— «Исправьте сей мир и живопись последует за вами», так ответил Микеланджело на решение папы Павла IV внести изменения в изображение страшного суда, которое украшает альков Сикстинской капеллы.

Изначально все фигуры страшного суда были изображены обнаженными, что вызывало негодование священнослужителей. Церемониймейстер Папы, Бьяджо да Чезена, вовсю критиковал обнаженку великого художника и даже начал кампанию, которая известна как «Кампания Фигового листка», с целью прикрыть обнаженные фигуры. В отместку, Микеланджело изобразил Чезену в образе царя Мидаса, намекая на его глупость и жадность. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III ответил, что его юрисдикция не распространяется на дьявола, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

Не найдя управы на гениального бунтаря, Павел III отдалил художника от двора, лишив его своей благосклонности и дав клятву больше никогда не призывать его на службу святого престола. Однако судьбе было угодно преподать урок святому строптивцу.

Одновременно с росписью Сикстинской капеллы происходило строительство собора Святого Петра. Строительство оказалось долгостроем, овеянным мистикой. Один за другим умерли три великих зодчих того времени, вскоре после того, как приступили к работе над собором. Строительство переходило по наследству от одного Папы к другому.

Взойдя на Святой престол, папа Павел III был вынужден продолжить строительство. Однако, все те, кто был призван продолжить работу Браманте, первого архитектора Собора, были неспособны воплотить его идею. Возведение купола, который сегодня возвышается над Собором Святого Петра, было под силу только гению. Папе пришлось идти на поклон к Микеланджело.

Эта история учит нас тому, что незаменимые бывают, она развенчивает глубинную установку, которая колом вбита в наше восприятие мира. Цель установки обесценить ценность и значимость личности, преуменьшить индивидуальный вклад одного человека в командную работу. И пусть мы не Микеланджело, но и отдающие нам приказы, вовсе не Папы Римские, а нашим проектам далеко до Собора Святого Петра.

Что касается картины страшного суда, которая все-таки была «одета» спустя 24 года после своего создания, то точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы: «Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: „И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого“. Сикстинская капелла — это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела».

Комментарии (47)


  1. DASpit
    18.06.2022 11:35
    +16

    Незаменимые бывают, когда нужно сделать что-то уникальное. Чтобы попилить бюджеты уникальность не нужна. И оправдание найдется - всю жизнь деды без этого прожили, и вы проживёте, пока мы пилим.


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 11:36

      Это 100%!


    1. JuryPol
      18.06.2022 14:13
      +8

      Бесшовный переход буквально в одном предложении от Микеланджело к распилу бюджета… талантливо…


      1. R7R
        18.06.2022 14:36
        +6

        Бесшовный переход буквально в одном предложении от Микеланджело к распилу бюджета… талантливо…


        Затянувшееся строительство купола собора именно что наталкивает на мысль о распиле :)


        1. AnnaScherer Автор
          18.06.2022 16:29
          -2

          Там реальный распил такой был! Один Микеланджело проматывал целые состояния)


  1. saipr
    18.06.2022 12:17
    +10

    Возведение купола, который сегодня возвышается над Собором Святого Петра, было под силу только гению. Папе пришлось идти на поклон к Микеланджело.

    Но надо отдать должное и Папе Павлу III, который пошёл к Гению, не считая это ниже собственного достоинства. О, как гордыня мешает многим свершениям. Я думаю примеры приводить не надо.
    А благодаря Микеланджело и Павлу III мы имеем этот шедевр — Сикстинской капеллу.


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 12:31

      О, да! Это очень глубокая мысль, спасибо вам за неё, важное дополнение к этой истории!

      Ведь необходимо переступить через себя, принять факт того, что ты всего лишь песчинка, осознать свою роль и ответственность перед будущим. Хотя возможно, я выдаю желаемое за действительное)


    1. funca
      18.06.2022 13:07
      +4

      А благодаря Микеланджело и Павлу III мы имеем этот шедевр — Сикстинской капеллу

      А не будь этих двух ценителей обнаженки, сейчас могли бы иметь на том месте просторную автопраковку, спортивную площадку или, скажем, детский садик. </sarcasm>


      1. AnnaScherer Автор
        18.06.2022 13:15
        -1

        Думаете? Все-таки центр города?


        1. randomsimplenumber
          18.06.2022 13:33
          +4

          Тогда ТРЦ типа "Колизей".


          1. AnnaScherer Автор
            18.06.2022 13:49
            -1

            Да, тоже подумала о ТЦ)


      1. saipr
        18.06.2022 13:16

        Но имеем то, что имеем


        1. AnnaScherer Автор
          18.06.2022 13:50
          -1

          Угу.


  1. R7R
    18.06.2022 12:44
    +3

    Возведение купола, который сегодня возвышается над Собором Святого Петра, было под силу только гению.


    Вот этот момент и есть самый загадочный- Микеланджело был скульптором, современники его и живописцем считали условно (несмотря на роспись Сикстинской капеллы, да)
    А тут сугубо инженерная задача, причем задача, требующая серьезного практического опыта и основательных теоретических знаний.

    "… но сам купол достраивал уже после его смерти (1564) Джакомо делла Порта" (с) википедия


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 13:17
      -2

      Я, к сожалению, экспертизой в этом вопросе не обладаю…упоминаний в плагиате не встречала…


      1. R7R
        18.06.2022 13:33
        +6

        упоминаний в плагиате не встречала…


        А плагиат тут вообще не причем.
        Просто историю искусства пишут искусствоведы, а не инженеры :)

        "… Джакомо делла Порта, придавший ему не полусферическую, как задумал Микеланджело, а параболическую форму.
        Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два" (с) там же

        Микеланджело был автором эскиза архитектурного оформления здания, технический проект и надзор за строительством осуществляли другие люди.
        Причем, как видно из цитаты выше — потребовалось внесение существенных корректив в исходную идею.


        1. AnnaScherer Автор
          18.06.2022 13:51
          -2

          То есть, он создал концепт? А реализовали его другие?


          1. R7R
            18.06.2022 14:17
            +5

            То есть, он создал концепт? А реализовали его другие?


            Это всегда коллективное творчество:

            «Авторский коллектив: художник Маргарита Семенова, архитектор Рогаль Левицкая, главный конструктор Альберт Мудрик.» (с) БР

            В данном случае — Микеланджело на месте Маргариты :)


            1. AnnaScherer Автор
              18.06.2022 14:53
              -1

              Гениально!

              Летний костюм "Универсал 69" – все, что нужно знать о product development времен СССР. Но это уже другая история...


    1. DrPass
      18.06.2022 14:07
      +1

      А тут сугубо инженерная задача, причем задача, требующая серьезного практического опыта и основательных теоретических знаний.

      В эпоху Возрождения сочетать инженерные знания с творчеством в голове одного гения было в порядке вещей. Тем более что это далеко не первая архитектурная работа Микеланджело.
      Ну и опять же таки, он там был «менеджером верхнего звена», и в команде у него были и другие специалисты, которые уже уточняли, как реализовать то, что начертил Микеланджело.


      1. R7R
        18.06.2022 14:33
        +2

        В эпоху Возрождения сочетать инженерные знания с творчеством в голове одного гения было в порядке вещей.


        В свое время у меня была пятерка по сопромату + стройотряд + дембельский аккорд в виде строительства «крытого паркинга» :) в армии + 15 лет опыта практической работы инженером.
        Вдобавок я с детства неплохо рисовал и активно интересовался живописью (например, нашел в научной библиотеке изданную в СССР книгу Джорджо Вазари и прочел ее)

        Но, тем не менее — я таки никогда не возьмусь за проектирование и строительство купола диаметром даже в 3 метра, особенно с учетом того, что во времена Возрождения не использовался железобетон.
        Так как понимаю всю меру ответственности и всю тяжесть возможных последствий :)


        1. DrPass
          18.06.2022 14:55
          +1

          Но, тем не менее — я таки никогда не возьмусь за проектирование и строительство купола диаметром даже в 3 метра, особенно с учетом того, что во времена Возрождения не использовался железобетон

          Ну так во времена Возрождения и проектирование было чуток попроще. Микеланджело знал, что куполообразная конструкция является самонесущей. Ему (точнее в случае купола — Джакомо Де ла Порта) нужно было разрезать полусферу сначала горизонтальными сечениями на «слои», потом каждый слой — на сегменты, и дать задачу каменщикам все эти сегменты вырубить. Потом возвести леса и опорные конструкции, и слой за слоем выстраивать купол. Технологий и знаний эпохи Возрождения для этого достаточно.


          1. Sergeant101
            18.06.2022 16:01
            +5

            Память мне может изменять, на в средние века купола проектировались как будто немножечко не так.

            Подвешивалась горизонтально верёвка, на которую на привязках подвешивали модели расчётных нагрузок на купол, отчего верёвка изгибалась вниз принимая очертания необходимого купола, но как бы отраженного по горизонтали.

            По этой модели и делали эскиз будущего строения.

            П.С. буду благодарен если кто даст более полную ссылку на процесс, ибо информацию эту читал давно и хотел бы освежить в памяти, но беглое гугление не даёт никаких внятных результатов.

            П.П.С. внезапно Хабр помнит всё, и тут есть интереснейшая статья, связанная с данным вопросом https://habr.com/ru/post/331802/.


            1. vassabi
              21.06.2022 04:14

              такое ? (раз и два)


          1. R7R
            18.06.2022 16:45
            +2

            Ну так во времена Возрождения и проектирование было чуток попроще.


            Оно и сейчас дело не простое — набираем в гугле «рухнул купол» и удивляемся разнообразности современной статистики подобных происшествий.

            То что мы сейчас наблюдаем из древне-исторического наследия в целом состоянии — результат проверки временем, «ошибка выжившего», так как всё прочее уже давно развалилось.

            А то, что таки уцелело, воспринимается ныне как свидетельство невероятного мастерства древних строителей :)


  1. kichrot
    18.06.2022 12:55
    -2

    Незаменимые бывают

    Естественно.

    Наука и материалистическая философия постулируют, что абсолютное тождество членов множества невозможно. Даже бесконечность объективной реальности не позволяет утверждать, что возможно существование абсолютных тождеств. Любое тождество условно и относительно.

    Все люди от рождения разные, что и выражено в универсальном принципе "от каждого по способностям".

    А, это значит, что всегда есть человек, который способен выполнить определенную работу лучше всех остальных людей. А, это значит, что этот человек незаменим, при условии востребованности именно его способностей. Другое дело, что члены общества могут выбрать менее способного, исходя из иных критериев.

    Так, что при абсолютной разности всех людей, любого человека действительно можно заменить, пусть даже в ущерб качеству достижения конечной цели.


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 13:20
      -1

      На мой, сугубо психологический взгляд, эта история скорее о противостоянии «мы и они», о доминировании и подчинении. В биографии Микеланджело это было основной темой. Недавно тут посмотрела фильм Кончаловского «Грех», как раз про его судьбу, очень тонко показано это противостояние.


  1. Liroluka
    18.06.2022 14:46
    +2

    Мне кажется в посте слишком уходят в крайности, с этого сложно строить какие-то адекватные выводы. Все намного проще - вопрос в банальном уважении к себе, как к личности, и к личностям других. Если в команде здоровые отношения, то каждый вносит какой-либо вклад в общее дело, благодаря чему дело постепенно развивается. В то время как в нездоровом коллективе все будут строить друг другу козни, подставлять, забивать на работу и прочее. Конечно, создать что-либо можно в любом случае, но во втором это будет медленнее, кривее и косячнее, да еще и с огромным стрессом для всех участников


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 14:57

      Эта история является живописным примером того, что все в нашей голове. В установках и стереотипах, заложниками которых мы являемся. Здесь много чего можно найти. Каждый видит то, что ему актуально.


  1. nikolas78
    18.06.2022 14:50
    +2

    Незаменимых не бывет только в творчестве. В рутинной работе всех можно заменить (на других работников или на машины). Поэтому тотальная автоматизация будет вынуждать людей становится творцами.


    1. AnnaScherer Автор
      18.06.2022 15:00
      +1

      Да, вы правы. Контекст, который стимулирует изменения, ну или упадок...


    1. R7R
      18.06.2022 16:59
      +2

      В рутинной работе всех можно заменить (на других работников или на машины)


      Нет. В конце 80х началась массовая эмиграция наших специалистов на ПМЖ в другие страны.
      И это сразу же сказалось на работе всего предприятия — заменить их оказалось некем.

      Т.е. желающих-то было много, но вот их творческий потенциал оказался крайне низок (даже так — придумать могли, но пробить свою идею — уже нет, так как «мне что, больше всех надо?»)

      И вот тогда мы впервые осознали роль личности в истории…
      Потом, уже в капиталистические времена, примеров стало на порядок больше.

      (и да, не будем всуе поминать Джобса :)


      1. nikolas78
        18.06.2022 17:21

        Так вы же сами говорите, что на вашем предприятии нужны были люди с творческим потенциалом. Ну а вообще, даже чтобы заменить «рутинных» работников, нужны некоторые финансовые траты — те предприятия, которые не смогут себе этого позволить, будут стагнировать.


        1. funca
          18.06.2022 18:38
          +1

          Каковы критерии рутины? Например, через пару кварталов открыли кафэ. Девушка готовит десятки одинаковых чашек в день, тысячи в месяц. Делает очень вкусно. Потом наняли ещё подменять на выходные, и знаете - кофе по выходным там как везде, ни чего особенного.


          1. nikolas78
            18.06.2022 18:55
            +1

            Вы хотите чтобы я придумывал определения общеизвестным словам?
            Приготовление кофе конечно рутина, но это не значит, что теперь пропадает разница в техпроцессах и качестве готового продукта.
            И я не против, чтобы люди делали что-то рутинно, просто им за это платить будут очень мало.


            1. funca
              18.06.2022 22:07

              Скорее конкретики, поскольку трактовка общеупотребимых слов может сильно отличаться в зависимости от контекста. На практике я вижу, что хоть бизнес и стремиться к унификации и всех максимально уравнять, опыт получаемый в процессе взаимодействия с конкретными людьми может отличаться принципиально. Парикмахеры, врачи, торговля, и т.п. Даже тиражная PR журналистика на Хабре, бывает порой креатиной.


              1. nikolas78
                18.06.2022 23:27

                Естественно все люди разные, даже занимающиеся рутиной. Просто тенденция такова, что этих разных людей будут вытеснять или машины, или у них будет уменьшаться доход, или они должны будут подняться над рутиной и стать творцами в своей сфере деятельности.


        1. R7R
          19.06.2022 13:39

          Так вы же сами говорите, что на вашем предприятии нужны были люди с творческим потенциалом.


          На любом предприятии нужны люди с творческим потенциалом.
          Даже на предприятиях коммунального хозяйства (есть там знакомые инженеры, я был в курсе их текущих задач и проблем)

          Ну а вообще, даже чтобы заменить «рутинных» работников, нужны некоторые финансовые траты


          Весь фокус был в том, что платили хорошо + в условиях тогдашнего товарного дефицита зарплату не на что было тратить.
          (Единственный момент в моей жизни, когда у меня был излишек денег :)

          те предприятия, которые не смогут себе этого позволить, будут стагнировать.


          Проблема была в том, что престиж инженерных специальностей был в то время крайне низок.
          Поэтому возрастной состав ИТР напоминал перевернутую пирамиду — предпенсионеров было большинство, молодых специалистов — единицы.


          1. nikolas78
            19.06.2022 21:10

            На любом предприятии нужны люди с творческим потенциалом.
            И?


            1. R7R
              20.06.2022 00:11

              И?


              И они незаменимы, ибо их мало.
              (рутинная работа тоже требует творчества, когда что-то вдруг пошло не так)


      1. AnnaScherer Автор
        18.06.2022 19:04

        Почему же всуе?

        Мне кажется Джобс был бы не против оказаться в компании Микеланджело, вполне подходящая компания)

        Вы интересную тему подняли…осознание собственной ценности и умение ее отстоять, защитить. Кмк, во многом истории Микеланджело и Джобса именно об этом.

        Во все времена социум и сильные мира всего злоупотребляли одарёнными людьми, пытаясь уместить их в прокрустово ложе обыденности и посредственности. Умение противостоять этому – особый дар.


        1. R7R
          19.06.2022 13:42

          Почему же всуе?


          Слишком часто :)

          Во все времена социум и сильные мира всего злоупотребляли одарёнными людьми, пытаясь уместить их в прокрустово ложе обыденности


          Без сильных мира не было бы никакой Сикстинской капеллы…
          Вообще.


  1. PKav
    19.06.2022 02:14
    +2

    Вопрос всегда в стоимости замены. Иногда стоимость замены делает всю затею нерентабельной, и тогда человек становится незаменимым.


    1. AnnaScherer Автор
      19.06.2022 10:36

      Соглашусь. Но есть нюанс относительно стоимости. Стоимость может быть материальной, а может быть психологической. Реальной или воображаемой. В общем, главное, уметь отделить одно от другого.


  1. vvladimir1984
    19.06.2022 10:37

    И пусть мы не Микеланджело, но и отдающие нам приказы, вовсе не Папы Римские, а нашим проектам далеко до Собора Святого Петра.

    Именно поэтому незаменимых как раз и нет.


    1. AnnaScherer Автор
      19.06.2022 10:37
      +1

      Ну так все в наших руках, разве нет?


      1. vvladimir1984
        19.06.2022 10:43

        Ну так все в наших руках, разве нет?

        Такими незаменимыми, как Микеланджело только рождаются, так что нет, не в наших.