Мы стартап. И это уже говорит о многом. Наша цель — создать глобальный маркетплейс по экстремальным видам спорта; комьюнити людей, увлекающихся action sports. Работу над проектом мы начали в рамках Tolstoy Startup Camp, программы Yandex.Start. В этой статье мы постараемся рассказать, с какими ограничениями мы столкнулись в начале пути и как мы их обошли.

Существующие ограничения


  • Время — наверно основное ограничение для большинства стартапов. В нашем случае оно усугубляется еще и сезонностью. Если зимой нам удалось отработать бизнес-модель на сноубординге, набрав группы к прорайдерам в рамках Quiksilver New Star Camp. Но снег растаял и нам пора тестировать новые виды спорта — ролики, скейт, BMX, батут и т.д. А второй момент — Tolstoy Startup Camp длится всего 2 месяца, и результаты нужно показывать каждую неделю.
  • Люди. Специфика маркетплейса подразумевает, что если нет предложения, то не может быть и спроса, также при недостаточном спросе тренеры не захотят использовать сервис. И, конечно, сама команда. Нас всего четверо, и грамотное распределение ресурсов критично важно.
  • Деньги. Нужны всем, а стартапам особенно. В нашем случае на компенсацию сезонности, как следствие ограничения временем. Нам надо успевать влетать в одну нишу, отлаживать там бизнес-процессы, вылетать из неё пока дверь ещё не захлопнулась и тут же влетать в следующую. А вы представляете сколько экстремальных видов спорта? А там еще и масштабироваться как-то надо и продукт делать.

Наши грабли


  • Тренеры. Первая наша гипотеза заключалась в том, что если мы наберём очень много тренеров, то сможем легко привлечь и клиентов для них. Мы потратили в общей сложности недели полторы на поиск инструкторов: выходили на тематические сообщества в соц. сетях, привлекали сторонних людей для поиска контактов. Набрав порядка 3000 контактов, мы поняли, что не знаем этих людей, что пообщаться с каждым у нас не выйдет. Контролировать качество тоже невозможно. Да и с географической точки зрения они распределены по всему миру.
  • Локации и споты. От гипотезы с базой тренеров было нелегко отказаться. Поэтому мы решили, что найдём самые популярные споты по всему миру, нанесём их на карту и закрепим инструкторов за каждым из них. Быстро отказались от спотов и перешли к более крупным локациям, которые могут включать несколько спотов. Найдя такие локации по всей Америке, Части Европы и Азии, мы поняли, что это никак ситуацию не улучшило. В большинстве локаций тренеров у нас нет, договорённостей с ними тоже нет, как привлекать клиентов для них тоже было не ясно, ведь денег на масштабную рекламную кампанию нет. А главное, что фокус совсем размыт. В итоге всю проделанную работу пришлось бросить, возможно временно.
  • Дизайн. Очень спорный вопрос для стартапа. Дизайнер-стартапер — птица редкая, и у нас в команде его нет. А в XXI веке упаковка и подача продукта — один из критериев успешности продукта. Приходится как-то с этим считаться. Первым делом мы потратили 5000 рублей на дизайн приложения для Quiksilver New Star Camp, которое нам так и не пригодилось. Потом разработали лэндинг всё для того же кэмпа, но без дизайна вообще. Доверия, конечно, вызывал такой сайт немного. Так что вопрос дизайна оставался в подвешенном состоянии.

Решение


На кэмпе есть особая мантра — «фокус, скорость, результат». Она применима к каждому проекту, хотя в каждом случае реализация может быть совершенно разной. В какой-то момент и мы нашли, как эту мантру реализовать в нашем проекте.
  • Прежде всего, мы отказались от разработки маркетплейса до того момента, как поймем, как наша бизнес-модель работает, и какие виды спорта мы хотим охватить.
  • Quiksilver New Star Camp. На волне сформированного интереса несложно находить людей, которые уже туда едут и которые точно любят сноуборд. Также на таких мероприятиях есть именитые прорайдеры, которые могут проводить занятия. Сначали создали лэндинг под это мероприятие совсем без дизайна — только фото инструкторов и возможность оставить заявку на тренировку. С ростом интереса со стороны клиентов нам захотелось предоставить им более качественный и красивый сайт. Метались в поисках дизайнера, но в итоге ограничения временем и деньгами привели нас к покупке шаблона с вёрсткой. Как оказалось, на данном этапе это решение позволило нам в кратчайшие сроки реализовать весь необходимый функционал и удовлетворило потребности наших клиентов.
  • Летние виды спорта. Снег, к сожалению, растаял, и нам надо было очень быстро найти новые виды спорта, которые пользуются спросом у клиентов сейчас и приносят прибыль нам. И здесь нас снова выручил готовый шаблон, использованный на Quiksilver кэмпе. Мы создали порядка семи лэндингов по разным видам спорта. На лэндингах было только описание услуги и возможность оставить заявку на подброр тренера. Информации о самих тренерах не было вообще. При этом создание одного такого лэндинга занимает порядка 4-х часов, по большей части именно работа над контентом. Затем мы использовали подаренный Яндексом сертификат на контекстную рекламу для привлечения трафика. Через неделю мы уже могли сказать, какие направления являются наиболее перспективными и бизнес-модель по ним. При этом для тестирования ниш таким образом нам необязательно было иметь предварительные договоренности с тренерами. А дальше можно идти с выбранными видами спорта в другие каналы, что мы и делаем и получаем измеримые результаты.

Только после того, как мы прошли все эти этапы, мы начали разработку полноценного продукта с хорошим дизайном. Несколько дней назад мы выложили в сеть первую облегчённую версию — skillsup.pro.

Комментарии (3)


  1. Yud_SS
    16.04.2015 20:16

    Довольно странно слышать, что только расстаивший снег натолкнул вас на мысль о летних видах спорта. Разве пока обмозговывали модель проекта не обсуждали о построении непрерывного цикла монетизации? Из этого очень легко следует определение сезонности и решение этой проблемы.

    С дизайном сайта рекомендую поработать плотно, так как тут вы продаете услугу человеку, который должен быть уверен в вашей компетенции и качестве. Один из факторов оценки (хоть и субъективный) — это приятность нахождения на ресурсе, на котором ты заказываешь продукт.


    1. Karina_Kudinova Автор
      16.04.2015 20:33

      Полностью с вами согласна.

      Здесь большую роль играет специфика проектов Tolstoy Startup Camp, где мы этот проект сейчас и делаем. Сначала нам было необходимо проверить, что людям действительно нужен такой сервис — как инструкторам, так и их клиентам. Плюс в начале пути мы никак не могли понять, в какую сторону двигаться и потратили много времени на поиск инструкторов в Азии и США, а тестировать сервис, конечно, проще в России. Но тут важно понимать, что сроки очень сжаты — на самом деле мы переключились на поиск и тестирование новых видов спорта, как только подтвердили, что модель работает, просто по времени это совпало с тем, что снег растаял.

      И с дизайном мы тоже полностью согласны. Мы не можем себе позволить работу с крутым диджитал агентством пока, но над приятным дизайном и проектированием и поработали, как смогли с учётом того, что у нас было очень мало времени и денег. Но будем, конечно, усовершенствоваться.


      1. Yud_SS
        16.04.2015 20:37

        «Крутые диджитал» вообще лучше обходить стороной. Это история для развитых сервисов или стабильных компаний.

        В стартапе всегда 1000 и 1 теория, которую надо тестировать на сайте, а это постоянные переделки и поиск истины. С «крутыми» ребятами это будет очень дорого. Лучше или фрилансеры, или в штат дизайнера.