Вот приходит продуктовая команда в серьезную корпорацию внедрять свои решения, а большие боссы ей говорят: «Это нельзя, потому что бизнес не одобрит. А это нельзя, потому что пользователи не поймут». И все что-то продолжают копошиться в бумажках и перепридумывать новые роли в командах.
Я работаю дизайн-лидом в Прагматике и помогаю развивать разные продукты (Райффайзен лайф, Открытие, Skysmart, Газпром). В статье на примере работы с Faberlic расскажу, что помогает нам продвигать и утверждать идеи с руководством и не погрязнуть в бюрократии.
Немного контекста
Большинство примеров в этой статье будут из опыта сотрудничества с компанией Faberlic, которая работает на рынке с 90-х годов. Основная аудитория компании — MLM-специалисты, консультанты, которые используют площадку в качестве заработка десятилетиями. Другая категория — обычные пользователи сайта, самостоятельные покупатели, их мы будем называть e-comm пользователи.
Задача, на которую нас наняли — увеличить количество простых покупателей за счет переработки чекаута. Это этап после корзины, где нужно выбрать способ оплаты.
![Для любителей ретро-дизайна: вот так выглядел старый чекаут Для любителей ретро-дизайна: вот так выглядел старый чекаут](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/850/fc9/40e/850fc940e5416139d287d9a993e46403.jpg)
Нам говорили, что консультанты боятся перемен и резко реагируют на изменения. Дальше расскажу про наши шаги, после которых чекаут утвердили, несмотря на все опасения.
Собрали дизайн-вики
Чтобы понять команду, пообщаться и познакомиться с пользователями и бизнесом, мы на две недели высадились в московском офисе Фаберлик.
Как это часто бывает в больших компаниях, мы обнаружили гору вводных из разных источников, собранную в разное время разными сотрудниками. Несколько версий user flow, старые исследования и карты экранов.
![Вот пример, как это обычно выглядит вначале Вот пример, как это обычно выглядит вначале](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/182/905/ad5/182905ad551d3e74045730884fd7f73c.jpg)
Копаться в этой толще информации было неудобно. Мы изучили материалы клиента и собрали дизайн-википедию со всеми актуальными артефактами.
![Стало: Причесанные артефакты в единой Фигме клиента Стало: Причесанные артефакты в единой Фигме клиента](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/af7/b4f/452/af7b4f4521d35df2364068db05298313.jpg)
Да, разобраться в старых документах и актуализировать данные требует определенного мужества. Но позже это окупится, когда в рабочем кураже вы будете судорожно искать какой-то макет или паспорт проекта, а потом просто откроете одну ссылочку… и вуаля. К тому же общее рабочее пространство позволит скорее понять обеим сторонам, над чем вы работаете.
Сокращали время до результата
Когда компания необъятная, важно визуализировать и детализировать варианты решения задачи в первые дни работы. Для этого мы используем сутевую концепцию.
Сутевая — это архитектура проекта, верхнеуровневый прототип. Сутевую можно собрать за пару дней и, без дополнительных теоретических встреч, прийти к заказчику с результатом, получить обратную связь и, в случае чего, быстро скорректировать заход.
На Фаберлике в роли сутевой были серые блоки чекаута с описанием основной логики и механик. Мы искали готовые решения, понимая, что это может сэкономить время фронту и бэку. Предложили на выбор несколько механик, описали плюсы и минусы каждой и добавили максимальное количество фич, чтобы клиенту было из чего выбрать.
![Сутевые концепции для чекаута Faberlic Сутевые концепции для чекаута Faberlic](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4cf/63b/55a/4cf63b55adbb8eaf326642208dbf224c.jpg)
А на проекте Brainmama, где нам нужно было запустить больше десятка лендингов для разных стран, мы собирали будущие страницы из референсов по блокам.
![Сутевая концепция для Brainmama Сутевая концепция для Brainmama](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b15/8e0/c75/b158e0c757292c6296dcf171cb28aa77.jpg)
Плавно внедряли изменения
От сутевой все, конечно, впечатлились. Но наше идеальное видение разбилось о скалы легаси. Слишком много новшеств — консультанты не будут пользоваться этим чекаутом.
Мы предложили сделать переход более плавным и внедрять изменения мелкими итерациями. Начали с вещей, которые сильно выбивались из современного пользовательского пути, чтобы подстелить соломки пользователям и снизить неприятие от перехода.
Этапы для перехода к современному паттерну:
1 этап – перенести оплату из личного кабинета в чекаут
2 этап – перенести кнопку доставки из корзины в чекаут
![Этапы реализации модульной концепции Этапы реализации модульной концепции](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/35a/130/e75/35a130e750dc484a6622ccc0a6e5f7fe.jpg)
Далее предложили перейти к более уверенным шагам и внедрить модульную механику чекаута, которую выбрали на этапе сутевой.
Собрали дизайн-систему, хотя нас не просили
Чуть позже мы поняли, чтобы внедрить тот функционал, который мы хотим, и в дальнейшем быстро реагировать на изменения, нужно перелопатить устройство организации макетов и компонентов. Тогда мы пошли копать дальше и собрали дизайн-систему.
![Дизайн-система для Faberlic Дизайн-система для Faberlic](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f3f/12e/ab5/f3f12eab5805db93e7a843df0fd6df87.jpg)
Вместе с фронтом мы создали библиотеку компонентов для дизайнеров и разработчиков. Эту базу использовали на проекте, а в дальнейшем она станет началом для полноценного редизайна сайта.
Дизайн-система заняла больше времени в начале, а позже мы его наверстали и завершили проект вовремя. Но чтобы согласовать такие повороты сюжета, стоит упомянуть еще один важный пункт.
Нашли своих людей со стороны клиента
Этакие онлайн-копатели, которые верят в продуктовый подход и путь исследований. Этот человек позже будет защищать ваши интересы перед главными боссами. Этот человек даст инсайдерскую инфу про пользователей. Он поможет ускорить процессы согласования и, возможно, повысит лояльность руководства к вам. Найдите его :)
Чаще всего даже в самой глухой компании, где не течет даже ручеек продуктового подхода, вы сможете найти такого человека. Поэтому подумайте заранее — кто это может быть.
![Работаем по CJM с Фаберликом Работаем по CJM с Фаберликом](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d27/949/d48/d27949d4853e1329b6eb43d6b67da58c.jpg)
На Фаберлике это были арт-директор Денис Марар и продакт Наташа Емцова. Привет!
Так вот, Наташа прониклась нашим чекаутом, и согласовала его делать полностью вот прям сейчас без переходных этапов.
Объясняли и внедряли продуктовые практики
Чтобы сдвинуть большую неповоротливую компанию, нужно сеять внутри нее культуру продуктового подхода.
Мы собрали команду со стороны Фаберлик, пользователей, директора ecomm и за 2 дня провели воркшоп с исследователями из Сбера и Авито. Результатом стали собранная CJM и прототипы.
![Один из вариантов прототипов на тесты Один из вариантов прототипов на тесты](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d68/f1f/9c1/d68f1f9c13fb94dc1ffea73d3721a758.jpg)
Воркшоп потребовал много организационной работы, но мы лучше поняли наших пользователей и показали наш подход бизнесу. Нам рассказали, как работает внутренний сервис, это дало много свежих мыслей для всех.
Оказалось, что пользователи не такие «архаичные», как о них думали — они обращали внимание на новые фичи и узнавали знакомые ecomm-паттерны.
Пушили хэдов, чтобы закрыть бреши в информации
Важно не бояться быть навязчивым. Созваниваться с продактом, арт-диром, разработчиками и уточнять, почему что-то там нельзя, говорить с бизнесом. Задавать неудобные вопросы. Делиться идеями и мыслями.
После разработки CJM на Фаберлике у нас осталось несколько пробелов. Чтобы разобраться, мы подготовили вопросы и организовали встречу с директором ecomm. Не могу делиться конкретикой, скажу только, что вы никогда не можете наверняка знать, когда и кем были приняты решения в создании продукта до вас.
Помогали продать решение дальше
В идеале нам самим нужно защищать решение, но бывает в больших компаниях идею презентует продакт оунер или кто-то еще со стороны клиента.
На Фаберлике идею презентовал арт-директор Денис Марар. Мы рассказали Денису про концепт: компактность, модульность, современные ecomm-паттерны, дали прокликанные макеты, описали стратегию, как это можно внедрять и передали ему.
Не смотря на долгий цикл согласований: время для своей команды, ресурсы фронта, бэка, бизнеса, разговоры про демо-версию, в итоге чекаут приняли, и он ушёл в работу.
![Новый чекаут Новый чекаут](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b4c/f08/913/b4cf089130e587dea1127776b335e138.jpg)
Fin
В больших компаниях легаси, бюрократия, куча ролей, людей и созвонов. Разобраться во всем этом и продвигать свои решения можно, внедряя практики продуктового подхода.
Не бойтесь бюрократии и не пытайтесь под нее подстроиться. Бейте её по башке, ведь вас для этого и звали.
И ещё раз, в работе с большими компаниями:
Актуализируйте данные
Часто показывайте результат и получайте обратную связь
Подходите системно и оптимизируйте процессы
Найдите своих людей со стороны клиента
Готовьтесь к презентации, даже если идею защищаете не вы
Объясняйте и внедряйте продуктовые практики
Про Фаберлик еще есть видео, которое мы сделали с ребятами из Прагматики. Там я подробнее рассказываю про гипотезы, дизайн-систему, HADI. Собрали все, что не под НДА. Приходите смотреть.
Эта статья была сначала опубликована на VC, а теперь перекочевала сюда.