет говорить что только получил заказ и сразу приехал, обматерить и уехать (в итоге чуть на поезд не опоздали), а яндекс.. на тот момент просто не умел в заказ ко времени.

        к слову, за "обматерил и уехал" из яндекса вылетают моментально. А для мелких, даже когда есть конкуренция, это бытовые мелочи.


        ЗЫ админил одну службу такси, примерно когда появился яндекс - службу закрыли, владелец открыл автосервис. Говорит, заметно прибыльнее, сильно меньше мороки, ну и тот же яндекс чинится в том числе у них.


        1. MaksimMadCat2539
          29.05.2022 05:50

          С ценами момент такой: не снизив качество, конкурировать с яндексом невозможно.

          Никакого особенного качества у яднекса не заметил. Те же машины, на ДВ Toyota Prius, в Питере и Калининграде всякие Volkswagen и Шкода + японцы и корейцы в Питере, те же водители, русских водителей кстати стало заметно больше, за последние три года. Но цена сильно выше. За много лет, у Максим только три раза жалобы на водителей писал. Может быть лет 10 назад и было качество не ахти, но видимо конкуренция и избыток водителей сделали своё дело.

          p.s. https://www.otzyvru.com/yandeks-taksi Что-то отзывы не ахти.


    1. IB2022
      27.05.2022 17:41
      +1

      У нас в регионе в плане конкуренции с приходом яндекса все постепенно ухудшалось.

      Не знаю, как в других регионах, но у нас уже в тот момент, когда в 2020 ФАС запретила яндексу покупку везет, этот самый везет был подконтролен яндексу.

      Работало это так. На вызов через приложение везет приезжали машины яндекса. На вопрос водителям яндекс, приехавшим на вызов через везет, почему они приехали, отвечали, что им заказ пришел как обычно в яндекс. Т.е. или руками или еще как-то заказ перекидывался. Потом везет просто перестал работать. Тоже самое было с убер.

      Была надежда на ситимобил. После захода (тоже в 2020) они демпинговали сильно, но потом примерно уровнялись с яндексом. А теперь закрылись.

      Пока не заметил, что яндекс наглеет с ценами, но что будет дальше вопрос открытый.


      1. AlexanderS
        27.05.2022 19:33
        +1

        Пока не заметил, что яндекс наглеет с ценами, но что будет дальше вопрос открытый.

        Яндекс в последние годы очень сильно поднял комиссию для водителей. В разы. Когда водителей дожимать уже будет контрпродуктивно примутся за нас, пассажиров)


      1. omlin
        28.05.2022 02:34

        Яндекс очень грязно ведёт борьбу с конкурентами.


  1. grokinn
    27.05.2022 12:43

    Думаю, что Uber может попытаться привлечь инвестиции под обещания от своего RnD подразделения по разработке беспилотных авто (с перспективой получения прибыли от лицензирования технологии всем желающим). При этом он может и вовсе перестать доплачивать водителям, а резкое сокращение водителей и поездок объяснит просто: зачем нам водители если скоро они станут не нужны, вкладывайтесь в наших роботов, которые уже почти готовы. Примеры многолетнего финансирования инвесторами стартапов без финального продукта, но с многообещающей разработкой имеются. Удастся ли это Уберу зависит от глубины предстояще рецессии.


  1. DopeBat
    27.05.2022 13:07
    +6

    Когда спор идет о будущем компании, акции которой доступны на бирже, всё очень легко решается: надо задать вопрос купил ли автор акции или встал в шорт в данном случае?

    Если автор утверждает, что еще 5 лет был уверен в разорении убера, то он ведь мог легко заработать. А если же спорящий не готов поставить большую сумму денег на свою идею, то он в нее сам не верит, а значит и спор проигран.


    1. aigoncharov
      27.05.2022 14:27
      +5

      Или просто спорящий - не игрок, и понимает, что рассуждать о будущем и попытаться понять мир это одно, а наращивать капитал это другое.


    1. Areso
      28.05.2022 21:05
      +1

      "пожимая плечами": шорт денег стоит, причём "по счётчику".


    1. ClayRing
      29.05.2022 00:17

      то он в нее сам не верит, а значит и спор проигран.

      Почему? Даже если автор на самом деле не верит в то что убер убыточный, это не значит что убер не убыточный.


      1. DopeBat
        29.05.2022 03:05

        Ну как бы, т.е. ты изначально споришь с людьми и убеждаешь их в том, что изначально является неправдой по твоему же мнению? Это уже из разряда какой-то заказной пропаганды.


        1. Povtor Автор
          29.05.2022 03:32

          Думаю, ClayRing говорит об ограниченности восприятия любого индивидуума, и его праве на ошибочное мнение


  1. LevOrdabesov
    27.05.2022 18:19
    +2

    Уже более пяти лет в частных разговорах я доказываю, почему Uber — нежизнеспособный бизнес, и рано или поздно разорится

    Возможно, вы слишком зациклились на классическом и устаревшем понятии «бизнес», которое подразумевало «вот результат деятельности (товар/услуга), вот прибыль».
    Если оценить Uber, добавив ему черты, скажем, НИИ (жрёт деньги бесконечно и строго только внутрь, но рано или поздно с некоторой вероятностью сдвинет всё вокруг), то будет не так мрачно.

    Опять же, ну сжигает оно деньги инвесторов. Крупные инвесторы все риски захеджировали, мелкие должны знать, на что идут. Обычным людям приличный сервис такси за вменяемые деньги, и усиление конкуренции. А завтра — оно такое, непредсказуемое. Может, Бразилия начнёт Индию умиротворять, и снова всё поменяется. Поживём — увидим.


    1. ArjLover
      27.05.2022 18:49

      Понятие бизнес не может быть устаревшим. Просто надо не путать с пирамидой-мошенничеством, сколь угодно красиво упакованным.


      1. LevOrdabesov
        27.05.2022 18:54
        +3

        Ну, это получается довольно новая и интересная пирамида, т.к. от её существования выигрывают третьи лица — потребители и рынок в целом.
        Инвесторам — да, невесело. Но инвесторам вообще редко весело, ИМХО.


  1. Kanedias
    28.05.2022 04:56

    "Карфаген должен быть сожжён" :)


  1. Lelant0s
    28.05.2022 09:13
    +7

    Ваша (да и остальных комментаторов) главная ошибка в непонимании на концептуальном уровне смысла бизнеса Uber и им подобных. Перестаньте верить в чушь с "сжиганием денег ради показателей на бирже". Это было вполне стратегией в период доткомов, то есть 25 лет назад. Сейчас так делают только идиоты.

    Бизнес Uber (как и Facebook/Whatsapp, Amazon и прочих крупных платформ) - люди. В том смысле, что большая масса людей, которыми ты "владеешь" - это твой основной и самый ценный актив. Поэтому, появившись как такси, Uber через некоторое время добавил Eats, доставку для бизнесов и т.д. Так же, создав "скелет" в виде маркетплейса, Amazon стал и хостингом и дата-центром и онлайн-кинотеатром.

    По этой же причине Маск покупает Twitter за 45 миллиардов (!) долларов. Это не модная чирикалка для продвинутых, это сотни миллионов пользователей будущего чего-бы-ты-ни-создал. Прихлопнуть лет через 5-7 метавселенную Цукерберга? Лучше чем с Twitter-аудиторией это вряд ли можно осуществить. Даже амазоновская не подойдет - не те люди, не в том векторе заряжены.

    ;)


    1. Povtor Автор
      28.05.2022 09:51

      Спасибо, вероятно вы правы

      Мой обыденный житейский опыт говорит о том, что под всем есть экономическое обоснование, и если у чего-то деньги уходят быстрее, чем приходят, это что-то закончится. Что-то вроде бассейна и двух труб, простой концепт.

      Посмотрим, поможет ли аудитория Уберу, или их бассейн высохнет.

      Я понимаю, что могу быть неправ.


      1. Lelant0s
        28.05.2022 10:21
        +4

        Ваш "обыденный" опыт говорит совершенно правильную вещь - бизнес должен зарабатывать. Просто процесс выхода в плюс может быть более продолжительным, чем нам кажется приемлемым (хотя государственные облигации, например, вообще могут гаситься через 25-50 лет - вот уж где игра вдолгую-то!), а во-вторых, один кусок бизнеса может вполне себе быть убыточным даже на постоянной основе (чтобы генерить пользовательскую массу), но второй кусок как раз будет "зарабатывать".

        Последний принцип используется умными категорийными менеджерами в ритейле: часть товаров (обычно легко-узнаваемых - батон хлеба, мешок цемента, пакет сока) продается в "ноль" (за рубежом и в минус, но в РФ законодательство не позволяет продавать в минус, по крайней мере 5 лет назад не позволяло), чтобы привлечь людей, а остальные продукты генерят выручку.


  1. Slavaizmos
    28.05.2022 09:51
    +3

    Я водитель Убера в Калифорнии уже 6 лет. Больше 6000 поездок. Я перестал возить людей на Убере и Лифте с начала пандемии.За это время очень усилились позиции Убера по доставке еды и самый успешный шаг был - доставка еды из Walmart. Убер просто купил ( а денег у Убера пока очень много) готовую компанию с контрактом с Волмартом. Количество водителей на этом направлении все время увеличивается. Во времена потенциального голода все будет еще лучше. Плохо сейчас с водителями по перевозке пассажиров. Туда сейчас вкачивается куча денег( Убер есть Убер).


  1. Newbilius
    28.05.2022 13:23

    Уже более пяти лет в частных разговорах я доказываю, почему Uber — нежизнеспособный бизнес, и рано или поздно разорится

    Если вместо "Uber", подставить название любой другой компании - рано или поздно это высказывание тоже станет верным. Главное - ждать достаточно долго, а там или ишак...)


  1. agray
    28.05.2022 17:58

    Как же так, оказывается убыточные компании и на рынке могут существовать, а? Вот уж неприятности, как же так получилось, а в методичках другое рассказывали, да?

    Стоит перестать доверять методичкам и наконец принят тот факт что у компаний есть куча других показателей кроме прибыли.


    1. Areso
      28.05.2022 21:11

      Стоит перестать доверять методичкам и наконец принят тот факт что у компаний есть куча других показателей кроме прибыли.

      Только в моменты "потрясений" (война, эпидемия, выборы президента, заседание ФРС\ЦБ), почему-то наиболее устойчивыми на рынке оказываются не те, у кого куча альтернативных показателей, а те, у кого есть эта самая прибыль и чёткий план как её зарабатывать дальше.

      А остальные кратно "сдуваются", замораживают найм, иногда выгоняют кучу людей на мороз, и т.п.


      1. playnet
        29.05.2022 01:07

        Берём абстрактный сервис такси, а поскольку он абстрактный - у него прибыль 10 миллиардов в месяц. Но тут локдаун. Корона там, или обезьянья оспа. И - запрет работы от государства на время локдауна. Считаем что компания слишком инертна, чтобы возить что-то другое, и через несколько месяцев она банкрот.

        Берём абстактную парикмахерскую. Тоже тьма рекламы, сотни салонов, сотни тысяч клиентов в месяц. Тот же локдаун. А им во что переквалифицироваться? В курьеров?

        Берём отели. Ну, вы поняли. И им на самом деле стало плохо, и если люди что-то ещё могут деться, то здания нужно греть, обслуживать, ремонтировать итд. На паузу встать просто нереально, денег всё-равно нужны миллионы.

        И так далее. Это я к тому, что "прибыль" в вакууме тоже вообще не показатель.


  1. Areso
    28.05.2022 21:08
    +2

    Примерно так же глупо, как рассчитывать продавать водопроводную воду по расценкам водоносов, после внедрения водопровода.

    Выглядываю во двор, вижу водоматы, которые продают воду чуть лучше водопроводной по расценкам водоносов.

    А вот выходит человек с двумя 19л бутылями - он тоже чего-то не знает о водопроводе. Или, наоборот, знает.


  1. Xambey97
    28.05.2022 22:14
    +1

    Uber на столько же надежен, как и Тесла Моторс. Последней, когда я в последний раз проверял, было нужно 200 лет, чтобы окупить свою капитализацию. Плюсую на счет убера, ему скорее всего конец, как и большинству компаний роста с большими долгами из секторов, зависимых от потребления и не жизненно-необходимых