Самый дорогой ресурс — время. Его всегда не хватает. Один из популярных способов экономии времени — шаблон. Например, в повседневной жизни у нас есть шаблоны поведения, когда мозг, чтобы не тратить энергию, действует по привычным схемам: мы ездим по одним и тем же маршрутам до работы, пьем кофе, к которому привыкли, берем выкройки для нового платья из журнала, или готовим презентацию по корпоративному шаблону.
В IT есть, например, паттерны проектирования или алгоритмы — математические шаблоны. Шаблоны — полезная «вещь»: позволяют меньше писать, подставляя что-то в уже сформированные рамки.
Мы в Ak Bars Digital тоже используем много собственных наработок, методологий и шаблонов, чтобы делать все быстро и качественно. В этой статье поделюсь прикладным шаблоном, который создали опытным путем для удобной работы с пользовательскими историями.
Автор: Дарья Плоскодняк — опытный продуктовый аналитик в Ak Bars Digital. Занимается развитием сквозных процессов Ак Барс Банка, связанных с банковскими картами. Один из лидеров внутреннего комьюнити аналитиков компании и участник многочисленных митапов и конференций. Статья подготовлена по мотивам выступления Дарьи на одном из таких мероприятий – митапе Three Amigos Talk.
Пользовательские истории
Сначала кратко о пользовательских историях.
Пользовательская история (или User Story, US) — это:
понятное описание функций системы от лица пользователя, набор пользовательских сценариев;
довольно удобный способ документирования требований клиента при разработке ПО.
С точки зрения agile-разработки, пользовательская история — это задача, которая должна помещаться в спринт.
Простая структура пользовательской истории:
Я как 1_ хочу 2, чтобы 3__.
1 – тип пользователя, персонаж
2 – действие или цель
3 – результат или ценность
Разберем некоторые кейсы с реальными пользовательскими историями:
#1. «Я, как клиент банка, хочу получать сообщение об изменении статуса заявки на кредит, чтобы скорее получить деньги».
Вопрос, который возникает, глядя на эту user story, какой статус ожидает клиент?
Как улучшить: «Я, как клиент банка, хочу получать смс об одобрении заявки на кредит, чтобы как можно скорее получить деньги»
Такую историю хорошо бы было дополнить информацией по существующим статусам заявки.
#2. «Я как сотрудник магазина хочу проще заходить в складскую программу».
Первое, что бросается в глаза — не сформулирована ценность данной истории. Буквально, нет ответа на вопрос «Зачем?».
Также обратите внимание на формулировку «проще». Подобные слова в описании пользовательской истории не уместны, так как «проще» у каждого свое. Такая формулировка не позволяет этой истории отвечать одному из критериев качества пользовательских историй — недвусмысленности. Подробнее про критерии качества читайте в статье на Википедии.
Как улучшить: «Я как сотрудник магазина хочу иметь возможность авторизоваться в складской программе по коду из 4-х цифр, чтобы обслуживать больше клиентов за смену»
Практика показывает, что простой структуры в виде фразы часто недостаточно для работы с пользовательской историей. В результате возникают вопросы со стороны команды разработки, и аналитику приходится отвлекаться на поиски ответов.
Пример детального и максимально наполненного описания пользовательской истории.
Разберем пример подробнее.
Описание
Одна из важных мелочей, которой часто не уделяют должного внимания — нумерация. Именно грамотно продуманная нумерация позволит организовать трассировку требований и поддерживать актуальность документации, связанной с требованиями. И, конечно же, эта важная деталь упростит поиск историй для вас и ваших коллег. Трекинговые системы, такие как Jira, поддерживают практически любую нумерацию.
Пример нашей нумерации: ABOL-04-113.
ABOL — название команды Ak Bars Online;
04 — номер эпика;
113 — номер истории.
Описание должно быть максимально подробным. Важно записывать все и не бояться, что напишете лишнего — документация должна быть исчерпывающей.
Примечание. Эпик — это сущность (крупная часть функционала или этап проекта), ценность которой для пользователя мы не можем выразить в одной истории текущего спринта. Эпик разбивается на истории и задачи. Например, в проекте «Курьерская доставка банковских карт», эпик — это «Доставка неименных банковских карт». Пример истории : «Я как клиент банка могу получить неименную карту в срок, который я указал в Заявке, чтобы сократить срок получения банковской карты»
Важно исключить в описании истории технические детали и сложные термины. Пользовательская история – это общий инструмент описания для разработки и бизнеса. И важно описывать все простыми словами так, чтобы любой читатель сразу понял, о чем речь. Не мудрите.
Пример: ABOL-04-113. »Я как действующий клиент банка, уже зарегистрированный в личном кабинете, хочу иметь возможность сменить пароль, чтобы иметь доступ к личному кабинету, если забыл пароль»
Сценарии использования, или Use case
Команды, особенно в бэкенд-разработке, часто сомневаются — писать ли пользовательские истории. Причина в том, что они не взаимодействуют с пользователями и могут придумать формулировки историй только от лица системы.
В этом случае первый шаг можно пропустить и взять за основу шаблона сценарий использования. Этот инструмент описания требования полезен для всех участников разработки.
Юзкейсы нужны не всегда, но в командах бэкенд-разработки часто пользуются только ими. Описывать их можно в виде текста – так проще исправить. Диаграммы нагляднее, но тяжелее в производстве.
Пример нашего юзкейса.
Не стоит тратить ресурсы на описание юзкейсов, если у вас небольшие проекты — интеграционные сервисы, мало интерфейсов и пользователей, или вообще нет пользователей.
Правила бизнеса
Старайтесь максимально подробно записывать бизнес-требования, фиксировать любые новые обсуждения и уточнения требований от бизнеса. Можно оставить ссылки на коллег, которые отвечают за бизнес-направление. При этом важно фиксировать источник и дату требования для истории документа и просмотра версионности.
Запоминаем главное — правила бизнеса могут и будут меняться!
Ограничения бизнеса
Это список того, что запрещено бизнесом, и важно учесть в данной истории. При этом обязательна фиксация источника и даты ограничения. Подобные ограничения часто связаны с внешними регуляторами.
Ограничения бизнеса тоже могут меняться, но не так часто, как правила.
Интеграция с внешними системами
Если ваш сервис взаимодействует с другими системами в рамках истории, то в этом разделе описываем все сценарии взаимодействия с внешними сервисами и системами. Скорее всего, на момент написания истории, сервис запущен и работает, у него есть архитектура, инфраструктура и какие-то артефакты, которые можно приложить в виде ссылок.
Сюда отлично подойдет описание инфраструктуры, ER-диаграмма, примеры в формате JSON или XML, и все прочие детали интеграции с внешними системами. В общем, всё, что может пригодиться разработчикам.
Критерии приемки
Обязательное условие для работы с историей. Даже для тех команд, которые пользуются короткими формулировками пользовательской истории безо всяких шаблонов.
Минимальные требования для пользовательской истории — формулировка и критерии приемки. Без них мы не сможем понять, выполнили историю или нет.
Критерии приемки прописываются отдельно для каждой истории. Пример критериев приемки для нашей истории:
Пользователю доступна функция смены пароля на всех устройствах.
Функция смены пароля доступна на странице авторизации.
Новый пароль не может дублировать старый пароль.
Новый пароль имеет не меньше 8 символов.
Пароль не может начинаться и заканчиваться пробелом.
Есть еще один вариант описания критериев приемки, который очень любят тестировщики — модель Given-When-Then.
Given (дано) — состояние ситуации до начала действий пользователя.
When (когда) — пользователь совершает какие-то действия.
Then (тогда) — ситуация меняется и система реагирует на действия пользователя.
Подробнее про это можно почитать в статье «Как описать User stories, используя язык Gherkin».
В критериях приемки есть только два варианта — да и нет.
Критерий не может быть выполнен, например, на 90%.
Важна конкретика — если вы что-то не пропишете или упустите, то у разработчиков будет возможность додумать самостоятельно. И это не всегда хорошо. Ещё один важный момент — критерии приемки должны легко проверяться.
Важно не путать критерии приемки и DOD (definition of done). DOD — это общий чек-лист критериев – он может быть один на все пользовательские истории в рамках процесса.
Как отличить DOD и критериев приёмки? Очень просто. Представим доставку пиццы. DOD — пицца приготовлена, упакована, отправлена, вручена. Критерии приемки — пицца приготовлена из тех ингредиентов, которые заказал клиент.
На этом всё. Вы можете пользоваться шаблоном как есть или модернизировать его. Главное — формулировать понятно для всех участников и понимать ценность пользовательской истории для бизнеса.
Практика «три С» — card, conversation, confirmation
Ещё одна практика, которой можно пользоваться при работе с user story.
Card — фиксация истории для выполнения. Самое важное, чтобы история была доступна, и чтобы её могли найти все коллеги из команды разработки. Фиксировать истории можно в любом таск-трекере или даже на доске в офисе.
Conversation — обсуждения требований с командой. Если вы аналитик, то не используйте схему работы, в которой просто написали пользовательскую историю и передаете её разработке. Так не работает. Нужно обсудить требования с командой, в идеале выделить на это отдельную встречу.
Confirmation — прописать четкие критерии приемки.
А как на практике?
Давайте пофантазируем и представим заказчика, который передал требования на разработку и сказал «Хочу ракету». У нас есть две команды, в каждой — по одному аналитику: Соня и Степан. Они одновременно начали работать с требованиями.
Степан решил сэкономить время и побыстрее сделать ракету. Для этого передал свои требования в виде незрелой пользовательской истории в команду разработки.
Соня потратила больше времени на проработку требований, описала все истории, расписала по шаблону, ссылки добавила и передала упорядоченные требования в разработку.
Чья команда быстрее выполнит проект? Чей проект будет более качественным? Оставляйте свои мнения в опросе и пишите комментарии — давайте обсуждать.
Комментарии (6)
webhamster
07.07.2022 11:3004 — номер эпика;
Важно исключить в описании истории технические детали и сложные термины.
И важно описывать все простыми словами так, чтобы любой читатель сразу понял, о чем речь. Не мудрите.Что есть эпик?
AkBarsDigital Автор
07.07.2022 13:13+1Эпик — это сущность (крупная часть функционала или этап проекта), ценность которой для пользователя мы не можем выразить в одной истории текущего спринта. Эпик нужно разбивать на истории и задачи.
Например, проект «Курьерская доставка банковских карт». Эпик: «Доставка неименных банковских карт». История 1: «Я как клиент банка могу получить неименную карту в срок, который я указал в Заявке, чтобы сократить срок получения банковской карты»
anitspam
07.07.2022 11:44Чья команда быстрее выполнит проект? Чей проект будет более качественным?
Вроде бы надо выбрать Соню, так как она
> потратила больше времени на проработку требований, описала все истории, расписала по шаблону, ссылки добавила и передала упорядоченные требования в разработку.
Но с другой стороны Степан ознакомился со статьёй и знает, что
> не используйте схему работы, в которой просто написали пользовательскую историю и передаете её разработке. Так не работает.
Ares_ekb
Почему-то очень часто используют такую таблицу для описания сценариев использования.
Я в итоге пришел к более простой схеме для постановок (это просто набросок, который может меняться по необходимости):
Плюсы следующие:
1) Такой сценарий проще читается обычными людьми. Нет дурацких повторов "Пользователь делает то-то ... Система делает то-то ..." - на мой взгляд это какая-то калька с диаграмм последовательностей, к которой все привыкли и даже не осознают её корявости.
2) Сценарии практически один в одни идут в ПМИ. Ещё их могут использовать тестировщики при ручном тестировании или при разработке автоматических тестов. Технические писатели - при написании руководства пользователя. Во всех этих местах сценарии описываются именно в терминах действий пользователей и ожидаемых результатов. Потом просто меньше работы по приведению сценариев к нужному виду.
3) Альтернативные сценарии - это тоже калька с диаграмм последовательностей или с диаграмм сценариев использования. Кто-то когда-то давно придумал описывать их в таком виде. Но, блин, для нормальных людей это настолько сложно для восприятия. Соотносить нумерацию в основном сценарии и в альтернативном. Зачем эти мучения? Если там прямо реально полноценный альтернативный сценарий, то лучше сделать его полностью самостоятельным сценарием. А если простое ветвление в конце, то проще это сразу описать и не мучить людей. По моему опыту большинство сценариев простые и линейные. Совсем детали типа правил валидации или UI можно вынести отдельно. Представьте, что вы пишите ПМИ или руководство пользователя. Зачем там все эти сложности?
Это примерная схема, можно добавить по необходимости пред- и постусловия и остальное. Хотя в вашем примере постусловие "Новый пароль пользователя сохранен в БД" избыточно - это детали реализации. Может пароли вообще не в БД хранятся, а просто в файлах. И может быть там хранится не сам пароль, а его хэш.